«Времени ни на что не хватает. На что я его убиваю?» — знакомые мысли? Ну, конечно, ведь это одна из главных проблем современного человека.
Мы попросили рассказать о том, где взять время на важное; как отличить важное от ненужного — человека, который нашел 7 лет на написание романа. (В минувшую субботу, 25 мая, за этот самый роман, «Финист — ясный сокол», писатель и колумнист «Нации» Андрей Рубанов получил престижную премию «Национальный бестселлер-2019».)
Десять лет назад я написал роман («Готовься к войне». — «Нация») о человеке, маниакально преданном идее сбережения времени.
Я сам был таким человеком.
Сейчас есть курсы и выпускаются учебные пособия, есть отдельная дисциплина под названием «тайм-менеджмент».
Я не посещал курсов. Но сбережению времени посвятил лет двадцать, если не больше, и всегда готов поделиться знаниями.
Во-первых, все приемы и методы индивидуальны, все упирается в силу воли, а воля у каждого своя, что подходит одному — не подходит другому.
Во-вторых, все хорошо в меру, и беречь время тоже нужно в меру.
Должны быть периоды безделья, безмыслия, паузы в судьбе. А также — неизбежные кризисы: личные, профессиональные, семейные.
По-моему, у Ремарка есть фраза: «Иногда тебе кажется, что ничего не происходит, но именно в эти самые моменты происходит самое важное».
В-третьих, чтобы уметь беречь время, нужно иметь навыки анализа — опять же, не у всех есть такие навыки.
Даже составление простейшего плана — что я должен сделать завтра? в течение недели? — не каждому под силу.
Нет универсальных рецептов. Все упирается в индивидуальный уровень самоорганизации.
Я знаю людей, которые положили жизнь, работая на нелюбимых работах, убеждая себя, что они делают это ради семьи и детей. «Мой начальник вытирает об меня ноги, но это — ради вас!»
Как правило, через тайм-менеджмент человек приходит к интеллектуальному и духовному прорыву, к прозрению: зачем я живу, что для меня главное: работа? семья? любимый человек? рыбалка? шашлыки на даче?У меня есть родственник, прекрасный взрослый мужчина, много лет проработавший инспектором ГИБДД. Вдруг, ближе к 40 годам, он обнаружил, что на самом деле больше всего на свете он любит готовить еду; оказалось, что он — прирожденный повар, а вовсе не страж порядка.
Тайм-менеджмент начинается с планирования.
Планирование начинается с расстановки приоритетов: следует отказаться от менее важных дел в пользу более важных.
Расстановка приоритетов — сложный и болезненный процесс. Большинство взрослых мужчин первым приоритетом ставят семью и детей. Я знаю людей, которые положили жизнь, работая на нелюбимых, неинтересных работах, убеждая себя, что они делают это «ради семьи и детей». В результате дети таких людей вырастают, ежедневно наблюдая вечно раздражительных, переутомленных родителей, то и дело срывающихся в крик: «Я уродуюсь ради вас!», «я убиваюсь ради вас!», «мой начальник вытирает об меня ноги, но это — ради вас!»
Дети вырастают. Они учатся в хороших школах и престижных университетах, но обделены родительской любовью; в их семьях царит уныние и гремят скандалы.
Целеполагание — основа тайм-менеджмента.
Кем я хочу быть через год? Через пять лет?
Я хочу стать начальником отдела. Я хочу похудеть. Я хочу взойти на Эльбрус. Я хочу купить квартиру. Я хочу жать от груди сто кило. Я хочу быть звездой рэпа. Я хочу выйти замуж за красивого и богатого парня.
Далее следует подчинить достижению этой цели свой распорядок дня. Научиться составлять расписание на неделю, на месяц, на год.
Далее — болезненный процесс отказа от менее важных занятий и высвобождение времени для более важных занятий.
В молодости я много занимался спортом и без ежедневного похода в спортзал себя не мыслил; затем женился, затеял бизнес, мне пришлось отказаться от спортзала. Это было трудно. С возраста 23 лет и до сегодняшнего дня я ни разу не был в спортзале; тренируюсь только дома или на улицу выхожу, в ближайший скверик.
А вот моя жена, умная, сильная и целеустремленная женщина, совершенно не может настроить себя на домашние тренировки, ей обязательно нужно, чтобы был зал и тренер, и оплаченное время тренера; если внесена плата — это ее стимулирует.
«Композитор Бородин по профессии был химик, а музыку писал, чтобы расслабиться». Это моя любимая строка из стихотворения Чарльза Буковски.
