История про оживление В.И. Ленина. О чем еще рассказывают в русском музее смерти
Места

История про оживление В.И. Ленина. О чем еще рассказывают в русском музее смерти

Наш репортер попала в одно из самых необычных мест в России.

Наш репортер с оказией оказалась в новосибирском Музее мировой погребальной культуры (в народе больше известен как Музей смерти).
Это единственный в России такой музей. Открыт он был в 2012 году Сергеем Якушиным, бывшим переводчиком «Интуриста», а ныне академиком Европейской академии естественных наук, вице-президентом Союза похоронных организаций и крематориев.
Основу коллекций составляют экспонаты XIX — начала XX веков. Несколько десятков тысяч экспонатов, среди которых около 200 траурных платьев, модели катафалков, около 10 000 гравюр похоронной тематики, около 1000 картин и скульптур. Стоимость входного билета — от 700 рублей.

Моим вергилием, знакомившим меня с загробным миром, стал старший экскурсовод музея Михаил Питателев.

— В середине XIX века многие британцы боялись, что их могут похоронить заживо. И поэтому у могил устанавливали колокольчики. Усопшим заказывали гроб, в который была опущена труба. В трубу помещалась веревка, один конец привязывали к руке покойного, а другой к языку колокольчика — на тот случай, если человек проснется в гробу.
Ажиотажа вокруг кладбищенских колоколов нагнеталось много: в газетах то и дело появлялись утки и новые «сенсации». Но подтвержденных документами историй спасения из гроба не осталось. Зато молодого могильщика на участке с «безопасными» могилами могли испытать на стойкость во время ночного дежурства. Иногда он слышал звук колокольчика и шел копать. Но зря — это его проверяли коллеги. Смотрели, хватит ли у новичка духа остаться в профессии. Те, кто проходил такую проверку, работали потом долгие годы. Да и прибыльное это было дело во все времена.
Экскурсовод Михаил Питателев.
Экскурсовод Михаил Питателев.
Здесь вы можете увидеть историю погребенного заживо. Это реальный случай, который произошел с дедом основателя музея Сергея Борисовича Якушина. Дед жил в деревне и когда умер, врача звать не стали, потому что день был праздничный, Пасха. Однако незадолго до погребения некоторые односельчане высказывали сомнения — умер ли старик на самом деле? Выглядел он слишком румяным. Но все-таки деда положили в гроб.
А через 20 лет, вскоре после Великой Отечественной войны, открылось страшное. Кладбище в том подмосковном городке переносили. Могилу разрыли и увидели, что крышка гроба изнутри была вся покрыта царапинами и даже сломана. Да, он все-таки выбил крышку, но выбраться не смог.
Подобные истории в прошлые века, возможно, нередко случались в небольших селениях, где перед похоронами не производилось надлежащего медосмотра.

Семейный мемориал как распространенное явление берет свое начало в XVIII веке. Обратите внимание на портрет на эмали. Это очень тонкая работа, и стоил такой портрет баснословных денег. Дворяне обычно заказывали его перед свадьбой, чтобы жених и невеста были увековечены молодыми, красивыми и полными сил.
К старости вокруг эмалевых портретов появлялись композиции из засушенных цветов — они символизировали, что молодость ушла и многое осталось в прошлом. А дополняли композиции уже дети, когда родителей не было в живых.
В XIX веке миниатюры стоили дешевле, поскольку их делали на основе фотоснимков в технике эмали или гальванопластики, такие могли заказывать уже и люди попроще. Вокруг портрета располагались символы, которые отражали увлечения человека, его профессию или образ жизни. Вот тут, к примеру, есть молоток геолога, карта и минералы: человек посещал дальние края и писал научные труды.
Обратите внимание на семейный мемориал со свадебной фотографией в центре. Вот здесь щипцы для сахара. Значит, эти люди были состоятельны. Сова с совенком обозначает мудрость матери и что в семье есть дети. Театральный лорнет — семья любила ходить в театр. Трубка — отец семейства курил, но опять же, табак в те времена стоил немало. Этот мемориал был сделан при жизни всех членов семьи, а после смерти обоих родителей дети добавили к мемориалу черные вуали.

