На долю производства только предметов гардероба сегодня приходится около 5–10% загрязнения пресных вод на планете. И ответственность за избыточный пошив лежит не только на самих производителях, но и на нас, любителях шопинга. Вариантов справиться с проблемой достаточно много. Например, отдавать предпочтение более качественной и ноской одежде, которую можно приобрести в секонд-хенде брендовых вещей, можно ходить в магазин за продуктами со своей эко-сумкой и так далее.
Еще одно преимущество разумного потребления в том, что оно позволяет сэкономить деньги, а это особо актуально в наше время. При этом нужно понимать, что осознанность — это не отказ от комфорта и привычного образа жизни, это просто более обдуманный подход к каждому потребительскому поступку.
О том, как добиться этого во всех сферах жизни, начиная от покупки в продуктовом магазине и заканчивая организацией путешествия, мы узнали у ростовчан, которые в этом действительно разбираются.
Дарья Карманова
директор центра содействия экологическим инициативам «Экомост»— Мы живем в обществе потребления, где маркетологами внушается мысль, что нужно покупать все больше и больше новых вещей. К сожалению, не все из нас задумываются, как это вообще влияет на окружающую среду. Мы тратим лишние деньги на вещи, которые, на самом деле, не нужны, покупаем неэкологичные товары в неперерабатываемой упаковке. Наш спрос при этом стимулирует дальнейшее производство таких товаров, «быструю моду» и неэкологичный сервис.Сегодня обычный человек производит 400–500 кг мусора в год. Это очень много. Несложно заметить, как из-за этого меняется мир вокруг. Помню себя ребенком на отдыхе на Черном море. Самым неприятным было — ты плаваешь, и тебя вдруг касается медуза. А сейчас? Шансов наткнуться на пакет или другой мусор в воде куда больше, чем на встречу с морскими обитателями.
Знаете ли вы, что до 2/3 содержимого вашего мусорного ведра — это ценные ресурсы, из которых можно сделать новые кроссовки, велосипеды, стройматериалы и много чего еще. Но зачастую вторсырье едет лежать на свалке от 100 до 300 лет. Просто потому, что мы не сортируем отходы.
Быть «эко» — означает совершать осознанные поступки в каждый момент жизни. Любой из нас может участвовать в различных экоакциях, проводить просветительскую работу, сортировать мусор.
Тема экологии, при правильной подаче, набирает популярность среди горожан и особенно среди молодежи. Экологическое добровольчество — это своего рода новая этика: важно делать что-то безвозмездно, чтобы получить моральное удовлетворение от того, что ты стал частью чего-то большого и хорошего.
Наш «Экомост» регулярно проводит тематические лектории. Каждые две недели собираем слушателей и проводим беседы по одной из прикладных экологических тем: разумное потребление, раздельный сбор мусора, экологичный быт, медленная мода. По приглашению становимся соорганизаторами или спикерами на городских и региональных мероприятиях, проводимых, например, комитетом по молодежной политике и «Донволонтером».Мы, «Экомост», продвигаем всех, кто занимается в нашем городе раздельным сбором отходов. Это и некоммерческие организации, например, «Ростов — город будущего», и коммерческие: «РостовВторПереработка», «Мир», сервис Trash Panda и другие. Мы говорим обо всех возможностях быть экологичнее, которые есть в Ростове-на-Дону.
Каждую третью субботу месяца по городу курсирует «Экомобиль», собирающий вторсырье — бытовые отходы, упакованные жителями раздельно. Эту акцию мы организовали совместно с компанией «РостовВторПереработка» при поддержке Coca-Cola в России. Наши волонтеры принимают макулатуру, пластик, тетрапак, батарейки, «электрохлам», железные и алюминиевые банки, стекло и ветошь. В Ростове маршрут экомобиля проходит по восьми точкам, куда горожане заранее приносят вторсырье. Радует, что наша акция положительно принимается горожанами, все больше людей присоединяется к ней.Лично моя экологичность — это не про аскезу и крайности, это про любовь к себе, людям, прекрасному многообразном миру, в котором мы живем, а еще про баланс между разумными мерами по сохранению среды обитания и повседневным комфортом.
