«Недаром актриса Пересильд пела в космосе «Левый, левый берег Дона». За чем нужно ехать в Ростов-на-Дону?

«Недаром актриса Пересильд пела в космосе «Левый, левый берег Дона». За чем нужно ехать в Ростов-на-Дону? Отвечают глава туркомпании, владелец модного кластера, гид и дизайнер одежды.
Места

«Недаром актриса Пересильд пела в космосе «Левый, левый берег Дона». За чем нужно ехать в Ростов-на-Дону?

Отвечают глава туркомпании, владелец модного кластера, гид и дизайнер одежды.

Логотип Журнала Нация
Маркетплейсы
Совместно с Агентством по туризму и деловым коммуникациям Ростовской области мы продолжаем создавать масштабный проект «ДНК Юга». Он о людях, местах, событиях, которые составляют гордость нашего региона и делают его таким привлекательным для российских и зарубежных туристов. 
В новом выпуске «ДНК Юга» поговорили о туристической привлекательности Ростова-на-Дону с людьми, у которых любовь к городу связана с профессиональным интересом и бизнесом.

Татьяна Нечепаева

генеральный директор компании «Рейна-тур НТВ», гостиниц «Эрмитаж» и «Дон Кихот»
«Недаром актриса Пересильд пела в космосе «Левый, левый берег Дона». За чем нужно ехать в Ростов-на-Дону?

— У Ростова своя особая харизма, и прежде всего она видна в людях, это отмечают все гости. Как-то туристы из Баварии рассказывали мне, что приезжают сюда за общением: когда они гуляют по нашим улицам, то могут запросто вступить в диалог с прохожими, их везде хотят угостить.

У Ростова есть душа и свое лицо. Его сегодняшняя неповторимость — в контрастах: с одной стороны, это купеческий город со старыми двориками, барахолками, богатой историей и культурой, с другой — современный быстрорастущий мегаполис.

В Ростов надо ехать за настроением, вдохновением, лучше весной или осенью, когда по улицам ходят яркие люди, в городе много зелени; когда можно прогуляться по реке, сходить на наш южный базар и в наши рестораны с самой вкусной едой.
После 2-3 дней пребывания в городе многие туристы уезжают с чувством, что пробыли здесь месяц. И всегда хотят вернуться.

Сейчас в туриндустрии очень востребованы иммерсивы. Поэтому так популярен наш проект «Лики Ростова». Это театрализованное представление, декорациями для которого становятся ростовские улицы и дворики, в них перед туристами появляются актеры театра и погружают зрителя в прежние эпохи.
Неизменным спросом пользуется экскурсия «Авантюристы старого Ростова»: мы знакомим с историями ростовских сыщиков и мошенников; гости узнают об «ограблении века», «вояже на Северный полюс» и греческих пиратах.
Изобилие Центрального рынка, или Старого базара Ростова.Изобилие Центрального рынка, или Старого базара Ростова.

Ну, и, конечно, хит — это посещение Старого базара, с рассказами о донской кухне и дегустациями. Учим гостей города правильно выбирать раков и готовить их, нередко включаем в программу посещение уже известного всей стране заведения «Раки и гады». А «вишенка на торте» — прогулка по ростовской «барной миле».

Музей Донской казачьей гвардии — тоже беспроигрышный вариант, вызывает бурю эмоций у людей любых возрастов и наций.

Если говорить о пакетных турах, которые мы предлагаем: востребованы недорогие туры выходного дня, например «Донская мозаика» — когда за 2–3 дня вы можете увидеть не только Ростов, но и Азов, Таганрог, Старочеркасск.
Есть тур «Город со вкусом»: в него входит знакомство с Ростовом, посещение легендарного «Казачьего куреня», проживание в отеле 5* Old House — это более дорогой сегмент.
Так встречают гостей в Музее Донской казачьей гвардии.Так встречают гостей в Музее Донской казачьей гвардии.

Когда мы по заказу Агентства по туризму РО или администрации Ростова проводим ознакомительные туры для специалистов из других субъектов страны, они всегда удивляются возможностям города и региона. Коллеги сходятся во мнении, что Ростов и область недооценены с точки зрения туризма. Ведь здесь есть прекрасная инфраструктура: отели, в том числе и сетевые, прекрасные рестораны, близость малых самобытных городов; вдобавок к этому очень длинный теплый сезон, река (круизы, рыбалка).
Недавно делали подобную программу для представителей туротрасли Краснодара; они много где бывали, но сказали нам, что впечатления от Ростова, как от крутого европейского города.

