«Постойте, я не всегда такая страшная!» История роковой красавицы из ростовского ТЮЗа

«Постойте, я не всегда такая страшная!» История роковой красавицы из ростовского ТЮЗа Актриса Анна Самохина — в проекте «Гражданин Ростова-на-Дону».
Люди

«Постойте, я не всегда такая страшная!» История роковой красавицы из ростовского ТЮЗа

Актриса Анна Самохина — в проекте «Гражданин Ростова-на-Дону».

Логотип Журнала Нация
В следующем году банку «Центр-инвест» исполняется 30 лет. Обычно подарки дарят юбилярам, но в данном случае «Нация» и «Центр-инвест» сообща придумали подарок родному городу — проект «Гражданин Ростова-на-Дону». В течение года мы расскажем истории 30 наших земляков, которые много сделали для города, прославили его не только в пределах России, но и за рубежом. 
В рамках проекта уже опубликованы очерки о Городском голове Андрее Байкове, актере и режиссере Александре Кайдановском, футболисте Викторе Понедельнике, основателе зоопарка Владимире Кегеле, легенде джаза Киме Назаретове
Сегодня мы расскажем историю жизни одной из главных красавиц советского киноэкрана. Анна Самохина не была уроженкой нашего города, но ростовчане считают ее своей. И сама актриса всегда помнила Ростов и своих ростовских друзей.
Здесь прошли, как понятно теперь, лучшие, самые веселые дни ее короткой жизни. Но главное, именно в ростовский период зажглась звезда отечественной Изабель Аджани, как называл ее историк моды Александр Васильев.

40 миллионов зрителей

В конце 1980-х наше кино осваивало новые темы — невозможные до перестройки. Стало ясно, что советские женщины могут быть на экране не только ударницами производства, комсомолками и спортсменками.
В 1988-м зритель увидел сразу двух таких «новых» женщин: маленькую Веру из унылого провинциального городка и непутевую дочь Абхазии Риту — в триллере о жизни советской мафии «Воры в законе».

Ростовчанка Анна Самохина предстала в «Ворах» в образе кавказской Кармен — которая за свободу (в ее понимании) готова заплатить собственной жизнью.
Борьба за эту самую свободу шла в фильме на фоне безуспешной битвы с коррупцией и оргпреступностью. В финале работники ЖКХ снимают со стены дома огромный портрет Брежнева. Мол, его время прошло.

Это было созвучно настроениям значительной части населения. Фильм «Воры в законе», снятый по мотивам рассказов Фазиля Искандера, в первый год проката посмотрели почти 40 миллионов зрителей! Четвертое место в 1988 году. Он уступил только «Маленькой Вере» (55 млн), «Меня зовут Арлекино» (42 млн) и «Холодному лету 1953 года» (42 млн). Зато оставил позади «Ассу», «Иглу», «Забытую мелодию для флейты» и «Десять негритят». И речь здесь только о замеченных публикой фильмах. Практически незаметно вышли «Ашик-Кериб» Параджанова, «Жена керосинщика» Кайдановского и еще десяток неплохих фильмов. Крутой был год!

Никому до того неизвестная актриса Ростовского ТЮЗа Анна Самохина стала звездой первой величины!
Кинокритики правда писали, что экранизация не соответствует самим рассказам Искандера: «ушла грусть», а на первый план вышла криминальная история.
Справедливости ради надо сказать, Искандер был соавтором сценария фильма. И против эпатажа, судя по всему, не возражал: следующий фильм Юрия Кары «Маленький гигант большого секса» тоже был снят по рассказу Фазиля Абдуловича.