Чтобы стать «эко», не нужно требовать от себя огромных жертв. Да и не получится в одночасье изменить свой образ жизни на более экологичный. Но можно начать с мелочей. Самое простое, что вы можете сделать, — отказаться от одноразового. Если вы домохозяйка, заведите себе многоразовую хозяйственную сумку, уменьшите количество пакетов, взвешивайте овощи в супермаркетах в своих многоразовых сеточках.
Если вы сотрудник офиса, откажитесь от пластиковых стаканчиков для кофе. Никто не удивится, если вы попросить кофе с собой в свою термокружку. А еще ни за что на свете не выбрасывайте батарейки и лампочки вместе с остальным мусором, ведь они крайне токсичны.
Всего лишь шаг каждого из нас к разумному потреблению приведет в итоге к серьезным изменениям в мышлении и жизни всего человечества.
То, что разумное потребление прочно входит в современную жизнь и становится важной темой, осознает сегодня и бизнес. Многие крупные компании строят свою деятельность в соответствии с принципами осознанности. И касается это не только одежды и привычных вещей обихода, но и информации — самого ценного ресурса сегодня. А в чем у нас измеряется информация? Конечно, в байтах. И в условиях современного мира мегабайтов всем мало, вся наша жизнь проходит уже в гигабайтах.
Брать с собой в магазин сумку-шоппер или разделять мусор и передавать его в пункты вторсырья — все это так же важно сейчас, как и разумно продавать и покупать гигабайты или минуты разговора на специальных площадках мобильных операторов. «Маркет Tele2» позволяет пользователю самому выбрать и купить нужный объем трафика без лишних расходов.
Более того, приобретая минуты на «Маркете», вы можете с ощутимой выгодой обменять их на фильмы от онлайн-кинотеатра Wink.
Вячеслав Климов
руководитель ростовского проекта «Чердак»— Проблема в том, что в мире ежесекундно производится и покупается огромное количество как нужных, так и ненужных товаров. И вот просто осознайте: все эти вещи, даже выйдя из употребления, никуда с планеты не деваются, горы мусора растут. Важность разумного потребления в том, чтобы уменьшить этот лавинообразный поток перепроизводства.
Вот поэтому я и запустил 4 года назад свой проект «Чердак». Это сервис по вывозу ненужных вещей, которые еще в хорошем состоянии: одежда, обувь, посуда, электроника, — все, кроме мебели. Мы бесплатно забираем вещи и далее распределяем их: часть идет в благотворительные фонды, а часть продается в нашем магазине по невысоким ценам.Цель проекта в том, чтобы любая вещь, ставшая ненужной, но не потерявшая своих потребительских качеств, нашла себе нового хозяина, а не просто отправилась на свалку.
Наш магазин находится в районе ростовского Центрального рынка, это достаточно большое помещение — 200 кв. метров. Сервис по вывозу работает по Ростову, Аксаю и Батайску.
У нас все больше покупателей, потому что горожане уже знают: здесь можно найти все, что угодно. Начиная от ниток и текстиля на поделки, заканчивая свадебным платьем или компьютерным монитором.Конечно, как руководитель такого проекта я не могу обходить стороной принципы разумного потребления в обычной жизни. Всегда перед покупкой какой-то вещи я несколько раз спрошу себя, действительно ли она мне нужна, как часто я буду пользоваться ею. Если вы станете спрашивать себя так же, то освободите свою жизнь от большого количества ненужных вещей и неплохо сэкономите в итоге. Однако и маниакально подходить к этому вопросу не стоит. Быть осознанным совсем не означает ущемлять себя в чем-то и усложнять жизнь.
Принцип разумного потребления также касается и использования мобильного телефона. Сейчас вовсе необязательно покупать SIM-карты в «физическом» виде. Можно воспользоваться eSIM: она позволяет подключать к устройству до пяти номеров и не плодить пластиковые карты, производство которых вредит окружающей среде.
