«Мы не опередили время, мы встали на старт длинной дистанции!»
Места

«Мы не опередили время, мы встали на старт длинной дистанции!»

20-летняя история ростовской фитнес-компании.

Большой разговор накануне юбилея первого фитнес-клуба с Михаилом Плужниковым, управляющим партнером сетей World Сlass и Fitron в Ростове-на-Дону.
World Class Premium, Ростов-на-Дону.
World Class Premium, Ростов-на-Дону.
— В нынешнем году первому ростовскому World Class на улице Герасименко исполняется 20 лет. Помните первый день работы фитнеса-клуба? А первых клиентов? Может, какая-то памятная вещь сохранилась от этого события.
— К моменту открытия клуба карты купили 360 человек. Все они были первыми. Кстати, мы недавно подсчитали, что 69 клиентов остаются с нами без перерыва все эти 20 лет, 200 клиентов — больше 18 лет и 500 человек — больше 10 лет. По-моему, красноречивые цифры.

Я помню как сейчас ночь перед открытием и первый день: в 7 утра мы открыли двери 5000-метрового клуба. И как у многих предпринимателей-новаторов, у меня была вера и грандиозные ожидания, что сейчас к нам придут все лучшие люди города, и мы сразу продадим половину контрактов. Буду откровенен, этого не случилось. Вспоминаю это и сейчас не очень понимаю своих оптимистичных ожиданий.
Мы вывели на рынок новую концепцию фитнеса в невиданном до этого клубном формате.
Мы предложили людям новый подход к их здоровью и образу жизни.
Это глубинные изменения.
Мы не опередили время, мы стояли на старте длинной дистанции!
Термины «фитнес», «фитнес-клуб» были известны только продвинутой прослойке увлекающихся спортом клиентов. Слово «клуб» в начале нулевых имело совсем другие коннотации, с улучшением здоровья никак не связанное.

Памятных вещей сохранилось много, например, большой фотоархив. Но лучшее, что можно увидеть с тех памятных событий – само здание первого ростовского фитнес-клуба на ул. Герасименко, дом 5.
Помню, в первые месяцы мне нравилось наблюдать изумление прохожих и проезжающих: как будто инопланетный корабль приземлился на привычный ландшафт ростовских многоэтажек.
Запомнилась реакция сотрудников и клиентов на деталь архитектуры, которая в нашем представлении была образцом конструктивистского шика, а в обиходе острых на язык ростовчан немедленно стала именоваться «яйцом».
World Class на улице Герасименко — первый фитнес-клуб в Ростове.
World Class на улице Герасименко — первый фитнес-клуб в Ростове.
— Как изменилась ваша отрасль за это время? Делается сегодня что-то такое, о чем в 2004-м и помыслить было нельзя?
— Многое изменилось. Мы живем в эпоху интегральных тенденций.
Самый мощный тренд — это «гибридный фитнес»: все больше клиентов тренируется и в фитнес-клубах, и дома, и на аутдор-площадках, и в студиях, и с тренером, и самостоятельно, выстраивая свои персональные системы физической активности. Клиенты получают максимальный выбор видов фитнеса и мест. В нулевые сложно было себе представить, что клиенты фитнес-клубов и те, кто предпочитает тренировки дома или на открытых уличных площадках, — одни и те же люди. Сегодня для сотен тысяч ростовчан фитнес стал частью жизни. И люди хотят получать эти услуги в режиме 365/24 в любом удобном месте: в клубе, на улице, дома, в отпуске и даже на работе.

