Какие сериалы смотрит главный сериальщик страны

Какие сериалы смотрит главный сериальщик страны

Разговор с Александром Акоповым, создателем «Aмедиатеки», компаний «АМЕДИА» и COSMOS.

автор Екатерина Максимова 

Люди

Какие сериалы смотрит главный сериальщик страны

Разговор с Александром Акоповым, создателем «Aмедиатеки», компаний «АМЕДИА» и COSMOS.

автор Екатерина Максимова 

Логотип Журнала Нация
Александр Акопов

Про сериалы

— Из зарубежных сериалов я жду Westworld («Мир Дикого Запада») с Энтони Хопкинсом. Мне кажется, там все серьезно, он сможет занять нишу чуть ли не «Игры престолов». И, конечно, Divorce («Развод») с Керри Бредшоу, по сути продолжение «Секса в большом городе». Но посмотрим. Я расстроюсь, если это просто уловка и спекуляция на неисчерпаемой славе этого сериала, а не что-то оригинальное. Сейчас я с удовольствием смотрю Power («Власть в большом городе»): историю любви наркоторговца и его школьной любви-прокурора по делам о наркотиках. Обожаю «Карточный домик». Мне всегда интересно, как там у них все происходит. Понятно, что это не реальная жизнь, что это такая сатира, гипербола. Но я уверен, это очень близко к тому, как обстоят дела в политике.

Сериал «Западный мир»


Александр Акопов — президент Академии российского телевидения «ТЭФИ», основатель компании «АМЕДИА» (сериалы «Не родись красивой», «Бригада», «Моя прекрасная няня», «Идиот» и др.), онлайн-кинотеатра Amediateka.ru. В 2015 году Акопов ушел с поста президента «АМЕДИА» и создал  компанию COSMOS.


Но если давать советы, что стоит смотреть, то я не с того начал. Поздравляю нас, наконец-таки вышел первый российский сериал, который на 100% соответствует стилистике НВО. Это я про «Салам Масква». Сделан замечательно. Темы, диалоги, персонажи — все острое. Гиперреализм,  естественные диалоги — редкость для нас совершенная. Полное ощущение, что автор жил с этими людьми не один месяц. Репортаж со дна — традиционное для русской литературы упражнение решено так деликатно, прямо даже с любовью. И, конечно, мое любимое — национальный аспект. Дагестанец и русский националист работают вместе, олицетворяя вот эту странную страну, которая досталась нам после СССР. Межнациональные отношения описаны правильно, то есть неполиткорректно — потому что если говорить об этих вещах честно, обязательно получится неполиткорректно.

Сериал «Салам Масква»

«Салам Масква» и «Карточный домик» — это такой взрослый разговор о жизни. Вот поэтому простительны цинизм, неполиткорректность и прочее. Это язык, которым говорят о по-настоящему важных вещах. При этом я понимаю, что мы живем в эпоху «Игры престолов». Я за ним пристально не слежу, там слишком много повторов в деталях, не совсем мой сериал. Но вот как я его вижу. Это такая пародия на учебник истории, который весь состоит либо из героев, либо из предателей и негодяев. «Игра престолов» объясняет, что каждый одновременно и герой, и негодяй.

 

Качество сериалов у нас вполне приличное. Европейцы недавно купили формат сериала у канала ТНТ.

 

«Метод» мне тоже очень понравился. Один из лучших сценариев, которые попадали мне в руки за долгие годы. Когда мне его показал Саша Цекало, я сразу понял, что это надо делать. Но мне финансы не позволили, и Саша сделал его с Первым каналом. Классный сценарий, такое не пропустишь. Да, по-моему, таких историй, чтобы я осознанно упустил классную идею, и не было. Хотя вот. Работал я как-то на канале «Россия», и мне принесли игру «Кто хочет стать миллионером» и предложили поставить в эфир. И что я? Я сказал: «Нет, это никому не будет интересно». Но там был еще один момент — мне все это предлагали вести. Совсем уж обреченный вариант. 

Сериал «Карточный домик»
 

Если широко посмотреть на наш рынок, ТНТ, конечно, лидирует. Просто вспомните «Физрука». Но на СТС сейчас вернулся Вячеслав Муругов, значит, в ближайшее время они отыграются. Мне кажется, мы сейчас как никогда близки к тому, что наши сериалы начнут экспортироваться. То, что никто нас не смотрит — вопрос не качества, оно у нас вполне приличное. Это исключительно вопрос продвижения. Я совсем недавно был в Голландии, сидел в жюри международного телевизионного конкурса, разговорился с местными товарищами: оказывается,  они купили формат одного сериала ТНТ, где отец-полицейский заставляет идти сына в полицию, но никто же о таких вещах не знает. Нет, в плане качества телепродукта мы медленно, но верно растем. На Первом канале недавно вышло шоу «Про любовь» с Сергеем Шнуровым и Софико Шеварнадзе. Мне нравится. Сделано капитально, слегка по-желтому. Наконец-то, в отличие от шоу, которые просто показывают «как все плохо», здесь есть задача помирить людей, которые орали всю программу. Получается такое микро-кино: сначала люди готовы друг друга убить, а в конце их заставляют друг друга обнять и простить. Здорово.

Скандинавы нашли свою мрачно-саркастическую нишу. Им это надо, у них вариантов нет. А нам никаких ниш искать не нужно. У нас варианты есть — мы можем про северных оленей снимать в Мурманске, а можем в Сочи «Спасателей Малибу».