Tele2 предоставляет возможность подключения eSIM с идентификацией через Единую биометрическую систему. Для этого не нужно даже выходить из дома: чип уже есть в смартфоне, а договор связи подписывается дистанционно. Нужно только соблюсти несколько условий: телефон должен быть с поддержкой eSIM, у клиента - подтвержденная учетная запись на «Госуслугах» и регистрация в Единой биометрической системе. В устройстве должны быть установлены приложения «Мой Tele2» и «Биометрия» от «Ростелекома».
Евгения Мельникова
персональный стилист, фэшн-консультант— С необходимостью разумного потребления я сталкиваюсь каждый день, приходя к клиентам на разборы гардеробов и видя горы (я не утрирую) вещей, которые человек вряд ли когда-то наденет... Значит, большинство этих вещей придется просто выкинуть. Для примера: шуба из искусственного или, как принято сейчас говорить, эко-меха разлагается до 200 лет.Современный фэшн-маркетинг устроен так, что мода стала меняться в 5 раз быстрее. Вместо двух сезонных коллекций некоторые массмаркет-бренды выпускают до 60 коллекций в год! Вещи даже в премиум сегменте выходят из строя гораздо быстрее. Все нацелено на то, чтобы мы с вами как можно больше покупали.
Меньше чем за 20 лет количество выбрасываемых вещей с 7 млн тонн увеличилось почти до 14 млн. И эти цифры неуклонно растут. Система «купил, поносил, выбросил, снова купил» становится опасной для окружающего мира и нашего здоровья. Это важно понимать, когда вы в очередной раз пытаетесь поднять себе настроение новым свитером.Ресейл — штука очень классная. Радует, что так называемых комиссионок становится все больше. А главное, на это появилась мода. Если еще каких-то пять лет назад большинство моих клиентов, скажем честно, не принимали всю эту историю, то сейчас, наоборот, все чаще присылают радостные селфи в винтажных пиджаках Ralph Lauren или в обнимку с сумкой Gucci из 80-х.
Периодически мы с друзьями устраиваем свои маркеты. В Москве и Питере народ давно так развлекается, мы же практикуем последние три года. Люди собирается на какой-то площадке, обмениваются друг с другом вещами или пытаются продать-купить. Вещи, которые не нашли своих новых хозяев, мы отдаем в благотворительные фонды.
Что касается меня, стараюсь практически ничего не выбрасывать, до последнего пытаюсь пристроить ненужную одежду. Стараюсь избегать спонтанных покупок. Перед сезоном разбираю свой гардероб и составляю список необходимых вещей, понимая, что с чем я буду носить, и не беру лишнее. Стараюсь правильно ухаживать за вещами, чтобы они служили дольше.
Вместо покупки трех акриловых свитеров в масс-маркете, которые потеряют вид уже через месяц, купите один, но с натуральным составом, он прослужит намного дольше. Пальто или свитер, в составе которого больше 70% натуральных материалов, скорее всего сохранит товарный вид не один год. Такая же история с обувью. Искусственная, или эко-кожа — это миф, она быстро выходит из строя, и надо бежать за новой парой. Тем более, ее производство часто крайне неэкологично.
Покупайте меньше, выбирайте тщательней. Не стесняйтесь продавать ненужную одежду на Avito и и других ресейл-площадках, посещайте классные офлайн ресейлы — и будет вам счастье.
Сдавать ненужные вещи и производить выгодный обмен с другими людьми — это применимо и к неосязаемым гигабайтам. Tele2 предоставляет своим абонентам возможность делиться гигабайтами с друзьями и другими людьми по всей России. Более того, остатки тарифного пакета всегда с вами. Неиспользуемые минуты и гигабайты не сгорают, а накапливаются вечно.
Галина Шефер
путешественник, журналист, блогер (блог «Турист.Точка»)— Конечно, разумное потребление важно. И не только в поездках, но и дома. Мне незазорно в магазине отказаться от пакета и сложить все в свою эко-сумку, которая всегда в рюкзаке. Если приходится брать пакет, возьму бумажный, и всегда использую его повторно, например, под мусор. В путешествиях редко покупаю сувениры, которые будут пылиться в шкафах, предпочитая коллекционировать впечатления и фотографии. Исключение составляют кружки, но это нужный в хозяйстве предмет. Еще люблю съедобные сувениры.
