Драматург Шварц и фальшивомонетчики, «Подвал поэтов» и другие истории, которые хранят ростовские особняки
Места

Драматург Шварц и фальшивомонетчики, «Подвал поэтов» и другие истории, которые хранят ростовские особняки

Проект «Город, где всем хорошо». Часть VI.

Совместно с Администрацией Ростова-на-Дону мы продолжаем создавать туристический проект «Город, где всем хорошо».

Это 10-серийный проект о том, за чем нужно приехать в Ростов и зачем стоит возвращаться сюда снова и снова.

Первое, что бросается в глаза в южном городе — его замечательная архитектура. По количеству сохранившихся памятников архитектуры Ростов-на-Дону уступает в стране только Москве, Санкт-Петербургу и Самаре.

Мы попросили ростовчан-экспертов рассказать истории, которые хранят старинные здания, и добавили к ним подборку необычных — интерактивных и театрализованных — экскурсий по городу.


«У нас есть архитектура на любой вкус: от венского сецессиона до сталинского ампира»

Драматург Шварц и фальшивомонетчики, «Подвал поэтов» и другие истории, которые хранят ростовские особняки

Рассказывает Геннадий Крольман, экскурсовод, краевед, участник городского сообщества «Мой фасад»:

— В Ростове представлены практически все направления архитектуры, которые существовали в России с XIX века до наших дней. Очень много эклектики и вариантов модерна. Например, самое большое по размерам дореволюционное здание — управление СКЖД на Театральной площади. Построено оно в стиле венского сецессиона — направления модерна родом из столицы Австро-Венгрии. А вот пример неоклассицизма — здание Госбанка на проспекте Соколова, 22.

Широко представлены в нашем городе все направления советской архитектуры: авангард, сталинский ампир, советский модернизм и многое другое.

Архитектурные ансамбли для нашего города редкость, историческая застройка очень разношерстная. Но есть исключения. Один из лучших образцов — площадь Мира на Сельмаше. По моему мнению, это одно из лучших мест в Ростове, которое замечательно показывает, что такое сталинская архитектура, и насколько уютной может быть городская площадь, если она окружена малоэтажными домами.

Фото: Денис Демков
Здание управления СКЖД — образец венского сецессиона.
Фото: Денис Демков

Ростов любят сравнивать с Петербургом, где тоже широко представлена дореволюционная застройка. Но я бы сравнил наш город еще с Саратовом и Самарой, которые стали стремительно развиваться в начале ХХ века. Хотя по духу города, конечно, отличаются. Три года назад я был в обоих этих волжских городах, и мне, ростовчанину, было непривычно, что там нет кафе и ресторанов на каждом углу. В смысле развития общепита Ростов больше похож на своего южного брата — Краснодар. Но исторической застройки там, конечно, меньше.

Что больше всего впечатляет туристов в Ростове? Зависит от предпочтений. Некоторые равнодушны к дореволюционной застройке, но интересуются советской архитектурой. Таких я обязательно вожу на Сельмаш: уже упомянутая площадь Мира приводит их в восторг. Впечатляет и клуб туристов и альпинистов «Планета» в парке Островского. А другие гости города видят свою прелесть в нашей Богатяновке.

Площадь Мира в Ростове-на-Дону.
Площадь Мира в Ростове-на-Дону.

Людям, оказавшимся в Ростове впервые, я бы посоветовал обязательно пройтись по улицам Пушкинской, Большой Садовой, переулкам Соборному и Газетному, прогуляться по набережной. Обязательно нужно побывать в Нахичевани — бывшем армянском городе, а ныне Пролетарском районе Ростова, где сохранилось много купеческих особняков. Интересно пройтись по улицам ниже Центрального рынка, по Ульяновской и Донской, например. Что же касается легендарных ростовских двориков — это более глубокий уровень погружения, нужно знать, где они находятся.

