«Моим стартовым капиталом был бивень мамонта»
Люди

«Моим стартовым капиталом был бивень мамонта»

Денис Гринев рассказывает историю своей компании — франшизы «Додо Пиццы» на юге России.

«Мой бизнес. Истории донских предпринимателей» — так называется большой совместный проект журнала «Нация», Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства (РРАПП) и центра «Мой бизнес»
Его героями станут 25 компаний — лидеров своих отраслей, которые хорошо известны и за пределами Ростовской области. 
Для массового читателя наш проект превратится, надеемся, в увлекательный сериал. А начинающие предприниматели смогут найти здесь идеи и советы для себя. 
Герой этого выпуска — франчайзи сети ресторанов быстрого питания «Додо Пицца» на юге России и на острове Бали (Индонезия) Денис Гринев.

— Вы родились в Таганроге в 1974 году. Тогда в стране не было никаких предпринимателей. Кем вы хотели стать в детстве?
— Наверное, какие-то смутные представления о будущей профессии у меня начали возникать ближе к окончанию педагогического института: я учился на преподавателя немецкого языка, но становиться им не собирался. Но я систематически занимался спортом, и у меня появились мысли, что хорошо бы остаться в этой сфере, стать, например, владельцем фитнес-центра, хотя они тогда, в 1990-х, так еще не назывались.

— А кто ваши родители? Был ли вариант продолжить семейную династию?
— Мама работала учителем английского языка. Но в пединститут я пошел не потому, что хотел продолжить династию, просто туда поступила девушка, которая мне очень нравилась. Забегая вперед, скажу, с ней у меня ничего не получилось. (Смеется.) А папа был инженером рыбной промышленности, что тоже от меня очень далеко. Я и рыбу-то не особо люблю, не говоря уже о точных науках.
Денис Гринев с родителями в ростовском офисе своей компании.
Денис Гринев с родителями в ростовском офисе своей компании.
В подростковом возрасте я был типичным тихим мечтателем, ничем не выделялся среди сверстников. И родители, желая «приземлить» и чем-то увлечь, отдавали меня в разные спортивные секции. Папа, например, всегда любил парусный спорт, и я тоже решил попробовать. Пошел в таганрогский яхт-клуб — позанимался, не понравилось, ушел. То же самое с карате.

Когда мне было 14, мама отправила нас с отцом в тренажерный зал. Папе хватило двух недель, а вот мне понравилось тягать железки. Я понял, что этот спорт может сделать меня сильнее, я смогу дать отпор хулиганам в школе.
Я был длинным и худым, весил 65 кг при росте 188 см. Многие в зале надо мной смеялись: мол, куда ты пришел, дрыщ, тебе надо на легкую атлетику или баскетбол. Но я не бросал и, когда начал добиваться первых результатов, уже не мог остановиться.

— Откуда в вас тяга к предпринимательству, как вы сами думаете?
— От желания быть свободным и жить той жизнью, которой я хочу жить. Благодаря занятиям спортом у меня появилось самоуважение, я больше не бегал от уличной шпаны. А еще до меня дошло, что я могу реализовывать какие-то свои мечты и идеи не только в спортивной сфере. Могу строить свою жизнь, как хочу сам, а не кто-то другой. Системный подход и настойчивость — это ключ к успеху в любом деле. А главный принцип — это самоуважение. Если оно есть, то ты уже не сможешь ставить перед собой цели и не добиваться их.

