«Однажды я сам стал героем комикса»
Люди

«Однажды я сам стал героем комикса»

Издатель комиксов Дмитрий Яковлев рассказывает, как вывозил тираж из типографии на санках и устраивал в музее боксерский бой.

Маленькое питерское издательство «Бумкнига» вот уже 13 лет ломает стереотипы, печатая комиксы не про супергероев, а про настоящую жизнь. За это время его сотрудники провели 13 комикс-фестивалей «Бумфест» и учредили свой конкурс, упрочив позиции малоизвестного пока в России вида искусства. Директор издательства Дмитрий Яковлев рассказал, чего им это стоило.

— За последние 5–6 лет в сознании наших людей произошел серьезный сдвиг: в России сформировался отдельный сегмент книжного рынка — комиксы. Они продаются во всех книжных, и даже в библиотеках есть полки с графическими романами. Комикс стал частью книжной культуры.

Время от времени комиксы становятся заметным событием. На международного Букера в 2018-м впервые номинировался графический роман — «Сабрина» американца Ника Дрнасо о пропавшей девушке. Или вот комикс Джипи «Однастория» — первый графический роман, прорвавшийся в шорт-лист главной итальянской литературной премии «Стрега». Ну, а «Маус» Арта Шпигельмана вообще-то получил Пулитцеровскую премию в 1992-м.
«Однастория» Джипи.
«Однастория» Джипи.
Мой самый первый прочитанный комикс — это, наверное, журнал «Веселые картинки».
Других комиксов в моем детстве не было, да я на них и внимания не обращал. Осознанный интерес появился в 20 лет. Меня очень зацепил французский художник Эдмон Бодуэн, у него невероятно поэтичный с визуальной точки зрения комикс, я не думал, что так вообще в комиксах бывает. Собственно, с него все и началось. Это были «нулевые», я сидел в библиотеке Французского института в Санкт-Петербурге и смотрел все комиксы, что там нашел.

Я из города Кириши, не коренной петербуржец. Это типичный советский городок в Ленинградской области на 50 тысяч населения, который появился потому, что там построили нефтеперерабатывающий завод. Центром тусовок у нас были дискотека и площадь, где собирались неформалы. В 90-х начали проходить концерты местных групп, традиционно для тех лет они играли тяжелую музыку в духе Sepulturа, Slayer. А я слушал группу «Кино».
Директор издательства «Бумкнига» Дмитрий Яковлев.
Директор издательства «Бумкнига» Дмитрий Яковлев.
Конечно, я, как и многие, уехал в Питер. Четыре года проработал в книжных магазинах, потом лет пять в издательстве «Самокат».
У нас собралась небольшая творческая группа из петербургских художников, и однажды мы с приятелем решили напечатать три-четыре фэнзина с их рисунками.
Это были просто журналы с короткими комиксами наших друзей: разные истории — и фантазийные, и автобиографичные. Никто не думал, что это дело разрастется: мы вдвоем вложили по 20 тысяч рублей, напечатали журналы, стали продавать.
Комикс «Папа и дочь» Полины Митяевой — лауреат гран-при «Бумфеста» 2013 года.
Комикс «Папа и дочь» Полины Митяевой — лауреат гран-при «Бумфеста» 2013 года.
Но потом деньги вернулись, и мы решили печатать следующий комикс. А через год, в 2009-м, умудрились получить субсидию на развитие малого бизнеса, почти 300 000 рублей — купили принтеры, компьютеры и бумагу для печати. Типография была недалеко от дома, и как-то раз три коробки с тиражом я вывез домой на санках.

Фестиваль «Бумфест» начался с простой питерской коммуналки, где мы тогда жили с друзьями и где делали фэнзины. Да и гости первого фестиваля тоже жили с нами: трое канадских художников и один чешский. Об этом даже есть комикс — «Овраги» Филиппа Жирара, он сначала вышел в Канаде — на французском и английском, а потом его напечатали мы.

