Максим Батырев: о зависти, лени и портрете Путина на стене
Люди

Максим Батырев: о зависти, лени и портрете Путина на стене

Колонка о том, что мешает нам жить и работать.

автор Максим Батырев

Максим Батырев — один из самых востребованных бизнес-тренеров страны, автор бестселлеров «45 татуировок менеджера» (самое продаваемое бизнес-издание 2014 года в России) и «45 татуировок продавана» (№1 в топ-10 бизнес-книг 2017 года).
Максим Батырев: о зависти, лени и портрете Путина на стене
В феврале этого года я устраивал «Комбат-тур» по Китаю. Это когда собираются предприниматели со всей России и отправляются в другую страну ради бизнес-знакомств и обмена опытом. И вот, еду я по Югу Китая, кажется, в Гуанчжоу, смотрю в окно, а там каждая вторая машина — электромобиль Tesla. Да я Tesla в России пару раз видел! Смотрю в окно и думаю: как же мы отстали… Скоро весь мир будет ездить на автомобилях с автопилотом, а мы до сих пор выпускаем «механику». Почему? Почему мы не хотим учиться и развиваться?

Отсутствие запроса на профессиональное развитие — самая большая национальная беда. Среди знакомых мне учителей очень мало тех, кто хотел бы принять участие и выиграть во всероссийском конкурсе «Учитель года». Мало врачей, которые хотят быть лучшими в своем деле. Мало журналистов, которые стремятся догнать и обогнать Познера в мастерстве интервью. Я знаю всего несколько продавцов, которые хотят стать лучшими в своей компании, однако знаю много таких, для кого продажи — это «временно перебиться, а потом, может, подвернется что-то получше».

Об этом думаю и говорю не только я. Президент Сбербанка Герман Греф, выступая на Петербургском экономическом форуме, сказал: «Если мы не будем учиться, то поговорка «не ту страну назвали Гондурасом» станет поговоркой о нас». Все верно, от Китая, США и других лидирующих стран мы отстаем уже на десятилетия.

Алексей Кудрин, экс-министр финансов, на бизнес-форуме «Атланты» возмущался, что в предпринимательской среде никто не учится. А я понимаю, почему. У нас каждый второй — доморощенный «эксперт»: сами знаем, как дела делаются, все решают связи и блат. Такая позиция, может, и была жизнеспособна в начале 1990-х, когда не было нормальной конъюнктуры рынка. Но сейчас, если человек не развивается, его бизнес начинает стагнировать, его компания проигрывает конкурентную гонку. И лишь те компании, которые работают над корпоративной культурой, обучают сотрудников, по-настоящему думают о клиентоориентированности — растут. Я всегда искренне благодарю участников моих мастер-классов. Они — настоящие, гумилевские, пассионарии. За ними будущее.

Знаете, как русские научились не платить на финских парковках? Ищут на рядом стоящих машинах уже выписанный штраф и кладут его себе под дворник.

Каждый год езжу в Финляндию на Nordic Business Forum. Он стабильно собирает по 6 тысяч участников — это каждый 900-й житель Финляндии. Вот рядом со мной сидит хозяин финской компании, выигравший конкурс «Лучший предприниматель Европы». И я думаю: смотри-ка, лучший предприниматель Европы пришел учиться на бизнес-форум. Да потому он и стал лучшим, что знает: мир меняется каждый день, появляются новые цели, задачи, новые знания и техники. И он готов впитывать их. Стал лучшим и, возможно, станет снова через несколько лет.
А потом я прихожу на какой-нибудь наш крупный бизнес-форум — и с грустью смотрю на 2 тысячи участников. Это только каждый 75-тысячный житель России.



***

Все-таки в годы советской власти наш генно-культурный код изменился. В условиях уравниловки выросло чувство патологической зависти. Да-да, не было вопиющей нищеты, мы были одинаково, чуть ниже middle class, равны. Но как только кто-то выбивался немножко: становился директором фабрики или удачно женился, — он становился объектом общей зависти. Наши люди не умеют, не привыкли, не приучены радоваться успехам ближнего.