Кремация известна человечеству многие тысячи лет. В древнем Риме знатные патриции имели собственные склепы, людей победнее хоронили в общественных башнях. Как они (башни) назывались, мы не знаем. «Колумбарий» — это эвфемизм, слово-замена. В переводе с латыни оно обозначает голубятня (от columba — голубь). Если человек не хотел задевать чувства собеседника, то говорил, что идет не на кладбище, на могилу, а в голубятню.
Колумбарии вернулись только в XIX веке, до этого католическая церковь сжигала в наказание: считалось, что сожженный не сможет воскреснуть. Но в позапрошлом веке во время нескольких слишком масштабных эпидемий умерших не успевали хоронить, более того, наспех закопанные гробы вымывало дождями — начинался новый мор. По этой причине, а еще потому, что кладбища стремительно разрастались, а земли не хватало, люди вернулись к идее колумбариев.
Первый крематорий нового времени появился в Милане в 1876 году.
Кремация — это сожжение в струе раскаленного воздуха. Первые печи состояли из двух частей. Одна из них представляла собой нечто вроде газового генератора. Смесь угарного газа с углекислым поднималась из топки и нагнеталась в специальную колонку. Тепло дров нагревало и воздух с улицы: он поступал в трубы, а те соприкасались с топкой. Когда через два часа воздух заполнял камеру с гробом, оператор открывал заслонку, и кислород сталкивался со смесью газов из накопительной колонки. Гроб воспламенялся и горел еще около двух часов. Сейчас подают нагретый газ, и кремация занимает меньше времени. Температура в печи от 800 до 1500 градусов, на выходе осколки костей. Их нужно перемолоть в специальной мельнице-кремуляторе, чтобы они стали прахом. Перед перемалыванием мощный магнит удаляет из праха гвозди от гроба, пряжки ремня, зубные коронки и прочий металл.
История про оживление В.И. Ленина. О чем еще рассказывают в русском музее смерти
Поскольку прах — это углерод, есть возможность сделать из него алмазы. Это происходит при высоких давлении и температуре. Специальная установка по производству таких алмазов принадлежит одной швейцарской компании. Цены на алмазы из праха начинаются от 5000 долларов.
Еще есть такая услуга, как запуск праха в космос, ее предоставляет американская компания «Селестис». Наш Новосибирский крематорий — эксклюзивный партнер американцев. Искусственный спутник доставляет на орбиту капсулу с прахом, она может транслировать аудиозаписи любимых песен покойных, их последние слова или обращения родственников и друзей. И в назначенное время капсула красиво сгорает в атмосфере над тем местом, которое вы укажете: над нашим Новосибирском, Парижем или лесами Амазонки. Стоит это от 2500 долларов. Счет улетевших в космос после смерти россиян идет уже на тысячи.
История про оживление В.И. Ленина. О чем еще рассказывают в русском музее смерти
Белый траур — это траур по детям до 7 лет. Чистая детская душа считалась ангельской.
Европейцы полагали, что ушедший на небо ребенок мог стать ангелом-хранителем брата или сестры. Для того, чтобы это произошло, новорожденному давали имя усопшего. Художника Сальвадора Дали назвали в честь старшего брата, умершего в младенчестве.
Детская смертность вплоть до середины прошлого века была очень высокой. На прощание с ребенком мать надевала свое белое свадебное платье.
История про оживление В.И. Ленина. О чем еще рассказывают в русском музее смерти
Это копия тела Ленина, сделанная из силикона. Её автор, новосибирский художник Иван Плотников, учел ключевые детали: что Ленин умер с парализованной правой половиной тела, поэтому его рука так и осталась сжатой в кулак.
Владимир Ильич ушел из жизни в январе 1924 года. Большевики опасались, что за границей объявится лже-Ленин. Поэтому бальзамирование и выставление вождя в открытом гробу стало публичной акцией, демонстрацией — Ленин умер, но дело его живо.
Интересно, что у партийцев были и другие, довольно оригинальные, мнения о том, что следует сделать с Лениным. Так, большевик Александр Богданов (организатор первого в мире Института переливания крови, погиб, ставя эксперимент на себе) предлагал попробовать воскресить Ильича — путем переливания ему крови и трансплантации органов.
Но Богданову не позволили. Бальзамацией Ленина занимались специалисты с классическим дореволюционным образованием.