Я сам стал персонажем комикса, картинки три в «Оврагах» посвящены мне. Это история про двух канадцев, которые приехали на русский комикс-фестиваль, загруженные стереотипами. Шел 2007 год, но в Канаде думали, что Россия страна угрюмых людей, где за тобой постоянно следят госслужбы, и тому подобные вещи, а оказывается, что все иначе. Такой философский травелог со всеми реалиями. И я там — реальный я. Вполне узнаваем.
Обложка комикса «Овраги» Филиппа Жирара.
Обложка комикса «Овраги» Филиппа Жирара.
Слово «бум» мы взяли в название потому, что это «взрыв»; вообще был план делать вокруг фестиваля целую корпорацию: сначала Бумкнига, потом Бумкино и так далее. Фестиваль всегда состоял из двух частей: первая — выставки, вторая — лекции, презентации, мастер-классы. За эти 13 лет из выставок, сделанных на коленке, выросло интересное и красивое событие, где есть работа с пространством, элементы инсталляции, не только плоскость и графика. Площадок у нас всегда было несколько, чтобы люди могли курсировать по городу. Вход бесплатный.

За эти годы мы привезли в Питер более 200 художников из разных стран Европы, а если считать и наших, то 250. Том Голд, Эммануэль Гибер, Матти Хагельберг, Катья Тукиайнен, Ханнерийна Мойссейнен, Давид Б, Лоренцо Матотти, Мигель Гаярдо. Некоторые приезжали не на фестиваль, а на презентации в связи с выходом их книг на русском языке.
Россия на всех произвела сильное впечатление. Том Голд приезжал целых четыре раза. Филлип Жирар тоже. Буквально неделю назад уже третий раз у нас побывал бельгийский художник Брехт Эвенс — в связи с выходом его комикса «Полуночники». Автограф-сессии длились у него часами. В Питере он подписывал книжки в общей сложности 6 часов, а в Москве — 8! При том, что «Полуночники» стоят почти 2 тысячи рублей.
Комикс «Полуночники» Брехта Эвенса. («Полуночники» также заглавная иллюстрация к этому интервью.)
Комикс «Полуночники» Брехта Эвенса. («Полуночники» также заглавная иллюстрация к этому интервью.)
Цензуры в комиксе нет. Есть самоцензура. И есть свои границы у каждого издателя: мы, например, явно не будем издавать комикс, который унижает достоинства какой-то группы людей. А в остальном… Мне кажется, комикс говорит на любые темы и актуальные, и неактуальные. Развод родителей? В детской серии комиксов «Ариоль» есть герой, он поросенок, школьник, его зовут Рамоно, так вот у него родители разведены.

Комиксы не смотрят, а читают. Это не жанр, это форма. А внутри этой формы может быть миллион всяких жанров, как внутри кино и литературы. Комиксы — не литература и не иллюстрация, это «другое» чтение, графика здесь тоже является языком.

Первична не картинка и не текст, первична история. Текст и изображение работают вместе, чтобы рассказать ее. Но во многих комиксах нет текста, а история есть. Это как раз и говорит о том, что рисунок в комиксе — это язык. Это принципиально другая форма рассказа.

При чтении комикса задействованы оба полушария мозга. Это очень легко получается у детей и немного сложнее у взрослых. Поэтому у взрослых с чтением комикса могут быть проблемы, ну, если нет практики. Но это касается любой формы рассказа, если у тебя нет практики воспринимать историю через оперу, тебе будет тяжеловато в театре.

Если человек вообще не знаком с комиксами, то ему хорошо бы сначала определиться с темой, которая ему интересна, а потом искать свой графический язык, удобный для чтения. Есть же настолько экспериментальные, что неподготовленному будет тяжеловато прорываться. Например, «Однастория» Джипи. А есть Том Голд, который простой, смешной, с ним, наверное, будет легче справиться.
«Сказки Гамаюн». Комикс по русским сказкам Александра Уткина.
«Сказки Гамаюн». Комикс по русским сказкам Александра Уткина.
Довольно быстро понятна книжка иранской художницы Маржан Сатрапи «Персеполис», там простая и лаконичная графика. В книге Юлии Никитиной «Полуночная земля» много визуальных метафор, но несложная графика, и она выигрышна тем, что это все узнаваемо: Юля пишет про современную Россию. Или книжка Александра Уткина «Сказки Гамаюн», где в основе лежат близкие нам русские народные сказки. Ну и «Муми-тролль и конец света», который рисовала Туве Янссон для газеты в 1940-х годах. Собственно, это наши суперхиты, которые хорошо расходятся и переиздаются.

