Как сэкономить при перелете время и нервы? Советы профессионального авиапутешественника
Места

Как сэкономить при перелете время и нервы? Советы профессионального авиапутешественника

Не давайте разрядиться мобильнику, не сдавайте багаж, летайте босиком.

автор Анастасия Шевцова

28 Июля 2016

В самое жаркое для отпусков время мы попросили поделиться своим опытом человека, который буквально живет в самолетах. Кирилл Штылев — консультант по продуктам и технологиям международной системы бронирования Sabre. Он проводит исследования в турагентствах для совершенствования систем онлайн-бронирования. География перелетов Кирилла — вся наша большая страна, а также Европа, Азия и США. Для примера: в день, когда мы писали интервью, Кирилл прилетел из Москвы в Ростов-на-Дону, поработал здесь 4 часа и улетел через Москву в Лондон.

архив героя

Как выбирать авиабилеты

— Прозвучит как лозунг, но это правда: мир стремительно движется в онлайн. Люди все чаще стараются бронировать билеты через интернет. Это не всегда удобно, особенно когда вы планируете не простой перелет туда-обратно, а многоплечевой маршрут. Когда мы используем онлайн-бронирование, считает все машина, а она не всегда в состоянии оптимизировать маршрут с точки зрения стоимости. Человеку несведущему советую идти от общего к частному: для начала обратиться к метапоисковикам, которые аккумулируют данные авиакомпаний и агентств. После этого, сориентировавшись по стоимости и времени, идти на сайт конкретной авиакомпании или просто позвонить туда и попросить подобрать оптимальный вариант.
Обыватели, особенно в нашей стране, где люди все еще предпочитают живое общение, больше звонят. Это психология: когда ищешь самостоятельно и что-то сделал не так, назад пути нет, обвинить в этом можно только себя. А когда ты поговорил с человеком, и что-то не срослось, всегда можно позвонить этому сотруднику и повесить всех собак на него.
Для более опытных пользователей будут удобны мобильные приложения, через которые можно забронировать билеты, зарегистрироваться на рейс. Отличные приложения, например, у компаний «Аэрофлот», British Airways и Lufthansa.
Есть бесплатное приложение TripCase. Настоятельно его рекомендую. С его помощью также можно бронировать билеты, получать уведомления об изменениях в рейсе. А еще TripCase поможет найти номер в отеле, узнать погоду, заказать такси, столик в ресторане, билеты на концерт и многое другое.


Рейс отменен/перенесен/не хватило мест

В любой спорной ситуации, будь то отмена рейса или задержка, из-за которой вы пропускаете стыковочный рейс, ни в коем случае не предпринимайте какие-либо шаги самостоятельно, не пытайтесь сами купить другой билет. Как только вы это делаете, вы автоматически теряете право требовать что-то от перевозчика. Нужно доверить себя в руки провинившейся авиакомпании, но при этом активнейшим образом требовать, отстаивать свои права. С ними можно ознакомиться на сайте авиаперевозчика. Они практически стандартные, но бывает разница в законодательстве стран.
Помните, наличие билета дает право полететь, но совершенно его не гарантирует. Поэтому ситуация «продано больше мест, чем кресел в самолете» — неприятная, но вполне стандартная. Даже если билет невозвратный, вам обязаны предложить компенсацию или перебронирование, вплоть до предоставления бесплатной гостиницы. Но этой ситуации можно и избежать, застолбив место. Для этого стоит регистрироваться через интернет, как только открылась регистрация (обычно за 24 часа до вылета). Ну, и в аэропорт явиться заблаговременно, а не за 2 минуты до отправления.


