Ростовский художник придумал казачий поп-арт. Телеканал ВВС снял об этом фильм к ЧМ
События

Ростовский художник придумал казачий поп-арт. Телеканал ВВС снял об этом фильм к ЧМ

Максим Ильинов: «Запомни, настоящий мужчина — это лохматое сильное любящее чудовище».

Нашим читателям имя художника и музыканта Максима Ильинова уже известно. В июне о нем узнают и зрители английского телеканала ВВС. Перед самым чемпионатом мира в эфир выйдет 2-серийный фильм о путешествии по футбольной России: Москва, Питер, Ростов, Краснодар.
Ростов в фильме ВВС представляет как раз Ильинов — рассказывает о казачьем хип-хопе и казачьем поп-арте. О его хип-хопе мы уже писали, сегодня — очередь рассказа о художествах Ильинова.

— Мнение казаков спрашивают обычно по поводу военных конфликтов, политики или Крымского моста. Шибко не разбежишься. Почему не приезжают журналисты и не спрашивают казаков про любовь, про науку, про искусство, про проблемы животных? Спроси казака: как ты относишься к нерпам на Байкале, или к творчеству Скриптонита, или к «Тур де Франс», — не пожалеешь. Казак не только о конях думает. Он живет полной жизнью и интересуется всем.


***

«Любо!»
«Любо!»
Я решил, что казачий поп-арт ответит на все вопросы. Во-первых, это ярко. Людям нужен цвет. Зима затянулась. И потом вот это состояние — какая-то тяжесть бытия. Я ж в разных тусовках бываю и вижу, что радость у людей пропала. Как будто гирьки на ручки-ножки и на душу привесили. Как будто все буксует. Тяжело не только тела передвигаются, но и идеи, мысли. Даже молодежь — ребята, вы чего? — молодежь обязана быть беззаботной, только экзамены и любовь должны вас интересовать.
Во-вторых, человек жаждет символов, он всегда падок на образы. Мы с тобой аэропорт уже назвали Платов (см. «Почему Платов — это круто»), давай дальше работать.
«Платов выкупил Дисней, чтобы радовать детей».
«Платов выкупил Дисней, чтобы радовать детей».
Поп-арт играет с символами и возвращает вещам их смысл. Помнишь, раньше у всех были закрутки в подвалах, все катались на великах — это была такая гармония повседневности. Деревянное оружие, рогатки самодельные — тогда это было массовым, а сейчас вдруг стало элитарным. Трехлитровый баллон с огурцами — что ты, крафт, а катание на велике — хипстерская культура.
«Петушок», вариация №1.
«Петушок», вариация №1.
У Уорхола суп Campbell, а у меня жердела — хотела она или нет — стала предметом поп-арта, через соцсети вернулась в родную действительность. Я был в Рыкове и собирал жерделу. Колол косточки, сушил, выкладывал в соцсети, вот, мол, хуторская жизнь. И тут я увидел огромный интерес: люди побросали свои дела, поехали на день-два за диковинкой. Дожились, жердела в диковинку. Жердела — это же наш бренд, и вот она людей из супермаркетов вернула в природу. Это и есть казачий поп-арт. Где мужчина-супермен — не вот этот вот с загаром со страниц глянцевого журнала. Это не мой герой, я такого в казачий поп-арт не беру, он не из жизни. Запомни, настоящий мужчина — это лохматое сильное любящее чудовище.
«Мечта королевы».
«Мечта королевы».
В общем, наш казачий поп-арт — он немного еще и антагонист их поп-арту. Супротив стоит. Язык вроде тот же — шрифт, графика, цвет. А мысль другая. Смотри, вот здесь я сделал К — казак, как S — Superman, но у казаков суперменство всегда вперемешку с самоиронией. Суперменство без лишнего пафоса. Знаешь, как только у казаков что-то случалось очень смешное в станице — все, в языке это сразу закреплялось на многие годы. Казаки всегда всем прозвища смешные раздавали, подкалывали друг друга целыми станицами.
«Супергерои!», эскиз.
«Супергерои!», эскиз.
Сейчас, например, жителей Кривянской все называют помидорниками. Это из уважения. Кривянские помидоры — это супербренд. А раньше их называли табунщиками или раками. История такая. Доверили молодому казаку пасти табун. А он, пока кони на водопое, решил наловить раков. Ловит — кидает за спину на берег. Один рак в полете извернулся и тяпнул за морду жеребца. А это конь-вожак оказался, попер неизвестно куда, и табун за ним. Казак орет. Что случилось? Стали разбираться — рак угнал табун. Ну, все, кривянские — раки.
Печать к мундиалю.
Печать к мундиалю.
А константиновцев называли верблюжатниками. Там так было. В станицу Константиновскую с ревизией ехал войсковой атаман. Задумали станичники его чуть умаслить — встретить торжественно, с хлебом-солью. Отправили за станицу мальчишек выглядывать атаманский кортеж. И вот на горизонте столбы пыли, силуэты. Мальчишки — обратно в станицу. Там давай бить в колокола, вынесли хоругви, иконы, хлеб-соль. Когда пыль осела, разглядели «кортеж»: калмыцкие пастухи перегоняют верблюдов и очень удивляются торжественности момента. Ну, все, верблюжатники, получается. Это все для настоящего казака необидное. Если такие вещи серьезно воспринимаешь, психуешь и злишься, ты либо возмутительно глуп, либо трагически несчастен. И за это тебя еще больше будут подкалывать.