Посмертные фотографии — это очередной этап развития похоронной культуры. Родственники приносили своих покойных в первые фотоателье (1840-х годы), и фотографы изображали их, как живых. Вот девочка: ее затянули в корсет, сделали специальные упоры для рук, глазки открыты, макияж, прическа. Ее поддерживает за локоток живая сестра, покойная привязана к штативу, чтобы сохранять вертикальное положение.
В те времена фотография стоила как несколько месячных заработков специалиста высокой квалификации. И для многих людей это было непростой задачей — накопить на такой снимок. На фотографирование приходили как к художнику-портретисту: в лучшей одежде, в торжественном настроении. Часто такие, посмертные, снимки были единственными в семье.
Первые фото делались на серебряные пластины, смазанные йодом, и сидеть перед объективом нужно было час, два, а то и все три. И люди сидели вместе с умершими родственниками. Открыть фотоателье в те временам было баснословно дорого, и чтобы отбить траты, фотографы не брезговали и таким жанром.
История про оживление В.И. Ленина. О чем еще рассказывают в русском музее смерти
Зимой в России XIX века живых цветов было мало, позволить их себе могли только знатные горожане. Поэтому если человек среднего достатка умирал в холодное время года, то было незазорно нарисовать цветы прямо на гробе. И жостовская роспись популяризовалась именно как гробовая. Потом уже появились известные нам жестяные подносы с цветами.
Не менее интересна история павловопосадских платков. Когда в Павловском Посаде начали производить шелковые платки, то сначала их просто красили и делали вышивки на некоторых из них. Затем стали наносить рисунки. Технологию печати на ткани владельцу фабрики, купцу Якову Лабзину, подсказал юродивый Василий Грязнов: он знал способы набойки рисунка, закрепления красок, умел обращаться с шелком и ситцем. По одной из версий, секреты ему подсказали паломники в Иерусалим, которые, проходя по Турции, видели, как работают турецкие красильщики. Тогда использовались довольно стойкие краски: платок мог выдержать несколько сотен стирок.
Павловопосадские платки часто заказывали вдовы, чтобы носить их во время траура. В 1860-х годах платки с цветной печатью стали популярными сначала у дворянок и лишь затем вошли в народную моду. Именно благодаря павловопосадским платкам и жостовской росписи в Европе в XIX веке появилась мода на изображение цветов на черном фоне.
Логотип Журнала Нация

Похожие
Crazy Russians! Они выжимают фреш из деревьев!

Люди

Crazy Russians! Они выжимают фреш из деревьев!

Чего американцы никогда не поймут в нас, а мы — в них.

автор Лиля Спицына

Что волновало ростовчан за 3 месяца до конца света (1-6 августа)

События

Что волновало ростовчан за 3 месяца до конца света (1-6 августа)

В школах отменили Закон Божий. Николая II заставили покинуть Царское Село, не дав попрощаться с матерью. В Ростове снова бунт из-за ссоры милиционера и хозяйки карусели.

автор Дарья Максимович/фото Ростовский областной музей краеведения

«Мы, кстати, готовы пригласить Петра Павленского»

Места

«Мы, кстати, готовы пригласить Петра Павленского»

10 фактов о ростовском Музее современного искусства, который снова открылся.

автор Ольга Майдельман-Костюкова/фото архив МСИИД, сайт biennaler.ru

Что волновало ростовчан за 3 месяца до конца света (21-27 августа)

События

Что волновало ростовчан за 3 месяца до конца света (21-27 августа)

Извозчики бастуют от хорошей жизни. Арестанты захватили начальника тюрьмы. Пожарные повально спят на работе.

автор Дарья Максимович/ фото архив Ростовского областного музея краеведения


Новое

Популярное
Югагро (до 25 ноября)
ПроПротеин (по 22 сентября )
ПротеинТек (по 21 сентября)
Выставка АГРОС-2023 (по 27.01.2023)
Маркетплейсы