«Мы миньоны, нам хамят или не замечают вовсе». Как это — работать курьером «Яндекс.Еды» в Ростове
Люди

«Мы миньоны, нам хамят или не замечают вовсе». Как это — работать курьером «Яндекс.Еды» в Ростове

Монолог «желтого человека» о доходах, штрафах, вредных клиентах и мечте.

автор Светлана Ломакина/заглавное фото Михаил Малышев.

17 Июня 2019

«Нация» заказала мне текст о работе курьером «Яндекс.Еды» в Ростове. Я очень долго его искала — среди знакомых, среди знакомых знакомых, среди знакомых знакомых знакомых. И это было удивительно, потому что на улице я то и дело сталкивалась с «людьми в желтом», и вдруг оказалось, что рядом их нет. Тогда просто пошла в «Макдоналдс», где обычно сидят эти ребята. Многие отказывались, но Алексей (имя изменено) согласился.

— Обо мне никогда не писали, — сказал он. — И, наверное, никогда не напишут. А это интересный опыт. Мне надо готовиться к интервью? Нет? Тогда мне было бы удобно встретиться в перерывах между работами. Ну скажем, в воскресенье у меня есть несколько свободных часов.

В воскресенье Алексей с желтой сумкой на спине на стареньком велосипеде прибыл в обозначенное место минута в минуту.

— Работа курьером дисциплинирует. Я и так-то ответственный, а теперь практически никуда не опаздываю. У нас, если приехал вовремя, падает на счет 40 рублей. И я, уже даже когда не на работе, прихожу куда-то вовремя, в голове срабатывает: ага, 40 рублей капнули. Ну, такая профдеформация.

Я попросила поносить сумку. Она оказалась удобной. Внутри устроена так же, как сумка-холодильник с несколькими отделениями. Снаружи аккуратный карман для документов или флаеров. Но этим карманом курьеры не пользуются: все расчеты и документы происходят в телефоне курьера. Так же они не пользуются наборами пластиковых вилок-ножей, которые обязаны брать в офисе и предлагать клиентам. Но поскольку рестораны предлагают свои приборы, а каждый грамм влияет на вес сумки, курьеры стараются лишнее не таскать.

На разговор я пригласила Алексея в кофейню.

— Странно приходить сюда как гость, обычно заказы отсюда забираю, — с большим желтым коробом протискиваться между столиков было трудно. Посетителям пришлось двигаться, в воздухе чувствовалось некоторое раздражение. — Но с этой сетью мы работаем нечасто, этот ресторан считается дорогим. Большая часть заказов приходится на «Мак» («Макдоналдс»). Там реально дешево, а люди у нас ленивые. Я вчера носил заказ из «Бургера» («Бургер Кинг») в дом, который стоит напротив «Бургера». И не какому-то больному, который не может дойти, а обычному мужику, которому лень было одеваться.


Как ветврач стал курьером

— Мне 28 лет, я ветеринарный врач. Два дня работаю в клинике, два дня я курьер. В клинике получаю около 30 000 рублей, снимаю квартиру (я приезжий) — это минус 13 000 и 3000 коммуналки. Живу с девушкой, и как мужчина беру на себя основные расходы. Вот тут главное слово — расходы, потому что после оплаты квартиры и еды на жизнь ничего не остается. Хотя девушка тоже работает. Многие знакомые удивляются: как можно быть ветврачом и получать такие копейки? А можно. Потому что клиник сегодня в городе много, а едут все только в раскрученные. У нас обычная ветеринарка, расположена на Чкаловском. Местные о ней знают, но не больше того. Если бы клиентов было много, я бы взял в кредит машину и отбивал ее заказами, но пока понимаю, что смысла нет — ездить не к кому.

В «Яндекс.Еду» я пошел потому, что мы с девушкой хотим поехать на Черное море, в Лазаревское. Я там уже был однажды — понравилось. Никакого другого моря, тем более заграничного, я не видел. А на это уже накопил, в июле едем. Часто, когда кручу колеса, представляю, как уже плыву за горизонт. Если глаза закроешь, ветер горячий в лицо… а если мимо рынка едешь, и там запахи всякие, кажется, что мы точно уже на море. Но сильно не замечтаешься — надо следить за дорогой. Некоторые курьеры наушники носят: учат английский или музыку, книжки слушают. Я боюсь ездить с наушниками: у нас в Ростове гоняют сильно. Можно не успеть сориентироваться.


Как работает система «Яндекс.Еды»

— Устроиться в «Яндекс» так же просто, как купить пиццу. Я, честно говоря, не видел себя «миньоном» (так нас называют в народе). Хотел пойти в шиномонтаж, там тоже без опыта брали, грузчиком думал. Предложений по запросу «подработка без опыта» валом. Но мне надо было совмещать и иногда перестраивать график: если подменить надо кого-то в клинике или съездить к родителям в деревню. В «Яндексе» это возможно.