***

«Воля», эскиз.
«Воля», эскиз.
Смотри, вчера как раз картину закончил, «Воля» называется. Это казак раздвигает холст. Понятное дело, это же картина 60х80 см — такой масштаб маловат для казака. Видишь, из холста вылезает.

***

Я не требую и не ищу популярности. Я в своей келье: тут у меня и кровать, и холсты рядом, и лампадка, и кот спит брюхом кверху. И мне хорошо. А ты, кот, все-таки перевернись, поприличнее позу прими.
Максим Ильинов со своими детьми Тихоном и Варей.
Максим Ильинов со своими детьми Тихоном и Варей.

***

Я уверен, что формируют действительность художники и архитекторы, а формулируют поэты. Они могут изменить характер народа и характер страны. Это не только про Возрождение, когда к человечеству вернулся интерес к человеку. А ХХ век? Конструктивизм. Или сталинский соцреализм. Они тоже меняли сознание. Вот ВДНХ. Когда в первый раз там оказался, я был в трансе. Мне захотелось ходить в строю, флагами размахивать, выдавать надои. Хотя я никогда не симпатизировал советской идеологии. Но это работает. Какие фрески на украинском павильоне. Блеск! Сегодня наша культура недостойна такого? Я не только об этнически русских или казаках, а татары, ингуши, дагестанцы? Масса потрясающих национальных культур. И там здорово представлены традиционные ремесла, но не хватает современного взгляда на действительность. На этом фоне отлично выглядят Армения и Грузия. Керамика, сувениры, живопись — все это у них не застыло, а развивается, живет. Значит, и народ живет полной жизнью.
«Пушкин и цимлянское».
«Пушкин и цимлянское».

***

У любого человека есть тяга к картине. Я подмышкой обычно ношу холсты, езжу в автобусе — в машину не влезает. Всегда так забавно. Если человек идет с картиной, развернутой к себе, люди будут делать все, чтобы подсмотреть, что же там изображено. Недавно пошел подстричься. Сижу в парикмахерской, поставил картину к стеночке. Чувствую, какая-то в комнате неловкость, все как-то замялись. Минут 20 проходит, мой парикмахер не выдерживает: ну, покажи же, что там у тебя, и начнем, наконец, работать. Развернул «Атаманатора». Стали обсуждать, как это, Терминатор в папахе? Да потому что атаман круче Терминатора: нервы нужны железные, глаза как сканер. Все, начали рассматривать, щупать, обсуждать. У нас же сегодня сплошная цифра: гаджеты, фейсбуки, — живые, тактильные эмоции от этого еще важнее становятся.
«Атаманатор».
«Атаманатор».

