Чем пахнет родина для человека? Что происходит с нами, когда курится ладан? Интереснейшие факты о запахах
События

Чем пахнет родина для человека? Что происходит с нами, когда курится ладан? Интереснейшие факты о запахах

Рассказывает автор проекта «Человек изобретающий», химик Михаил Клецкий.

автор Екатерина Максимова/ фото пресс-служба Юго-Западного банка Сбербанка.

5 Марта 2020





В Ростове продолжается лекторий выходного дня «ЯСНО. ПОНЯТНО». Его проводят Сбербанк и АНО «Инновационные гуманитарные проекты», журнал «Нация» — информационный партнер проекта. 
Два раза в месяц по субботам горожанам показывают современную науку с нескучной стороны. Очередным спикером стал Михаил Клецкий. Доцент химического факультета ЮФУ, автор проекта «Человек изобретающий» посвятил свою лекцию запахам — почему мы чувствуем разные запахи, как химия помогает получать и сохранять их и какова роль запаха в культуре. 
Приводим самые интересные места из его выступления.
(Прочесть выдержки из лекции научного журналиста Ольги Добровидовой «Изменение климата: как читать новости и не сойти с ума» можно здесь).

— Знаете, чем мы улавливаем запахи? Сейчас сниму очки — вот, здесь, в верхней части переносицы находятся обонятельные луковицы, улавливающие и анализирующие молекулы. Отсюда по нервной системе идут импульсы в подкорку. Набор запахов, который мы можем различить, сугубо индивидуален. Более того, есть люди, которые слепы к большей части запахов — это своеобразный запаховый дальтонизм. А есть еще орган Якобсона, или вомероназальный орган, который развит у представителей животного мира, но у человека атрофирован — именно он позволяет идентифицировать запах пола.

Итак, лимбическая система мозга — то самое место, где рождаются наши впечатления о запахах, неважно, приятные они или отвратительные, опасные или нет. Сами запахи живут в подсознании, и это роднит область знаний о запахах с алхимией, потому что алхимики тоже систематически обращались к подсознанию. Вот почему словами о запахах так сложно говорить, так сложно описать запах. Знаете лучший ответ на вопрос «чем пахнет лимон»? «Лимон пахнет лимоном».

Мало кому удается описать запах. Но у Патрика Зюскинда в романе «Парфюмер», кажется, получилось: «Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни — скверным углем и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни — грязными простынями, влажными перинами и остро-сладкими испарениями ночных горшков».

Без демонстрации запахов очень тяжело о них рассказывать. Думаю, это одна из причин, по которым Патрик Зюскинд десятилетиями запрещал экранизацию своего романа. В тексте Патрика Зюскинда приведен рецепт духов «Амур и Психея»: апельсиновый цвет, сладкий лимон, гвоздика, мускус, жасмин, винный спирт и стиракс. Это тот самый вожделенный аромат, тайну которого мечтал раскрыть Джузеппе Бальдини. В фильме этого не покажешь, но мы с вами сейчас ощутим, что это такое.

Мало что привязывает человека так, как сила родной земли. Этот запах человек улавливает в ничтожных концентрациях. Ученые назвали этот запах петрикор: от греческих слов petra, что означает «камень», и ichor — «жидкость, текущая в жилах греческих богов». Петрикор — землистый запах, который ощущается после дождя. Животные отлично улавливают запах земли, по сей день это их выручает и спасает — от неприятностей погоды, в поисках питьевой воды. Нам это сегодня не нужно. Зигмунд Фрейд в начале ХХ века очень убедительно объяснил, как мы, люди, отдалились от исконных запахов природы тогда, когда встали на ноги, оторвали руки от земли и перестали перемещаться так, как это делают животные. После всех этих изменений люди стали воспринимать запахи только на очень коротком расстоянии.

Так обоняние — древнейшее из чувств — оказалось обижено историей. Для зрения построены театры и картинные галереи, для слуха — музыкальные театры и филармонии. А что для обоняния? Ничего. Редчайшие музеи ароматов всегда вызывают массу вопросов и протестов. Потому что восприятие запаха — это индивидуально, столько запаховых восприятий, сколько людей в этом зале. Мы никогда не договоримся об этом. К слову, сегодня крупнейшая библиотека запахов Осмотека находится в Версале.

При этом запахи окружают нас от рождения до смерти. Первый запах, кроме запаха родины, это запах материнского молока, материнского тела. Тысячи лет назад запахи начали использоваться в ритуальных практиках. Еще шумерская культура дает нам первые письменные на то указания. Ароматы воскуривались. Люди считали, что именно так легче устанавливать связь с высшими силами — per fumum, «через дым» (отсюда слова «парфюм» и «парфюмерия»).