В США есть теория «селф-мейд» — сделай себя сам. Ты можешь стать миллионером, добиться высот — и успешные люди рассказывают, как это сделать. Куча живых примеров, уйма книг. В России до 2013 года было всего две книги, которые написали реальные руководители. Одну из них написал я — «45 татуировок менеджера», про путь наемного руководителя, и Олег Тиньков — «Как стать бизнесменом», опыт собственника. 27 лет уже новой России, понимаете? А у нас до сих пор очень мало предпринимателей и менеджеров, которые готовы делиться своим опытом. Причиной тому все та же человеческая зависть. Как принято считать у нас — если человек разбогател, то нечестно, обязательно украл. Так зачем же я буду делиться опытом, если все равно не поверят и обзавидуются.
Учитесь и учите своих подчиненных радоваться победам других, объективно оценивать чужой опыт, брать лучшее из него. Систему сопричастности и соучастия, конечно, всегда организовывает руководитель. Как? Я уже рассказывал.



***

Один мой знакомый, он уже много лет живет в Финляндии, поделился забавной историей — как русские научились не платить на финских парковках (они там очень дорогие). Наш человек паркуется, ищет на рядом стоящих машинах уже выписанный штраф и засовывает его себе под дворник. Все, уже не оштрафуют. Я оторопел, когда узнал. Неужто финские полицейские такие дураки, что не могут проверить, чей это штраф на самом деле. «Да ты пойми, — говорит мой друг, — им просто в голову не может прийти, что такое в принципе можно сделать».

Постоянное желание пробить брешь в системе — еще одна наша национальная особенность. И она сохранилась на территории всего постсоветского пространства. У немцев, австрийцев или венгров всегда есть должностная инструкция, регламент. Если у нашего человека есть инструкция, действовать согласно ей он станет в последнюю очередь. А что попробует в первую? Правильно, обойти систему. (Повесить магнит на счетчик, заиметь ключ от всех дверей, как у проводника в поезде, etc..)

Я всегда шучу: «почему в кабинетах больших начальников висят портреты президента? Чтобы напоминать мышам — кот здесь, он никуда не ушел».

И что с этим делать? Штрафы проблему не решают, знаю по собственному опыту. При всех моих неоднократных попытках ввести штрафы за опоздания работники тут же изобретали двойные пропуска для проходной, договаривались с охранниками и так далее. Это в крови у нашего человека. Недавно проводил мастер-класс для большой и очень крутой компании. После мероприятия выстроилась очередь из желающих получить автограф на моей книге. Времени у меня было в обрез, надо на самолет бежать. Смотрю: те, что первыми подходят, держат в руках по 10 книг. Спросил еще со смехом: куда вам столько? А потом увидел: люди из конца очереди подбегают в начало и просят: «Подпиши для Коли», «Подпиши для Наташи». И так человек 40!

Мой вам совет: создавая правила своей компании, думайте о том, будут ли люди им следовать, точно ли они нужны. Ну, и сразу продумайте пути обхода ваших правил. Чтобы знать, как вас будут обманывать, и какой ущерб это может причинить делу.



***

Знакомый предприниматель открывал дочернюю компанию в Китае, пришлось там пожить безвылазно несколько месяцев. А когда вернулся в российский офис, увидел печальную картину: показатели упали, даже топ-менеджеров нет на рабочих местах, в кабинетах бардак, в комнате для совещаний все покрылось пылью. Тоже характерная ситуация для России: «кот из дома — мыши в пляс». Когда над тобой не нависает начальник, люди работают на порядок хуже, устраивают себе полувыходные.

Я всегда шучу на эту тему: «почему в кабинетах больших начальников висят портреты президента? Чтобы напоминать — кот здесь, он никуда не ушел». Вот так и всякий, хороший, руководитель должен — даже в свое отсутствие — наполнить пространство собой, неотложной работой, общей идеей. Чтобы не образовывался вакуум, который постепенно заполняется сплетнями, ленью и расхлябанностью.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: МАКСИМ БАТЫРЕВ: «СХВАТИЛ ТЕЛЕФОН И ШВЫРНУЛ В НЕГО ОБРАТНО». КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВАЖНЫМ ПЕРЕГОВОРАМ?

Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное
Маркетплейсы
Вся власть РФ
1euromedia Оперативно о событиях