...Расскажу забавную историю, как я пришел в бизнес. В 90-х, когда я ходил в «качалку», трудно было найти спортивное питание. Многие ездили за протеином в Москву. И ко мне пришла идея: закупиться в столице спортпитанием и начать продавать его в Таганроге.
Смешно, но моим первым стартовым капиталом стал… бивень мамонта. Спросите, откуда он взялся в Таганроге? Мой отец в советское время работал на Крайнем Севере и привез бивень оттуда на память. Я, получив родительское разрешение, решил этот бивень продать. Изучил объявления в газетах и нашел покупателя на окраине Москвы.
Длиной этот бивень был около 80 см, весил килограммов пятнадцать. Кое-как я упаковал его в сумку и на поезде отправился в столицу. На вырученные деньги, 700 или 800 долларов, уже точно не помню, купил несколько сумок спортпита и вернулся домой.
Напротив института, в книжном магазине, поставил столик, посадил за него продавца, моего товарища; на больших переменах выходил и контролировал торговлю. Потом у меня появилось два ларька на рынке, продавал кофе и чай. Ну да, такой простой бизнес: я повторял то, что видел вокруг, но хотелось совсем другого уровня.

Меня беспокоило, что я не развиваюсь, не приближаюсь к главной ценности — свободе. А свободу — отчасти, конечно — дают деньги. Мне хотелось подняться на новый уровень, но я не имел представления, как это сделать. Тогда ведь не было бизнес-образования, курсов на ютубе и прочего.
И тут отцу в газете попалось объявление: две иностранные компании набирают торговых представителей в Таганроге. Мне подумалось, что иностранная компания — это окно в мир большого бизнеса, и я смогу там чему-то научиться. Прошел пять собеседований на торгового представителя, и меня взяли. Через полгода я стал лучшим торговым представителем по Ростовской области, а еще через полгода мне предложили участвовать в конкурсе на следующую позицию в Краснодаре. Тут кроется еще один важный принцип, которым я всегда руководствовался в работе: давать больше, чем от тебя просят.
Денис Гринев времен работы в международных корпорациях.
Денис Гринев времен работы в международных корпорациях.
— Итак, 12 лет вы проработали в представительствах 4 западных корпораций в России и СНГ, доросли до директора по продажам Henkel на Украине и в Молдавии. И решили уйти в свободное плавание. Но почему? Большинству людей это кажется идеальным местом под солнцем: ты топ-менеджер компании, которая входит в мировой топ-300, при этом ты не рискуешь собственными деньгами, нервами и так далее.
— Да, действительно, работая в зарубежных компаниях, я дорос до небывалого для себя уровня материального благосостояния. Компания оплачивала мне квартиру, учебу в бизнес-школе в Словении, учебу сына в престижной международной школе. Если бы я продолжил работать, мог бы стать генеральным директором, жить в Европе. Но за тот уровень финансовой независимости я платил огромную цену. Постоянная работа фултайм, беспрерывное самообучение, в том числе в бизнес-школах, постоянное соревнование с теми, кто на одном уровне с тобой.

И я понял, что дальше будет правильным, если я займусь собственным бизнесом. Карьера предпринимателя хоть и несет в себе больше рисков, но дает больше возможностей и свободы. Да, долгое время ты будешь работать директором 24/7, с головой уйдешь в операционную работу. Но если сможешь правильно построить работу компании, в какой-то момент сможешь снять «шапку директора» и надеть «шапку собственника», сможешь больше заниматься стратегическими вопросами или вообще тем, чем захочешь. В карьере топ-менеджера эта опция не предусмотрена. Поэтому я, как вы выразились, и ушел в свободное плавание летом 2013 года.

— Вы были на хорошем счету в компании Henkel? Руководство расстроилось, что вы уходите, пыталось вас удержать какими-то «плюшками»? Или в международных корпорациях так не принято, и они действительно такие, какими мы знаем их по кинофильмам — бездушные?
— Это миф. Компании разные бывают, но в целом международный бизнес достаточно гуманный, учитывает потребности каждого сотрудника, ценит людей. И потом, там всегда есть выбор: ты можешь быть просто середнячком, и тогда это будет для тебя просто достаточно комфортная работа; либо ты претендуешь на что-то большее, но тогда и давать должен больше.
Я ни в коем случае не жалею о времени и силах, отданных мной этим корпорациям. Это очень интересный путь: ты встречаешься с потрясающими, умными, харизматичными людьми, которые попали в компанию в результате жесткого отбора. И чем выше ты поднимаешься по карьерной лестнице, тем интереснее круг общения.
Когда я объявил об уходе, Henkel предлагал мне разные, очень классные варианты. Была возможность поехать в Вену, «повариться» в штаб-квартире компании, узнать изнутри, как она устроена. Есть такое правило в крупных зарубежных фирмах: прежде, чем стать их первым лицом в какой-либо стране, ты должен окунуться в работу штаб-квартиры. Но все же я решил пойти своим путем.