Но даже спустя годы Самохина оправдывалась: «Я благодарна судьбе за то, что попала в этот фильм — он принес мне популярность. Однако с героиней у меня нет ничего общего — ни одного взгляда, шага. Я человек верующий, христианка. Много лет спустя смотрю на себя в этой картине и думаю — боже, какое чудовище! Но если бы меня снимали, какая я есть, было бы совершенно неинтересно. Я обычный человек, неэкзальтированный, неизбалованный, не люблю больших компаний…»

Кто б это снимал актеров такими, какие они есть! Не за этим мы ходим в кино. Хотя в случае Самохиной фильм или сериал о ней самой наверняка собрал бы зрителей.
Если набрать в поисковике «Анна Самохина», то и сегодня, в сентябре 2021 года, вы найдете новости по этому запросу. Последний всплеск интереса к актрисе: был ли у Анны роман с Дмитрием Нагиевым или такого романа не было. Дочь Саша говорит, не было. С Арнисом Лицитисом был, а Нагиев — фантазер.

Серия первая. Детство

В Ростов-на-Дону она попала в 1982 году. Выпускников Ярославского театрального училища Анну и Александра Самохиных направили в Ростовский ТЮЗ, по распределению. Анне было 19, ее мужу — 27. Оклад 100 рублей на каждого.

Места эти были нечужими для молодоженов: Александр был родом из Пролетарска Ростовской области, а мать актрисы — Анна Григорьевна Кондратьева — из Таганрога. В 1957-м она окончила тамошний металлургический техникум и была направлена в Гурьевск Кемеровской области, на завод. Встретила Владлена Подгорного, работавшего на том же заводе. В 1964-м у Подгорных родилась дочь Анна. А вскоре семья переехала в Череповец, в адское место, по словам нашей героини.

— Жили в семейном общежитии, — вспоминала актриса, — места было мало, поэтому мы с сестрой, как щенята, спали на матрасах в углу общей кухни. Отец пил так, что годам к 30 стал законченным алкоголиком. Пьяные драки, крики, женский визг, мат и звон разбитого стекла — все это было привычным для нас, не пугало и не удивляло…
Отец Ани умер, когда девочке было семь лет.

Мама, Анна Григорьевна, хотела, чтобы дочь стала преподавателем музыкальной школы и вышла замуж за военного. Для начала она купила девочке пианино и отправила учиться музыке. Однако материнским планам сбыться было не суждено. Закончив 8 класс, Анна Подгорная поступила в Ярославское театральное училище.

В одном из интервью актриса рассказывала:
— Не поверите, но я это сделала назло своей первой любви. Моего парня звали Герман, впоследствии он стал хоккеистом и даже, по-моему, добился успеха. Но в то время я влюбилась в него так, как может влюбиться только Джульетта в свои 14 лет. Мы подолгу гуляли вечерами, писали друг другу стихи. А потом родители Германа просто запретили ему встречаться со мной. Официальная версия была такой: дескать, вы оба еще слишком молоды, вам еще учиться и учиться. Но, думаю, все было гораздо проще: я им просто не нравилась. Видимо, считали меня девушкой исключительно несерьезной и легкомысленной, слишком уж дерзкий у меня был вид. В конце концов, моего любимого отправили в Москву, от греха подальше, а я решила, что в лепешку разобьюсь, но чего-то в этой жизни добьюсь. «Он еще пожалеет!» — думала я тогда. И поступила в театральное училище, где вскоре вышла замуж за другого.

Серия вторая. Общага

В Ростове Самохиным выделили комнату в общежитии на Турмалиновской, на втором «театральном» этаже. Общая кухня, туалет в коридоре, две душевых кабинки в подвале — на все четырехэтажное здание. В душ выстраивались очереди, мылись семьями. Зато можно было поговорить по душам.

Рассказывает Марина Любимова (в 1980-х актриса Ростовского ТЮЗа, соседка Самохиных по общежитию):
— Жили мы, конечно, в жутких условиях, но очень дружно… Приходишь на кухню — и видишь, на каждом столе лежит по два-три блина или по пирожку, или зелень. Кто что готовил, тем и делился. У нас никогда не запирались двери. Мы не знали, в какой семье твой ребенок поел. На праздники столы выносились в коридор, из каждой комнаты тащили пироги, салаты. Анька хорошо готовила, пекла пирожки, торты… Когда у нас родился сын Артем, она его нянчила. Аня брала его на руки, а он всегда описывался от радости. У нас есть фотография, ее Самохина подарила Тёме. На обороте надпись: «Тёмочка, писать надо в горшок, а не на тетю Аню».