Более того, каждого бога на Олимпе древние снабдили лишь ему присущим ароматом. А волхвы, которые пришли поздравить Богоматерь с рождением Иисуса — помните, какие дары они принесли? Золото, ладан и смирну, или мирру (это одно и то же). Вот как ценились душистые дары — наравне с золотом. Почему? Ученые выяснили это совсем недавно, уже в XXI веке. Оказалось, что даже небольшое количество воскуриваемого ладана воздействует на человека как антидепрессант, успокаивает и уравновешивает. Интуитивно этим пользуются разные религии, которые прибегают к воскуриванию благовоний в храмах. В испанском городе Сантьяго-де-Компостела в Соборе святого Иакова находится самое большое в мире кадило. Обязательно посмотрите в интернете ролики, как оно летает над паствой. Сорок килограммов ладана, ароматической древесной смолы, а еще уголь в этой махине, двигающейся под куполами великого храма. Это важное место, здесь останавливались крестоносцы, когда шли отвоевывать Гроб Господень — перед тем, как пуститься в длинное и небезопасное плаванье по Средиземному морю.

Традиция воскуривания ладана связана не только с европейской цивилизацией. На Востоке у суфиев принято воскуривать так называемый росный ладан, или бензой. Это немного другой ладан. И это те самые суфии, которые вращаются вокруг собственной оси с бешеной скоростью — кто бывал в Турции, наверняка видел.

В конце XIX века французский парфюмер Огюст Понсо путешествовал по Османской империи, он приметил приятный аромат в домах местных армян. Это были воскуривания того самого росного ладана — так армяне ароматизировали и освежали воздух, а главное — дезинфицировали дома, отгоняли чуму и холеру. Понсо отвез это воскуривание во Францию. И сегодня в Париже вы можете приобрести Papier d’Armenie — «Армянскую бумагу». Вот, смотрите, на старой рекламе конца XIX века особенно выделяется слово «дезинфекция».

Ладан — это моноаромат. Но люди давным-давно научились делать композиции. Тысячи лет назад фараоны пользовались сложным ароматом Kyphi, не наносили его на себя, только per fumum, через дым. Не так давно блистательный химик Сандрин Видо при поддержке Академии наук Франции и компании L'Oreal воспроивела аромат «Кифи». Если верить Плутарху, в этом аромате 16 компонентов, в их числе ментол, мирра, экстракт можжевельника, корица. Плутарх пишет, что «Кифи» — это «сила, позволяющая усыпить человека, нагнать на него сладкие грезы, расслабить и прогнать печали и беспокойства». Самая сложная технологическая задача, которая возникла перед Видо — как все эти 16 компонентов складываются в единство. Оказалось, горячие пески Египта выполняли роль печи, «переплавляя» компоненты в цельный аромат.

«Воскуривать фимиам» — вы все слышали это выражение. Но что такое фимиам? Окончательно выяснить это удалось только в 2011 году в Институте химической физики РАН в Москве. За основу был взят библейский рецепт фимиама. В составе ладан, гальбанум, или халван душистый (многие ароматы, которые вы покупаете сегодня, включают этот компонент), мирра и створка спиральной раковины особого моллюска, который обитает в Красном море. Все ингредиенты привезли в Москву, все сделали по библейскому рецепту: «всего поровну». Оказалось, при воскуривании фимиама выделяется вещество, которое является иммуностимулятором. Человек, находящийся в помещении, где воскуривается фимиам, будто попадает в камеру для ингаляций.

В Средние века популярность получили помандеры — это слово французское (pomme d’ambre) и означает «душистое яблоко». Изначально помандер представлял собой шар, напоминающий по форме яблоко, из золота или серебра, наполненный ароматными маслами и смолами, всякими травами, которые должны были спасти от чумы, холеры и прочих напастей, выкашивавших тогда целые города, а то и страны. Состоятельные люди носили эти шарики как украшение и вешали их в домах и каретах.

Со временем ароматерапия становится важной частью медицины. В конце XIX века простой помощник фармацевта Морис Берже изобретает первую лампу каталитического горения: никакого пламени, только тление и распыление дезинфицирующих и дезодорирующих молекул. На инструкции к лампе Берже написано: один час после зажжения лампы, и 70% бактерий будет уничтожено. Лампу Берже можно купить и сегодня, к тому же отдельные образцы — настоящие произведения искусства.

Парфюмерия как наука вышла из алхимии. Поэтому парфюмеры — самые скрытные естествоиспытатели из всех. Они мастера нарратива, они художественно привирают о свойствах и составе ароматов. Это сфера, которая опирается не только на ratio, но и на интуицию. Химики не сильно стремятся стать парфюмерами. Скажем, в Ростове мощнейшая химическая школа, но я не знаю химиков, которые бы ушли в парфюмерию. И во всем мире обычно именно так. Редкое исключение — семья Герлен. Все они — высокообразованные химики. Начиная с основателя династии Пьера Франсуа и заканчивая современными представителями славного дома Guerlain.

Запах — триггер, спусковой крючок для воспоминаний. «Почему аромат фиалок будит воспоминания об умершей любви», — задается вопросом уайлдовский Дориан Грей в 1890 году. Ответ приходит в 1913 году от Марселя Пруста, тогда он публикует свой знаменитый роман «По направлению к Свану»: «Весь Комбре и его окрестности — все, что имеет форму и обладает плотностью — город и сады, — выплыло из чашки чаю». Итак, мы чувствуем запах — щелчок — и мы вспоминаем обстоятельства того времени, с которым этот запах спаян в нашей памяти. Психологи обретение воспоминаний через запахи так и называют — «синдром Пруста».

