Как Big Data помогает искать пропавших людей и когда все автомобили станут беспилотниками?
События

Как Big Data помогает искать пропавших людей и когда все автомобили станут беспилотниками?

Отвечаем на вопросы о будущем, которое уже здесь.

автор Наталья Тихомирова.

20 Апреля 2021

Развитие технологий благодаря всемогущей «цифре» происходит очень стремительно. Еще недавно многое из того, что сегодня стало новой реальностью, можно было встретить только в научно-фантастических романах. Как любят говорить IT-евангелисты, future is here. Рабочие офисы становятся технологичными центрами, в любой точке мира в режиме реального времени можно посетить мероприятие, которое вам интересно, будь то театральная премьера, научная конференция или торги на бирже. В дома интегрируются «умные» датчики, автомобили управляются беспилотниками, и даже виртуальная реальность уже находит применение в повседневной жизни. 
Что стало основой для такого техночуда? На самом деле, время разделилось на до и после интернета. Давайте вспомним IT-инновации, которые вошли в обиход за последние 20 лет и изменили среду обитания человека до неузнаваемости.

Быстрее, еще быстрее

Самый важный элемент системы внедрения и управления цифровой реальностью — скорость интернета. Чем выше скорость — тем быстрее технологические процессы.

Относительно недавно потребители услуг провайдеров могли только мечтать о таких показателях, как гигабиты в секунду. Это казалось невозможным. Еще бы, во время первого появления интернета на свет, а произошло это в 1977 году в Калифорнии, скорость составляла всего 6 Мбит/с.

Сейчас это кажется глубокой древностью. Ученые долго бились над увеличением «черепашьей» скорости передачи данных. В начале нового века мобильный интернет поменял привычки пользователей, смартфоны становились все более популярны и последние 20 лет планомерно вытесняли из обихода стационарные компьютеры и связанный с ними проводной интернет.

Для гаджетов нового поколения нужны были новые технологии, прежние скорости стали не актуальны. По всему миру стали развертывать сети 4G. В России первыми это сделал МегаФон, запустив для своих абонентов 4G и LTE-Advanced, открыв тем самым широкий доступ к инновационным технологиям и достигнув планки 300 Мбит/с.

МегаФон пошел дальше — и стал пионером еще в одном проекте: в 2019 году организовал тестовую зону 5G. Где Speedtest показал рекордный результат — 2,46 Гбит/с, что стало важным рубежом для развития технологии 5G в стране.
Современные протоколы системы передачи данных пришли на смену «старым» технологиям 2G и 3G и позволили превратить смартфоны из «умной» игрушки в мультипродуктивные гаджеты с совершенным уровнем передачи данных. Это повлияло на количество пользователей интернета: за последние десять лет их стало больше в два раза.
Про такие технологии принято говорить — «это просто космос». Трудно с этим не согласиться.

Контроль сверху

Двигаясь далее по IT-инновациям, мы становимся ближе к звездам. Технология ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) основана на трансляции сигнала с космических спутников. Датчики устанавливаются на автомобилях, а данные передаются в технологические центры для их обработки и в конце концов поступают конечным пользователям.

Система внедрена относительно недавно — пик развития пришелся на середину 2010-х. Благодаря ГЛОНАСС изменилось управление логистической системой внутри страны. Теперь треть всего транспорта в России, прежде всего коммерческий и общественный, имеет на борту оборудование, обменивающееся данными через спутники на орбите. С конечными пользователями система ГЛОНАСС взаимодействует через клиентские устройства: навигаторы, трекеры, «маяки». Поэтому владельцы в режиме реального времени могут отслеживать автотранспортное передвижение, мониторить местонахождение машин, что особенно важно при перевозке людей, специальных или опасных грузов.

«Умные» технологии позволяют дистанционно контролировать исполнение маршрутных листов, правил дорожного движения, режимов заправки и отдыха водителей, как того требует законодательство. При этом точность навигации составляет несколько метров. И водители хорошо знают, что теперь находятся под контролем «умных» технологий.

Свайп и скролл

Поумнели не только системы управления, но и сами носители. «Космические» технологии выводят гаджеты на новый уровень, влияют одновременно на форму и содержание. Теперь у них есть хайтек-«мозги», а эргономичный дизайн как будто пришел из фантастических фильмов.

Еще недавно, в начале века, каждый россиянин просто мечтал о модном мобильнике с кнопками. Устройство казалось революционным благодаря отсутствию телефонного провода, возможности набирать текст на аппарате и отправлять SMS (!) и, главное, в любом месте позвонить.

