Россия сверху
Люди

Россия сверху

Фотограф Сергей Фомин 14 лет снимает страну с вертолетов, самолетов, парапланов — в общем, всего, что имеет крылья.

автор Виолетта Кривошеева  

12 Апреля 2016

– Когда-то давно, еще в Казани, откуда я родом, мне сделали заказ: снять несколько зданий с вертолета. Я выполнил задание и попутно отснял весь город. Мне понравилось.


С высоты вообще все открывается в другом виде. А еще это позволяет тебе сформировать общую картину мира. Сейчас я гораздо лучше представляю себе, что такое на самом деле наша Родина. География для меня стала чем-то осязаемым.


Цель моего проекта – сделать что-то вроде паспорта нашей страны. Я хочу показать наиболее характерные ландшафты, наиболее примечательные уголки. Если бы у страны был паспорт, это были бы его необходимые графы: вулканы Камчатки, сопки Магадана, плато Путорана, Петербург, Москва, Черное море, Средняя полоса и так далее.


Кстати, в Москве работать колоссально тяжело. Потому что это одна из самых сложных территорий в плане съемки с воздуха, здесь существует федеральный запрет на полеты. Но мне очень повезло: в свое время Дмитрий Медведев дал мне разрешение на эту съемку. И Москва у меня есть.


Самое красивое место, которое мне довелось фотографировать, – это, наверное, Камчатка. Там столько всего, что глаза разбегаются: вулканы, медведи, океан.  Все завораживает. Но, если честно, с высоты  можно снять круто вне зависимости от того, насколько красиво само место.


Пока я отснял около 40 регионов нашей страны, а их больше 80. Понятно, что чем дальше, тем тяжелее. Земля Франца-Иосифа, остров Врангеля, Дальний Восток, район Командорских или Курильских островов – это территории, где не только с воздуха, но и на земле снимать очень сложно. Бюджеты экспедиций в такие места – это миллионы рублей. А значит, нужно время и деньги. Вот и получается, что есть запретные или закрытые места, по которым не существует крупных, масштабных работ. А есть города и страны, которые отсняли вдоль и поперек, но все равно продолжают это делать, потому что всегда остаются возможности подать их лучше и интереснее.


Мне интересна не только природа, но и жизнь человека. Пусть на снимках появляются люди с их занятиями, домиками, колхозники пусть убирают огромное поле или рыбак стоит посреди Волги. Тогда на снимке будет история, настоящий рассказ.


Одна из самых крутых работ в этой области – «Земля, увиденная сверху» французского фотографа Яна Артюс-Бертрана. Его проект – самый знаменитый и успешный в мире. Он вместе с командой фотографов объездил 150 стран и сделал около 1,5 миллионов снимков. Я просто преклоняюсь перед тем, какую работу он совершил. У меня самого на то, чтобы отснять сорок регионов России, ушло 14 лет. Мне действительно нравится то, что он сделал. Но, конечно, мне, как любому художнику кажется,  что я могу сделать не хуже. В масштабах нашей страны никто пока ничего подобного не создал.


Сегодня поднять дрон на уровень 50 метров и сделать снимок с воздуха может, наверное, и обезьяна. В принципе, арендовать самолет и полетать на нем сейчас тоже совсем не сложно. Это в ближайшем аэроклубе будет стоить 10-12 тысяч рублей в час. Можете почувствовать, что это такое. Но будьте готовы к тому, что фотография любительская от фотографии профессиональной все-таки отличается.


Для меня летательный аппарат – это инструмент. Такой же, как и фотоаппарат, например. Я использовал любые возможности подняться в воздух и сделать снимки. Я пробовал дроны, парапланы, легкие самолеты, тяжелые самолеты, легкие вертолеты, тяжелые вертолеты – что угодно. А была бы возможность подняться еще выше, снимать из космоса, я бы снял. Но мне вот на днях будет 50 лет, так что вряд ли меня возьмут в команду подготовки космонавтов.


Но дело, конечно, не в высоте. Самые интересные снимки как раз не из космоса получаются, а тогда, когда летишь и можешь различать людей, наблюдать за тем, как они живут. Лучше всего - на высоте от 50 до 300 метров. Выше нужно подниматься, только если у тебя есть особая задача, например, снять, как выглядит ночной город целиком. Но это отдельный кадр – под него и отдельная история.


Я раньше занимался альпинизмом, так что боязни высоты у меня нет. И я даже не думал, что меня может где-то укачивать. Но если вы достаточно долгое время снимаете с легкого самолета, то физически это очень тяжело. Вот представьте, вы возьмете бинокль и будете что-то в него разглядывать, крутясь на карусели. Рано или поздно вестибулярный аппарат начнет беситься.


Наверное, хватит говорить. Фотография, в отличие от многих других вещей, не нуждается в особом словесном сопровождении. Смотреть надо. Тут уже либо торкает, либо оставляет равнодушным.