Во второй половине 80-х у некоторых советских граждан появились видеомагнитофоны — «видики».
— Их дочь Саша в основном жила у бабушки, — вспоминает Марина Любимова, — и мы часто собирались у Самохиных в комнате, человек 15–20. Смотрели всё: и боевики с Джеки Чаном, и «фильмы для взрослых». Хохотали! Наверное, это было лучшее время в нашей жизни.

Серия третья. Кикимора

1 ноября 1983 года у Самохиных родилась дочь. Назвали девочку Сашей, в честь отца.
Самохина рассказывала:
— Не успела я уйти в декрет, как некоторые мои роли в театре тут же отдали другим актрисам. И это при том, что на работу я вышла, едва дочери исполнилось два месяца.

В 1985 году в Ростовском ТЮЗе сменился главный режиссер: на место Вячеслава Гвоздкова, уехавшего в Ташкент, пришел Владимир Чигишев. У Самохиной была роль в его первом спектакле «Автобус».

Если Гвоздков был благосклонен к Самохиной, то Чигишева молодая актриса совершенно не заинтересовала. К 1987 году она «блистала» в роли Кикиморы в спектакле «Анчутка», мелькала в эпизодах и массовках. Единственная стоящая роль была у нее в спектакле «Дорогая Елена Сергеевна», поставленным еще Гвоздковым. Школьница Ляля, которая пришла к учительнице исправлять оценку.

В рок-оперу «Собаки», которую готовил к постановке Владимир Чигишев, ее не взяли. Хотя Самохина хорошо пела.

Вспоминает Владимир Рузанов (в 1980-х актер Ростовского ТЮЗа, муж Марины Любимовой):
— У меня было ощущение: какая красивая актриса — и какая бездарная. И вдруг однажды она приезжает со съемок. Спектакль «Дорогая Елена Сергеевна», длинная сцена. И она как-то по киношному ее повела. Это было уже после «Воров в законе». Я чувствую, что она поймала какой-то актерский стержень. Вдруг родилась актриса! Сразу гениальная. Кино сделало из нее актрису.

— В кино ей дали понять, что она женщина, а не Анчутка, — добавляет Марина Любимова. — Она стала не просто средней актрисой — она стала звездой. Просто Чигишев не умел и не хотел работать с актерами. Она играла Анчуток, ей говорили, ты — невнятная, некрасивая. А тут она попала в кино. Гафт в «Ворах» работал с ней как равноправный партнер. В ней все подспудно было, но кино раскрыло ее. Она выпрямилась, расправила крылья. Если бы не кино, в ней бы это все умерло.

Серия четвертая. Чудо

— Я пребывала в классической депрессии: ни ролей в театре, ни каких-либо перспектив у меня в то время не было, — так описывала Самохина свое состояние в 1987 году.
И вдруг…

Тут надо сделать небольшое отступление. В 1987 году штатный режиссер Одесской киностудии Георгий Юнгвальд-Хилькевич должен был приступить к съемкам советско-французского 3-серийного фильма «Узник замка Иф».

Георгий Эмильевич был уже известен широкой публике «Опасными гастролями» (1969 год) и картиной «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978). Оба фильма были невероятно популярны.

Спустя девять лет Юнгвальд-Хилькевич вновь обратился к творчеству Дюма. В фильме по сценарию, написанному им вместе с главным режиссером «Ленкома» Марком Захаровым, должны были сниматься звезды первой величины: Михаил Боярский, Алексей Петренко, Алексей Жарков, Евгений Дворжецкий, Всеволод Шиловский… А также ростовчанин Игорь Богодух.

На главную роль был приглашен неизвестный публике актер Театра на Юго-Западе Виктор Авилов. На роль Мерседес, возлюбленной главного героя, утверждена 19-летняя красавица Ольга Кабо, уже снявшаяся к тому моменту в десятке картин.