Про Студию COSMOS и Кремль

Сейчас мы работаем над вторым сезоном «Екатерины», продолжением известного сериала на канале «Россия». В декабре он, наверное, уже появится на экране.  Снимаем интересную штуку под названием «Победители и судьи» для НТВ. Это такой адвокатский процедурал, если пользоваться голливудской терминологией. Действие там происходит в конце  XIX века — период расцвета адвокатской профессии, когда эти люди были настоящими звездами, олицетворявшими интеллектуальную свободу, когда все ими восхищались, а на их выступления ходили, как на шоу. Снимаем триллер под названием «Неизвестный», вестерн «Золотая лихорадка» с Машковым в главной роли.


Деньги наши сограждане любят, а богатых не любят ужасно. Поэтому у наших сценаристов все богатые — тупые.


Два года назад я говорил вам, что собираюсь снять сериал про Кремль. Тогда это было очень в тему. Так вот, ничего не изменилось. Я так же хочу это снять, и так же никто не может написать нормальный сценарий. Ну, это тонкая история. Мы недавно обсуждали, почему в российском кино и в сериалах нет качественных, живых образов богатых. Если богатый, то какой-нибудь бандюк или извращенец-олигарх. Вот интересно, деньги наши сограждане любят, а богатых не любят ужасно. Поэтому у наших сценаристов все богатые — тупые. Ровно по этой же причине ничего не получается про Кремль. Сценаристы в Кремле не работали, политиков они не уважают. Чего я вам это вообще рассказываю? У вашего журнала «Нация» слоган «Сборная России по здравому смыслу», вы отлично понимаете, как на эти большие темы тяжело говорить здраво. Интеллигенция у нас ненавидит власть, не участвует в выборах, сама во власть не идет, в итоге к власти приходят люди, которые интеллигенции очень и очень не нравятся. Замкнутый круг. Меня раздражают карикатурные образы негодяев из политики. Я-то знаю, что там много приличных людей. Только я не видел ни одного сценария, где министр или мэр был бы мало-мальски вменяемым человеком.


Про сценаристов

Сценаристов как не было, так и нет, зато откуда-то повылазило невероятное количество гуру сценарного мастерства. Учить писать сценарии — хороший бизнес, я понимаю, но не до такой же степени. Я три года переводил одну книжку — учебник сценарного мастерства университета Южной Калифорнии. По моему глубокому убеждению, это единственная приличная книжка на эту тему. В основном, там разборы отдельных фильмов. Кстати, мы авторов учебника попросили для русского издания разобрать несколько отечественных картин. Поэтому кроме «Крестного отца», «Инопланетянина» и других западных картин, там разобраны «Бриллиантовая рука», «Ирония судьбы» и «Москва слезам не верит». Там много интересного, но главное, выясняется, что эти наши фильмы сняты в соответствии  с основными голливудскими канонами. Ой, я так люблю эту тему, что в предисловии к книге написал обо всех этих аферистах-гуру сценарного  мастерства. Обожаемый всеми Джон Труби — сценарная звезда, что вы! Человек ни дня не проработал на производстве. Тот, кто хоть что-то в этом деле понимает, видит, какую умопомрачительную ахинею он задвигает в своих произведениях. Бред сумасшедшего вроде «26 фаз сюжета». Удивительно, как люди на это ведутся.

Сериал «Война и мир»

Все, что преподают на этих великих тренингах, понятно и известно уже пару тысяч лет. Все, что написал Аристотель, в силе. Герой, который чего-то хочет. Антагонист, который ему мешает. Конфликт как движущая сила. Единственное полезное, что к этому прибавили в наши дни: каждая сцена — это пьеса с завязкой, развитием сюжета и кульминацией. Точка. Вот это правда, и это хорошо прослеживается в американском кинематографе.

Ни мы, ни кто-то другой не может научить человека стать сценаристом. Ну, какая типичная проблема сценариста? Вот вы написали сцену: все как надо, есть герой, есть злодей. И вот злодей  у вас такой классный получился, такой крутой и сильный, что если герой его преодолеет, зритель вам просто не поверит. А если слабенький злодей — тогда все скучно и предсказуемо. Как этот баланс соблюсти? Никакой гуру вам не поможет — только ваши интуиция, вкус, талант.

Кстати, когда говорил вам про сериалы, забыл про «Войну и мир» от ВВС. Отличный же. Еще никому не удавалось за 6 часов так внятно пересказать эту историю. И так достоверно, что даже московские и питерские учительницы остались довольны. И вот смотрите, с точки зрения сценариста, Лев Николаевич допускал вольности, ох, допускал. Один из главных врагов достоверности — случайность. У Толстого их немало. Наташа Ростова выходит на улицу, и там «вдруг» обоз с ранеными, и там «вдруг» Андрей Болконский. Или идет по улице, и «вдруг» мимо Пьер Безухов пробегает — торопится «убивать Наполеона». Это, конечно, за гранью приличий для сценариста. 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «В «ВИКИНГЕ» БОЛЬШЕ НАСИЛИЯ, ЧЕМ В «ИГРЕ ПРЕСТОЛОВ»,

ХАБЕНСКИЙ СЫГРАЕТ РОСТОВСКОГО ГЕРОЯ