«Фитнес по запросу» — сопутствующий тренд. Во многом он связан с внедрением в нашу жизнь онлайн-технологий. Число мобильных приложений для фитнеса и каналов в соцсетях исчисляется сотнями тысяч. Количество людей, которые тренируются в залах с использованием программ в своем смартфоне, постоянно растет.
По сравнению с нулевыми резко возрос уровень грамотности наших клиентов.
С одной стороны, клиенты используют огромное количество информации из интернета, с другой стороны, они наработали впечатляющий личный опыт за эти годы. Я даже использую термин «само-фитнес». Например, сегодня мы внедряем в Fitron тренировки с виртуальным тренером: клиенты не ждут занятий по расписанию, а сами договариваются внутри группы, когда им удобно прийти в открытую студию групповых программ. Здесь через проектор на экран во всю стену транслируются видео-тренировки по выбору: тренер зажигает на экране, а группа поддерживает его в зале. Отличный формат — яркий, с элементами шоу, очень зажигательный.

В нулевые нам трудно было представить такое масштабное развитие онлайн-продаж: как это, купить контракт в фитнес-клуб, не посетив его?! А поговорить? Сейчас многие клиенты в сегментах до World Class проходят виртуальные туры, собирают отзывы друзей, смотрят рейтинги, определяют свои цели в нашем фитнес-навигаторе и... покупают онлайн.
Еще один формат, о котором мы не знали в нулевых — это клуб без отдела продаж, а иногда и без рецепции. Около пяти лет назад на рынок пришли клубы-лоукостеры, где все предельно оптимизировано и автоматизировано. Подошли к стойке рецепции, позвонили, к вам вышли. В World Class и Fitron мы максимально взвешенно относимся к внедрению новых технологий, комбинируя офлайн-сервис и онлайн-технологии, персональный и технологичный подходы, используя преимущества каждого из них. Мы ставим во главу угла интересы клиента, часто в ущерб Ebitda. Ростов — южный колоритный город, здесь всегда будут важны человеческое общение, отношения, важны люди.
Тренажеры в World Class Premium.
Тренажеры в World Class Premium.
Еще одно отличие связано с тем, что раньше фитнес-клубы продавали только годовые карты. Сейчас отдельные бренды продают месячные карты по системе рекуррентных платежей со вступительным взносом. В сети Fitron мы предлагаем клиентам максимальный выбор контрактов по длительности и способу оплаты.
А еще мы и представить себе не могли, что появится такая вещь, как компенсация расходов на фитнес со стороны государства! Между тем последние 2 года действует компенсация через налоговый вычет по НДФЛ. Имейте это в виду, когда будете покупать фитнес-карту.

— Сегодня говорят о буме мини-форматов в вашей индустрии: камерные студии пилатеса и йоги, функционального тренинга, сайкл-студии. Вы ощущаете этот бум? Недосчитываетесь клиентов?
— Клиентская база в сегментах World Class и Fitron существенно выросла.
Бума студий я снова не вижу, больше информационной волны, как это уже было в 2018-2019 годах. По данным Fitness Data, за первое полугодие 2024-го в России было открыто 50 полноформатных клубов и около 150 студий до 500 кв. метров. Но по объему инвестиций, по доле рынка, по количеству привлеченных клиентов и выручке эти два формата несопоставимы. Рынок развивается, становится дифференцированным под различные группы потребителей или под разные потребности одного потребителя. С одной стороны, развиваются большие клубы, которые дают клиентам «все в одном месте»: спорт, услуги спа, салон красоты, фитнес-бар со здоровым питанием, медицинскую службу и даже помещения для коворкинга. С другой стороны, это как раз небольшие студии с узкой специализацией, которые фокусируются на одном направлении фитнеса и делают его своим конкурентным преимуществом.

Мне ближе первый тренд. По данным аналитиков рынка, клиенты часто комбинируют большой фитнес-клуб, самостоятельные тренировки и «добирают» в узкоспециализированных форматах. Кстати, в 2004 году, открывая World Class на Герасименко, мы ставили на комплексный системный подход, ориентировались на лайфстайл-формат, который развивает идею фитнеса как образа жизни. За 20 лет мы убедились, что исповедуемый нами подход полностью оправдан, он по-прежнему в мейнстриме в наших сегментах.