В Ростове множество интересных зданий, связанных с именами известных всей России и даже миру личностей. Вот, например, особняк армянской купчихи Маргариты Черновой, расположенный на углу Большой Садовой и Халтуринского. Легенда гласит, что Маргарита якобы была любовницей влиятельнейшего купца Елпидифора Парамонова, который и возвел для нее этот особняк. На самом же деле здание начала строить купеческая семья Форовичей, а семья Черновых, видимо, приобрела его позже. В Гражданскую войну в этом доме расположилась студия «Театральная мастерская», в которой играл Евгений Шварц, ставший впоследствии знаменитым драматургом. Долгое время это был культурный центр тогдашнего Ростова. С «Театральной мастерской» связаны имена Михаила Гнесина, Мартироса Сарьяна, Николая Лансере и многих других. К сожалению, здание, которое мы видим сегодня, это только точная копия. В 1990 годы дом пострадал и был отстроен заново.

Особняк Маргариты Черновой.
Особняк Маргариты Черновой.

Кстати, когда Евгений Шварц жил в Ростове, его заинтересовала история о фальшивомонетчиках Нахичевани XIX века. Для охраны своих фальшивок они держали во дворах вместо собак… дрессированных медведей! О «медвежьих деньгах» судачили по всей России. История эта зацепила Шварца, и он, по-видимому, решил ее запечатлеть. Правда замысел так и остался нереализованным. Но до нас дошло несколько строф, написанных Шварцем:

«В Нахичевани жил один,
Звали его Еврагин.
Еврагин по городу идет,
Деньги он бросает.
Откуда деньги те берет,
Один медведка знает.

Донесли полиции:
Деньги делают они
Лучше, чем в столиции».

Мало кто из горожан сегодня знает, что в доме на проспекте Ворошиловском, 30, во время Гражданской войны останавливался известный русский ученый-естествоиспытатель Владимир Вернадский. Здесь он гостил у четы Долматовских, Арона Моисеевича и его жены Адели Марковны. Дело в том, что Киев захватили части Добровольческой армии, и Украинскую академию наук, президентом которой был Вернадский, закрыли. По вопросу продолжения работы академии он и приехал в Ростов-на-Дону. Сын этих самых Долматовских, Евгений, стал впоследствии прославленным советским поэтом, автором таких песен, как «Любимый город», «Дорога на Берлин», «За фабричной заставой», «Родина слышит».

Рядом, на Ворошиловском, 28, расположено 3-этажное здание, которое нынче занимает полиция. До революции оно принадлежало успешному ростовскому купцу Борису Гордону. Во время Гражданской войны семья Гордонов уехала за границу, поселилась во Франции. Купеческая дочка, уроженка Ростова Елена Гордон, в 1945 году основала известный во всем мире журнал для женщин Elle.

В доме на улице Обороны, 64, некогда жила Вера Хацман — жена самого первого президента Израиля Хаима Вейцмана. А нуждается ли в особом представлении соратница Зигмунда Фрейда и Карла Юнга — первая женщина-психоаналитик Сабина Шпильрейн? Тоже известна всему миру. В фильме «Опасный метод» ее блистательно сыграла звезда Голливуда Кира Найтли. Дом, в котором жила Шпильрейн, расположен на улице Пушкинской, 83.

Дом, в котором выросла Вера Хацман, впоследствии первая леди Израиля.
Дом, в котором выросла Вера Хацман, впоследствии первая леди Израиля.

А в Нахичевани на улице Закруткина, 12/13, стоит дом, где жил замечательный художник-график Константин Аладжалов. В 1923 году он эмигрировал в США, был единственным художником, работавшим одновременно для двух крупнейших американских изданий: для The New Yorker Аладжалов создал 171 обложку, для The Saturday Evening Post — 73.


Необычные экскурсии в Ростове-на-Дону

Экскурсии-спектакли от театра «Собеседник»:

«Это не может быть один мужчина, или Многоликий Ростов»

«Это удивительный город, до сих пор хранящий множество тайн. И все они не могли появиться без любви мужчины. «Какого? К кому?» — спросите вы. Узнать это можно, посетив экскурсионный спектакль», — так анонсируют свое представление организаторы театра «Собеседник». Вас ждет 2-часовой маршрут по центру города с театральными сценами.

