Городские лайфхаки от Погребщикова, Шыма, Овечкина и других
Места

Городские лайфхаки от Погребщикова, Шыма, Овечкина и других

10 неравнодушных ростовчан рассказывают, как очень недорого сделать город удобнее для жизни.

автор Мария Погребняк/заглавное фото Роман Неведров

7 Декабря 2017

На носу ЧМ-2018. Ростов меняется: новые стадион, аэропорт, дорожные развязки, ремонт зданий и улиц. Но все эти новшества — глобального плана. А мы спросили у архитекторов, экологов, бизнесменов и других экспертов о городских мелочах, которые не так дороги, как метро (ростовский идефикс) в реализации, но точно сделают нашу жизнь удобнее и комфортнее.




Юрий Погребщиков

первый мэр Ростова (в 1991-1993 годах), представитель ТПП Ростовской области в США

— Первое, что можно было бы сделать в Ростове — это обзорные площадки с телескопами на Правом берегу, ниже Театральной площади. Ощущения Левого берега как чего-то целого и достойного внимания пока нет, но к середине следующего года он преобразится, там будет на что посмотреть.
Правый берег высокий, видно будет хорошо. Не обязательно строить площадки с нуля: можно сделать их там, где когда-то ресторанчики стояли, или возле мореходки.

Еще мне нравится идея с лавочками, которые за свой счет устанавливают в городе какие-то компании или частные лица. Таких много в Центральном парке Нью-Йорка. На лавочке обычно есть надпись: подарил городу какой-нибудь Джон Джонович. Это такой скромный, но пиар: человек показывает, что ему небезразлично место, в котором он живет.
А еще мне понравились автоматы с минеральной водой в Геленджике, по символической цене, установленные в прогулочных зонах. Набрать можно хоть стакан, хоть литровую бутылку. Вода местная, пользуется большим спросом.



Александр Водяник

эколог, один из основателей НКО «Платан-асв» (занимается озеленением города)

— В Туле и Великом Новгороде я видел замечательную вещь — газон вогнутой формы. Там собирается вода и снег; газон постоянно зеленый, потому что почва накопила и удержала влагу. Плюс газон значительно ниже уровня бордюров, земля и камни не вымываются на проезжую часть: дороги чистые. Зимой удобно — снег можно убрать с дорожек на газон, он там тает постепенно, а не растекается под ногами, и ты не должен хлюпать этой размазней.
А на проходной завода «Ростсельмаш» я видел очень любопытную и непривычную для Ростова штуку. Водосточная труба упирается не в тротуар, не в асфальт, не в газон — а в такую полоску гравия вдоль фундамента. Представьте: стена дома, полметра гравия, дальше полметра или метр асфальтовой отмостки (бетонной или асфальтовой полосы для защиты фундамента от дождя, проходит по периметру здания), а потом газон. Вода по дренажным трубам течет под отмосткой прямо в почву под газоном. Такая микроливневка получается: вода с крыши не льется на асфальт, нет луж. В Европе такие ливневки делают в основном у больших зданий: например, у торговых центров, на крышах которых скапливается много воды. У нас тоже можно было бы поэкспериментировать.



Дмитрий Гусев

основатель сети велопрокатов «Прокат в Ростове»

— Отличная идея — велокафе. Есть просто кафе, в которых ты можешь оставить свой велосипед под присмотром на велопарковке, так называемые байсикл-френдли заведения. Но у нас и таких немного. А велокафе — это заведение со специальными высокими столами, где можно перекусить, не спешиваясь при этом, прямо в седле. Такое можно устраивать на летних верандах ресторанов: ты подъезжаешь к высокой стойке, переднее колесо крепишь в специальную прорезь, заказываешь кофе.

Еще велосипедистам в Ростове не хватает очень простой вещи — креплений для велосипедов с передней или задней стороны автобусов. Такие штуки широко распространены в Европе. Это очень удобно: можно не заносить велик в салон, не занимать место, а просто закрепить его снаружи на борту.



Михаил Епифанов (Шым)

участник группы «Каста», руководитель проектного бюро «Землематика»

— Я, помню, как-то отвечал вам, что бы перетащил в Ростов. Московское метро и питерскую вежливость. Но первое — очень дорого, а второе — невозможно.
Придумал, что возможно. Нужен новый городской праздник. Назовем его День соседей. Когда в погожий день в старых ростовских двориках, во дворах пятиэтажек и девятиэтажек, а в частном секторе — прямо на тротуарах, накрываются столы, каждая семья приносит часть угощений. Судя по рассказам Бабеля, такая традиция была в Одессе. Не знаю, есть ли сейчас.
Мы празднуем День соседей. Уникальный городской праздник, где все мы — Ростовчане. Это праздник ростовской домашней кухни и многонационального мирного соседства.
Приезжайте все! Домашние заготовки, донской улов, традиционные ростовские блюда.
По времени — в середине мая будет в самый раз.
Как вовлечь в это туристов? А как их вовлекают в карнавал в Рио или в День огурца в Суздале? Но вообще День соседей нужен в первую очередь нам самим. Наша большая проблема — недоверие друг к другу. Как минимум избавимся от него, всем станет спокойнее, когда поймем, что рядом живут такие же люди. Как максимум — положим начало соседской взаимопомощи.



Евгений Самойлов

бизнесмен, основатель арт-пространства MAKARONKA и театра «18+»

— В Испании или Португалии над небольшими улочками вешают раскрытые разноцветные зонтики. Это не затратно, выглядит ярко, празднично, спасает от жары. У нас можно в том же Соборном переулке сделать.
Еще было бы хорошо активно использовать граффити, у нас его почти не осталось. Мне кажется, это самое дешевое, что может быть.