— Почему «Додо Пицца»?
— Мне хотелось заняться чем-то новым, интересным, диджитализированным, я обдумывал разные варианты, где смогу приложить свои силы. Помню, незадолго до того, как я уволился из Henkel, отдыхали с супругой на Канарских островах, и там меня зацепил классный локальный бренд пляжной одежды. Пришла вдруг идея посотрудничать с ними, создать дистрибьюторскую компанию. Написал им письмо, но его оставили без ответа.
А затем в ютубе случайно наткнулся на выпуск «Бизнес-секретов», в котором брали интервью у Федора Овчинникова, основателя «Додо Пиццы». На тот момент он открыл свою первую пиццерию в Сыктывкаре.

Во-первых, мне понравился подход Федора к бизнесу. Он, например, уже тогда предложил идею изменить рынок общепита с помощью внедрения информационной системы. Во-вторых, он смог преодолеть трудности, пережить неудачный опыт в книжном бизнесе (у него была сеть магазинов «Сила ума») и не сдаться. Упасть, подняться, начать все сначала — это дорогого стоит, это говорит о характере.
Я подумал, что я со своим опытом могу быть полезен такому проекту. Потому что знаю, как работает бизнес в масштабе.
Почему бы не рискнуть и не зайти в первый вагон поезда, который едет в направлении успеха? В 38 лет у меня оставался еще какой-то романтизм. (Смеется.)
В 2020 году команда Дениса Гринева была признана самой эффективной в сети «Додо Пицца» в России.
В 2020 году команда Дениса Гринева была признана самой эффективной в сети «Додо Пицца» в России.
— И что было дальше?
— Они мне трижды отказывали. Сначала посмотрели мою биографию и говорят: Денис, вы же топ-менеджер, белоручка, а у нас на обязательной стажировке в Сыктывкаре нужно работать руками. Я ответил, что охотно на это пойду: «А еще хочу постоять на кассе, убедиться, что у вас действительно такая выручка, какую вы заявляете». Не убедил, первый отказ.
Вторая попытка — согласились пригласить на стажировку. Но когда я сказал, что намерен открывать пиццерию в Ростове, они мне снова отказали: «Вдруг у вас не получится, и вы испортите бренду репутацию в таком большом городе». Я предложил мой родной Таганрог — третий отказ. Я мог бы уже сдаться, но богатый опыт переговоров мне помог: все-таки договорились, что дадут франшизу в Таганроге.
Подписали договор, я перечислил деньги (из наших с женой накоплений) за пользование франшизой. И на месяц уехал стажироваться в Сыктывкар.
2013 год. Памятное фото у входа в первое полуподвальное заведение «Додо Пиццы».
2013 год. Памятное фото у входа в первое полуподвальное заведение «Додо Пиццы».
— Там вы драили полы, стояли на кассе, готовили пиццу. Не было опасений, что просто месяц поработаете на дядю и вернетесь ни с чем? Я к чему: должен ли человек, начинающий какой-то бизнес, держать в голове мысль, что может не получиться? Или это сразу дорога к краху? И верить, что получится, нужно на все 100?
— Если сейчас оглянуться назад: шансы, что из сыктывкарской пиццерии вырастет огромная сеть — почти 900 заведений в 16 странах — были минимальны. Но тогдашняя моя логика была такой: окей, если получится, будет супер, мы вместе сделаем какую-то большую историю. Не получится — я, набравшись у них опыта, построю пять своих пиццерий, со временем, может, продам их, затею что-то другое. Короче, вперед!