Что еще нужно городу? Современные прогулочные теплоходы, доступная среда с пандусами для инвалидов, сервис более высокого класса. У нас есть прекрасные музеи, и им необходимы молодые креативные экскурсоводы. Нужно активнее вовлекать в процесс наши интересные винодельни. А еще у Ростова огромный потенциал в развитии mice-индустрии (деловой туризм), ведь наш город — это сердце макрорегиона.


Александр Кулешов

совладелец кластера С52
«Недаром актриса Пересильд пела в космосе «Левый, левый берег Дона». За чем нужно ехать в Ростов-на-Дону?

— В Ростов надо ехать, чтобы понять, что такое изобилие. Оттого, что здесь смешано столько народов, образовалась очень интересная этносистема, такая настоящая вавилонская история. От этого взаимодействия и бизнес здесь особенный, и культура.

Главный стереотип, с которым я сталкиваюсь, что Ростов — это казаки. Но это больше свойственно области, а истинная натура Ростова — в купечестве. Все, что мы видим сегодня нового и интересного: кафешки, магазинчики, сервисы, классные авторские проекты, делают молодые предприниматели. Я бы назвал их неокупцы.

Многие из них причастны или выходят из С52 (ранее был известен как Creative Space. — «Нация»). Кстати, мало какой объект формата «креативное пространство» живет целых 10 лет, так что мы долгожители среди подобных проектов в стране. Сейчас у нас около 50 резидентов, и многие из них по-своему уникальны. Например, Hotspot — бутик для граффитчиков, второй подобный есть только в Москве. Или крутой магазин «Сила йоги», им уже 8 лет, и они знают о йоге буквально все. Много едален стартовали у нас и шли дальше: та же азиатская лапшичная Navi Wok или японское бистро Foodji. У фонда «Я есть» (занимается детьми с особенностями развития) в С52 своя гончарная студия.
Магазин PandaSale до пандемии проводил у нас целые чемпионаты по настольным играм. Есть кинотеатр под открытым небом — City Cinema Roof, в теплый сезон там полно народу: кайф смотреть кино на крыше в самом центре города и пить вкусный чай.
В кластере С52.В кластере С52.

Это миф, что в Ростове туристу нечего делать. Здесь очень красиво, очень интересно, здесь много классных необычных мест: секретные бары вроде Shanghai 12, «Раската», «Мойше», кофейня «третьей волны» Setters, морская кухня в «Ракушке», индийская — в Chori, новые ресторанные кластеры «Квартал» и «Вокруг центр». А чего стоит один двор винного бара «Сияние»: он уже попал во все модные путеводители по городу.
У некоторых неокупцов уже семейный бизнес, например Максим Поливанов с женой Машей развивают целую сеть нетривиальных заведений: «Голодранец», «Бокальчик», «Колючка», «Шрум». И этот список можно продолжать и продолжать.

Сейчас время самобытных проектов, и несмотря на пандемию в Ростове они только множатся. Таких больше нигде не встретишь: фишка в том, что люди запускаются не по франшизе, а делают это для себя и города.


Анжела Сиваш

гид-экскурсовод, составитель авторских экскурсий по Ростову
«Недаром актриса Пересильд пела в космосе «Левый, левый берег Дона». За чем нужно ехать в Ростов-на-Дону?

— Ростов напоминает Москву, Кишинев, Одессу, Манхэттен, даже Тбилиси. Это сравнения моих туристов. Но по числу красавиц на улицах мы отличаемся от всех городов. Недавно гуляем по Большой Садовой, и москвичка говорит: «Слушай, идешь, как по Тверской, только женщины здесь красивее».

В Ростове физически ощущается энергия людей, и это люди, которые любили жить напоказ: широкие проспекты, нарочито нарядные дома — это наша ДНК и есть.

Все, кто впервые приезжает в Ростов, поражены, насколько огромна его историческая часть. Обычно старый центр в современных российских городах — это 2-3 квартала, а у нас — километры в разные стороны. У всех есть этот эффект «вау!» оттого, что «обычный областной город» настолько богат архитектурой. И то, что он такой зеленый. И нет таких, кто бы сказал: все, гештальт закрыт, Ростов мы увидели. Наоборот, строят новые планы.

В последние два года у нас стало больше богатых туристов из Москвы и Питера, тех, кто привык отдыхать за рубежом. Они любят провести уикенд интересно и распробовали, что Ростов в этом качестве подходит.
Многим столичным туристам очень нравится старый город — нижние к Дону улицы. Им интересна эта живая, хоть и обветшавшая красота. Есть у нас и недооцененные сокровища советской архитектуры: авангард, модернизм. Знатоки ими восхищаются.

