Цой и его деньги
Люди

Цой и его деньги

Сколько зарабатывала главная рок-звезда СССР?

автор Виталий Калгин фото сайт Джоанны Стингрей  

17 Марта 2016

Несметные богатства в народном сознании — непременный атрибут суперзвезды. Цой многим казался суперзвездой, и, по утверждениям Кинчева, в ответ на вопрос: «Что, все деньги заработать хочешь?» — Цой ответил: «Надо зарабатывать, пока можно зарабатывать». В статьях Артемия Троицкого не раз проскальзывала информация, что «Кино» получало за концерты астрономические суммы.


Алексей Рыбин (участник первого состава «Кино»):

«Цой был достаточно жадным, как и любой, выросший в нищете и внезапно разбогатевший. Это обычное дело... Я тоже жадный, потому что приличные деньги начал зарабатывать только на пятом десятке».

Алексей Вишня (звукорежиссер, музыкант):

«У Цоя была жадность... И он умел себя продавать. Денег просто до жути было много. Не влезали в карманы, некуда было девать, нечего было покупать. Они скупали доллары. Дорого-предорого. А мама Цоя с восхищением вспоминала, как однажды Витенька привез ей 10 тысяч рублей сотками, одну пачечку. Больно некрасиво об этом говорить, конечно... Но это так. «Кино» стоило 50 тысяч за концерт, и Цой имел две доли. А играли по 60 концертов в месяц».

Как понять, каково же было реальное отношение Цоя к деньгам? Юрий Белишкин вспоминает, что «обмануть Виктора, провести его на мякине было очень трудно. Он хорошо знал, сколько стоит его концерт, и никогда не шел на коммерческие уступки. В то же время он не старался зашибить шальные деньги. Всегда интересовался: полон ли зал? Если бы узнал, что билеты идут неважно и половина зала пустует, снял бы концерты». Если «Кино» предлагали десять концертов, Виктор соглашался только на пять, если просили четыре — «Кино» давало два. Цой категорически отказывался от сборных концертов, даже когда предлагали те же деньги за пару песен. Пусть будет меньше, но за сольные концерты. Многие им предлагали: давайте, мол, по три концерта в день, можно под фонограмму, так все работают.


Андрей Самойлов (музыкальный менеджер):

«Сидим в Питере у одного товарища. Денег ни у кого нет. Концертов нет — лето. Приезжают узбеки из Ташкента и предлагают: 15 концертов, по 10 тысяч рублей за стадион. Предлагают четырем группам. «Аквариум», «Алиса», «Кино», «ДДТ». Условие — играют на стадионе, неважно, сколько народу. Объясняют: вот пришел бай со своими женами, с друзьями, сидят, плов едят. А вы играете. «Как это без зрителей играть?» — спрашиваем. «Вот денег дают 10 тысяч, чего думать», — объясняют. Цой сказал: «Я играть не буду». Все отказались. А 10 тысяч по тем временем большие деньги были...»

В отношении денег, по словам близких, Цой был совершенно адекватен и никогда не переоценивал их значимости. Скупость, как и расточительность, — результат переоценки роли денег в жизни. Цой не был ни скупым, ни расточительным.

Алексей Рыбин:

«Цой всегда хотел много зарабатывать. Еще с тех самых пор, когда сам себе шил штаны из дерьмовой материи. И ему удалось разбогатеть. И он этим откровенно наслаждался. Считать деньги он умел и умело ими распоряжался».

Ирина Легкодух (актриса, писательница):

«Это было в тот год, когда снималась «АССА». Витя жил в Ялте, в гостинице «Украина», пошел снег, съемки остановили. И он сидит в гостишке без денег. И чахнет. Мы ему в Симферополе устроили «творческую встречу». Чтоб деньги собрать. Зал был битком набит, а мы ведь даже толком рекламу не успели сделать. Самый роскошный вопрос из зала был такой: «Скажите, что означает «у-у-у транквилизатор»?» Виктор, не задумываясь, ответил: «У-у-у — это бессмысленный набор звуков, а транквилизатор — это лекарство». Воспоминания от этого дня, конечно, светлые — мы же собрали за этот концерт почти 600 рублей, которые потом честно поделили».

Во многих изданиях и статьях о Викторе проходит информация об огромных суммах, оставшихся после его смерти. К примеру, в книге А. Житинского «Цой forever» написано, что «после смерти Цоя на его сберкнижке было 50 тысяч рублей». Непонятно, откуда взялась такая информация. Коммерческих банков еще не существовало, а государству никто не доверял. Да и не было у Цоя денег, которые нужно было хранить в банке, — слишком много было нерешенных бытовых проблем.

Цой купил свою первую подержанную машину за полгода до смерти, а новый «москвич», купленный вместо нее, и вовсе казался ему роскошью. Квартиры у него не было, перспектив ее купить тоже. Жил он с родственниками Наталии Разлоговой в спальном районе Беляево. Если говорить о шоу-бизнесе, то рокер Градский или композитор Матецкий давно уже рассекали на иномарках, и даже по сравнению с каким-нибудь Макаревичем Цой был нищим. Слухи о несметных заработках возникли, по всей видимости, оттого, что окружение «киношников» было очень бедным.


Юрий Каспарян (гитарист «Кино»):

«Ну, постепенно у нас стало достаточно денег. Конечно, квартиры, машины, бриллианты мы не приобрели. Вишня утверждает, что Цой был жадным и расчетливым? Начнем с того, что Вишня сам жадный и расчетливый. Жадным Цой не был, это точно. Мог угостить всю компанию… Дело в том, что жизнь была другая. Бывали времена, когда все реально были на подсосе. Потом появились деньги, потом эти деньги обесценились. Такие качели, в общем. Могу сказать, что тому же Цою на машину хватило денег, а на квартиру уже нет».

Андрей Самойлов:

«1986 год. Я приглашаю в Тверь группы «Нате!» и «Игры». Мы перештамповали 50-копеечные дискотечные билеты на 2.50. И на последнем концерте группы «Игры» меня взяли обэхээсники за одно место. Тогда мне вписали порядка 6 тысяч долга, дали времени неделю. Мошенничество в особо крупных размерах. До 12 лет. В то время найти такие деньги было просто невозможно. Я понимал, что это тюрьма... Позвонил Цою, говорю: Витя, так и так, просто попросил приехать, спеть концерт, а деньги отдать мне. Он спросил: «Когда я должен приехать? Могу завтра». Я говорю: «Я не успею отпечатать афиши и продать билеты». Он: «Давай послезавтра». Я побежал в типографию, отпечатал афиши, всю ночь мы их по городу клеили. Утром вышли, продали полторы тысячи билетов. Народ выстроился. Потом пришли менты, сказали: «Все, больше билеты продавать нельзя, иначе потолок рухнет». Запретили, потому что боялись, что концерт будет на втором этаже Дворца спорта. Цой приехал, за полтора часа спел акустику, отдал мне все деньги, я пришел с ними в ОБХСС и остался на свободе».


 

Отрывки из книги Виталия Калгина «Виктор Цой. Последний герой современного мифа». Приводятся с сокращениями.

Издательство "РИПОЛ классик", 2016 год.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Цой, это не нам аплодисменты, а водке»