И вот, представьте, я прилетаю в маленький северный город. Пиццерия располагалась в подвале обшарпанной пятиэтажной панельки. Я вышел на работу и первые два дня мыл туалет и зал. В какой-то момент поймал себя на мысли: а ведь еще совсем недавно я был в командировке в Дюссельдорфе, в дорогом костюме, теперь вот мою унитаз. На мне была футболка-поло, маловатая для меня, старые джинсы и сеточка для волос (фирменных кепок «Додо Пиццы» тогда еще не было). Вот заходят люди в пиццерию, что же они думают? Мужику под 40, а он не смог найти себе занятие лучше, чем мытье полов.
Но я быстро понял, что посетителям нет никакого дела до меня, и даже стал получать удовольствие от работы: навожу ведь чистоту, помогаю людям. Потом перешел на кухню, где меня учили работать с тестом совсем молодые ребята, студенты.
Как я потом узнал, у всех сотрудников спрашивали, насколько добросовестно я работаю, правильно ли себя веду, вежлив ли. Уверен, если бы я дал слабину и позволил себе от усталости где-то грубануть, франшизу бы мне не продали. Такие случаи уже бывали.
Баскетбол после еще одного дня сыктывкарской стажировки. Денис Гринев стоит второй слева. Основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников в нижнем ряду в красной майке.
Баскетбол после еще одного дня сыктывкарской стажировки. Денис Гринев стоит второй слева. Основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников в нижнем ряду в красной майке.
— О том, что у вас все-таки получилось, мы знаем. Поэтому и разговариваем сегодня. Но наверняка были какие-то провалы и ошибки?
— Конечно, без ошибок не бывает. Важно, чтобы они не были фатальными, не привели к прекращению проекта.
В самом начале я выбрал не лучшее помещение для нашей первой пиццерии в Таганроге. Оно находилось на втором этаже, что плохо для общепита: люди не хотят подниматься по лестнице. Да и сама лестница была винтовой. Думаю, она бы нас рано или поздно сгубила, если бы собственники помещения не пошли мне навстречу и не прорубили другой, более удобный вход.
Мы были слабы в маркетинге. Считали, что если сделаем классную пиццу, то ее и не нужно так уж сильно рекламировать. Но это так не работает, людям нужно напоминать о себе.

А еще однажды мы повесили вывеску «Додо Пицца» на своем таганрогском балконе. Беда в том, что дом оказался объектом культурного наследия, в итоге мы получили три огромных штрафа, которые нас едва не разорили. У нас даже случился кассовый разрыв, мне пришлось занимать деньги на зарплаты сотрудникам. Но замечу, за все 10 лет работы мы ни разу не задержали выплату зарплаты. А та самая вывеска теперь украшает интерьер нашего ростовского офиса, напоминает о трудностях, через которые мы прошли.

— Каков ваш бизнес сегодня? Сколько пиццерий, в каких городах? Сколько сотрудников? Какова средняя выручка одного заведения? Чего больше: офлайн- или онлайн-заказов? Какая пицца самая популярная?
— Сегодня у меня работает 18 пиццерий в Ростове, Таганроге, Воронеже, Сочи, Адлере, Еще 3 пиццерии строятся. Также я получил эксклюзивные права на развитие бренда «Додо Пиццы» на острове Бали в Индонезии. В компании работает около 700 человек. Выручка одной точки порядка 7 млн рублей в месяц.
Заказов на доставку больше, чем в ресторанах; большинство заказов на доставку, естественно, делается через приложение.
Во всем мире самая популярная пицца — пепперони, у нас она тоже одна из топовых.