Фильм должен был стать (и стал) одним из самых богатых советских кинопроектов по разнообразию локаций: Одесса, Крым, Ленинград, Рига, Париж, Марсель. Как вспоминали работники Одесской киностудии, «это было золотое время, режиссеру не нужно было думать, как сэкономить на том, на этом. Никто не мелочился! Бюджет выделили большой».
Снимали картину, не как большинство фильмов — на отечественную пленку «Свема», а на импортный Kodak, как «Сталкер» Тарковского.

В общем, все было хорошо, но в самый последний момент, оказалось, что Ольга Кабо сняться в фильме не сможет. Она была востребована: в 1987–88 годах снялась в шести проектах.

Надо было искать новую Мерседес. Помощник режиссера Александр Просянов появился в общежитии на улице Турмалиновской без предупреждения (в картотеке киностудии были фотографии ростовской актрисы).

Самохину застали у плиты на общей кухне, в халатике, без прически и макияжа. Она закричала: «Подождите! Я не всегда такая! Я могу быть другой!» И, чтобы убедить гостей, что она — именно та, кого ищут, потащила их смотреть свои парадные фотографии.
— Аня крикнула вслед помрежу: «Я не всегда такая страшная!» — рассказывала актриса ТЮЗа Маргарита Лобанова.

— Я его приезда не ждала, — рассказывала сама Самохина, — и вид имела такой, какой бывает у женщины, когда она сидит дома с ребенком. В общем, ничего общего с фото, которое хранилось в картотеке киностудии. Но не в моих правилах упускать шанс, который сам идет в руки. Я убедила ассистента, что могу быть совсем другой, и поехала-таки на пробы в Москву!

— Тогда в кино попасть было очень сложно, не то, что сейчас, — говорит Марина Любимова. — В ростовском ТЮЗе не снимался никто. Богодух из драмтеатра снимался. Но он был очень колоритным. Однажды попал в обойму, благодаря своей подружке Софико Чиаурели, его заметили и стали раскручивать. Но он был особенным по фактуре.

Роль у Самохиной в 3-серийном фильме сравнительно небольшая. Однако в обойму она попала. Она тоже была особенной. Особенно красивой. Советское кино получило свою la femme fatale, роковую красавицу.

— В ней была какая-то магия, — говорит Любимова. — Сколько красивых актрис, которых даже завтра не вспомнишь. А у нее была какая-то внутренняя красота. Она чуть-чуть косила, но это такое колдовское косоглазие. У Ани правда были коротковатые ноги, ее специально снимали чуть снизу, и у нее была дублерша для эротических сцен.

В том же году «особенной» Самохиной, как мы уже знаем, предложили главную роль в «Ворах в законе».

Серия пятая. До свидания, любимый Ростов!

В 1989 году Самохина с мужем уехали из Ростова-на-Дону.
Рассказывает Марина Любимова:
— У Ани умерла мама, и она поехала в Череповец продавать квартиру, а, кроме того, ее позвал к себе Гвоздков, который как раз перебирался из Ташкента в Ленинград (на пост худрука ленинградского театра имени Ленинского комсомола). Он сказал, Аня, давай, я тебя жду.

В 1989 году Анна стала актрисой ленинградского театра. Но в ростовском спектакле «Дорогая Елена Сергеевна» она еще сыграла. Дважды. Спустя три года после увольнения. Уже как приглашенная звезда: к 1991 году на ее счету было полтора десятка фильмов, в том числе «Дон Сезар де Базан» (с Михаилом Боярским и Юрием Богатыревым), «Царская охота» (с Николаем Еременко и Светланой Крючковой).

— Прошло три года, она, честно говоря, уже и мизансцены путала. Мы ее ловили, чуть ли не хватали за платье: Аня, Аня, не туда. Спектакль прошел на сцене ДК «Ростсельмаш», в ТЮЗ Чигишев не пустил Самохину, — вспоминает Владимир Рузанов, партнер Анны по спектаклю.