Планета «РостовЪ-на-Дону»

Еще один краеведческий спектакль от «Собеседника». Перед зрителями-экскурсантами разворачиваются исторические события из жизни Ростова-на-Дону — от начала расцвета города в середине XIX века и до наших дней. По сюжету, главный герой, желая сменить привычную обстановку, уезжает на время в столицу из родного Ростова, чтобы издалека посмотреть на себя и свои представления о жизни, заглянуть в прошлое и попытаться увидеть будущее. И на этом пути его ожидают невероятные открытия и метаморфозы.

Экскурсия-спектакль от театра «Собеседник».
Экскурсия-спектакль от театра «Собеседник».

Квесты от «Своей компании»:

«Ключи от города»

Квест по старому центру Ростова написан в компьютерной программе, вы получаете ссылку и самостоятельно отправляетесь навстречу приключениям. Вам предстоит заглянуть в старые дворы, пройти по центральным улицам — и увидеть привычные места другими глазами, разглядеть то, чего раньше не замечали. После каждого пройденного уровня вам откроются любопытные факты о том или ином городском объекте. Минимальный возраст участников — 16 лет. Продолжительность квеста — 120-150 минут.

«Загадки Солдатской слободы»

Квест, который проходит по исторической части Ростова, называемой Солдатской слободой. Это отличная возможность погрузиться в историю города, ведь эта слобода зародилась еще в 1811 году — согласно первому генплану развития Ростова-на-Дону, утвержденному императором Александром I.

Квест подходит как для одной, так и для нескольких команд игроков.
Участники получают старинные свитки с заданиями и начинают поиск артефактов, которые спрятаны в зданиях и любых других объектах на городских улицах. Минимальный возраст — 13 лет. Продолжительность — 90 минут.

«Откуда пошла и есть жизнь ростовская» 

Авторская интерактивная экскурсия-прогулка по городской набережной. Начинается на площадке возле скульптурной композиции «Богатый колодезь» на Богатяновском спуске. По ходу маршрута проводятся квесты, которые отличаются друг от друга смысловой нагрузкой и механизмом проведения: от нетривиальных загадок до спортивного ориентирования под названием «Древние свитки».


«Город подыгрывает нам во время экскурсий»

Драматург Шварц и фальшивомонетчики, «Подвал поэтов» и другие истории, которые хранят ростовские особняки

Рассказывает Марина Натальян, экскурсовод, краевед:

— Я петербурженка в третьем поколении. Детство прошло в коммуналке на Петроградской стороне: двор-колодец, мраморная лестница… Я не гуманитарий, закончила факультет биофизики Санкт-Петербургского политехнического университета. Но меня всегда интересовало прошлое города, в котором я живу. Любовь к родному Петербургу побудила меня заняться экскурсоводческой деятельностью. Вместе с друзьями мы водили гостей и жителей города по Петергофу, Васильевскому острову, Петропавловской крепости и другим местам.

А в Ростов меня впервые привез лет восемь назад мой будущий муж Сергей — кстати, коренной нахичеванец. Свой первый день в Ростове помню, как сейчас: невыносимо жаркое лето, мы сидим в развалинах Парамоновских складов вдвоем, опустив ноги в прохладный ручей. И вот тогда я влюбилась в этот город, в нем было что-то потаенное…

Мы поженились, я окончательно перебралась сюда. В домашней библиотеке у свекрови, преподавательницы русского языка и литературы, оказалось много книг по краеведению. Я проштудировала все, а потом ходила по городу и как бы сверялась, изучала старинные здания.

