Звезда «Движения вверх» — об искажении фактов в фильме
Люди

Звезда «Движения вверх» — об искажении фактов в фильме

Разговор накоротке с актером Иваном Колесниковым.

В конце декабря на экраны вышел самый кассовый отечественный фильм в новейшей истории — «Движение вверх». За два месяца ленту посмотрело более 7 миллионов человек, кассовые сборы — почти 50 млн долларов.
В минувшие выходные исполнитель одной из главных ролей в фильме, актер Иван Колесников провел пресс-конференцию и автограф-сессию в ростовском киноцентре «Большой». Мы задали ему несколько вопросов.
Колесников в фильме «Конец прекрасной эпохи» (режиссер Станислав Говорухин).
Колесников в фильме «Конец прекрасной эпохи» (режиссер Станислав Говорухин).
Иван Колесников, 34 года. Снялся без малого в 30 фильмах, в том числе в «Конце прекрасной эпохи» Станислава Говорухина и «Анне Карениной. Истории Вронского» Карена Шахназарова. В «Движении вверх» сыграл Александра Белова. Именно бросок Белова на последних секундах финала Олимпиады-1972 между СССР и США принес нашей сборной победу. В 26 лет талантливый игрок скончался от саркомы сердца.


— У этого фильма своя специфика — он об очень высоких людях. Что значилось в требованиях на кастинг — рост не ниже какого числа сантиметров?
— Да, одним из обязательных условий был рост метр девяносто. И еще надо было иметь более или менее спортивное телосложение. Более или менее — потому что баскетболисты в то время не были сильно раскачанными. Они были худощавыми. Мне пришлось сбросить 6-7 килограммов.
Кастинг в ТРИТЭ (студия Никиты Михалкова) — это всегда кастинг по всей России и странам СНГ. Кастинг-директора объездили сотни городов, чтобы найти артистов. И мне повезло, что я оказался среди них. Конкурс был большой, многим отказывали, конечно.
Меня утвердили сначала на Сергея Белова (игрока, чья автобиографическая книга легла в основу фильма), но потом поняли, что я не вытягиваю физически, и утвердили на Белова Александра. Надо было иметь определенное телосложение, чтобы сыграть Сергея — у него было больше спортивных сцен. А у моего героя, Александра, больше драматических.
Пока вам рассказывал об этом, вспомнил историю, как меня однажды не взяли на роль. Я был тогда совсем молод, и меня не утвердили с формулировкой «вы очень красивый». Продюсер так и сказал: извините, но вы слишком привлекательны. Я тогда был так ошеломлен, сказал: может, мне шрам на лице сделать? Но все равно не взяли (смеется).
Сборная СССР по баскетболу, 1972 год. Александр Белов (герой Колесникова) под номером 14, во втором ряду.
Сборная СССР по баскетболу, 1972 год. Александр Белов (герой Колесникова) под номером 14, во втором ряду.
— У вас были дублеры в фильме? Или вы все делали сами?
— Да какой там сам! У меня был дублер по имени Костя — великолепный совершенно человек. Он очень помогал мне, показывал, как правильно бросать. Ну, конечно, какие-то вещи, когда был средний план, я делал сам, часть несложных пробежек тоже. Но когда на общем плане бегу я, это выглядит, как будто бежит не баскетболист, а огромная подстреленная лань (смеется). А Костя — профессиональный спортсмен, он бегает как надо. Люди, которые с ранних лет занимаются каким-либо спортом: баскетболом, хоккеем, плаваньем, конным спортом, — двигаются по-особому, у них своя походка, свои особенности тела.
Вообще большое спасибо Косте, потому что он работал столько же, сколько и я. Сравните: обычная баскетбольная тренировка длится 3 часа, матч — 2, а мы на площадке работали по 12-14 часов, это очень тяжело физически. С другой стороны, мы начали сниматься уже тренированные, не с нуля, тело привыкло к нагрузкам. Но все равно было непросто, я заработал на этих съемках повреждения двух менисков.
Я, кстати, вчера впервые за год ездил на лошади. Так когда слез с нее, не мог согнуть колени, ходил, как будто жердь проглотил. Так что в спортивных фильмах на площадку все приходят натренированными.