Серия шестая. Финал

В следующий раз тюзовцы и Самохина встретились в 1998 году. Ростовчане повезли в северную столицу «Собак».

У Ани был новый муж — коммерсант Дмитрий Коноров и новое увлечение — ресторанным бизнесом: «Граф Суворов» — заведение побогаче, «Поручик Голицын» — попроще. Последний, кстати, оформлял мастер на все руки Александр Самохин, ее первый муж. А вторая жена этого первого мужа работала у нее в ресторане бухгалтером — Анна легко относилась к жизни.

По словам нашей героини, ресторанный бизнес появился в ее жизни от безысходности: «Было много сил и желания что-то делать — и полный штиль в профессии».

Самохина посмотрела «Собак» и пригласила всю труппу к себе в ресторан. В том числе и Чигишева…

Последний раз Самохина побывала в Ростове в 2007 году — с антрепризным спектаклем «Мастер и Маргарита». Она, естественно, была Маргаритой.
На тот момент у нее уже не было ни мужа, ни ресторанов. Была надежда, что она будет востребована в театре или кино.

В одном из последних интервью Самохина говорила:
— Судьба актерская, она настолько зависима от каких-то случаев, фортуны. Не будь фортуны, могу сказать вам честно, я бы и в кино не попала. А кино, это, безусловно, популярность.
Сказать, что я себя уже в полной мере реализовала? Не уверена… На сцене театра — да, я считаю, что уже сделала гигантскую для себя работу, это практически мой бенефис, роль в спектакле «Падшая жена инженера Мамбретти» (история о том, как сохранить семью, если заедает быт. — «Нация»). Это просто мечта любой актрисы — сыграть подобную роль! А вот кино-о-о — да, там, надеюсь, все еще впереди, нам же еще бабушек играть! А знаете, в бабушкиной судьбе так много интересного!
Бабушек сыграть не удалось.

В конце ноября 2009 года актриса из-за внезапных болей в желудке решила пройти гастроскопию. Врачи диагностировали рак желудка в последней стадии. Предположительно, причиной заболевания стали многолетние сомнительные диеты.

Врачи сразу не открыли Самохиной правду, но ее дочь и сестра Маргарита были в курсе происходящего. По словам Маргариты, незадолго до смерти Анна сказала: «Знаешь, если выкарабкаюсь — не хочу больше быть актрисой. Буду заниматься бизнесом. Или придумывать одежду... Да хоть на телевидение пойду — вести программу о мистике. Почему бы нет, буду рассказывать про инопланетян. Сама порой чувствую, будто я с другой планеты. Но только не актрисой. В такой ерунде наснималась, кто это будет смотреть?.. А знаешь, как это больно, когда в кино не приглашают?»

Анна Самохина умерла в феврале 2010 года в возрасте 47 лет.
Марина Любимова вспоминает:
— Когда мы знали, что она уже совсем плохая, мы ей позвонили, попали на дочку: «Саша, может, чем-то помочь?» — «Нет-нет, ничего не надо, мама сейчас в хосписе, никого не хочет видеть». Аня хотела, чтобы все запомнили, какой красивой она была.

Партнер проекта «Гражданин Ростова-на-Дону» — банк «Центр-инвест». Один из лидеров отрасли на Юге России, «Центр-инвест» с 1992 года развивает экономику региона, поддерживает малый бизнес и реализует социально-образовательные программы. В 2014 году при поддержке банка создан первый в России Центр финансовой грамотности. Сейчас их пять: в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Таганроге, Волгодонске и Волгограде. Уже более 600 тысяч человек получили бесплатные финансовые консультации. В их числе школьники, студенты, предприниматели, пенсионеры.
«Центр-инвест» известен также как учредитель и организатор ежегодного Всероссийского конкурса среди журналистов на соискание премии им. В. В. Смирнова «Поколение S».

Если вы хотите не пропустить новые выпуски проекта «Гражданин Ростова-на-Дону», подпишитесь на нас в Яндекс.Дзене, фейсбуке, «ВКонтакте», инстаграме.