Далее необходим анализ распорядка дня: имея под рукой блокнот, вы записываете время, потраченное на сон, на перемещение в транспорте, на работу, на питание, на отдых, на походы в магазин, на телевизор и социальные сети.Больше всего времени мы теряем, что называется, «по мелочи». Десять минут здесь, пятнадцать там; постоял в очереди, встретил старого приятеля и поболтал с ним, не успел на электричку и ждешь следующую — а время идет.
Время нельзя остановить, мы бессильны перед его движением. Как говорил Морфеус: «Время всегда играет против нас».
Нельзя отрезать время от сна: спите столько, сколько нужно для полного восстановления сил. Одному достаточно шести часов, другой и за десять часов не высыпается.
Много работаете? Больше спите.
Сон — ключевой элемент распорядка. Недосып — ваш первый враг. Кто не высыпается, тот становится раздражительным и, в конечном счете, убивает свои нервы.
Женщинам нужно обязательно высыпаться, недосып губит красоту.
Новички тайм-менеджмента первым делом жертвуют сном: это главная и грубая ошибка.
Нельзя жертвовать общением с любимыми людьми, с женой, с детьми, с родителями.
Сложнее с друзьями: некоторые друзья, прекрасные душевные люди, однажды вдруг становятся похитителями вашего времени, они звонят в неудобное время, они страшно обижаются, если вы не перезваниваете, они зовут вас в ресторан и в баню, они заваливают ваш мессенджер прикольными картинками.
Обычно, если на мой телефон идет входящий звонок — я не беру трубку, а перезваниваю позже. Я считаю, что звонить на личный номер — это дурной тон, вторжение в личное пространство, все равно, что ночью ворваться в спальню. Я считаю, что умный и воспитанный человек всегда сначала напишет сообщение: «уважаемый Иван Иванович, вас беспокоит такой-то, по такому-то поводу, когда мы можем поговорить?»
Сам я делаю только так.
Опять же, все хорошо в меру. Прятаться от людей не следует. Иначе — превращение в биоробота. Таких людей считают крутыми, целеустремленными, их уважают — но не любят; в общении они неприятны.
Не верьте тем, кто утверждает, что годами живет по строгому расписанию. Нет никаких расписаний, есть только приоритеты.
Если вы занимаетесь йогой — вы бросаете курить. Иначе никак. Хотите добраться до цели — отказывайтесь от менее важного в пользу более важного.
Обмануть миропорядок невозможно. Чтобы что-то получить, надо что-то отдать.
Семья, дети, жена не должны быть обделены ни в коем случае. Семья — это тыл, фундамент, семья — это те, кто вас любит и всегда поддержит.
Дети — основной и гарантированный источник положительных эмоций. Если вам плохо — обнимите своего ребенка. Даже если ребенку 20 лет.
Цените и берегите тех, кто дает вам эмоциональную поддержку, это очень важно. Хотите сидеть в социальных сетях — сидите. Это как телевизор, только лучше. Потратить вечером один час на социальные сети — нормально. Так наши родители смотрят программу «Время».
Учитесь расслабляться.
«Композитор Александр Бородин по профессии был химик, а музыку писал, чтобы расслабиться». Это моя любимая строка из стихотворения американского писателя Чарльза Буковски.
Меня больше всего расслабляет плавание.
Если негде плавать, я смотрю футбол.
Если вы жаворонок — не работайте вечерами. Если сова — не работайте по утрам. Важно следовать за своей природой.
Не насилуйте себя никогда, не надрывайтесь, не губите здоровье.
Старайтесь избегать авралов и дедлайнов, того, что в советское время называлось «штурмовщиной». В хорошо организованной системе авралов быть не должно.
Каждому из нас звонят рекламные агенты, люди, сидящие на так называемых «холодных продажах». Я давно заметил, что количество таких звонков увеличивается во второй половине пятницы. У каждого агента есть лист обзвона, каждый должен сделать определенное количество звонков в неделю: по пятницам выясняется, что звонков недостаточно, и за два часа до конца рабочей недели начинается судорожный обзвон.
Старайтесь принимать пищу в одно и то же время, не ешьте на ходу. Нежелательно обедать на рабочем месте. Отказываться от обеда — очень глупо.
Есть старая шутка: «Один цыган приучал свою лошадь не есть; она почти уже совсем привыкла — но сдохла».
Техника сбережения времени довольно сложная, и, как понятно из вышеописанного, травматичная. Если увлечься этим делом сверх меры, можно нажить большие проблемы. Следуйте врачебному девизу: не навреди. В данном случае — не навреди себе.
Устремляясь к цели, будьте осторожны.