— Кто-то консультировал, поправлял вас и других актеров относительно стиля эпохи и стиля жизни: мол, в 1970-х так не говорили, не жестикулировали? Что вас удивило в той эпохе, в тех людях, когда вы, работая над фильмом, узнали их поближе?
— У меня с этим временем вообще многое связано. Один из моих последних фильмов — «Конец прекрасной эпохи» по рассказам Довлатова, это как раз о 1970-х. Станислав Говорухин — вообще мой билет в большое кино, благодаря ему я попал в «Движение вверх». С эпохой у меня проблем не было: мне близок тот стиль одежды, манера говорить, я редко употребляю современные выражения. Мне почти 35, но я близок больше к советскому времени, чем к современному.
Люди 70-х были, как мне кажется, гораздо честнее, открытее, человечнее, чем нынешние. Их легче обидеть или задеть — они не понимают жесткого юмора. Даже, скорее, не юмора, а тех, выражаясь современно, жестких стебов, которые сейчас выдают за юмор. Современный юмор бьет сзади, он ниже плинтуса, он менее смешной, чем шутки 1970-х, слишком простой. Считается, что самый сложный юмор — английский. Мне кажется, это потому, что в Англии смеются над собой, а современные люди ушли от этого, они высмеивают других, и это уже пошлость.

— Вы работали с американскими актерами. Насколько их представления о съемках, требования, райдеры отличались от ваших?
— Первое отличие — у американских актеров в принципе были райдеры, у нас нет (смеется). У них там четко все расписано: когда перерыв на обед, сколько часов работать. Они работали меньше, чем мы, у них с этим все строго.
кадр из фильма «Движение вверх».
Русские спортсмены играют в баскетбол с американцами.
кадр из фильма «Движение вверх».
У меня английский так себе, но мы находили общий язык, у нас был переводчик, много шутили. Даже тусовались с ними. Я меньше — у меня семья, дети, обязанности. Показывали им Москву. Ох, вы бы видели, как русские девушки реагировали на огромных ребят-афроамериканцев в клубах (смеется). Потом летали к ним в Америку (часть съемок проходила в США), они нас знакомили с Лос-Анджелесом.
Я понял, что американская свобода — это в какой-то степени миф. Очень много формальностей и ограничений: ну, например, нельзя носить больше 5 тысяч долларов в кармане — могут возникнуть вопросы, откуда столько кэша. Они редко ходят по гостям, могут до шести вечера выпить по пиву и разойтись. Это не похоже на настоящую русскую мужскую дружбу.

— Много пишут, что вдовы главного тренера той сборной Владимира Кондрашина и игрока Александра Белова негативно восприняли фильм. Особенно в том, что касается болезни Белова, которой на самом деле в этот период не было. Что думаете об этом, об искажении фактов в сценарии?
— Я могу понять вдову Кондрашина: сам Кондрашин завещал, чтобы про него не снимали ничего и ничего не писали. Что касается болезни Саши Белова: да, она случилась позже, время в фильме сжали для усиления драматизма. Но я скажу так: если бы не было «Движения вверх», об этих людях никто не узнал бы, не вспомнил сегодня. Если вдова Белова считает, мол, не знали, ну, и ладно — ну, что ж, пусть будет так. Банально звучит, но народ должен знать своих героев. Именно после таких фильмов дети записываются в спортивные секции, а взрослым хочется стать лучше.
кадр из фильма «Движение вверх».
Владимир Машков в роли главного тренера сборной (в фильме настоящую фамилию Кондрашин изменили на Гаранжин).
кадр из фильма «Движение вверх».
Эта лента, называйте ее как угодно — патриотической, о дружбе, о любви — в любом случае заставит тебя что-то понять и толкнет тебя на что-то.
Сейчас много снимают фильмов типа про нашу жизнь. Они ничего, кроме того, что мы все живем в говне, не демонстрируют. Если мы будем показывать жизнь, как она есть, это будет просто ни о чем, скука смертная.

— Что думаете о ситуации с нынешней Олимпиадой? Тех, кто решил поехать, поливают грязью в соцсетях, называют предателями.
— Я ненавижу соцсети и не очень понимаю людей, которые туда что-то плохое пишут. Люди, которые льют грязь, они просто недалекие. Они не в силах понять, каково это — тренироваться без менисков, с больными ногами, на износе, чтобы попасть на Олимпиаду, потому что любой серьезный спортсмен стремится к этому. И поливать их грязью за это — просто свинство.
Они, конечно, должны ехать и показывать, что могут. Они остаются русскими, они борются за себя и за Родину. Многим спортсменам закрыли этот путь. И те, кто едут, они бьются за себя и за того парня.
кадр из фильма «Движение вверх».
Победа над американцами.
кадр из фильма «Движение вверх».
Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное
Маркетплейсы
Вся власть РФ
1euromedia Оперативно о событиях