Схема устройства выглядела так: меня пригласили на собеседование в главный офис. Это на Буденновском, 60. Руководитель перечислил мне правила жизни курьера, надо было их пересказать и ответить на вопросы. Правила простые: нельзя хамить, приходить пьяным и употреблять наркотики. Нельзя отказываться от заказов. Даже если заказ далеко, или тебе кажется, что по времени неудобно, все равно надо его брать. Заказы назначают сверху, а нам приходит в специальной программе оповещение: я должен нажать на кнопочку «заказ принял», и с этой минуты начинается отсчет времени его выполнения. Время рассчитывается, исходя из скорости пешехода, поэтому удобнее ездить на велике. Программа отслеживает мое передвижение. Чем быстрее сделал, тем больше заказов тебе дадут.

Стоимость нашей работы рассчитывается так. Если после приема заказа я пришел в ресторан вовремя, мне падает на счет 40 рублей; если вовремя принес еду заказчику, еще 40. Если заказов нет, и я просто сижу, то за час ожидания мне платят еще 75 рублей. В день в среднем набегает около тысячи. Это если работать по 6-8 часов. Вот, например, моя последняя смена: 13 заказов — 1040 рублей. Есть парни, которые работают по 15 часов, они зарабатывают до 2500 рублей. Об одном таком, который чуть ли не полгода работал день за днем по 15 часов, среди курьеров ходят легенды — потому что это нереально так впахивать. Потом парень исчез. Куда, не знаю; говорили, что у него была мечта, на которую он копил.

Я по 15 часов работать не могу, здоровье дороже.


Кто идет в курьеры

— В основном, студенты. Немало парней и девушек из обеспеченных семей, сейчас они хотят быть независимыми от родителей, это модно. Знаю парня из «Ростелекома», он работает только в выходные. Теперь собирается переходить и на вечернее время, я в душу не лезу, но понимаю, что очень нужны деньги. Всего по городу курьеров «Яндекс. Еда» около 250 человек. Но с каждым днем нас становится все больше, а значит условия жестче: отслеживают, штрафуют. Я попадаю редко, и в конце каждой недели на карточку мне приходит около 4000 рублей.

Есть ребята, которые работают на машинах, но их мало, и у них другие трафики. Есть те, кто пользуется автобусом. Об их форме оплаты я ничего не знаю.


О конкуренте — доставке «Деливери»

Раньше в «Деливери» (тоже федеральная сеть доставки, появилась раньше) было круче, чем в «Яндексе». Это мне рассказывал знакомый. У них даже были специальные точки для курьеров: там можно выпить кофе, погреться, зарядить телефон. Нашим так сидеть можно только в «Маке» и то не везде. На Шолохова, к примеру, зимой нас выгоняли: так распорядилось их руководство. А в «Маке» на Ворошиловском можно сидеть сколько угодно.

В «Деливери» этот момент, важный на самом деле, продумали: там в целом отношение к курьерам и гуманнее, и оплата, насколько я знаю, была выше. Моему знакомому повезло, такая точка «Деливери» находилась рядом с домом. И вот он, не напрягаясь, получая по 3-4 заказа в день, зарабатывал до 40 тысяч в месяц. Но это было недолго, сейчас дела у «Деливери» идут не очень: заказов мало, смены отменили. Знакомый перешел к нам, теперь бегает, как все. «Яндекс» задавил «Деливери» ценами и рекламой.


О штрафах в «Яндекс. Еде»

Помимо оплаты, есть и штрафы. Например, если ты не вышел на смену или ушел со смены без объективных причин (справка от врача, которую нужно сфотографировать и прислать супервайзеру). Штраф за прогул — 1500 рублей.

Если в ресторан я опоздал за заказом, то 40 рублей мне тоже не заплатят. Иногда в работе сети бывают сбои, я прихожу вовремя, а программа пишет, что меня еще нет. Это обидно, тогда звоню супервайзеру, начинаю объяснять, что и как, но это всегда неприятные разговоры. Потому что люди, которые нами управляют, сами никогда так не работали, они не понимают специфики, верят не нам, а гаджетам. Или тоже часто бывает, что тебя из дальней точки посылают в центральный ресторан. Приезжаешь, а там пять курьеров уже сидит. Им обидно, что им не дали заказ, и тебе обидно, потому что за время дороги можно было два заказа сделать. Это тоже ошибки программы.
Михаил Терещенко, ТАСС
Курьеров, как вы поняли, выбирают территориально. Кто ближе к ресторану, того и направляют. Поскольку самый популярный «Мак», то и курьеры собираются там: выше шансы получить заказ. Хотя ресторанов, с которыми работает «Яндекс», в городе все больше и больше. У некоторых есть своя доставка, но это редко. Им дешевле воспользоваться нами. Если составлять рейтинг самых популярных, то на первом месте с большим отрывом идет «Макдоналдс», потом всякие шаурмишки, потом дорогие рестораны, оттуда заказывают в гостиницы и в богатые дома. В рестораны средней ценовой категории люди, как правило, ходят своими ногами.


Желтые сумка и форма

— У «яндекс»-сумки два варианта переноски: можно носить широкой спинкой вниз, а можно узкой. Когда широкой, и курьер несет сумку в руке — значит, в коробе пицца, пирог или «лодочка» по-аджарски. При вертикальной переноске такая еда потеряет вид, а этого допустить нельзя. Внешне испорченная еда — это проблема курьера. Горизонтально мы носим всякие бургеры, шаурму, салаты и жидкости. Холодное отделяем от горячего специальными перегородками.