За 20 лет произошли крутые перемены. Кнопки канули в Лету. На смену пришли гаджеты, системой управления которых служит сам экран. Появление сенсора совершило прорыв на рынке как устройств, так и мобильных экосистем. Но это, судя по трендам, не предел.

На автопилоте

Транспортные средства, управляемые без участия человека, с каждым годом становятся все более доступными. Свежий прогноз экспертов: к концу уже этого десятилетия около 90% всех автопоездок будут совершаться при помощи искусственного интеллекта, специальных датчиков и без водителя за рулем.

Первый толчок для развития отрасли фридрайвинга дали соревнования автомобилей-роботов в 2004 году. С тех пор автоматика, которой «заправлен» любой беспилотник, становится все более совершенной и доступной. Системы управления такими «умными» авто примерно одинаковы, несмотря на разных производителей. Они включают софт (программы) и сенсорные датчики. Первые отвечают за общее управление автомобилем, вторые — за сбор информации об окружающей среде: состоянии и покрытии дорог, движении пешеходов и транспортных средств, помехах, погоде и десятке других показателей. Главный орган роботомашины — лидар, который представляет собой сверхточный вращающийся лазер.

Доля автомобилей без водителей за последние 20 лет выросла в разы. Но проблемы остаются: в России тесты беспилотников разрешены только в 11 регионах. В Москве тестируются робототакси, но пока только для доставки продуктов.

Алгоритмы программного обеспечения, инфраструктура требуют совершенствования. Хотя в том, что автомобили ближайшего будущего станут максимально автономными и роботизированными, уже мало кто сомневается. Одна из причин такой уверенности — беспилотники более безопасны на дорогах. По данным статистики, около 90% всех аварий в России происходит из-за человеческого фактора и невнимательности. А у беспилотников с ДТП проблем несравнимо меньше.

Большие возможности Big Data

Пользователи Сети ежегодно накапливают внушительные объемы информации: фото, видео, записи в соцсетях, мобильные платежи, поисковые запросы.
Все эти обширные «цифровые следы» могут принести пользу в управлении и аналитике. Например, при формировании персональных предложений в e-commerce, управлении маркетингом, прогнозировании спроса и предложений в ретейле. Недавно компания МегаФон благодаря технологии Big Data проанализировала выбор маршрутов для путешествий российскими туристами в условиях пандемии. Абоненты компании предпочитали в 2020 году отдыхать менее двух недель и изменили привычные направления для путешествий. В лидерах оказались ранее невостребованные и удаленные территории страны. Эти данные помогут точнее прогнозировать спрос на услуги туриндустрии.

Еще более ценным стал опыт в социальной сфере: компания запустила специальную платформу для розыска пропавших людей с использованием «больших данных» — «МегаФон. Поиск». Это сокращает время на связь со спасателями и обнаружение свидетелей с недель до минут.

Идентификация Борна

Управление данными лежит в основе бесконтактного определения человека по биологическим параметрам. Например, в офисах передовых компаний работают камеры биометрии, которые за секунды считывают данные о человеке по сетчатке глаза. Лифты все чаще управляются с помощью отпечатков пальцев. Уже несколько лет у россиян есть возможность получать биометрические паспорта. Охранник или пограничник может не заметить разницу между людьми одного роста и цвета глаз, например. А биометрия не ошибается практически никогда. Да и подавляющее количество мобильных устройств и «умных» гаджетов оснащены специальными датчиками.

Биометрические параметры у каждого человека уникальны и обширны: лицо, тело, голос, отпечатки пальцев, рисунок вен на руках, роговица глаз. Их анализ позволяет на стыке с технологией Big Data внедрять новое поколение систем безопасности и доступа к физическим и технологическим объектам. Индивидуализация и идентификация особенно важны в цифровом мире.

Новый мир — новые деньги

Биткоин стал действительно революционной темой в мире инвестиций в конце предыдущего десятилетия. Появилась первая криптовалюта — биткоин, созданная при помощи цифровых технологий как аналог традиционных денег. Электронная платежная система на основе блокчейна позволила по-новому взглянуть на мир финансов. Это база данных, хранящаяся на множестве электронных устройств, соединенных друг с другом в Сети. Но пока е-валюта медленно входит в повседневный обиход и является продуктом скорее для избранных пользователей и владельцев электронных кошельков.

Новые технологии становятся основой для появления инновационных экосистем. С начала XXI века научный прогресс шагнул широко: вчерашние мечты о работящих роботах-помощниках, доступном сверхбыстром интернете или искусственном интеллекте, управляющем разными объектами, — уже наступившая реальность.