«Моральная поддержка семьи может спасти бизнес»
Люди

«Моральная поддержка семьи может спасти бизнес»

Глава ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства Инна Королькова — об ошибках, проблемах начинающего бизнеса и о том, как ему можно помочь.

автор Екатерина Максимова/фото архив героя, заглавное фото информационная служба ДГТУ

21 Мая 2018

22 мая в Ростове пройдет Бизнес-Форум «Новые возможности». Одним из организаторов форума (наряду с Министерством экономического развития Ростовской области, Общественной палатой Ростовской области и Ростовским областным отделением «ОПОРА РОССИИ») выступает Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства (РРАПП).
Поговорили накануне форума с руководителем РРАПП Инной Корольковой на темы, которые волнуют и стартаперов, пекущих тортики, и бизнесменов с многомиллионными оборотами.

— Вы переехали на Юг уже в сознательном возрасте. Что-то в вас оттуда, с Севера, осталось, что помогает в работе и в жизни?
— Да, я родилась в Тюмени, потом мы жили в Тюменской области. Север — это, конечно, совсем другая история, мне кажется, там проще смотрят на вещи, меньше озабочены вопросами самопрезентации. Что во мне оттуда? Трудно оценивать себя, но мне кажется, это сила, спокойствие, умение не размениваться на суету, не зацикливаться на мелочах, не стараться понравиться абсолютно всем. Еще сибиряка сложнее задеть интонацией, южанин сразу вскипает: что за тон, почему так со мной разговариваете.
Я обожаю позитивных людей, их в Ростове немало, и я стараюсь их рядом с собой удерживать. Тех, у кого хватает мудрости смотреть на негативные моменты как на частные случаи. Для предпринимателя это особенно важно. Нужно во всем искать хорошее, это настоящий труд, но, если научиться это делать, это очень помогает в работе и в жизни. И бороться с ограничивающими убеждениями — «это невозможно, потому что то-то и так-то». Возможно всё, все рамки в нашей голове. Сама эта позиция — «от меня не так много зависит», «все вокруг виноваты», «проблемы не во мне» — если от этого уйти, добиться можно очень многого.
Я оказалась в Ростове, когда мне было 14. После школы я поступила в РИНХ, этот вуз был в зените, настоящий «элитный вуз». Так что я попала в самую гущу ростовской жизни. Поступление было непростым, и в целом, если без лишних подробностей, этот вуз меня закалил. И многое мне дал, потому что я решила, что экономическое образование необходимо дополнить юридическим, и в итоге провела там 7 отличных лет своей жизни. Это были не только компетенции, но и понимание того, как устроен мир.

— Как вы думаете, в сегодняшнем Ростове можно найти чудесный факультет, который сделает из тебя успешного бизнесмена, вооружит правильными, работающими компетенциями?
— Не уверена. Это очень сложно организовать. Ну, вот сейчас в ЮФУ открыли новый факультет «Капитаны». Это первый опыт масштабирования в регионах России достаточно успешного образовательного проекта РЭУ имени Плеханова. Цель факультета — успеть все: и получить академические знания, и создать свой бизнес-проект. Понятно, что не каждый человек станет предпринимателем, и это нормально. Я совершенно уверена, что предпринимателем нужно родиться, нужен определенный набор природных качеств, определенный психотип. Ответственность, уверенность в себе — с этим понятно, но еще хладнокровие, видение будущего, отчетливое понимание того, чего ты должен добиться за определенное время.

— У вас есть история про хладнокровие и уверенное видение будущего из вашей личной бизнес-биографии? У вас ведь богатый опыт в ритейле.
— Для меня это уже прошлое и хорошие воспоминания. Очень важный для меня опыт, к которому я пришла после трех лет в аудите. В ритейле я проработала 15 лет. Именно на этот опыт я ориентируюсь, сотрудничая сейчас с предпринимателями. По сути, это выглядело как предложение крупной федеральной сети открыть на Юге представительство. Юридически я открывала магазины, а фактически это было открытие бизнеса с нуля, начиная с подачи заявления в налоговую инспекцию. Конечно, была поддержка, советы и вера в меня со стороны московского офиса. За что я безмерно благодарна. В 2002 году отрылся первый магазин на Большой Садовой — Van Laack. Мне повезло: и помещение отличное нашлось, и концепт удался, и команда собралась. Я была еще совсем молода и была генеральным директором ростовской компании. Сегодня я всем говорю: сразу не становитесь директорами, поработайте в поле, прощупайте все изнутри. Я и сейчас пытаюсь вникать в те бизнесы, с которыми РРАПП имеет дело, прощупать и понять материал, насколько это возможно. А тогда, будучи гендиректором, я постоянно работала в полях. Сначала у нас был небольшой штат, офис прямо в магазине, и я регулярно выходила в зал в качестве рядового консультанта, не афишируя свое положение, и занималась обслуживанием клиентов, узнавала их предпочтения, чтобы быть в курсе, чем живет публика, чтобы понимать настроения города.