Можно расписывать серые стены промышленных зданий, гаражи. Но должна быть какая-то идея. Например, в Аксае на одну из центральных улиц выходят задние стены двух десятков гаражей. Мой знакомый попросил художника нарисовать несколько сюжетов на тему Великой Отечественной войны. Художник изобразил водружение флага над Рейхстагом, военную технику. Потом они придумали целую концепцию — достижения нашей страны. И рядом с победой в войне появились первый полет в космос, освоение целины, Олимпиада-80. Смотрится отлично.

  

Артур Токарев

архитектор, историк архитектуры

— Я бы посоветовал избавиться от водоотводных лотков, которые пересекают пешеходный тротуар. Обычный человек через них переступит, а инвалиду-колясочнику или маме с коляской надо приложить усилие. Таких лотков в Ростове очень много — буквально через каждые 4-5 метров. В Петербурге эту проблему решили так: труба с крыши до асфальта не доходит, до земли сантиметров 15 примерно. Прямо под трубой сделана такая выемка, похожая на корытце. Вода из трубы выливается туда мягко, не разбрызгивается, потом просто растекается по тротуару и уходит по уклону на дорогу, в ливневку. Лотков нет, движение по тротуару без лишних препятствий. Конечно, в идеале надо делать так, чтобы вода из трубы сразу уходила под землю, в ливневку, как в Праге, например, но у нас пока такое невозможно технически. Тут надо, что нормальная ливневка была по всему городу. Вообще весь Ростов, если обратить внимание, состоит из непреодолимых преград для колясочников.



Владимир Овечкин

дизайнер одежды, сооснователь НКО «Платан-асв»

— Мне нравится, что в Краснодаре центр города патрулируется на электрокарах — в них сидят полицейские в белоснежных сорочках; как говорят поляки, «Bardzo elegancki» (очень элегантно). Тут есть своя эстетика — согласитесь, мент в «бобике» и полицейский в гольфкаре по-разному воспринимается.

Еще хотелось бы, чтобы Большая Садовая становилась пешеходной на уикэнд. Как Крещатик в Киеве и улица Красная в в том же Краснодаре. На Красной тусовка не прекращается до пяти утра. На перекрытой Садовой может быть все, что угодно: уличные музыканты, мимы, художники. И простор для скейтеров и велосипедистов.



Андрей Дойницын

руководитель архитектурного бюро «Новая Р.А.С.А.»

— Я в этом году был в Чикаго. И этот город поразил меня не архитектурой, не небоскребами, а огромными арт-объектами прямо на улице. Это не традиционные скульптуры на постаментах с подписями, а огромные инсталляции, которые известные художники дарят городу. Это очень масштабно. Объекты сделаны из чего угодно: рельсы, какие-то металлоконструкции, бетон, мозаика. Это не то безобразие, что ставят у нас — вроде памятника Сантехнику. Это не скульптурки из серии «потри нос собачке — желание сбудется», это настоящее искусство. Сначала общественность возмущалась, а потом все это стало визитной карточкой Чикаго. Например, «Облачные врата» — гигантская капля, сделанная из нержавейки знаменитым скульптором. Все рядом с ней фотографируются, туристов полно.

Муниципалитет это поддерживает и при этом не платит ни цента. Тратятся художники, ну, и их спонсоры. Сами горожане любят в обеденный перерыв выйти и съесть ланч рядом с этими объектами. Мне кажется, это как-то даже одухотворяет, что ли.
На нашей набережной есть попытка создать арт-объекты, но совсем небольшого масштаба, художников никто не спонсирует. А инвесторы вполне могли бы вложиться в создание каких-то необычных пространств.



Александр Травин

архитектор, «Лаборатория братьев Травиных»

— Не хватает ограничителей для парковки под каждую машину — таких маленьких бордюрчиков. Эти бордюры, как ребра, выступают из асфальта, обозначают одно парковочное место и не дают машине заехать на соседнее. Между этими небольшими отбойничками проходы для людей. Кое-где в Ростове такое делают, но мало.
Еще я бы хотел, чтобы входы в многоэтажки перестали делать со ступеньками. Спроектировать «без ступенек» ничего не стоит. Это мировая практика — когда улица и вход в дом на одном уровне, улица как бы перетекает в жилище. Ступени нужны только при угрозе подтоплений.
А еще я бы посоветовал отливать улицы полностью из бетона, как в Техасе. Это, да, не отвечает условию вашего опроса — «лайфхак за три копейки» — но с учетом наших традиционных перекладываний плиток это будет даже дешевле. И более экологично.



Андрей Шумеев

гендиректор строительной компании «ЮИТ ДОН»

— В России в некоторых городах, а за рубежом повсеместно, объекты, расположенные в подземных пространствах — парковки, ТЦ, автовокзалы — благоустраивают, в той их части, которая выходит на поверхность земли. Устраивают сверху зоны отдыха с лавочками и раздачей бесплатного Wi-fi, разноуровневые газоны, которые не выгорают летом, сажают кустарники и деревья. И вместо голой плитки или асфальта получается очень удобная, привлекательная для жителей зеленая зона отдыха. У нас такая идея частично реализована перед Музыкальным театром, на кровле подземной парковки. Там обустроен фонтан и несколько газонов. Но эта территория стала бы настоящим местом притяжения горожан, если на ней организовать полноценную зону отдыха. Это относительно несложно и не требует больших затрат.