***

Мне кажется, XXI век искусством пока вообще никак не осмыслен. Все биеннале еще там, в прошлом веке. Разве что стрит-арт перешагнул из 1990-х в XXI век. Бенкси сотоварищи со всеми этими темами: тело, гендер, детство, межэтнические проблемы. Надо все это обсуждать, не бояться. Мы что ли эти проблемы придумали? «Это вы сделали?» — «Нет, это вы сделали» — так Пикассо отвечал на все вопросы по поводу своей «Герники». Сегодня мир наэлектризован. Нам надо показывать друг другу не только оружие, но и культурное богатство. Галерею на 300 га построить в донском поле и устраивать международные выставки, скажем, под эгидой ООН. Как в советское время делали. У искусства мощнейший пацифистский потенциал. Обсудим самые важные вещи — напряжение спадет.
«Эх! Повезло России с Доном! Д. Трамп».
«Эх! Повезло России с Доном! Д. Трамп».
И программировать реальность, подтягивать ее к своим идеалам — это тоже работа художника. Не будем говорить ничего хорошего о лучезарном Доне-кормильце, о красоте нашей земли, будем все только хаять — оно и станет таким. Смотри, есть две картины-рыбы, называются «Дон, мы вернемся». Шикарные? Конечно, это ж белуга и осетр. Ну, это что тебе, не экологическая проблематика? Просто без пикетов и раздеваний. Кстати, еще стерлядь надо и сазана. Будут четыре рыбы, мол, нас мало, но мы вернемся. Чувствуешь, намечается позитивная повестка.
«Дон, мы вернемся».
«Дон, мы вернемся».

***

А это про феминизм ваш любимый. «Сама лови сома» называется. Казак психанул, что жена у него такая деловая и самостоятельная — «не хочу варить борщ, пойду руководить предприятием» — отдал ей удочку, сама рыбу уди. Она, конечно, в шоке, пока не знает, что делать.
«Сама лови сома», эскиз.
«Сама лови сома», эскиз.

***

В поп-арте должны быть инсталляции. И они будут. Спас из Lego собираю уже 8 месяцев. Везут по чуть-чуть всем миром. Не хочу покупать. Жертвуйте, говорю, как кирпичики на храм. Это же дети своим добром делятся. Ну, сама знаешь, из кирпичиков можно тюрьму сложить, а можно храм. Недавно прочитал, что один американский художник сделал целую выставку: в картинах из Lego зашифровал ключи доступа к крипто-кошелькам с биткоинами. Кто о чем, короче.
Максим Ильинов: «Спас из Lego собираю уже 8 месяцев».
Максим Ильинов: «Спас из Lego собираю уже 8 месяцев».

***

Не у каждого народа есть свой авангард. Но мы точно знаем, что русский авангард есть. В грузинскую живопись импрессионизм и экспрессионизм как будто вшиты. Это — их. А есть молдавский фовизм. И казачий поп-арт — это тоже не из воздуха.
Сочетание активных цветов — из наших орнаментов. У казаков не было четкого цветового орнамента, хотя бы семикаракорскую роспись взять, там базовых цветов не выделишь. А наши бабушки? Я свою бабушку как всегда видел? Юбка — один орнамент. Блузка — другой цвет и другой орнамент. И удивительно, все разное совершенно, но все гармонирует. Помню, в детстве придешь на речку, а там состязание орнаментного великолепия: казакам понашили трусов из всех этих сумасшедших цветастых ситцев.
«Станичница».
«Станичница».

***

Я бы так казачью эстетику определил: превалирование активного разноцветия при строжайшей четкости образа. Представь, готовая картина: сидит красивейший абстрактный орнаментный объект а-ля бабушка и рядом графичное, четкое, как будто вырезанное пятно — самовар. Это поп-артовское соотношение главного и второстепенного. Основа всегда очень строгая. Даже самый богатый курень — белые стены, темная мебель, иконостасы очень строгие, графичные. И невероятные яркие пятна — акценты. В углу граммофон — не какая-то там медяшка, а фантазийный цветок с расписными лепестками. Или посреди комнаты невероятной красоты скатерть. Это логика поп-арта, когда второстепенное, неважное, какая-то деталь становится сверхважным. Получается, поп-арту я научился у бабушки.
«The Olympic Games».
«The Olympic Games».
Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное
Маркетплейсы
Вся власть РФ
1euromedia Оперативно о событиях