— Любопытно. Легко вы зашли с не самым попсовым немецким брендом в город? Все-таки нулевые, Ростов, премиальный сегмент. Стиль Van Laack был, скажем так, «слишком сдержанным»?
— Все правильно, был. Бренд был неизвестен плюс специфика южного потребления. Считается, что Ростов — это скорее «город про имидж». Так же есть бренды «про имидж», а есть «про репутацию». Van Laack — «про репутацию». И мы работали на этом разломе. Ростовская установка была: носить то, что сразу показывает статус человека. Крупными буквами. Так что приводить в город настоящую немецкую ремесленную историю было интересно. Настоящий челлендж — продвигать и убеждать людей, что кроме известных логотипов есть еще марки с историей, традициями и безупречной репутацией. Много энергии ушло на то, чтобы привить любовь к бренду, сформировать пул настоящих поклонников и проводников бренда. Зато через три года евангелистами нашего бренда стали первые лица области. Без лишней скромности записываю это в наши достижения, потому что в Ростове было много брендов в этом сегменте — гораздо более понятных и узнаваемых. Потом мы открыли еще один магазин на Садовой — первый на Юге России магазин британской марки Karen Millen — отличный бренд, обожаемый подавляющим большинством женщин. А через пару лет случился настоящий прорыв: наша компания открыла четыре объекта в двух городах. Штат сразу увеличился в 3 раза, мы переехали в новый офис, зашли в Краснодар, и я начала жить на два города. Строительство магазинов, персонал, логистика, закупки, дизайн, решение всех задач, связанных с контролирующими органами. Приходилось в неделю по три раза мотаться туда-сюда между городами. Учитывайте, что мы работали с британскими компаниями, которые предъявляют очень жесткие требования к франчайзи. С оглядкой назад кажется, что тогда мы провернули невозможное.
Понятно, что адреналина с такой работой хватало всегда. Маленький пример, чтобы вы понимали, как это бывает. Мы готовили к открытию седьмой магазин, снова британская марка, высочайшая сложность ремонтных работ, а сроки ремонта стандартные, жуткий цейтнот. Дизайнерские комплектующие большей частью британские, требуют доработки на месте. С Урала привезли гранитную плиту, здесь нашли цех, где бы в эту плиту вставили предварительно подготовленную из нержавеющей стали букву С, потому что это был бренд Сoast. Провозились кучу времени, но с плитой справились. И все равно открытие было фееричным. 10 утра. Мы стоим нарядные, красивые. Всюду шарики. А полы в дальнем, скрытом пока от глаз клиентов, углу магазина продолжают покрывать лаком. Вот такая история про хладнокровие.
За 15 лет не раз приходилось решать задачи, которые на первый взгляд казались нерешаемыми. И потом не всегда все было радужно, мы не всегда только и делали, что росли. Кризисный опыт — это тоже полезно, потому что вопрос «как безболезненно закрыть бизнес» — это тоже часть предпринимательской жизни. Думаю, я получила предложение о работе в РРАПП именно из-за своего многолетнего и разнообразного опыта в бизнесе.

