Максим Батырев: дети и деньги
Люди

Максим Батырев: дети и деньги

Колонка о том, как эффективному менеджеру быть еще и хорошим отцом.

автор Екатерина Максимова/фото архив героя

13 Ноября 2017

Как объяснить ребенку, что такое деньги, богатство и бедность? Как убедить делать то, что он не хочет делать? Известный бизнес-тренер Максим Батырев поделился с нами своими секретами воспитания детей.

Максим Батырев — один из самых востребованных бизнес-тренеров страны, автор бестселлеров «45 татуировок менеджера» (самое продаваемое бизнес-издание 2014 года в России) и «45 татуировок продавана» (№1 в топ-10 бизнес-книг 2017 года).


Мне одна женщина написала письмо: «Спасибо, Максим! Прочитала вашу книгу «45 татуировок продавана», я под впечатлением. Это лучшая книга по воспитанию детей. Буду применять». Мне сначала эта ее идея понравилась. Но потом я подумал и сказал: «Нет». Не все правила работы со взрослым человеком годятся и для детей. Дети другие. Там есть вещи, которые могут их по-настоящему ранить. Например, есть правило «называть вещи своими именами». С детьми его использовать ни в коем случае нельзя. Нарисовал ваш ребенок каляку-маляку, нельзя говорить «какая каляка-маляка». Внимательнее приглядитесь, это же, наверное, кораблик. Вот раз кораблик, напрягите все свои силы и рассмотрите там кораблик и, конечно, похвалите кораблик.

Про Бога, про любовь и про деньги — каждый сам решает, как говорить со своими детьми. Вы спрашиваете про деньги. Да, я учу своего сына ценить деньги и учу его хотеть быть богатым человеком. Он говорит, что он будет богатым человеком. Не возражаю.

Знакомая радуется: представляешь, купила 6-летнему ребенку айфон — он сразу во всем разобрался. Я думаю: а как тут не разобраться, тут же всего одна кнопка.

Ему сейчас шесть. Он понимает, что дорого, а что дешево. Есть такой проект «Кидзания» — можете не писать, если считаете, что это реклама. Детский парк, где ребенок может примерить на себя разные профессии, ему за это платят специальные деньги. В конце дня эти деньги можно обменять на игрушки.
Знаете же этот эксперимент: перед ребенком кладут пирожное и говорят: можешь съесть сейчас, а можешь дождаться вечера и в награду за терпение получишь второе такое же. Я пользуюсь этим приемом, тренирую стратегическое мышление: «Никита, потерпи до вечера — получишь в два раза больше». Так вот, сейчас в «Кидзании» он не тратит эти игрушечные деньги на маленькие игрушки, хочет большую. Уже год собирает нужную сумму.

Я рассказываю сказки — сам придумываю, там всегда разные герои, но сюжет примерно такой: обычный человек добивается невероятных результатов — самолет собственный покупает или замок строит. Он проходит очень тяжелый путь. Карабкается, падает, его предают друзья, но в итоге достигает цели. Ребенок всегда ассоциирует себя с главным героем.

Детей сегодня часто лишают пути. Хочешь заткнуть ребенка лет на десять — купи ему игровую приставку. Но от этого дети не становятся лучше, открытий там не делают. Знакомая моя радуется: представляешь, купила ребенку айфон, ему всего 6 лет — он сразу во всем разобрался. Я думаю: а как тут не разобраться, тут же всего одна кнопка. Джобс же неглупый был, специально такой телефон придумал, чтобы и в 6 и в 106 очень быстро можно было разобраться. Мои дети будут последними в школе, у кого будет айфон и айпэд. Приезжаем семьей на Кипр, в отеле спускаемся в ресторан. 95% детей сидят, уткнувшись в планшет. Удобно, что. Ставят перед ним экран, он не вертится, и в голову ему еду вкладывают. Мой один орет, не хочет есть. Я с ним договариваюсь, придумываю способы, как его уболтать. Не так удобно. Зато мы договариваемся, мы ближе друг другу становимся.