— Чем «Додо Пицца» отлична от других пиццерий в стране?
— Прежде всего мы отличаемся высоким уровнем корпоративной культуры, стараемся быть максимально открытыми и по отношению к клиентам, и к сотрудникам. К примеру, мы одни из первых на рынке фастфуда сделали кухню открытой: гости видят, как готовится пицца, и это признак того, что мы все делаем качественно и в соответствии с правилами безопасности. Даже если вы сделали онлайн-заказ, через приложение можете посмотреть, как готовится именно ваша пицца: у нас установлены камеры на кухнях.

В «Додо Пицце» все равны. Неважно, какой у тебя опыт за плечами и какими бизнес-качествами ты обладаешь — ты должен всех уважать. Более того, топ-менеджмент «Додо Пиццы» обязан несколько раз в год выходить на смену в качестве курьера или пиццамейкера. Я 1 сентября выходил работать курьером в нашу пиццерию на Буденновском, 6 часов на своем автомобиле развозил заказы. Тебя видят сотрудники, видят, как ты работаешь, и ты тоже можешь узнать, как они работают, насколько им тяжело и что можно улучшить.
Мы все в компании общаемся друг с другом на «ты». При этом руководитель не имеет права неуважительно общаться с подчиненным и даже просто повышать голос.
День директора в «Додо Пицце»: несколько раз в году весь менеджмент, включая владельцев, выходит работать на кухню и курьерами.
День директора в «Додо Пицце»: несколько раз в году весь менеджмент, включая владельцев, выходит работать на кухню и курьерами.
Любой сотрудник может напрямую обратиться ко мне или даже к Федору Овчинникову. Ответ обязательно придет.
Я сам состою во всех чатах нашей компании. Однажды прочел забавную переписку в курьерском чате. Новый работник возмущался: парни, что-то мне не нравится здесь, могли бы больше платить. Давайте соберемся и устроим забастовку этому лысому! То есть мне.
Я написал ему, что лучше все же предварительно пообщаться со мной или своим управляющим. Не знаю, чем эта история закончилась, ко мне он не обратился. Но и каких-то санкций за этим не последовало, у нас принципиально нет санкций и штрафов. Более того, мы не вычитаем деньги из зарплаты даже за какие-то серьезные поломки оборудования. Недавно ребята неправильно загрузили в лифт дорогой итальянский печной конвейер, в результате конвейер сломался. Дорогая оплошность, конечно, но сделали работу над ошибками и работаем дальше.
Зато мы стараемся мотивировать сотрудников бонусами. В среднем пицца должна быть приготовлена не дольше, чем за 11 минут. Если смена укладывается во время, информационная система автоматически начисляет бонусы всей команде.

А что касается нашего продукта: это больше чем пицца. Это комбинация вкуса, сервиса, быстрой и качественной доставки. Среднее время нашей доставки по Ростову — 35-36 минут. Далеко не каждое заведение общепита может похвастаться таким результатом, и мы к нему шли не один год. Ведь важно, чтобы пицца была доставлена клиенту еще горячей.
Все наши пиццерии во всех городах ведут историю заказов, и мы с высокой долей точности можем спрогнозировать, сколько будет заказов в то или иное время.
Овощи и шампиньоны мы покупаем у локальных поставщиков, а сыр и мясные ингредиенты — у одного очень качественного федерального поставщика. Поэтому у всех наших пицц в России единый вкус.

