«Время со своими детьми — это бесценная инвестиция»
Люди

«Время со своими детьми — это бесценная инвестиция»

Переход на полное домашнее обучение: личный опыт.

авторы Марианна Моденова, Наталья Алябьева/фото архив героини.

9 Февраля 2021




Ольга Высокова — консультант наблюдательного совета банка «Центр-инвест», социальный предприниматель. Закончила МГИМО и Cass Business School (Лондон). В 2016 году основала сообщество для бизнесвумен Women Who Inspire, в 2019-м — Global Next Gen Community.  
Уроженка Ростова-на-Дону, сегодня она живет и работает в столице Великобритании. Воспитывает двоих детей 10 и 12 лет. Накануне второго локдауна, связанного с пандемией коронавируса, Ольга перевела сына и дочь на полное домашнее обучение. Поговорили с героиней о причинах и последствиях такого решения.



— Накануне второй волны про закрытие школ еще не говорили. Почему вы решили так сделать?
— Не хочу изображать из себя оракула, у меня было только сильное внутреннее чувство, что жизнь не вернется в прежнее русло еще долгое время. Я по жизни оптимист, но иногда нужно быть и реалистом. После первого локдауна я поняла, что нужно что-то менять. Поэтому в начале сентября 2020 года я уведомила нашу школу в Лондоне, что забираю детей по окончании четверти. В школе мне посочувствовали, посоветовали успокоиться и прийти через 2 недели, если я не изменю решение ранее. Свое решение я не изменила.

За 8 лет я привыкла к тому, что школа не всегда понимает меня и мои подходы к детям, для них я не вписываюсь ни в семейные, ни в общественные рамки, но они за мной наблюдают с интересом.

— У вас уже был план, как организовать процесс обучения дистанционно и какие это должны быть занятия?
— Да, решение было непростое, но я шла к нему планомерно. В течение прошлого года я организовала серию вебинаров с одними из лучших русских специалистов по образованию и психологии в Англии: Юлией Морозовой, Юлией Косько, Натальей Райс, Еленой Мур, Еленой Найденовой. Эти встречи проходили в рамках моего социального проекта Women Who Inspire. Это проект для женщин, которые мотивируют на подвиги даже в нелегкое время.

Я многое сама почерпнула из этих вебинаров — в смысле будущих навыков и профессий, форм образования, которые будут отвечать потребностям изменившегося мира. И пришла к выводу, что мои дети должны быть неординарными, адаптивными к любой ситуации личностями, и образование у них должно быть всестороннее, не рамочное. И я его сама организовала.

— Какой у вас распорядок дня?
— В детстве я мечтала стать учителем русского языка и литературы, но стала банкиром. Теперь я смогла реализовать свою мечту. Я — директор домашней школы. У нас 26 уроков в неделю, занимаемся 6 дней в неделю по утрам. Во второй половине дня спорт, домашняя работа, время для хобби. У меня очень креативные дети: Теодор любит мастерить своими руками и экспериментировать с материалами, Беатрис любит петь и рисовать, и, конечно же, как все девочки ее возраста, играть в ROBLOX. Я не запрещаю детям заниматься своими любимыми делами, но времени на игры после спорта и домашних дел у них остается не так много.



— Ваши дети разного возраста, следовательно, для них нужны были разные программы. Как вы справились с этим?
— Да, уроки и учителя у них разные. К каждому нужен особенный подход, и я внимательно подбирала педагогов. Помимо обязательных предметов: математика, всемирная история, английский и так далее, — мы дополнительно изучаем историю России с преподавателем из МГУ, а биологию и химию — с учителем из НГУ. Преподаватель по физике у сына — сотрудник лаборатории СERN в Женеве.

Я сама преподаю детям французский 2 раза в неделю. У дочки также есть дополнительные уроки по вокалу дважды в неделю, и мы продолжаем занятия ее любимой гимнастикой. Хорошо, что спортклуб перевел занятия в онлайн-формат.

