Моцарт вместо лекарств
Места

Моцарт вместо лекарств

Как музыкотерапия помогает детям с особенностями развития.

17 Мая 2016

Однажды во Франции молодой заика, мечтающий стать актером, пришел к известному доктору, но вместо назначения операции, направления к психотерапевту или рецепта на лекарство получил рекомендацию дважды в день по часу слушать музыку Моцарта. Нарушения речи, голосовые срывы и проблемы с памятью удалось исправить, и в итоге пациент стал одним из кумиров своего поколения: этим начинающим актером был Жерар Депардье. А врачом оказался отоларинголог Альфред Томатис. Он изобрел методику, которая научила тысячи детей говорить, читать, слушать и слышать. Ирина Абрамова — основатель центра здоровья для детей и родителей «Амалфея» — рассказала «Нации», как это работает. 


— Томатис-терапия уже полвека успешно применяется по всему миру, но в Ростове появилась всего несколько лет назад. Я стала первым врачом, который прошел обучение во Франции и привез в город специальное оборудование. Сейчас метод составляет основу деятельности нашего центра. Он показан при разных речевых и поведенческих проблемах. Дело в том, что дети с эмоциональными и двигательными нарушениями слишком много слышат своим телом. Они испытывают на себе поток многочисленных раздражителей и становятся либо гиперактивными, либо, наоборот, апатичными. В любом случае они перестают фокусироваться на том, что слышат. «Томатис» помогает научить ребенка не только слышать, но и говорить, поскольку слух тесно связан с речью. 

Как это проходит? Одна процедура длится два часа. Все это время ребенок занимается тем, что ему интересно, — играет, рисует, лепит, общается со сверстниками (занятия проходят в группах по три человека). Все это маленький пациент делает в специальных наушниках, в которых звучат фильтрованные композиции Моцарта или григорианские пения. Мозг нужно удивить, поэтому звук не сразу попадает в ухо. Сначала он передается посредством вибрации в верхней части черепа. Метод «Томатис» не имеет противопоказаний и побочных эффектов, но, самое главное, он действительно работает.


За моими плечами полный курс подготовки консультанта «Томатис». Это означает, что я могу подбирать индивидуальные программы, подстраиваясь под особенности каждого ребенка. Конечно, «Томатис» — не панацея. Наилучший результат достигается только при комплексном подходе. Раньше это было просто невозможно. Чтобы пройти курс Томатис-терапии, пришлось бы ехать во Францию, а комплекс биоакустической коррекции «Синхро-С» нельзя было найти где-то ближе Санкт-Петербурга. «Амалфея» — единственный в Ростове центр, который предлагает сразу несколько эффективных дополняющих друг друга методик и современное оборудование в последней комплектации.


Идеальное дополнение «Томатис» — игровая компьютерная программа Fast ForWord, разработанная ведущими нейрофизиологами и речевыми терапевтами США. В Ростове эта уникальная методика есть только в нашем центре. Тренировка мозга проходит в интенсивном режиме, во все упражнения встроен аналитический аппарат, автоматически подстраивающийся под уровень ученика. Поощрения в виде забавных, неожиданных анимаций, нестандартные персонажи и сценарии помогают поддерживать интерес ребенка к занятиям.


Уже упомянутая биоакустическая коррекция заключается в прослушивании пациентом акустического образа собственной активности мозга. К голове ребенка прикрепляются датчики, которые снимают показания активности мозга в виде электроэнцефалограммы. Компьютерная программа преобразует её в звук. В специальных стереофонических наушниках пациент прослушивает в реальном времени звуковые сигналы, которые издает его головной мозг. Таким образом, биоакустическая коррекция позволяет слушать «собственную музыку», а заодно участвовать в ее создании, что и позволяет нормализовать работу мозга. 

С помощью микрополяризации (воздействия током) можно стимулировать конкретные области мозга, которые отвечают за проблемную область — речь или поведение. Дети с гиперактивностью достигают хороших результатов после курса БОС (биологической обратной связи). Метод представляет собой компьютерную программу, очень напоминающую собой игру. В процессе терапии ребенок учится самостоятельно управлять некоторыми функциями своего организма.


Речь и слышание также завязаны на крупной и мелкой моторике. Чтобы развить координацию движений у ребенка, в нашем центре используется мозжечковая терапия. Она представляет собой комплекс специальных упражнений на балансировочной доске для малышей и компьютерные игровые программы на стабилоплатформе для детей постарше.

Все эти современные методы используются под контролем квалифицированных врачей — педиатров, психроневрологов, остеопата, а также психологов, логопеда, логопеда-дефектолога. В семьях, где есть ребенок-аутист, взрослые тоже нуждаются в помощи и поддержке. В «Амалфее» они видят, что не единственные со своей проблемой, начинают общаться с другими родителями, видят прогресс других детей, и могут получить помощь профессионального психолога.

Мы начинали 6 лет назад с небольшой клиники и постепенно разросились в крупный медицинский центр. У нас есть группа подготовки к школе для детей с особенностями развития. Обучение в комплексе с современными методиками дают видимый результат. Один из наших маленьких пациентов с диагнозом аутизм сейчас заканчивает первый класс в общеобразовательной школе. Он учится не просто вместе с другими детьми, а наравне. И никто из окружающих не догадывается, что это ребенок с особенностями развития. Это лишний раз доказывает — нет ничего невозможного.

Центр здоровья для детей и родителей «Амалфея», пер. Газетный, 107
Режим работы: пн-сб 09:00-20:00
Тел.: 8 (863) 201-13-36, 201-13-37, 221-87-12
Сайт: http://mcamalfeya.ru/