Как мотивировать сотрудников на удаленке? Советы от HeadHunter
События

Как мотивировать сотрудников на удаленке? Советы от HeadHunter

Разговор с экспертом об изменениях на рынке труда.

автор Ирина Маркова.

29 Апреля 2020





По результатам исследования HeadHunter, сегодня на удаленную работу полностью или частично перешли уже 74% российских компаний. О том, как работодатели и соискатели чувствуют себя, работая «дома на диване», и о ситуации на рынке труда ЮФО в целом, мы беседуем с директором макрорегиона Юг компании HeadHunter Ириной Веретенниковой.



— Насколько бизнес оказался готов к удаленному формату работы?
— Если говорить об истории вопроса, то количество предложений об удаленной работе плавно росло последние несколько лет, прежде всего, в тех сферах, где организовать такой режим работы проще. Это, например, ИТ, образование, маркетинг и реклама, онлайн-ритейл. Компании из этих отраслей перешли на удаленный формат наиболее безболезненно. Но такой переход непросто организовать с технической точки зрения: требуется мощная ИТ-инфраструктура для обеспечения дистанционной работы персонала. Встает также вопрос информационной безопасности. Кроме того, управление удаленными командами имеет ряд особенностей.

Фактически, еще до начала пандемии сформировалось достаточно предпосылок для перевода части процессов и взаимодействий в онлайн — как с технической точки зрения, так и в плане взглядов компаний и сотрудников на удаленную работу. Сложившаяся ситуация просто форсировала такой переход. Раньше у работодателей были опасения, что, не видя специалиста на его рабочем месте, невозможно его контролировать. Теперь же руководители понимают, что некоторые сотрудники стали даже более эффективны, чем в офисе.

— А как чувствуют себя сотрудники, работая дома?
— Интересно, что около года назад служба исследований HeadHunter проводила опрос, который показал, что подавляющее большинство офисных работников (85%) рассматривало для себя в будущем возможность работать удаленно: 23% говорили про удаленную работу на фрилансе, ещё 62% — про удаленную работу в штате компании. Теперь у всех нас появилась возможность попробовать, что такое работать «дома на диване». По данным недавнего опроса hh.ru, 39% специалистов рассказали, что им стало сложнее, чем в офисе; 37% — что оказалось, наоборот, проще, а 18% не заметили разницы.

Мы регулярно мониторим, как меняются настроения сотрудников. С каждой неделей становится больше тех, кто видит сложности в дистанционном режиме работы: не хватает привычного общения с коллегами, возникают технические проблемы с оборудованием.

— Как же мотивировать удаленных работников?
— Я рекомендую найти те плюсы удаленной работы, которые важны для человека, и сделать акцент на них. Одни отмечают, что за счет экономии времени на дорогу получается больше внимания уделять личным делам или общению с близкими. Другие говорят о том, что дома стало проще сохранять высокий уровень концентрации, так как исчезли факторы, которые отвлекали в офисе: например, фоновый шум или вопросы коллег.
Если же работник видит больше минусов, чем плюсов, то поддержать его можно мыслью о том, что это временное решение, и нужно попытаться найти в нем положительные стороны — ведь мы сами выбираем, как относиться к тем или иным событиям. Можно посмотреть на удаленную работу с точки зрения приобретения новых навыков и компетенций — умения управлять своим рабочим временем или поддерживать коммуникацию на расстоянии. Не стоит воспринимать необходимость работать из дома как ограничение — это прежде всего возможность продолжать заниматься своим делом, не подвергая себя опасности заражения вирусом.

— Какова вероятность того, что после пандемии многие компании не вернутся в офисы?
— Вероятно, что после завершения периода самоизоляции мы увидим сильный перелом на рынке труда в сторону удаленной работы. Компании не останутся совсем без офисов, и часть сотрудников вернется на рабочие места. Однако те функции, которые не потеряли своей эффективности на «удаленке», работодатели, скорее всего, оставят в онлайн-формате — такое мы уже наблюдали во время кризиса 2014 года.



— А какие изменения вы видите на рынке труда ЮФО уже сегодня?
— По итогам апреля рынок труда Южного федерального округа уже ощутил на себе влияние кризисных изменений. Количество вакансий на hh.ru за апрель, по сравнению с мартом, уменьшилось на 21%.

Сегодня в ЮФО наибольшее число вакансий публикуется в таких сферах, как «продажи» (25%), «медицина/фармацевтика» (19%), «рабочий персонал» (16%), «производство» (12%), «строительство/недвижимость» (10%).

Стоит отметить, что возросшее количество предложений в сфере «Медицина/Фармацевтика» стало возможно благодаря активному сотрудничеству Минздрава РФ и hh.ru: на нашем сайте все государственные медучреждения могут публиковать вакансии для врачей и линейного персонала на бесплатной основе. Кроме этого, с 6 апреля на hh.ru появился специальный раздел для найма профильных специалистов в строящуюся инфекционную больницу в Новой Москве, которую должны ввести в эксплуатацию в ближайшее время. Для работы в этом учреждении уже открыт прием заявок: активно требуются инфекционисты, заведующие инфекционными отделениями, анестезиологи-реаниматологи и другие. В среднем соискателям предлагают вакансии с зарплатами от 130 000 до 350 000 рублей, оформление по срочному договору, вахтовый метод работы, бесплатное проживание и питание. Работа в программе включается в общий трудовой стаж. Поиском персонала в новое учреждение занимается ГБУ ДЗМ «Московский центр аккредитации и профессионального развития в сфере здравоохранения».