— Насколько это дело — ваше? Насколько вольны вы в принятии решений?
— У нас с Федором Овчинниковым совпадают принципы и ценности, это минимизирует количество противоречий. Когда ты становишься франчайзи, то заключаешь партнерское соглашение, в котором прописано, как будут приниматься решения. Ассортимент и дизайн продукции в «Додо Пицце» определяет управляющая компания, а партнеры вольны определять, как будет строиться их компания: режим работы, отношения внутри коллектива и так далее. По умолчанию 3% от выручки мы отдаем управляющей компании на федеральный маркетинг, и она покупает, допустим, рекламу на телевидении.
Денис Гринев (слева) и основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников на вулкане Горелый, Камчатка.
Денис Гринев (слева) и основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников на вулкане Горелый, Камчатка.
Кстати, каждая наша пиццерия несколько раз в неделю проверяется тайными покупателями. Они следят за качеством продукта, за тем, как мы его доставляем, и за многим другим — там огромная анкета. И если хоть у одной из пиццерий рейтинг снизится сильно, ты не сможешь открывать новые заведения. Если ситуация усугубится, то, согласно партнерскому соглашению, ты обязан будешь продать свой бизнес, потому что он в таком виде портит репутацию «Додо Пиццы». Это, знаете ли, тоже бодрит и помогает держать марку. Некоторые ведь, взлетев до лидеров рынка, расслабляются и не слышат уже ни клиентов, ни сотрудников.

— Для вас это дело семейное, насколько я знаю.
— Можно сказать и так. Со мной работает моя супруга Елена, она мой партнер. Лена тоже сделала хорошую карьеру: до «Додо Пиццы» руководила филиалом российского кадрового холдинга в Украине. У меня есть еще один партнер — Игорь Чуприн. Он был первым сотрудником и управляющим таганрогской пиццерии, рос и развивался вместе с бизнесом и в итоге стал моим партнером.
А мой сын Антон начинал в «Додо Пицце» еще школьником, прошел путь от стажера-пиццамейкера до регионального управляющего. А сейчас возглавляет наш проект на Бали.

— Дайте несколько советов тем, кто собирается открыть бизнес в сфере фастфуда.
— Главный совет — трижды хорошо подумать, прежде чем начинать. Рынок фастфуда — «красный океан», то есть очень конкурентный. Здесь устойчивый успех на длинной дистанции возможен только в том случае, если у вас достаточно большой бизнес.
Малому бизнесу в общепите долгосрочно выжить гораздо сложнее: очень высокая нагрузка. Нужна железная дисциплина и регулярный менеджмент, а это проще сделать, имея масштаб. И, конечно, это очень хлопотное дело. Это бизнес, в котором много маленьких чеков, но при этом много шансов совершить ошибку, и эти ошибки стоят дорого.
Еще это очень беспокойный и трудозатратный бизнес, и, чтобы в нем была какая-то системность и стабильность, вам либо постоянно нужно быть на месте, либо нужно выстроить хороший менеджмент.
С женой Еленой и сыном Антоном в Таганрогском яхт-клубе.
С женой Еленой и сыном Антоном в Таганрогском яхт-клубе.
Я сам спокойно засыпать стал только где-то на восьмом году работы, когда удалось равномерно распределить нагрузку между региональными управляющими.
...Как-то за одну ночь ограбили сразу несколько наших ростовских пиццерий. Мой сын тогда был региональным менеджером по Ростову. Конечно, он разволновался и в три часа ночи пришел разбудил меня: «Пап, у нас пиццерию ограбили». Я ему: «Ты руководитель, займись этой проблемой, а я буду спать». Снова будит: «Папа, еще одну...» Я сказал ему: «Сын, решай проблему. И если не дай бог ограбят третью, ты меня, пожалуйста, уже не буди, сами разберитесь». И что вы думаете, в эту ночь ограбили и третью.
После этого мы наняли охрану. Но я к чему вообще веду: если бы это случилось года три назад, то я бы, конечно, лично был на месте, простоял всю ночь с полицией. Но мне удалось правильно распределить полномочия между сотрудниками, и даже если меня нет рядом, бизнес развивается. Это то, к чему я шел все эти годы.

Проект реализуется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» при содействии правительства Ростовской области и министерства экономического развития региона.
Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное
Вся власть РФ
1euromedia Оперативно о событиях
Маркетплейсы