— А как изменились запросы к фитнесу со стороны клиентов, для чего люди приходят в ваши залы?
— Резко вырос запрос на здоровье: не только физическое, но и ментальное, психологическое, социальное. Такого понимания антистрессовой роли занятий фитнесом прежде не было. В нулевые в основном обращали внимание на физическое здоровье, внешний вид, и при этом был важен статус, демонстративное потребление.
Физические данные, внешний вид по-прежнему очень актуальны, но изменилось соотношение между этими группами потребностей, выросло значение здоровья во всех измерениях.
Опыт пандемии укрепил связь фитнес-индустрии и медицины. По данным Всемирной ассоциации фитнес-клубов, в качестве причины занятия фитнесом больше половины клиентов называют заботу о здоровье. Говорят о тренде «фитнес как лекарство»: когда врачи в план лечения пациента включают программы физической активности. В нулевые я много выступал перед уважаемым медицинским сообществом с презентациями о пользе фитнеса.
В клубе World Class Premium.
В клубе World Class Premium.
— В прошлом году мы подробно говорили о вашем образовании, о том, как подающий надежды историк ушел в бизнес. Наверняка было еще много крутых поворотов. Интересно, какой свой опыт вы бы назвали самым экстремальным?
— В 32 года я оказался по большому счету без работы. Сначала не имел ни малейшего представления, чем буду заниматься дальше. Через несколько месяцев энергичных творческих поисков и анализа я с единомышленниками пришел к идее фитнеса — как к идее улучшения качества и продления человеческой жизни. А вот дальше уже начался настоящий экстрим. Сам проект первого фитнес-клуба, начиная с котлована, на улице Герасименко был пассионарным опытом за гранью возможностей. Как говорят мои друзья, проект из серии «не пытайтесь этого повторить».

Осенью 2003 года я расстался с генподрядчиком, дальше его функции выполняла наша команда из 5 человек. Помню, как той осенью я привез на стройку серьезного банкира, перед нами был огромный котлован. Представьте, энергичный молодой человек в костюме с галстуком приходит в банк и зажигательно рассказывает про популярность подобных проектов в Москве, про неминуемый успех, который будет и в Ростове. Что такое фитнес, не всем непонятно, энергичный молодой человек сверкает глазами и просит денег. «Поехали посмотрим», — говорит банкир. И вот приезжаем на место, и я не знаю, что это было: магнетическое действие котлована или мой дар убеждения, но один из первых наших инвесткредитов мы согласовали прямо там. Тогда банки только-только начали выдавать инвестиционные кредиты, и мы получили его в числе первых, причем на 3 года — долгий срок по тем временам.

Второй экстремально смелый опыт — наш последний проект World Class Deluxe в здании отеля Hyatt Regency. Договор с «Группой Агроком» на аренду данной площадки мы подписали в июне 2020 года: в разгаре пандемия, фитнес-клубы по всему миру закрыты на карантин, что будет в мире и с отраслью дальше, никто не знает. Всегда очень большое значение имеет фактор партнера, с которым ты идешь в новый проект. Это был уникальный опыт взаимодействия с инвестором, заказчиком-застройщиком объекта, генеральным и субподрядчиками, с офисом Hyatt, с партнерами из World Class и поставщиками новейшего оборудования. Через полтора года World Class Deluxe был открыт.
Управление рисками, точнее будет сказать, своими решениями и действиями с учетом осознаваемых рисков — это обратная сторона управления возможностями на основе «твердых» позитивных факторов.
Михаил Плужников на открытии World Class Deluxe на улице Большой Садовой в Ростове-на-Дону.
Михаил Плужников на открытии World Class Deluxe на улице Большой Садовой в Ростове-на-Дону.
— Что нового произошло у вас за год с момента нашего последнего разговора?
— В нашей компании выросла блестящая плеяда руководителей, опытных, целеустремленных, увлеченных своим делом. Команда управления вышла на принципиально новый уровень. В течение двух последних лет я активно делегирую операционные полномочия. В первую очередь это стало возможным благодаря нашему новому генеральному директору — Валерии Заманской, профессиональным и человеческим качествам которой я всецело доверяю.
Сейчас по своему функционалу я сконцентрирован на пяти ключевых направлениях: стратегическое развитие, новые проекты, отношения с партнерами, взаимодействие с органами власти и корпоративная культура.