Перелет

Надо удобно одеваться. Может, это пережитки нашего советского прошлого, но российских пассажиров очень легко определить в заграничном аэропорту. До сих пор многие расценивают перелет на самолете, как поход в театр или дипломатический прием, а не как транспортировку из точки А в точку Б. Почему-то все думают, что именно на них будут смотреть всем аэропортом. Если нет необходимости сразу после полета идти на работу, я бы одевался так, как если бы ехал в поход или на дачу. Например, стоит выбрать брюки без ремня, потому что ремень обязательно заставят снимать в аэропорту. Легкую обувь без шнурков сотрудник службы безопасности скорее всего не попросит снимать. В общем, одеваться максимально просто, чтобы было комфортно сидеть в самолете. Потому что прилечь там вряд ли получится.
Обязательно нужно разуваться. Ноги на высоте опухают. Я снимаю обувь, как только сажусь в кресло, и передвигаюсь по самолету тоже босиком или в носках.
Лучший совет при смене часовых поясов: не надо сразу ложиться спать после прилета. Нужно перетерпеть этот день и лечь по местному времени. В этом случае перенести разницу во времени будет намного легче. Я испытывал это на себе при разнице в 9 часов.


Багаж

Если есть возможность не сдавать багаж, то ей нужно пользоваться. Во-первых, конечно, для экономии времени. В наших российских аэропортах, за исключением Москвы и, возможно, Санкт-Петербурга, мне всегда приходилось ждать багаж, причем очень долго. Столичные аэропорты большие, обслуживают огромное количество рейсов, инфраструктура бесконечно лучше, чем в провинциальных аэропортах, где отсутствуют телетрапы, когда из самолета багаж сразу попадает в здание терминала. Ни при каких обстоятельствах нельзя сдавать в багаж технику — ноутбуки, телефоны. С чемоданами не всегда хорошо обращаются. Но есть еще один фактор, поважнее: если вы летите с пересадкой, ваш багаж могут просто банально потерять, пока перегружают с одного самолета на другой.
В европейских аэропортах очень оперативно работает эта служба. В течение 10-15 минут вы проходите пограничный контроль, и, когда приходите в зал выдачи багажа, ваш чемодан уже вовсю крутится на ленте. В западных аэропортах, даже очень маленьких, давным-давно все налажено.
В США на рейсах с пересадкой есть дополнительные препятствия: вам придется пройти паспортный контроль, что займет достаточно много времени (американцы пристально, внимательно и скрупулезно относятся к этой процедуре), вплоть до того, что вы банально можете опоздать на свой стыковочный рейс. То же самое касается вашего чемодана, который вы обязаны будете взять в руки, пройти с ним таможенный контроль и поставить его обратно на транспортер, чтобы он поехал дальше. Это очень неудобно. В принципе российские требования в этом плане еще жестче: в Америке багаж можно хотя бы зарегистрировать до конечного пункта, а при полете, скажем, из Лондона в Ростов-на-Дону с пересадкой в Москве, ваш багаж не зарегистрируют до Ростова никогда. Придется потаскаться с ним в столичном аэропорту.


Потеря багажа

Есть аэропорты, которые «славятся» потерей багажа. Heathrow в Лондоне огромен и построен достаточно бестолково. Charles de Gaulle в Париже не меньшего размера, но все же выглядит более компактным, сконцентрированным. Там проблемы с человеческим фактором. Вообще всегда есть возможность застраховать свой багаж. Тогда в случае любых непредвиденных обстоятельств вы получите страховку. Если же багаж не был застрахован, есть общие авиационные правила, по которым вам обязаны выплатить компенсацию. Как правило, ее размер зависит от веса багажа. Кстати, если ваш багаж не потеряли окончательно, а доставили, допустим, через три дня, вы также имеете право подавать жалобу на авиакомпанию и требовать материальную компенсацию.