Иногда ростовчане удивляются: мол, что такого я нашла здесь, чего нет в Петербурге. На самом деле у двух моих любимых городов очень много схожего. История Ростова тоже начинается со строительства крепости. Взять, например, Солдатскую слободу — исторический район, который ныне находится в границах Буденновского и Ворошиловского проспектов: вытянутые в струну улицы с доминантами в виде колокольных башен, сплошные фасады — здания стоят стенка к стенке. Это чисто питерский принцип построения городского ландшафта. Я уже не говорю о Нахичевани, к планировке которой приложил руку петербургский архитектор Иван Старов. Там, как на Васильевском острове, поперечные улицы называются линиями.

 Горельеф скульптора С. Королькова на фасаде театра Горького.
Горельеф скульптора С. Королькова на фасаде театра Горького.

Но в Ростове есть и много такого, что удивляет самых искушенных петербуржцев. Здесь им тепло — в пространстве двориков, увитых изабеллой, и целиком сохранившихся исторических кварталов, от вида резных дверей и других деталей.

Еще в Ростове можно найти очень смелые примеры советского модернизма. Когда я сюда приехала, сразу обратила внимание на здания Публичной библиотеки, Музыкального театра, Дома профсоюзов. А мировой шедевр конструктивизма — Ростовский академический театр драмы имени Горького? Помню, я часами разглядывала на его фасаде горельефы, созданные Сергеем Корольковым, гениальным скульптором-самоучкой.

Очень мне нравятся и купеческие особняки, которые словно дышат той дореволюционной имперской эпохой, когда казалось, что все будет благополучно. В отличие от Питера историческая застройка здесь очень неоднородная, на одной улице мы можем встретить смешение самых разных архитектурных стилей. В этом смысле Ростов — город, по которому можно изучать историю архитектуры.

И, конечно, город — это его люди. Мне довелось близко познакомиться со многими ростовчанами, которые искренне любят свой город, которым дорого его историческое наследие. Однажды, совершенно случайно, прогуливаясь по Соборному, я встретилась с местными энтузиастами, которые, собравшись тесной компанией, декламировали стихи. Мы подружились и стали вместе организовывать экскурсии.

Самой первой и самой популярной нашей экскурсией остается «Ростов-Папа». Ее даже показывали в передаче «Орел и Решка». «Ростов-Папа» переносит нас в 1920-е годы, во времена становления советского уголовного розыска, знакомит с легендой бандитского мира Ванькой Медиком и другими знаменитыми персонажами. Недавно мы добавили и сюжетную линию о «лихих девяностых». Спойлерить не стану, а то вам будет неинтересно на экскурсии, но это тоже очень увлекательно.

Экскурсия-спектакль «Ростов-Папа», сценой служит ростовский дворик.
Экскурсия-спектакль «Ростов-Папа», сценой служит ростовский дворик.

В основе другой нашей театрализованной экскурсии — «Парамоновские склады» — история отпрыска знаменитой купеческой семьи Николая Елпидифоровича Парамонова, который, будучи либералом по своим взглядам, сыграл немаловажную роль в революционном движении России. Тоже очень интересная экскурсия.

У нас есть и квесты: «В поисках античности», «Ростовские дворики», и детские и подростковые экскурсии: «По следам ростовского сыщика», «От письма до письма» и прочее.

Забавно, что во время наших экскурсий Ростов как бы подыгрывает нам. Порой экскурсанты не понимают, где актеры, а где настоящие горожане. Однажды во время экскурсии «Ростов-Папа» мы остановились у памятника атаману Платову, рядом с главным корпусом ЮФУ. Я рассказываю историю о «параде воров» по Большой Садовой в 1917 году. В это самое время к нам подходит очень колоритный персонаж — видно, что «вольных взглядов», настоящий бродяга — и тоже с интересом слушает мой рассказ. И вдруг задает вопрос: «Разрешите обратиться, а не знаете, шашечка у атамана сколько весит?»

А как-то мы стояли с группой на Нефтегорской улице на Богатяновке, я рассказывала о босяцкой жизни дореволюционного Ростова. И рядом ростовчанин стучится в дверь: «Валя, открывай, ну по-человечески тебя прошу, открывай! Тут экскурсия, люди, а ты меня выгоняешь. Валя, не позорься». И тут появляется Валя — довольная, громогласная, чувствует, что «на сцене»: «А мне здесь бабников не надо!» И захлопнула дверь перед ним — уже, возможно, навсегда.