При поступлении на работу никаких санкнижек и анализов от нас не требовали, заключили договор, и всё. Но я не вижу в этом проблемы, потому что прямого контакта с едой у нас нет. И никому из курьеров в голову не придет открывать заказанное и что-то с ним делать. Даже из вредности. Нам надо быстро донести заказ. А если уж очень неприятный клиент? Мы же видим его только во время вручения заказа. Поэтому в тарелки никто не плюет. Сто процентов.

Списков противных клиентов тоже не ведем, отдали и забыли. Наш контакт составляет с ними минуту. Парни что-то пишут в общем чате, но я не читаю, у меня всегда есть дела поважнее.

По поводу формы. Майку и куртку мне выдали сразу, а за безрукавкой и дождевиком пришлось встать в очередь. И до сих пор я их не получил, хотя работаю с февраля. В межсезонье надевал свою толстовку, а сверху майку «Яндекс. Еда». Мы должны ходить в их майках, иначе получишь штраф. Какой, я не помню, потому что сам с этой проблемой не сталкивался. Но знаю, что некоторые ребята на этом попадались. Я тогда удивился еще, как это могло произойти: руководство же нас даже в глаза не знает. Сдали, оказывается, свои же: сфоткали, как курьер идет по улице без формы и отправили супервайзеру. Даже среди курьеров бывают предатели. Хотя казалось бы, что нам делить? Заказы у всех одинаковые, карьерного роста нет. Но люди есть люди. У животных все гораздо проще.


Обидно ли врачу быть курьером

— Нет, не обидно. Я из простой семьи, у меня нет понтов. Сегодня я к людям иду с пиццей, завтра они ко мне — с собаками. Хотя в лицо я своих клиентов не помню, ну, только если они не сделали чего-то особенного. А они меня и подавно не запоминают. Мы же для них «желтые майки», роботы.

Часто хамят, что удивительно — женщины. Хамят не только на словах, но и в поступках. К примеру, не прописывают в адресе доставки точное место. Бывает, сложно устроен двор, или надо идти какими-то закоулками, особенно в дачном секторе или в Старом Ростове. Потом звонишь, а они не берут трубку. У тебя время, уходит очередной заказ, улетают деньги. Или пишут: приходите и звоните, приходится звонить, хотя звонки мне никто не оплачивает. И чаевые тоже никто почти не дает. Однажды только получил сверху 200 рублей. Молодой отец семейства заказал пиццу домой. Я его лицо до сих пор помню: был очень доброжелательный парень, руку пожал.

Других подобных случаев не вспомню. К столу не приглашают, телефончики не просят. Думаю, это общая тенденция. Нас не видят.


О трудных заказах

— Таких было очень много. В феврале, в гололед, люди не хотели выходить из дому, часто заказывали еду. И даже в такие захолустья, о существовании которых я раньше не знал. Ну, а что? Любая доставка стоит 100 рублей. За бургер ты платишь 200, за доставку 100. Или за полный обед 400, за доставку все те же 100. Почему бы не заказать? В будни в основном в офисы ношу, на выходных — по домам.

Резко увеличивается количество заказов в дождь. Никто не хочет мокнуть. Но я люблю дождь: люди становятся человечнее, у них к курьеру проявляется сочувствие.

Бывают клиенты, которые хотят самоутвердиться за твой счет, показать, где они, а где мы, «желтые люди». Один мужик в старом доме, таком, с высокой железной лестницей, заказал пиццу. Мужик крепкий, здоровый, мог бы спуститься во двор и забрать сам, но нет — стоял, курил, ждал, пока я со своим коробом вскарабкаюсь по лестнице и вложу ему заказ в руки. Это было неприятно.

Был недавно заказ на 7000 рублей. Поздний вечер, окраина, Мечникова, кажется. Салон красоты заказал салаты из хорошего ресторана. Еле их нашел, а там день рождения: запахи, танцы, песни, люди необычно красивые. Я, наверное, впервые подумал, что у меня давно не было праздников, и на минуту захотелось вот так же погулять. Но только на минуту. Пришел новый заказ, и я вернулся к реальности.

Можно ли обмануть систему? Запросто. Ставишь на телефон специальную программку, в которой можно отметить нужную тебе геолокацию. Ты опаздываешь, но отмечаешь, что пришел вовремя — и получаешь свои 40 рублей. Но я не опаздываю, мне эта программа не нужна.

В целом работой я доволен. За почти полгода похудел, давно хотел, кстати; у меня появилось время на то, чтобы подумать о себе, о планах на жизнь. Может, перееду в другое место, если предложат хороший оклад. Буду там работать ветеринаром. Город меня не держит, я бы и в селе жил, но там пока с предложениями по моей специальности не густо.

Вот съезжу на море и опять буду разносить еду, пока вариантов лучше нет. У нас тут все работают в ожидании завтра. А многие зарабатывают на мечту. Как я.