Знаете, что братья Вайнеры написали «6 правил Глеба Жеглова», подглядев их у Дейла Карнеги в книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»?

Вспомните наше детство, когда папа говорил: сынок (или дочка), найди на карте Берингов пролив. Берешь атлас, лезешь в рубрикатор — ба, бе. Ага, вот: 378-я страница, Ж7. Поищешь так — на всю жизнь запомнишь, где пролив. Это несколько минут времени, потраченного на ребенка, но он уже стал сильнее.
Когда я учился на Executive MBA в институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ, замечательный человек Александр Исаакович Каневский преподавал у нас культурологию менеджмента. Он рассказал мне хорошую историю. Когда он был студентом, задал вопрос своему профессору. Тот говорит: «Ответ я знаю, конечно, но вам не скажу, пойдите и найдите сами в библиотеке. За три дня найдете — получите автомат». Это была супермотивация, он три ночи не спал, читал, искал, в итоге сделал. Прошло 50 лет, но Александр Исаакович помнит ту самую книжку и этот вопрос, и свой ответ. И вот проходит много-много лет. Теперь уже он профессор, и к нему приходит студент с таким же вопросом. Прекрасно! В библиотеку! Но проходит три минуты, студент возвращается. Смотрите, профессор, я все нашел в Википедии. Отличная история. Я смеюсь, а Александр Исаакович мне говорит: не смешно, этот парень не стал сильнее. Я прошел полный путь, потому помню ту книжку, помню ответ. А он забудет все уже завтра.

Знаете, что братья Вайнеры написали «6 правил Глеба Жеглова», подглядев их у Дейла Карнеги в книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»? Она вышла в Америке в 1936 году. Это я к тому, что великие менеджерские принципы приложимы к обычной жизни. Есть железное правило: люди не сопротивляются тому, в чем сами принимают участие. Я всегда говорю: привлекайте сотрудников к принятию решений, обязательно собирайтесь вместе, чтобы креативить и штурмить. Соавторы идей идеям не сопротивляются. У нас в семье есть такой весьма эффективный орган — семейный совет. Чуть что случилось — ребятки, давайте, быстренько собираемся за столом, даже дочку двухлетнюю привлекаем. Так вот, у нас наметились проблемы: разбросаны игрушки, посуда грязная, пол надо вымыть. Полагаю, нам как взрослым людям пришло время распределить обязанности. «Согласны?» — «Согласны!» Пишем на листочке задачи. Никита, будешь готовить еду? Нет. Я тоже. Маме давай запишем. Отметили буквой М. Он сам выбирает два пункта: убирать игрушки и включать робот-пылесос. Он сам это придумал, он все сделает.

То же самое — завлечь ребенка в детский сад. Поначалу с этим были проблемы. И вот мы каждый день что-то новое придумывали. Сегодня играем в «тепло-холодно»: всю дорогу комментируем, отмечаем отклонения от курса. Потом у нас был «день наоборот», когда главная задача — не почистить зубы, ни в коем случае не обедать и так далее. Или: «сегодня ты меня ведешь в садик, а не я тебя», или: «ты сегодня робот». «Где у робота кнопка одевания?» — «Да вот же она, папа».

Почему на работе мы можем всем улыбаться и не показывать свои нервы, а, когда рядом ребенок — срываемся, становимся слабыми?

Мой сын хочет быть космонавтом. У нас есть четкий план. Он знает, в какое военное училище пойдет. Мы изучили весь алгоритм, как стать космонавтом. Конкретные шаги и действия предпринимаем — плавать, бегать, отжиматься, английский. Еще он хочет пароход большой, сначала мир на нем посмотреть, а потом сдавать и жить на эти деньги. А что, нормальный план, я одобряю.
Мы с женой решили, что за наш счет у детей не будет ни квартир, ни машин. Всего должны добиться сами. Вроде бы уже сейчас сын это понимает. Не хотим, чтобы дети не имели цели. Обратите внимание, люди, которые выросли в девяностые, гораздо сильнее тех, кто вырос в десятые.
Есть такая мудрость: тяжелые времена рождают сильных людей; сильные люди рождают хорошие времена; хорошие времена рождают слабых людей; слабые люди рождают плохие времена. Круг замкнулся. Так и живем.