Могу поделиться своими принципами разумного и экономного потребления в организации поездок. В основном мы путешествуем на автомобиле, поэтому не проблема взять вещей побольше. Это лучше, чем покупать зонт или резиновые сапоги в поездке, а потом дома запихивать их в шкаф к купленным раньше. Я всегда изучаю прогноз погоды и беру вещи с учетом того, что может пригодиться.
Мусор на природе мы никогда не оставляем. Если принес в лес какую-то упаковку с едой или водой, то уж пустую и подавно несложно унести. Даже пищевой мусор не выбрасываем в туристических местах. Представьте, если каждый турист, идя по маршруту, выбросит кожуру от банана, которая «сама разложится». К тому же пищевой мусор привлекает животных, медведей, например, а это небезопасно для самих же туристов.
Львиная доля расходов в путешествиях уходит на жилье и еду. Жилье всегда бронирую заранее, это экономит время, нервы и деньги. Я зарегистрирована на нескольких сайтах бронирования, слежу за акциями, кешбэками, пишу отзывы, за которые получаю баллы (они тратятся на бронь следующего жилья).Время активных путешествий у нас — межсезонье. На море ездим в июне или сентябре, когда цены приятнее, чем в высокий сезон. Когда на море не протолкнуться и все втридорога, я предпочту отправиться в места, где нет наплыва туристов, например в горы или другие города.
Останавливаемся в квартирах с кухней. Так мы экономим на кафе. Да и квартира обычно дешевле номера в отеле.
По моему опыту, в хорошей столовой можно поесть дешевле и не хуже, чем в кафе. Исключения делаем для колоритных заведений с национальной кухней. Всегда интересно познакомиться с местной едой.
Походы у нас в основном однодневные, не требующие больших трат. И, конечно, мы с большим удовольствием путешествуем, довольно бюджетно, по родной Ростовской области.
Для путешественников по родному региону у Tele2 есть особые преимущества. Оператор мобильной связи не заблокирует вас даже при минусе. Обстоятельства в поездке или пешем путешествии могут сложиться самые разные, но вы всегда останетесь на связи и сможете пользоваться оплаченным пакетом даже при минусовом балансе.
Елена Пасько
преподаватель социально-психологических дисциплин, волонтер со стажем (несколько лет возглавляла эколого-образовательный центр «Экориум» АО «Ростоввторпереработка»)— Фанатов разумного потребления с годами становится все больше. Мы видим множество людей в супермаркетах, которых делают покупки по списку, ограничивая себя от импульсивных приобретений, которые обращают внимание не только на срок хранения и свежесть продукта, но и на упаковку — перерабатываемая она или нет.
Общество потребления, по мнению экспертов, заканчивает свою эру. Это связано с процессами в мировой и российской экономике, снижением покупательской способности.
Человек обращает внимание на то, что у него полный шкаф одежды, хотя носится лишь пара любимых джинсов и пуловеров, а все остальное лежит мертвым грузом и в конце концов выбрасывается.
Дело здесь не только в экономии, а в том, что это утяжеляет жизнь. Без лишнего хлама в доме становится светлее и легче дышится.
В России разумное потребление пока только набирает обороты. Тем не менее я знаю уже немало общественных движений и сервисов, которые популяризируют эти новые ценности. Например, «Дарудар»: здесь люди отдают друг другу полезные и приятные вещи совершенно бескорыстно. В сообществе более 400 тысяч участников из сотен городов страны.
Активно темой разумного потребления интересуется новое поколение. Множество тематических проектов реализуется именно молодыми инициативными людьми. Например, часть студентов факультета «Медиатехнологии и медиакоммуникации» ДГТУ выбирают для проектов именно тему экологии. Ребята создают цикл просветительских видеороликов на темы «Разумное потребление», «Как организована работа с мусором в различных странах мира», «Полезные экопривычки» и так далее. Радует, что студенты выбирают такие темы, ведь чем больше людей посмотрят подобного рода ролики, тем больше у нас шансов на улучшение экологии в стране.