Самый мощный русский комикс сегодня — это «Сурвило» Ольги Лаврентьевой о блокадном Ленинграде. На него теперь покупают права в разные страны, он вышел в Швеции, Норвегии, Франции, должен выйти в Германии и Польше. Сейчас мы заключаем контракт с итальянцами. Русские авторы все более популярны, скепсис прошел. И те русские комиксы, что мы издаем, очень самобытны.
«Сурвило» Ольги Лаврентьевой.
«Сурвило» Ольги Лаврентьевой.
В России на комиксиста учат в Высшей школе экономики в Москве, пару лет назад появился отдельный бакалавриат. Есть различные курсы, и даже в домах творчества можно встретить кружки по комиксам, во всяком случае, в Питере. А мы в «Бумкниге» объявили конкурс «Своя книга»: это попытка стимулировать российских авторов, чтобы они взялись за большой цельный проект. Лучшие будут напечатаны.

Я всегда печатаю то, что люблю сам. Но, конечно, в издательстве коллегиальный выбор книг, а не только мой вкус.
Постоянно смотрю каталоги зарубежных издательств и то, что нам присылают российские авторы, езжу на фестивали. В тренде сейчас, как и всегда, автобиографические комиксы. На мировом рынке появился уклон в сторону аудитории young-adult, «молодых взрослых» — 15–17 лет. На российском рынке снова, как и 10 лет назад, взлетает манга, японские комиксы. Часто комиксы сегодня — просто продукт мерча у блогеров-миллионников, такой комикс быстро становится хитом, хотя не всегда имеет большую художественную ценность.

Обычно к комиксу приходят художники, но иногда и писатели, Нил Гейман например.
А вот другая знаменитость, Эдмон Бодуэн, хотя и рисовал всю жизнь, но до 30 лет работал бухгалтером. Потом бросил это дело и вернулся к детской мечте; его книга «Пьеро» (мы ее тоже печатали) как раз об этом.
Мне 40. Я тоже по профессии бухгалтер-экономист, ну, и еще есть вузовская корочка по специализации «маркетинг». В общем, не книжное образование.
Обложка комикса «Пьеро» Эдмона Бодуэна.
Обложка комикса «Пьеро» Эдмона Бодуэна.
Мы были и остаемся маленьким издательством, нас всего 5 человек, и у нас выходит в год 16 новых книг и до 8 переизданий.
Интересная история получилась с комиксом «Сказки Гамаюн» Александра Уткина. Классная книжка, но, когда Александр принес нам ее 8 лет назад, мы от нее отказались: комикс, рассчитанный на детскую аудиторию, был тогда не для нас. Мы только начинали, неясно было, как с этим работать. Так что сперва «Сказки Гамаюн» были изданы в Великобритании, потом в Испании и во Франции. И мы решили: а давайте попробуем издать этот комикс. Купили права на эту книгу, а потом она стала номинироваться на разные очень крутые премии.
Книжка вышла буквально пару недель назад тиражом 2 000 экземпляров. И у нас прям очень хороший отклик на нее. Даже мой 10-летний сын обожает ее.
Обложка комикса «Гамаюн» Александра Уткина.
Обложка комикса «Гамаюн» Александра Уткина.
Еще у нас скоро выйдет норвежский цветной комикс Ларса Фиске «Дж. Грос»: это краткая биография очень известного художника-дадаиста Джорджа Гроса, почти без слов, короткие зарисовки из жизни.
Готовим фламандский цветной комикс Бена Хейсеманса «Юбер»: очень лиричная немногословная история про мужчину-интроверта, для которого не существует ничего, кроме искусства, он и сам копирует шедевры, и на это его вдохновляет соседка, которую он видит через окно. Созерцательная и трогательная книга, странная и цепляющая. Это дебют автора, но мы так восхитились, что решили взять.
«Хармсиниада» — сборник комиксов по анекдотам Даниила Хармса и псевдохармсовским анекдотам художника Алексея Никитина.
«Хармсиниада» — сборник комиксов по анекдотам Даниила Хармса и псевдохармсовским анекдотам художника Алексея Никитина.
Однажды мы немного похулиганили. В музее Достоевского в рамках Года культуры России и Франции (2010) у нас была выставка комиксов по текстам Даниила Хармса:
работы российского художника Алексея Никитина и француза Жеральда Оклина.
Мы решили устроить на открытии боксерский поединок, ну такой, понарошку, но боксерские трусы и перчатки на них были. Мол, кто тут лучше работает с Хармсом? Это было сделано для фана, веселья, но они начали биться по правде. Получился настоящий абсурд — бокс в музее. Кто победил? Боевая ничья.


Это проект журнала «Нация» — «Соль земли. Второй сезон»: о современниках, чьи дела и поступки вызывают у нас уважение и восхищение. Расскажите о нашем герое своим друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.
Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное
Маркетплейсы
1euromedia Оперативно о событиях
Вся власть РФ