«Летать на самолетах не опасней, чем принимать ванну»
События

«Летать на самолетах не опасней, чем принимать ванну»

Бывшая стюардесса «Донавиа» избавит ростовчан от страха полетов.
автор Анастасия Шевцова

5 Апреля 2016

На днях компания «Донавиа» прекратила свою работу. Но некоторые бывшие сотрудники ростовского перевозчика уже нашли занятие на земле. Экс-бортпроводница Юлия Селиверстова открыла школу борьбы с аэрофобией «Доступное небо». Стюардесса рассказала «Нации», как и чему в ней научат ростовчан.
из соцсетей
Большинство людей относятся к перелетам относительно спокойно. Все-таки фобия — это аномально навязчивый страх, а любая аномалия — явление редкое. Кроме того, большинство пассажиров с аэрофобией все-таки могут взять себя в руки. Как правило, максимального пика страх полетов достигает после крупных авиакатастроф, тем более если детали крушения подробно обсуждаются в СМИ. После мартовской трагедии, например, больше половины ростовских пассажиров сразу сдали билеты на ближайшие рейсы. А родственники некоторых моих коллег стали требовать от них сменить работу на менее опасную.

И все же самолет остается одним из самых безопасных средств передвижения. В защиту воздушного транспорта могу привести статистику: ежедневно в мире приземляются порядка 50 тысяч самолетов, то есть каждые две секунды. Каждый год аэробусы перевозят 4,5-5 миллиардов пассажиров. Шанс попасть на злополучный рейс равен примерно 1 к 14 миллионам. Куда реальнее стать жертвой автомобильной аварии, но большинство из нас спокойно садятся в машины. Да что там, около 500 человек ежегодно тонет в собственных ваннах (в среднем, столько же погибают в авиакатастрофах), но мы ведь не боимся заходить в ванную комнату?

Самым небезопасным моментом в процессе полета в техническом плане считаются взлет и посадка. Во время же самой безопасной части маршрута — непосредственно полета — наибольшую опасность представляют деструктивные пассажиры. Мне такие, к счастью, не встречались, но от коллег я слышала много неприятных историй. Например, однажды на одном из рейсов «Донавиа» мужчина начал без видимой причины нападать на сидящих рядом попутчиков. Естественно, сразу же вмешались сотрудники компании. В итоге агрессивный пассажир сломал нос одному из бортпроводников. Без алкоголя здесь не обошлось — потом выяснили, что нарушитель незаметно выпил в туалете «покупку» из Duty Free. В итоге его, конечно, усмирили, а в аэропорту уже втретили сотрудники полиции.

Лично мне повезло — я с агрессией на борту не сталкивалась. Но панические атаки за 5 лет работы застала. Один из ярчайших примеров аэрофобии на моей практике случился прямо перед вылетом после окончания посадки пассажиров на борт. Командир корабля вызвал технический персонал для дополнительной проверки. Это штатная ситуация, и приказ прозвучал по громкой связи. Один из пассажиров, услышав эту информацию и увидев сотрудников в светосигнальных жилетах, впал в панику, вскочил с места, буквально стал по-киношному кричать «Мы все умрем!». Дальше началась цепная реакция, остальные пассажиры занервничали, а несколько человек также поднялись и потребовали, чтобы их сняли с борта. В итоге, все-таки удалось объяснить, что никаких причин для беспокойства нет. Долетели без проблем. Еще одна история довольно курьезная. В мою смену летела большая семья — мама, папа и трое детей. Только заняли свои места (а это 2 ряда кресел), как отец семейства достал большую икону и поставил на столик, а потом они все взялись за руки (прямо через проход) и начали молиться. Мы, бортпроводники, с ними побеседовали, конечно, но семья продолжала молиться весь полет. У других пассажиров такое поведение вызвало легкую улыбку.

Если у вас аэрофобия, проще сказать, что вам точно не надо делать. В первую очередь не стоит, конечно, пить спиртное для храбрости. Может сначала алкоголь и принесет какое-то облегчение, но после только усугубит ситуацию. Во время полета нужно расслабиться и довериться профессионалам. В этом помогают приятные воспоминания: подумайте о самых счастливых моментах своей жизни, и вам станет намного спокойнее. Все равно боитесь летать? Тогда приходите в нашу школу борьбы с аэрофобией «Открытое небо».

Теоретические занятия будут проходить в два этапа. В первый день лекцию продолжительностью 2-3 часа читает профессиональный пилот, имеющий за плечами шестилетний опыт в гражданской авиации и 4 тысячи часов налета. Он объяснит принципы полета и природу явлений, пугающих пассажиров, например, суть турбулентности и ее влияние на борт. Во второй день занятие ведет психолог, который пояснит людям суть их страхов, расскажет, откуда они берутся и как блокировать аэрофобию во время полета. Может быть в дальнейшем появятся и практические занятия, однако, из своего опыта знаю: и за такой короткий курс избавиться от фобии вполне реально.