Одна из моих эксклюзивных экскурсий — это «История Белого движения на Юге России». У нас к этой истории можно в прямом смысле прикоснуться: это гостиница «Астория» (ныне «Дом обуви»), куда приезжали генералы Деникин, Корнилов, Эрдели, дом генерала Врангеля, особняк Парамоновых на Пушкинской, который был штабом Добровольческой армии, «Палас-отель» (сейчас штаб Южного военного округа), где останавливались лидеры меняющейся тогда власти.
Так угощают на Дону.Так угощают на Дону.

Большой запрос на авторскую программу «Три века ростовской еды», мы в ходе экскурсии посещаем Старый базар, или заходим в кафе «Золотой колос», или в ресторан с донскими винами из автохтонных сортов. То, что человеку понравилось на вкус, он уже не забудет.

Здорово, что точек общепита стало так много и они такие разные, затейливые, на любой карман. Туристы любят селфиться на летних площадках ростовских кафе. А еще на выигрышном фоне улицы Пушкинской, переулка Соборного, под Ворошиловским мостом, на площади Советов. Самый любимый памятник у них — Сантехнику, хотя я бы скорей назвала его памятником ростовскому коту.

До сих пор спрашивают, криминальный ли город Ростов-папа? Объясняю, что наш криминал был всегда скорее авантюрным. Никогда сумки из рук, как в Испании, не вырывали.

Как сделать город еще более привлекательным? Нужно навести порядок с парковками в центре: тогда для туристов будет доступна комфортная прогулка, а не прорыв сквозь стоянки машин. Нужно засаживать город деревьями с большой кроной, а не кипарисами в кадках: нам нужна тень, мы же юг! А еще здорово было бы сделать такой же классной, как центр, площадь Ленина и улицу Ленина. Там есть что посмотреть.


Владимир Овечкин

основатель бренда Vladimir Ovechkin, дизайнер одежды, художник

«Недаром актриса Пересильд пела в космосе «Левый, левый берег Дона». За чем нужно ехать в Ростов-на-Дону?

— У меня есть такой личный «лакмус»: город стоящий, если про него слагают песни, пишут стихи, рисуют картины. В России есть только три города, про которые написано множество песен: Питер, Москва и Ростов. И новые герои — «Каста», Баста, Марк Котляр продолжают этот плейлист. Ростов вдохновляет, а это дорогого стоит. Недаром актриса Юля Пересильд вместе с космонавтами пела на орбите «Левый, левый берег Дона».

Ехать сюда нужно обязательно и обязательно нужно постараться понять, что здесь такого, почему город сносит голову поэтам и музыкантам?

Все мое творчество последних лет посвящено Ростову. На моих принтах и картинах есть донская селедка, шамайка, таранка, лещи, раки, театр-трактор, рынок, мосты. Все это знаковые символы города. Но как бы много их ни было, я буду рисовать и дальше: Ростов неисчерпаем. Как добрый котел с ухой. Кстати, у меня есть принт и про уху.

Сейчас города оценивают по инстаграм-привлекательности. С этим у нас все супер: красивые особняки, живописные развалины, уютные парки и улицы, великая река, масса заведений с современными интерьерами (с интерьерами ростовчане заморачиваются как никто). Так что запилить классные видосы и фоточки у нас можно легко.

Ростов отличает особый дух города — его радушие и теплота; даже погода здесь рада гостям. В пандемию Ростов развернулся лицом и к своим, и к приезжим: появились интересные экскурсии, прогулки по Дону на яхтах и катерах, поездки в «жемчужины» донского края: Азов, Таганрог, Старочеркасскую. Жизнь просто закипела вопреки всему!
В этом весь Ростов: пока спокойно, все на релаксе, но когда надо собраться, все начинают «суетиться, как однорукий человек в приступе крапивной лихорадки» у О`Генри (смеется).
Колесо обозрения на Театральной площади Ростова.Колесо обозрения на Театральной площади Ростова.

Что еще я хочу видеть в своем городе? Речной трамвайчик на Левый берег, «ракеты» по Дону, новые парки, новые общественные пространства, например филиал Третьяковской галереи. Нам нужны масштабные, амбициозные проекты.

Если вы хотите не пропустить новые выпуски проекта «ДНК Юга», подпишитесь на нас в Яндекс.Дзенефейсбуке«ВКонтакте»инстаграме.