— Есть ли разница в методах преподавания у русских и иностранных педагогов?
— Безусловно. Например, англичане готовят конкретно к экзамену — common entrance, тщательно разбирают все детали, в то время как русские преподаватели «скользят» по всем наукам, рисуя общую картину мира и выявляя взаимосвязи. Мне нравится, что дети учатся на 3 языках без проблем, у них нет стигмы, и они адаптируются к разным требованиям.

Гибкость ума и поведения — один из самых главных навыков, который я хотела бы привить своим детям. Они должны обладать знаниями и быть открыты большому миру возможностей.

— Какие впечатления у детей от дистанционного обучения? Они изменились за эти месяцы?
— Дети — молодцы! Они оценили шанс, который я им дала. Им нравятся занятия, и они понимают, что это не для галочки, не для отчета о посещаемости, это для знаний и для жизни. Поэтому есть домашние задания, их много, и это не всегда радостно. Но прятаться не за кого, нужно отвечать учителю, который не оставит без последствий тот факт, что ребенок не подготовился. Мы работаем на результат, не на оценку. Дети говорят, что они выучили за это короткое время намного больше, чем в школе! Это заставило меня задуматься. Школа отнимала ежедневно 9 часов, фактически заполняя жизнь ребенка. Но у моих детей есть и свои хобби, и интересы, и общение с семьей, на которые времени не оставалось… Школа была жизнью ребенка — а правильно ли это?


— Как вы планируете свое расписание и совмещаете обучение и работу? Насколько родитель погружен в процесс обучения или требуется только контроль?
— Обязанности у меня, как у всех мам: я закупаю продукты, готовлю, стираю и убираю. Но у меня еще есть 3 работы. Я предприниматель и финансовый консультант. В настоящий момент я погружена в сложную финансовую сделку, что требует максимальной концентрации и оперативных коммуникаций с юристами, консультантами и менеджментом. Все телефонные или видеопереговоры нужно тщательно готовить. На это уходит время и нервы. Отсюда, наверное, и моя усталость, потому что дети тоже требуют времени и эмоциональной включенности.

Также у меня есть два социальных проекта: Women Who Inspire и Global Nex Gen Community. Они активно развиваются и требуют все больше и больше ресурсов.
В январе 2021 года я подала заявление в Oxford University на степень магистра по устойчивому развитию. Это новая, очень интересная ступень моего образования. Я провожу много вебинаров и выступаю сама по теме Sustainablity, поэтому я хочу получить фундаментальные знания в этой области. Мне нужно постоянно развиваться, обучаться, расти. Я хочу своим примером показать детям, что жизнь — это постоянный труд, усилия и саморазвитие.

— После карантина оставите детей на домашнем обучении? Что они об этом думают?
— Мы планировали вернуться в школу на последнюю четверть, но, видя результат нового опыта, я не уверена, что хочу отдать своих необыкновенных, сильных и умных детей даже в самую лучшую школу.

— В фейсбуке вы несколько раз писали довольно тревожные посты об усталости и непростой психологической ситуации. Как с этим справились?
— Я не хочу скрывать, что мне тяжело и я устаю. Я говорю правдиво о своих чувствах, так как они могут резонировать с вашими. Не обязательно всегда улыбаться и притворяться, что все легко. Так не бывает ни у кого — чтобы все было легко и гладко. Сказочные фотографии в соцсетях — это же обман, который нас ничему не учит и не мотивирует.

— В каких аспектах ваша жизнь в карантин стала лучше?
— Я благодарна судьбе, что у меня появилась такая уникальная возможность качественно провести долгое время с моими детьми. Это бесценная инвестиция. Я с детьми 24/7: никуда от них не ухожу и не уезжаю, ни с кем их не оставляю. Мы очень много разговариваем и обсуждаем самые разные темы: от экономики и истории до басен Эзопа. Я не люблю сериалы, но с удовольствием смотрю хорошие фильмы и читаю книги. За время карантина я переосмыслила многие свои ценности, восстановила старые забытые контакты. Мне кажется, что я стала внимательнее, вдумчивее и спокойнее.

И самое главное, я стала сильнее и морально, и физически. У меня появилось головокружительное чувство независимости, потому что я все могу сама. Это самое ценное, что может быть в жизни человека.