— Давайте объясним широкому кругу читателей, чем занимается РРАПП. Как выглядит ваш первый с небольшим год на посту руководителя агентства в цифрах и фактах?
— РРАПП — это такой мостик между властью и бизнесом. Мы много слышим, что государство поддерживает предпринимателей, но как и где эту поддержку получить? Как раз для осуществления этой коммуникации было создано агентство. Два приоритетных направления нашей работы — это микрофинансирование и консалтинг. При этом наша задача не «раздать деньги», это было бы слишком просто. Важно, «кому раздать» и каков результат. Важно не количество, а эффект денег.
Наше агентство имеет давнюю историю, ему уже 20 лет, в этом году у нас юбилей. С 2009 года мы выдаем микрозаймы малому и среднему бизнесу. Уже два года мы выдаем микрозаймы до 3 миллионов рублей сроком до 3 лет. Совсем скоро начнем выдавать микрозаймы до 5 млн рублей. На сегодняшний день РРАПП — одна из крупнейших микрофинансовых некоммерческих организаций, поддерживающих предпринимателей. Не секрет, что сегодня существует предвзятое отношение к этому словосочетанию — «микрофинансовая организация». Попробую объяснить, почему оно не должно распространяться на работу нашего агентства. Сейчас в стране около 2000 микрофинансовых организаций. Существуют МФО для потребителей, а есть МФО для бизнеса, вторые несут репутационные потери из-за деятельности первых. У нас совершено разные методы и цели, хотя общие регуляторы. По объему портфеля для бизнеса РРАПП — самая серьезная организация в стране, наш портфель скоро перейдет за миллиард. В прошлом году мы получили докапитализацию за счет областного и федерального бюджетов в 180 млн рублей, в этом ожидаем 150 млн рублей. Предприниматель у нас может получить заем от 50 тыс. рублей, может выбрать продукт, удобный именно ему, подходящий для его отрасли и чаще всего — льготный. Сегодня у нас есть предложения для сельскохозяйственного производства, совсем недавно мы разработали и запустили выгодный продукт для экспортеров. Речь идет о таких финансовых условиях, которых вы не найдете ни в одном банке. Даже начинающие предприниматели, у которых нет ничего, кроме бизнес-плана, могут рассчитывать на заем до 700 тысяч без залога. Наше главное отличие от банка — это персонифицированный подход: мы видим и слышим человека, и всегда стараемся вникнуть в специфику его дела.
О нашем консалтинговом направлении можно говорить бесконечно. Просто поинтересуйтесь новостями на нашем сайте, почитайте названия семинаров и оцените уровень спикеров. У нас огромное количество образовательных программ самой разной тематики: от вполне традиционного управления персоналом до остроактуальной цифровой экономики. Финансовая грамотность, юридические тонкости, мотивация — все, что является хлебом насущным для предпринимателя. У нас всегда полные залы слушателей. И вот еще один момент, который приводит всех в восторг, — на сегодняшний день эти занятия бесплатные.
Также в распоряжении РРАПП есть два бизнес-инкубатора, которые позволяют предпринимателям получить за очень небольшую плату, около 10% от рыночной стоимости аренды, помещение для реализации своих бизнес-идей.

— Учитывая ваш бизнес-опыт, а теперь и опыт руководства РРАПП, скажите: какие самые распространенные проблемы у малого бизнеса в нашем регионе? И какие ошибки чаще всего допускают те, кто начинает свое дело?
— Наша область в этом смысле от других регионов не сильно отличается. Проблемы у предпринимателей одинаковы. Я не буду вам рассказывать, что бизнес — это просто и классно. Нет. Всем известна статистика, что 90% бизнесов закрывается в первый же год своего существования. Проблем очень много, чаще даже чисто человеческих, а не сугубо экономических. Многие выгорают в первый же год, когда осознают, что работать на себя — это очень и очень тяжело.
Есть отдельные зоны риска, и мы стараемся их обсуждать с начинающими предпринимателями. Например, всем известна хрупкость партнерских бизнес-историй. Опыт показывает, что лучше, если партнерство основано на разделении труда. Один занимается финансами, другой — технологиями или креативом. Стоит избегать дублирующих функций и, как всегда в бизнесе, обо всем договариваться на берегу: пропишите все, вплоть до мелочей. Кто сколько вкладывает, кто в каком статусе пребывает, сразу назовите друг друга: гендиректор и финансовый директор, например. Кто главный, тоже придется решить, у кого право последнего слова. Сразу договориться, что никакой кухонной медиации: жены, мужья, мамы не вмешиваются в ваши дела, особенно если не понимают этой сферы. Это важный момент. Реакция семьи — это отдельный фронт, на котором предпринимателю придется поработать; этим принято пренебрегать, и это огромная ошибка. Моральная поддержка в семье, понимание близкими людьми того, что вы будете всецело вовлечены в свое дело, может в итоге спасти ваш бизнес. Этот момент обязательно нужно регулировать: разговаривать, объяснять, чтобы это не стало неожиданностью.

— Если бы вы открывали свой бизнес здесь и сейчас, какую бы выбрали нишу?
— Я бы занялась производством. На сегодняшний день здесь по-прежнему достаточно свободно. Тематика любая. Но главное условие — понимание продукта должно быть стопроцентным. Это должна быть не «случайная связь», не эмоциональное решение — посмотрел на запуск ракеты, вдохновился и решил работать на космическую отрасль. Нет, должно быть что-то знакомое и понятное настолько, чтобы в процессе производства вообще не было каких-то туманных зон.
Прозрачность — это вообще главное бизнес-слово сегодняшнего дня. Сама предпринимательская сфера становится более прозрачной, допускает все меньше теневых историй. Рынок очищается, и тот, кто не может жить прозрачно, очень скоро погибнет. Мы в РРАПП тоже занимаемся борьбой за прозрачность: выводим из тени предпринимателей. Как правило, это люди из области консалтинга или индустрии красоты. Объясняем, как с домашнего, гаражного уровня перейти на новый. Многих убеждаем, и даже регистрируем тут же, на нашей территории есть единое окно МФЦ. Оказывается, люди часто боятся выходить из тени просто из-за недостаточной информированности.