В течение этого года мы спроектировали 3 новых клуба с учетом всех современных тенденций и нашего опыта: World Class Западный, World Class Театральный, Fitron Вересаево. Уже ведутся строительные работы. Мы планируем открытие этих клубов в течение 2-2,5 лет. Мы верим в фитнес. Мы опираемся на опыт и отношения с партнерами.
Компания выросла по количеству клиентов. С лета прошлого года прирост составил две тысячи человек. На 1 июля в наших клубах: 4-х Fitron и 3 World Class — занимается 21 100 ростовчан.

— Со стратегией, коммуникацией и инновациями вы справляетесь в удаленном режиме или вас можно встретить в одном из клубов?
— Можно, конечно, я в Ростове! В основном работаю в офисе на Герасименко, много встреч в других наших клубах, для аналитики использую хоум-офис. Сейчас тренируюсь в Deluxe, йогу практикую дома. Вернулся в плавание, начал плавать по 3 км. Мой личный тренировочный комплекс: йога, тренажерный зал, кардио.
Я исповедую подход к здоровью в четырех измерениях: физическое, ментальное, психологическое и социальное. Стараюсь не упускать ни один из этих аспектов.
Уже полгода учусь с нуля игре на фортепиано, вчера было потрясающее 1,5-часовое занятие с моим преподавателем, она композитор. Для меня это восторг и осуществление детской мечты. Я страстный меломан, живу музыкой, и вот мне 54 года, и я начинаю осваивать музыкальный инструмент.
Из ближайших планов — дополнительное образование психолога в Южном федеральном университете, хочу вывести на новый уровень и это свое многолетнее увлечение.

— Что вы цените в своих сотрудниках больше всего и на что не можете закрыть глаза? За что можете уволить без особых раздумий?
— Нашу команду объединяют принципы и ценности. Их всего восемь. Наиболее актуальный для меня лично сегодня: «всегда делай максимум и улучшай свои результаты». Мы же спортивная компания! Второй принцип: «всегда ищи возможности, а не оправдания». И третий: «всегда будь открытым и говори правду». Эти принципы и для обычной жизни подходят.

Увольнение сотрудника — это поражение руководителя. Неважно, вы его увольняете или он сам уходит. Я нацелен на поиск и развитие сильных сторон личности. Уверен, что в любом человеке всегда больше хорошего, чем плохого. Идеальных людей не бывает, все мы допускаем ошибки. Тем более мы живем в такой турбулентный период, период «плохих обстоятельств».
Принципиально увольняю за моральную и материальную нечистоплотность, непорядочность. Да, еще я органически не принимаю манипуляции и интриги. Это то, с чем я всю жизнь борюсь, понимаю, что такова природа отдельных людей, и кто я, чтобы эту природу изменить, но смириться не могу.
Не люблю нежелание признавать свои ошибки. Психологи говорят о внешнем и внутреннем локусе контроля: о свойстве людей приписывать происходящее с ними внешним либо внутренним факторам, одни ищут причины вовне, а другие — в себе. Вторых мало, и они мне ближе. Этот подход отражено в миссии Fitron: «я лучше — мир лучше!»
Бассейн в World Class Premium.
Бассейн в World Class Premium.
— Кого вы считаете своими главными учителями в работе и в жизни? Чему вы у них научились?
— Для меня всегда был незыблем авторитет учителя, преподавателя. Я верю в миссию учителя и всегда готов учиться у человека, который знает больше меня.
Из любого общения с друзьями, партнерами, коллегами, из тренинга или книги я стараюсь взять максимум. Часто делаю заметки после встреч: ловлю инсайты, а потом систематизирую их.