Нужны искусственные кризисы. Есть три пути по-настоящему закалиться: активные продажи, спорт и армия, — это для пацанов. Я — за самодисциплину и труд. Степ бай степ, по шажочку.

Что можно в воспитании ребенка можно отдать на аутсорс? Разве что конкретные профессиональные навыки. Плаванье, английский. Но жизненным принципам должны научить родители. Закалять волю — каждое утро делать зарядку, через не хочу, принципам ограничения, принципам инициативности, пробования нового.
Я смотрю на взрослых людей, когда провожу мастер-классы, говорю: а теперь, ребята, кто хочет выйти и попробовать? Все сидят, глаза потупив. Если есть возможность что-то попробовать, даже если ты это не умеешь, но это не сопряжено с опасностью для здоровья — надо пробовать. Заходить в зону некомфорта, бросать самому себе вызов.
Еще принцип «быть первым» — дети обычно не хотят этого сами. Это тоже нужно прививать. Я рассказываю сыну истории про Гагарина и маршала Жукова, про тех людей, которые были первыми. У него в комнате висит плакат с Гагариным. Это нормально, это часть пути к цели. А когда в комнате висит постер с Человеком-пауком — это ни о чем.

В менеджменте есть понятие «управление властью». Часто родители так «работают» с детьми. Большинство взрослых давит. Это ужасно, но это нормальная человеческая природа. Вспомните стэнфордский эксперимент, когда люди, разделенные на заключенных и охранников, очень быстро приспособились к своим ролям. Знаю, многим это сравнение очень не нравится. Как же так, это тюремный эксперимент, а это семья. Послушайте, когда вы орете на своих детей, вы делаете то же самое, что и одуревшие от фиктивной власти надзиратели — используя беспомощность человека, который не может вам противостоять, которому некуда от вас убежать. Это от бессилия: ты сам с собой не можешь договориться. Но мы же можем держаться на работе, ходить всем улыбаться и не показывать свои нервы, а все свои слабости проявляем, когда рядом ребенок. Это как в самолете: сначала наденьте маску себе, а потом — ребенку.

Как сказал Антон Семенович Макаренко, автор «Педагогической поэмы», «глубина человека определяется горизонтом его планирования». Если человек целый день думает о том, что там у него будет на ужин, как он проведет ближайший вечер, боюсь, этот человек пустой внутри. А если он планирует на год вперед, у этого человека есть цель, а значит, есть смысл. Не будет смысла — всю жизнь будет уставать, жалеть себя и размазывать сопли по лицу. Наша проблема в том, что мало кто у нас умеет принимать решения, мало кто по-настоящему внутренне свободен. Мало кто знает, чего он хочет.

Теория целеполагания работает железно. Читайте «Скажи жизни да» Виктора Франкла — про выживание в концлагере. В чем там смысл: выжить варианта вроде и не было, вариант только — сегодня тебя убьют или завтра. Но все окружение Франкла выжило. Вот что он делал. Человек паникует: нас всех убьют, что делать и так далее. Франкл говорит ему: ты же профессор, прочитай мне лекцию, которую ты прочтешь студентам после войны; давай представляй и рассказывай в подробностях. Всех так заставлял мечтать, у всех была цель, все выжили.

Но, конечно, важна не сама цель, а путь к цели. Придумайте путь себе, своему ребенку, растите потихоньку вместе и делайте мир вокруг лучше. Но сначала наденьте кислородную маску себе, а потом ему.
Не так уж много времени мы с ними вместе, но когда вместе — напрягитесь, потратьте себя на ребенка.


Монолог записан во время визита Максима Батырева в ростовский офис ИД «ЕвроМедиа».


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: БАТЫРЕВ О ЗАВИСТИ, ЛЕНИ И ПОРТРЕТЕ ПУТИНА НА СТЕНЕ

МАКСИМ БАТЫРЕВ: МЕДВЕДЬ ИДЕТ СМОТРЕТЬ ЦУНАМИ