— Как мне понять, что я ваш клиент? Вот, я знаю про себя, что больше не хочу ходить в офис и, кстати, отлично пеку тортики. Все вокруг говорят: давай, пеки! Все, мне уже можно к вам обращаться?
— Да, уже можно. Если вы полны решимости, но не имеете базы, РРАПП поможет на уровне консалтинга. Кстати, к нам обращались с похожим запросом начинающие предпринимательницы без опыта, но с идеей и неподдельным энтузиазмом. Сегодня это владелицы собственной успешной кофейни. А тогда мы направили их в наш Центр поддержки предпринимательства «Бизнес-экосистема», где они прошли обучающий курс «Азбука предпринимателя» и получили представление о том, как вести бухгалтерию, нанимать на работу людей, заключать договоры с контрагентами, грамотно заниматься маркетингом. Впечатления у них были самые замечательные, и, судя по тому, как идут дела, они смогли применить свои знания.
Мы рассматриваем нашего потенциального партнера на предмет того, готов ли он вообще заняться предпринимательской деятельностью. Поверьте, большинство слабо себе представляют, что такое бизнес. Я молчу о том, что предприниматель — это человек, который первое время точно будет работать по графику 24/7. Ну, вы не сломаете эту систему, исключений практически не бывает. Хотя многие до сих пор верят в волшебную схему: сейчас мы откроем точку, поставим наемного сотрудника, замотивируем его с ног до головы, и он как начнет пахать. Никогда не будет наемный человек работать так, как тот, кто вложил в дело свои или кредитные деньги. Но даже если не касаться подобных аксиом, то в бизнес можно идти далеко не каждому. Бывает, мы отказываем в выдаче займов, когда понимаем, что у соискателя не предпринимательский психотип.
Потому что успешность и востребованность наших партнеров — это лучший показатель и нашей эффективности тоже. Как правило, наше общение не исчерпывается выдачей и возвращением займа. Мы стараемся сопровождать успешные проекты, следить за их судьбой. К нам приходят за повторным займом, за консультациями. Мне кажется, так складывается особое деловое пространство, бизнес-сообщество города и области. Мне нравится, что увлеченные, инициативные люди находят друг друга.
Истории наших партнеров, их запросы — самые разные. Есть детская футбольная школа «Ростов Сити», у них уже три филиала, где футболом занимаются дети от 3-х лет. Может, это самая первая ступенька для производства кадров ФШМ «Ростов», партнером которого является «Ростов Сити», а может, просто развитие у малышей моторики, координации и умения работать в команде. Тем не менее, отзывы о школе и ее директоре Романе Мещерякове самые замечательные, там сейчас с удовольствием занимаются дети моих сотрудников. Так вот, Роман брал у нас заем для того, чтобы сделать искусственный газон на футбольном поле. Все получилось, и мы видим, что это дало хороший импульс для развития бизнеса.
Наш многолетний партнер, фирма «Маяк» из Зернограда, которая перерабатывает и реализует крупы и другие продукты. За 2017 год компания экспортировала в другие регионы страны 4000 тонн готовой продукции. Фирма успешна, потому что директор, Любовь Железная — очень активный, харизматичный человек, со смелым, реформаторским мышлением. Она участвует во всех выставках, выезжает за границу, сотрудничает с Российским экспортным центром.

— Вы не заскучали еще по предпринимательскому драйву, по тому ритму жизни? Сколько сегодня длится ваш рабочий день?
— С 9 утра до 9 вечера, получается 12 часов. Что-то скучать некогда. Но это я не «задерживаюсь на работе», просто работаю. Это увлеченность. Можно сказать, что работа — это мое хобби. Я часто соискателям задаю вопрос, чем они увлекаются. Казалось бы, дежурный вопрос, но он для меня важен. Если человек умеет увлекаться, а умеет не каждый, он и работать сможет с полной отдачей.

— А если вам адресовать этот вопрос?
— Книги, музыка, ароматерапия. Но главное, я очень люблю водить, это снимает стресс. Когда совсем тяжело, я просто выезжаю на трассу и еду вдаль, без определенной цели и пункта назначения.

— На чем ездите?
— У меня Mercedes 2011 года. Но разве нужно об этом говорить?

— Ну, это же как кошатники и собачники. Многое о человеке говорит. Владелец Mercedes и владелец BMW — разные истории. Разве нет? На «мерседесе» — что за человек?
— В общем да, разные. На «мерседесе» — стабильный, четко знающий, чего хочет, и любящий комфорт. На BMW — более дерзкий, креативный и молодой. А еще считается, что BMW — это история про имидж, а Mercedes — про репутацию.