Ростовский чемпион мира по World of Tanks: о заработках и нагрузках в киберспорте
Люди

Ростовский чемпион мира по World of Tanks: о заработках и нагрузках в киберспорте

Кирилл Пономарев: «Если не можешь отсидеть за компом 20 часов, сюда лучше не соваться».

автор Мария Погребняк/фото архив героя

Киберспорт дошел до Ростова: на этой неделе состоялся международный турнир по Dota 2 и FIFA между китайцами и россиянами, а в начале октября пройдут соревнования по World of Tanks.
Ростовчанин Кирилл Пономарев — двукратный чемпион мира по «танкам». Ему 25 лет, играет больше 10. На 3-м курсе ушел с юрфака. С 2013 по 2017 годы был игроком крупнейшей мультигейминговой киберспортивной организации Natus Vincere.
Поговорили с Кириллом о режиме дня, стоимости компьютера для игр и доходах в киберспорте. 
Кирилл Пономарев в форме Natus Vincere.
Кирилл Пономарев в форме Natus Vincere.
— Во что сейчас играют киберспортсмены? Много ли в России по-настоящему крутых команд?
— В основном играют в Dota 2, Counter-Strike, League of Legends, World of Tanks. Появилась новая игра — Player Unknown’s Battlegrounds. Она побила рекорды этим летом, по ней начали делать турниры: например, немецкий турнир с призовым фондом в 350 000 долларов.
В России, если сравнивать с остальным миром, киберспорт развит слабо. Успешные команды можно пересчитать по пальцам одной руки. В Европе и Америке — это бизнес. Там много киберспортивных организаций, которые вкладывают деньги в свои команды, игроки получают зарплату. У нас только несколько команд может этим похвастаться. В киберспорт вкладываются, конечно, и сами разработчики игр. Так они привлекают новую аудиторию, дополнительных людей, которые хотят что-то выиграть и чего-то добиться.
Схема на самом деле простая: ты приезжаешь на какой-нибудь крупный турнир и рекламируешь своих спонсоров.
Ростовский чемпион мира по World of Tanks: о заработках и нагрузках в киберспорте
За рубежом, например, в Китае, турниры по киберспорту нередко спонсирует государство. В Азии вообще киберспорт очень развит.
Играют молодые люди, которые на «ты» с техникой. Я помню, что уже в моем детстве собрать футбольную команду для игры во дворе было намного сложнее, чем набрать команду в компьютере. Плюс тебе легче физически, ты не устаешь. 


100 миллионов долларов — такую сумму 2 года назад в российский киберспорт вложил известный бизнесмен Алишер Усманов. Он взял пример с заграничных миллиардеров: в Европе и Америке в киберспорт часто вкладываются бизнесмены из первой сотни журнала Forbes.

Мне кажется, что в ближайшие пару десятилетий киберспорт по популярности обгонит футбол. Это ни хорошо, ни плохо — это нормально. Нам же сейчас не надо постоянно быть снаружи, чтобы охотиться на дичь, как в древние времена. Человечество меняется, в этом нет ничего страшного. Лично меня не пугает виртуальное будущее. Так должно быть.

— В каком возрасте надо начинать играть? Когда выходите на пенсию? Сколько стоит приличный компьютер?
— Приличный — полторы-две тысячи долларов. Но я никому не советую намеренно, забив на все, пытаться стать киберспортсменом. Сначала человек должен получить образование. Есть много примеров, когда люди бросают все ради этого — и прогорают. Если снова сравнить с футболом: в Бразилии все играют в футбол, но только, может, тысяча человек добивается настоящих высот.
Команда Natus Vincere по «танкам» идет сквозь толпу поклонников. Финал Золотой серии лиги Wargaming.net League, 2016 год.
Команда Natus Vincere по «танкам» идет сквозь толпу поклонников. Финал Золотой серии лиги Wargaming.net League, 2016 год.
Насчет возраста — чем раньше, тем лучше. У меня есть знакомый, ему сейчас 20, начал в 13, добился успеха.
На пенсию — все от дисциплины зависит. Например, в командные игры можно и в 30 играть, быть лидером-стратегом — придумывать схемы, координировать участников. Но если быть просто игроком — в 30, конечно, будет уже тяжело. С возрастом реакция теряется. Но все от человека зависит — есть 35-летние киберспортсмены, которые показывают нормальные результаты.


36 миллионов — столько зрителей посмотрели финал чемпионат мира по League of Legends в 2015 году.


— Опиши обычный день киберспортсмена.
— Если мы готовимся к турниру, распорядок такой: в 3 часа дня трехчасовая тренировка, потом перерыв, потом в 8 вечера еще одна трехчасовая тренировка. После — разборы, обсуждения, которые тоже занимают время — от 2 часов и больше. Еще пару часов ты играешь сам, без команды, чтобы держать себя в форме. Часов 8-10 на все это уходит, это полноценный рабочий день, довольно жесткий. Так и рублюсь на протяжении последних лет (смеется).
Скрин из игры World of Tanks.
Скрин из игры World of Tanks.
Когда я только начинал играть в танки, просиживал за компьютером по 20 часов. Если тебе тяжело отсидеть столько, то в киберспорт лучше не соваться. Надо быть терпеливым и усидчивым. Важно: не надо идти в киберспорт с целью подзаработать, так ничего не выйдет. Нужен энтузиазм — поэтому я и мог играть по 20 часов. А то часто бывает: кто-то видит, что команда выиграла в Dota 10 миллионов долларов на пятерых, каждый получил за вычетом налогов примерно полтора миллиона. Это, конечно, может впечатлить, и человек бросает все, свою прошлую работу, пытается тренироваться, играть. А все зря.