— Какие специалисты сегодня более востребованы, а какие менее?
— Сегодня динамика роста вакансий в ЮФО отмечается в таких сферах, как «рабочий персонал» (+33 по отношению к предыдущему месяцу) и «производство» (10%).

Остальные профессиональные области, к сожалению, показывают значительную отрицательную динамику: «продажи» (-25% к марту), «строительство/недвижимость» (-16%), «транспорт/логистика» (-22%), «бухгалтерия/финансовый учет» (-13%), «административный персонал» (-51%), «маркетинг/реклама/PR» (-44%), «туризм/гостиницы/рестораны» (-74%), «юриспруденция» (-51%).

— Сокращают ли работодатели персонал для оптимизации своих расходов?
— Как показали результаты недавнего опроса российских работодателей службы исследований HeadHunter, с начала текущего кризиса в 20% компаний уменьшилась численность сотрудников: причем, чаще всего об этом заявляли небольшие компании (до 100 сотрудников — 24%) и крупнейшие (свыше 3000 сотрудников — 27%). Также в ходе исследования выяснилось, что в ближайшие 6 месяцев точно планируется сокращение численности сотрудников в 12% компаний, еще 25% делают осторожный, но тем не менее, негативный прогноз.

Наиболее уязвимы перед сокращениями, по мнению работодателей, рядовые специалисты и стажеры/практиканты. Свыше 80% работодателей, указавших, что их численность либо уже уменьшилась, либо уменьшится в ближайшие полгода, заявили, что под сокращение попали или попадут, в первую очередь, рядовые специалисты.

Стоит отдать должное работодателям, которые в сложной экономической ситуации делают все, чтобы сохранить персонал: перераспределяют статьи бюджета разных подразделений и проектов, договариваются о кредитных каникулах. Сокращать премиальную часть заработной платы, переводить работников на четырехдневную неделю или рекомендовать взять отпуск за свой счет компании начинают только тогда, когда все возможные расходы урезаны, а пик кризиса еще не пройден. В такой ситуации важно объяснить работникам, что меры принимаются, в первую очередь для того, чтобы не прибегать к сокращениям и сохранить команду.

— Приостанавливают ли компании набор персонала?
— В результате опроса, который прошел в апреле, около трети российских компаний заявили, что их планы на подбор персонала на ближайший период никак не изменились с началом кризиса. При этом 23% работодателей внепланово остановили подбор, еще четверть компаний — внепланово снизили.

Увеличение численности планируется в 30% компаний с численностью от 251 до 500 человек, а также об этом заявили около четверти региональных компаний.

Что касается самого процесса подбора кандидатов, то для многих рекрутеров проводить поиск сотрудников дистанционно — привычный формат работы. Он предполагает проведение телефонных интервью, собеседований по скайпу, удаленное выполнение тестовых заданий. Поэтому вести рекрутмент в условиях самоизоляции вполне возможно и результативно, если для этого есть доступ к необходимым техническим инструментам.

— Как сегодня чувствуют себя соискатели в целом?
— Настроения работников на российском рынке труда накануне второго квартала 2020 года резко ухудшились: текущий кризис, связанный с пандемией COVID-19 и заморозкой многих сфер экономики, отразился на настроениях соискателей не самым лучшим образом.

Индекс самочувствия соискателей впервые опустился так низко: после 3 лет стабильного нахождения на уровне от -0,03 до -0,08 он рухнул до отметки -0,21. Все больше соискателей опасаются сокращений и выражают готовность потерять в деньгах взамен на сохранение места работы.

Более выраженное негативное настроение у соискателей туристической сферы, а также сферы искусства и развлечений; это естественно, ведь именно эти сферы первыми ощутили на себе влияние кризиса. Увереннее остальных чувствуют себя соискатели ИТ-сферы, а также начинающие специалисты, медики и работники добывающей отрасли.

По сравнению с первым кварталом 2020 года среди неработающих соискателей увеличилась доля тех, кого сократили с последнего места работы: если обычно эта доля была около 10%, то сейчас она составила 20%. Почти 16% респондентов из туристической сферы указали, что потеряли работу из-за текущего кризиса. Также об этом заявили 12% соискателей из сферы искусства и развлечений, и 10% — из сферы маркетинга, рекламы и PR.

Сложности с поиском работы, в первую очередь, отмечают топ-менеджеры, соискатели из сферы искусства и гостинично-ресторанного бизнеса. Относительно других сегодня легче найти работу специалистам сферы продаж и информационных технологий.

— Какие советы можете дать тем, кто сейчас раздумывает, менять ли место работы?
— Если есть возможность, нужно набраться терпения и подождать: сейчас не лучшее время для поиска нового места работы. Если же человек прямо сейчас ищет источник дохода, то главная рекомендация — примерить на себя актуальные и востребованные вакансии, быть готовым к работе не по специальности. При этом стоит пересмотреть свои зарплатные ожидания: работодатели находятся в сложной финансовой ситуации и не предлагают большие компенсационные пакеты.

Если к работе руками душа не лежит и есть подушка безопасности, чтобы «переждать», стоит заняться самообразованием. Интернет предоставляет для этого массу возможностей: онлайн-курсы на любой вкус открыли бесплатный доступ на время карантина. Это будет отличная строка в резюме: «В апреле-мае 2020 я получил сертификат в такой-то онлайн-школе». И когда все закончится, вы будете иметь конкурентное преимущество на рынке труда. Точно можно сказать одно: после кризиса-2020 не будет легко, и успех будет на стороне того, кто умеет быстро адаптироваться к любым изменениям.

На правах рекламы