Любят включаться в экскурсии местные жители и тогда, когда мы заходим в эти чудные ростовские дворики. Запросто поправляют экскурсовода: «Нет, вы не знаете, а я знаю: раньше здесь фонтан стоял». Одна бабушка уверяла туристов, что высокие парадные двери в Ростове нужны были для того, чтобы в подъезд могла войти лошадь.

С ростовчанами не соскучишься, и это здорово.

Авторская экскурсия Марины Натальян.
Авторская экскурсия Марины Натальян.

Недавно я разработала маршрут для волонтерского движения «Том Сойер Фест» — прогулку от Покровского сквера до фонтана «Лира» на углу Нахичеванского и Пушкинской. Эти кварталы были застроены главным архитектором Ростова Николаем Соколовым (1859-1906), мастером кирпичного стиля — одно из течений архитектуры конца XIX века. Это и дом братьев Мартын (ул. Большая Садовая, 125), и здание строительного университета (Богатяновский спуск, 32/162), и Николаевская городская больница (теперь это корпуса медуниверситета на Пушкинской и Нахичеванском), и многие другие прекрасные здания.

У нас есть и велосипедная экскурсия, во время которой мы заезжаем во дворики, заходим в подъезды. На Газетном показываем «Подвал поэтов» — популярнейшее в начале 1920-х годов арт-кафе, где бывали Велимир Хлебников, Исаак Бабель и другие известные литераторы.

…Самые памятные отзывы? Часто приходится слышать восторженные отклики от самих ростовчан. Например: «Вы показали нам Питер в родном городе!»


Еще необычные экскурсии в Ростове-на-Дону

Экскурсии-спектакли от «Город Ростов-Папа»:

«Ростов-Папа», «Вечерний Ростов-Папа»

За 3 часа (вечерняя длится 2,5 часа) прогулки по центру вы узнаете немало городских легенд и тайн, обнаружите секретный памятник вору прямо на главной улице — Большой Садовой и, конечно же, узнаете, как, когда и почему Ростов стал Папой. Маршрут составлен таким образом, что экскурсия-спектакль будет проходить не только на центральных оживленных улицах, но и в тайных закоулках, где когда-то бурлила жизнь Ростова-Папы.

Театрализованная экскурсия «Ростов-Папа».
Театрализованная экскурсия «Ростов-Папа».

«Парамоновские склады»

Эта 2-часовая экскурсия по городу — прекрасный способ узнать много нового о Ростове и провести выходной день с пользой. А уникальный формат мероприятия никого не оставляет равнодушным.

Экскурсанты познакомятся с историей одной из самых прославленных ростовских фамилий — купцов Парамоновых, с их вкладом в развитие города; узнают о том, почему простые склады стали памятником федерального значения.

Экскурсия-квест «В поисках античности»

Почему боги войны украшают здание Госбанка? Что такое вакханалии и как они связаны с военными в нашем городе? Ответы на эти и другие вопросы экскурсанты найдут прямо на ростовских улицах. «После этой прогулки-квеста вы точно отличите Афродиту от Афины, а Гефеста от Гермеса», — обещают организаторы.

Иммерсивная экскурсия «На связи с городом» от Теle2

В ходе пешеходной экскурсии вы узнаете известные и необычные факты из богатой истории Ростова-на-Дону. Роль экскурсовода выполняют голоса в наушниках. Не беда, если вы не абонент Tele2. Можно просто записаться и прийти на экскурсию, где вам вручат необходимое оборудование. Маршрут экскурсии проложен по историческому центру города. Ее продолжительность будет зависеть от вашего темпа ходьбы и того, как часто вы будете останавливаться, чтобы сделать селфи.

Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное
1euromedia Оперативно о событиях
Вся власть РФ
Маркетплейсы