Самые строгие аэропорты

США и Великобритания — вот яркие примеры слишком серьезного отношения к мерам безопасности. Понятно, что ее, безопасности, не бывает слишком много, но там уж чересчур жестко. Например, если у вас разрядился мобильный телефон, и, не приведи господь, вы улетаете из лондонского Heathrow, рискуете остаться без мобильника. Если вы не продемонстрируете сотруднику службы безопасности, что можете по нему позвонить, телефон будет воспринят как взрывное устройство. Вас могут не пропустить или заставят оставить телефон. Это связано с терактами, которые, к несчастью, происходят все чаще. Весьма серьезно к безопасности относятся в американских аэропортах Dulles (Вашингтон), Dallas-Fort Worth (Даллас) и John F. Kennedy (Нью Йорк). Но желтая майка лидера в плане доведения до абсурда контроля безопасности — это аэропорт Ben Gurion в Тель-Авиве. Когда я оттуда улетал в Москву, я провел 2 часа в зоне контроля безопасности. У меня вытащили все из чемодана, проверяли каждый мой носок на предмет наличия каких-то взрывоопасных веществ, наркотических средств и еще чего-то. При этом делали все это нарочито медленно, скорей всего чтобы заставить меня нервничать, спровоцировать на что-то. Это ужасно. И абсолютно к каждому такому отношение. В аэропорт Тель-Авива нужно приезжать за 4 часа до вылета, иначе вы можете просто опоздать на самолет. Еще я настоятельно рекомендую все распечатать. Все билеты, посадочные талоны должны быть при вас в бумажном виде, каждые пять минут там просят это предъявить.


Самые удобные аэропорты

Пальма первенства уходит аэропорту Франкфурта-на-Майне. Несмотря на гигантские размеры, он настолько классно спроектирован, что там реально очень удобно и быстро пересаживаться. Чувствуется немецкий подход к вопросу. Оба терминала находятся близко, можно оперативно добраться из одного в другой, в отличие от того же Heathrow, где пять терминалов, и добираться из пятого в первый — целая история. В Амстердаме очень хороший аэропорт, он тоже очень большой, но при этом там даже нет терминалов, «все в одном флаконе». Достаточно удобный аэропорт в австралийском Сиднее. Огромный, но при этом безумно удобный аэропорт в Бангкоке, Таиланд. Азия в этом плане вообще хороша: Пекин, Шанхай, Гонконг — везде все проходит достаточно демократично и оперативно.


Лоукостеры и чартерные рейсы

Я не летаю чартерами и лоукостерами, не хочу и надеюсь, мне никогда не придется. Хотя ничего плохого о бюджетных перевозчиках сказать не могу. Много позитивных отзывов слышал об easyJet и Ryanair. Последнюю компанию хвалили, потому что она летает отовсюду и куда угодно. Нужно просто понимать, какой билет покупаешь. Либо это классическая концепция авиакомпании, где тебя накормят, и ты будешь удобно сидеть, либо будешь сидеть, как в электричке. Я не хочу, как в электричке, и лучше доплачу за комфорт.
На чартерах тоже не летал. Могу сказать только, что чартерные рейсы стараются максимально загружать, это же выгодно для компаний. Они устанавливают время вылетов чартеров так, что самолеты физически не могут вылететь. Например, 20 чартерных рейсов в час, когда по факту летят пять. В результате чартер задерживается часов на 18, при этом с вами обращаются, как со скотом. Большинство российских авиакомпаний не уделяют внимания таким пассажирам: ну, купил дешевый билет, сиди и жди. А не хочешь ждать — иди в «Аэрофлот» и покупай дорогой. Вот примерно так.


Еда

Достаточно неплохо кормят в «Аэрофлоте», но это зависит от направления. Бывает, что компания везет питание из Москвы на оба плеча. А бывает, только туда, и на обратном пути еда загружается местным аэропортом. Местные аэропорты не всегда держат марку. Хотя о ростовском аэропорте так не скажу, он превзошел все мои ожидания. Я заказываю спецпитание, которое не предоставляют на рейсах длительностью меньше трех часов, а рейс Москва—Ростов-на-Дону занимает меньше двух часов. На рейсе «туда» мне спецпитание не предоставили, а на обратном пути из Ростова — да. Я был в дичайшем восторге. Жирнейший плюс ростовскому аэропорту. А из зарубежных отдаю предпочтение немецкой Lufthansa и Thai Airways. Порции не очень большие, но зато вкусно.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Швейцарец всегда берет за границу нож и чипсы «Цвайфель»
«Заморский черт» — так китайцы называют иностранцев