Стресс киберспортсмена во время соревнований можно сравнить со стрессом пилотов «Формулы-1». В кровь спортсменов выбрасывается почти одинаковое количество кортизола — гормона, отвечающего за стресс. Пульс может повыситься до 160-180 ударов в минуту. (По данным исследований кельнского университета спорта.)


— Вообще, кажется, что ничего особенно трудного и интеллектуального в танках нет — просто ездишь и на скорость убиваешь противника.
— Мы играем командами семь на семь, цель — либо уничтожить технику противника, либо захватить его базу. Интеллектуального здесь как раз очень много: это очень сложно сделать, когда ты играешь с оппонентом очень высокого уровня. Тут идет борьба: кто кого перехитрит, кто кого перестреляет. В каждом бою у тебя по-разному развивается сюжет, ты не можешь подготовить какие-то шаблоны, тебе постоянно надо действовать в меняющихся условиях. Это мы и тренируем.


Киберспортсмен в минуту может совершить в 4 раза больше действий (клики мыши и нажатия на клавиатуру), чем обычный человек. Игра-рекордсмен по количеству кликов — Star Craft 2. Там надо успеть совершить порядка 200-300 движений в минуту.


— Какие профессиональные травмы у киберспортсмена?
— Проблем с глазами легко можно избежать, главное — играть в компьютерных очках и не сидеть в темноте. Насчет «тунелльного синдрома»: надо правильно держать мышку, не под сильным наклоном, не перегибать руку, чтобы не повредить сустав. За спиной и осанкой надо следить самому. Кто-то думает: вот, куплю себе сейчас офигенное кресло за 30 тысяч рублей, и у меня будет шикарная осанка. Тут кресло не поможет, нужны упражнения и самоконтроль.
Команда Кирилла стала чемпионом Гранд Финала лиги Wargaming.net League в 2016 году.
Команда Кирилла стала чемпионом Гранд Финала лиги Wargaming.net League в 2016 году.
— Сколько зарабатывают профи?
— Это зависит от игры, ее популярности, количества турниров. Денег больше там, где удачнее всего продается реклама. Самая популярная сейчас — Dota-2. По ней проводят больше всего турниров с огромными призовыми фондами. Те, кто играет в Dota, получают по 20-25 тысяч долларов в месяц — это стабильная зарплата. Но это в Америке. В России дотеры получают, может, 5-10 тысяч долларов. Это тоже, разумеется, деньги немалые. Свою зарплату я озвучить не могу — меня потом отшлепают за разглашение условий контракта (смеется).


24 миллиона долларов — таков был рекордный призовой фонд в истории киберспорта, на главном мировом турнире The International 2017 по Dota-2. Победители, команда голландской компании TeamLiquid, выиграли почти 11 миллионов долларов.


— Почему организация Natus Vincere этим летом распустила ваше подразделение World of Tanks?
— «Танки» — хорошая игра, в нее играет уйма людей. Но турниров по ней было не очень много, всего 4: 2 международных и 2 по странам СНГ. Natus Vincere решила, что ради такого небольшого числа турниров держать нас невыгодно, хоть мы и становились чемпионами мира.
По Dota, например, проводят сотни турниров в год. Почему такого нет с «танками» — вопрос к разработчикам, почему они не раскручивают игру еще и на турнирах. «Танки» как игра дико популярны, а как дисциплина киберспорта — нет.
Ростовский чемпион мира по World of Tanks: о заработках и нагрузках в киберспорте
Сейчас мы играем тем же составом, скоро новый сезон, будем бороться за 50 000 долларов (приз за 1-е место) на очередном турнире. Пока к конкретной организации не привязаны, ищем нового спонсора.
Вообще некоторые киберспортсмены, оставшиеся не у дел, уходят в стриминг на YouTube — это когда спортсмен играет в режиме реального времени, а все желающие могут посмотреть и чему-то научиться. Правда, заработок стримера зависит исключительно от пожертвований пользователей.

— В прошлом году киберспорт в России снова признали официальным видом спорта. По твоим ощущениям, что-то поменялось?
— В лучшем случае, этот приказ Минспорта заработает только лет через пять. Как я уже говорил, в киберспорте куча игр. В законе перечислены классы: стратегия, гонки, командный шутер. Но какие игры к какому классу относятся, там не прописано. Командных шутеров много: те же «танки» или Counter-Strike. Но вполне может быть так, что Counter-Strike признают киберспортом, а «танки» — нет. В общем, пока все не очень понятно.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ИЗОБРЕТАТЕЛЬ «ТЕТРИСА» АЛЕКСЕЙ ПАЖИТНОВ ОПИСЫВАЕТ МИР ЧЕРЕЗ 100 ЛЕТ 
Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное
1euromedia Оперативно о событиях
Маркетплейсы
Вся власть РФ