Могут ли запахи обмануть? Могут. Я знаю человека, у которого с молодости большая привязанность к одному из ароматов Mont Blanc. Он рассказывает, что так в его детстве — на родине, в Закавказье — пах тархун. Вообще, тархун — это парфюмерный компонент, но именно в этом парфюме тархуна и близко нет. И аромат кокоса, который входит в батончик Bounty — это не кокос. Это целый ансамбль ароматов, который создает ощущение кокоса.

Мы прекрасно знаем запах ландыша. Но он никогда не отдаст нам свой запах. Ландыш — не эфиронос. Как и фиалка, и сирень. Но мы так любим эти запахи. Что же делали парфюмеры, скажем, в XIX веке? Обманывали людей. Парфюмеры брали огромные наборы запахов — не синтетических, натуральных — и методом подбора создавали имитацию.

Франсуа Коти — уникальный человек отвратительного нрава и многих талантов, крупнейший парфюмер ХХ века. В 1904 году он создал свои первые духи Rose Jacqueminot, названные так в честь популярного в то время сорта розы «генерал Жакмино». Это утрированный аромат розы. Так вот триумф Коти начался с того, что в магазине, отказавшем ему в размещении, Коти разбил флакон своих духов о мраморный пол. Аромат стоял грандиозный, и посетители начали требовать именно этот запах. Коти очень быстро разбогател. В этом аромате мы узнаем розу, и само это узнавание, радость от него — очень важны для аромата.

В 1852 году Арман Птижан создает великий аромат Trésor. Этот аромат Lancome существует и сегодня, но он уже совсем другой. С течением времени изменились все известные ароматы. В 2021 году мы будем отмечать столетний юбилей Chanel №5. И конечно, аромат 2021 года — это совсем не то, что было в 1921 году. Так вот, Trésor — это «сокровище». Но как привлечь покупателей к этому сокровищу, как привлечь публику к новому аромату? Задействовав другие чувства. Через рассказ о любви, ведь любовь — настоящее сокровище. Так вот великий французский хореограф Серж Лифарь устроил целое действо во Дворце Шайо. Балет, где танцевали лучшие из лучших. И аромат Trésor — флакон в огранке с 72 гранями, как настоящий бриллиант — должен был срастись с этой историей.

Еще одна грандиозная парфюмерная акция прошла в 1977 году в США. Это была демонстрация знаменитого аромата Opium от Yves Saint Laurent. В Музее Нью-Йоркского порта была арендована огромная старинная яхта под названием «Пекин». Она была декорирована орхидеями, украшена шелками и парчой ярких цветов. А на капитанском мостике стоял не кто-то, а писатель Трумен Капоте. Представьте себе, это реклама аромата. А сегодня, когда есть возможности телерекламы, создаются мощные визуальные тексты и образы, которые должны пробудить в нас желание идентифицировать себя с увиденным и «примерить» аромат. Пожалуй, самым сильным, самым выдающимся примером является в этом смысле J'adore от DIOR.

Английский химик и парфюмер Септимус Пьесс в 1857 году сравнил парфюмерию с музыкой в книге «Искусство парфюмерии». Он соотнес структуру музыки и структуру ароматов, ноты музыкальные и ноты парфюмерные. Пьесс создал так называемый одофон, в котором тонкие запахи соответствовали высоким нотам, а тяжелые — низким. Всем нотам были присвоены свои ароматы — и анимальные, животные, и флоральные, цветочные. «Сандал, герань, акация, флер д’оранж и камфора в виде эссенций, в равных количествах — это духи аккорда до». Сейчас мы его послушаем. Пьесс первым заявил: надо «слушать аромат», с тех пор и мы говорим так, избегая глагола «нюхать» и связанных с ним коннотаций. А вот другое созвучие — нота до «роза» и нота до другой октавы — «жасмин». Без жасмина и розы не обходится ни один серьезный аромат. Это и зрелище замечательное, вспомните Ренуара, его картину «Розы и жасмин в дельфтской вазе».

Закончу словами Патрика Зюскинда: «Убедительность аромата неопровержима, необорима, она входит в нас подобно тому, как входит в наши легкие воздух, которым мы дышим, она наполняет, заполняет нас до отказа. Против нее нет средства».

Следующая лекция в рамках проекта «ЯСНО. ПОНЯТНО» состоится 14 марта в 12:00 по адресу: Ростов-на-Дону, галерея АСТОР, пр. Буденновский, 49/97, 2 этаж.
Известный журналист, автор научно-популярного проекта «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич расскажет о том, как наука меняет мир, и почему мы знаем мир таким, каким мы его знаем. 
Вход бесплатный. Нужно только зарегистрироваться на yasno-ponyatno.ru.