Кто мой учитель в бизнесе? Целеустремленности, трудолюбию, многозадачности и перфекционизму я научился у мамы Тамары Петровны, сейчас ей почти 90 лет, а раньше она работала учителем математики. А вот первые бизнес-уроки — это, пожалуй, моя бабушка Анна Александровна, которая в 1970-х была одним из первых теневых предпринимателей в нашем городе. Как сказали бы сегодня, у нее было несколько бизнес-направлений, включая небольшое швейное производство и выращивание цветов на продажу. У нее я научился позитивному мышлению в бизнесе, вере в людей, принципам долгосрочных взаимовыгодных отношений, которые строятся на том, что человек умеет поставить себя на место партнера.
Психологи экспериментально доказали, что человек всегда переоценивает свой вклад в общее дело в два раза и недооценивает вклад партнеров в 2 раза. Полезно всегда помнить об этой ловушке сознания.

— Как за эти 20 лет менялся ваш рабочий день и ваши « главные головные боли»? У руководителя Михаила Плужникова образца 2024 года больше или меньше свободного времени, чем у Плужникова из нулевых?
— Я бы никогда не сказал «головные боли», у нас в корпоративном языке нет таких слов. Один из наших тренеров по плаванию, руководитель школы плавания Fitron Swim Club Дмитрий Кушнер — человек, очень увлеченный своей работой, считает, что в жизни ни дня не работал. У меня примерно та же история. Поэтому сказать, больше или меньше стало свободного времени, я не могу, жизнь и работа скорее дополняют друг друга, чем разделяются. Мое время стало гибче.
Единственное, произошел своеобразный информационный детокс — после того, как я ушел из соцсетей. Высвободилось много времени, и я с удовольствием отдаю его полезным делам. Сейчас уделяю много внимания работе Фонда добрых дел «Фитрон», который занимается точечной адресной поддержкой людей, попавших в трудные жизненные ситуации.

— То есть вопросы клининга вы делегировали, но связи с линейным персоналом не утратили?
— Невозможно утратить связь, когда много лет проработал с людьми бок о бок, когда ты чувствуешь людей, знаешь как и чем они живут. Например, я люблю обедать в общей столовой. Я редко пользуюсь общепитом, приношу еду в ланч-боксе и обедаю в нашей столовой. «Преломление хлеба» очень способствует общению. А если вы были у нас в офисе, знаете, что двери наших кабинетов стеклянные.

— Сегодня тренды в фитнес-индустрии Ростова задает ваша компания? Что вы делаете лучше других и что вы сделали первыми?
— Немного странно рассказывать, какие мы лучшие и первые, но меня успокаивает то, что я просто озвучу факты. Мы открыли первый фитнес-клуб в Ростове. Одними из первых в стране открыли фитнес-клуб в ТРК. Мы сделали первый тренажерный зал на 1000 кв. м в Fitron Орбита, потом это стало трендом. Первый в городе фитнес с двумя бассейнами — тоже будет наш.
Главная компетенция команды — мы умеем создавать большие полноформатные фитнес-клубы и управлять ими.
Мы единственные в регионе работаем с одной из лучших франшиз на мировом рынке и смогли создать сильный локальный бренд, понятно кем, как и для кого сделанный. Мы настоящая глобально-локальная компания. Мы всегда находимся на виду у клиентов. Вся наша жизнь, все интересы связаны с этим городом и с этим бизнесом.
«Мы не опередили время, мы встали на старт длинной дистанции!»
— Что бы вы назвали главным достижением вашей команды, которым по-настоящему гордитесь?
— Когда я ушел из текстильного бизнеса и искал новую сферу, мне попались данные статистики: в начале нулевых средняя продолжительность жизни мужчин в РФ составляла 58,5 лет. За 20 лет с 2003-го по 2023 год средняя продолжительность жизни россиян выросла на 8,5 лет — до 73,4 года; для мужчин она составила 68 лет, для женщин — 78,7 лет. В этих цифрах, в этих жизнях есть часть и нашего вклада. Но нам точно есть над чем работать! Мы по-прежнему на длинной дистанции.
Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное