Адам и Ева: почему мы такие разные
Люди

Адам и Ева: почему мы такие разные

О мужчинах и женщинах рассказывает пресс-секретарь Главы Донской митрополии Игорь Петровский.

автор Светлана Соколова

Американец Джон Грей в 1992 году выпустил книгу, которая стала бестселлером во всем мире, претерпела 17 переводов и вошла в число 25 книг, которые сформировали наше тысячелетие. Книга эта называется «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Автор никогда не был профессиональным психологом, он был обыкновенным человеком, у которого жена недавно родила ребенка и страдала от послеродовой травмы. Джон Грей описывает скандал, который произошел из-за незначительного повода. Супруг, а затем его брат забыли о просьбе женщины купить в аптеке лекарство. Вечером произошел конфликт, совершенно непонятный мужчине: почему нельзя было позвонить и напомнить? взять такси и купить лекарство самой? Конечно, ведь мужчины склонны искать конкретные выходы, предлагать совершенно определенные решения. Жена будущего писателя успокоилась только после того, как была сочувственно выслушана обессилившим от рациональных объяснений мужем. Грей понял, что супруге стало легче оттого, что она смогла почувствовать поддержку и даже всплакнуть.
Он тут же задумался, частный ли это случай, единичная ли это ситуация. Или это лежит в основе нашей психики, в основе этих разных механизмов решения проблем. Джон Грей предложил очень простое решение. Представьте себе две планеты: на одной живут марсиане, на другой — жительницы Венеры. На них действуют разные силы природы, они живут по разным законам психики. И для того, чтобы друг друга понимать, нужно понимать, как устроена иная планета, как устроен мир ее жителей. Джон Грей очень точно сформулировал, что в большинстве случаев женщине важнее быть выслушанной и поддержанной, чем получить конкретный совет или предложенное мужчиной решение.
Адам и Ева: почему мы такие разные
Эта разница между мужчиной и женщиной судьбоносная, потому что она заложена самим Творцом в основание природы. Сегодня в обществе мы наблюдаем множество разводов. Среди причин лидирует пункт «не сошлись характерами». Когда блаженство первых месяцев отношений проходит, люди понимают страшную вещь: они разные. Они по-разному на все реагируют, по-разному устроены, их «марсова» и «венерина» правды конфликтуют. По Джону Грею, нужно мыслить иначе: разницу взаимоотталкивания нужно поменять на разницу взаимопритяжения. Хорошо, что мы разные; мы должны быть разными, поэтому мы вместе.

Когда блаженство первых месяцев отношений проходит, люди понимают одну страшную вещь: они разные.


Вопрос о творении человека, о творении мужчины и женщины всегда волновал мировые религии. Практически каждая религия уделяла ему внимание. Пожалуй, только буддизм вообще не говорит о творении мужчины и женщины, не поднимает вопроса об акте творения. И ни в одном древнейшем священном тексте этот вопрос не рассматривался так подробно, как в Библии. Этот антропоцентризм, эту удивительную сосредоточенность на психологии человека, на его внутреннем мире мы встречаем только в библейском тексте.
Религия древнего Египта предлагает версию о том, что первые люди были сотворены из глины на гончарном круге бараноголовым богом Хнумом. Вторая египетская версия о сотворении человека утверждает, что первый мужчина и первая женщина были сотворены из слез бога Атум-Ра. В шумерской мифологии есть знаменитый текст о Гильгамеше, описывающий очень многое, кроме творения мужчины и женщины. Вавилонская культура, напротив, оставила текст о творении человека «Энума элиш». В нем рассказано о том, как древний бог Мардук вступает в кровавую и беспощадную битву с богиней Тиамат. Он ее убивает. Мардук разрубает гигантское тело богини Тиамат на две части, одна становится землей, а другая — небом. Кровь богини смешивается с глиной, и из этой смеси возникает первый человек. Как видим, это мифологизированные и весьма пессимистичные тексты. Чем дальше, тем больше внимания религии уделяют вопросу о непосредственном творении человека.

В знаменитом диалоге Платона «Пир» говорится о том, что первый человек, сотворенный богами, был андрогинном: имел в себе мужской и женский пол одновременно. Сочетая в себе оба пола, андрогин был весьма могуществен, нагл и заносчив. Тогда Зевс разделил первого идеального человека на две части — появились мужчина и женщина, существа ослабленные и ущербные. Как видим, в основу мифа об андрогине положена трагедия. Для Древней Греции миф об андрогине — это сугубо пессимистичная история. Разделенный человек считается человеком неполноценным и страдающим. Идеалом становится нивелирование половых признаков. Именно поэтому гомосексуализм воспринимался древними греками как возвращение к изначальной гармонии, к гармоничному андрогинному состоянию. Античная цивилизация воспринимает пол как проблему, как боль, как ненормальность. А разделение полов — как божественное наказание. Отсюда вообще исходит негативное отношение греков к человеческому телу. Греки считали, что человек в идеальном состоянии должен обладать минимальной телесностью. Тело — это гроб души. Чем меньше в человеке телесности, тем больше в нем духовности. Позже Платин писал, что природа материи дурна, материя — абсолютное зло.
Адам и Ева: почему мы такие разные
Это греческое восприятие пола и тела создавало определенные сложности в проповеди первых христиан. Возьмем проповедь апостола Павла в ареопаге. История Христа в изложении Павла нравилась грекам ровно до тех пор, пока они не услышали, что совершенный бог воскресает на третий день в своем теле, и так на протяжении 40 дней является своим ученикам. Это возмутило греков. Как божественное может дорожить материальным? Греки прозвали первых христиан атеистами, потому что, в их восприятии, христиане отвергали чистую беспримесную духовность, утверждая ценность мира телесного, физического. Это важная и интересная встреча Евангелия с античной философией. Да, для христиан материя светла и светоносна. Все направления жизни, все проявления человеческого бытия, материального мира должны быть направлены к радости. Материя не дурна. Митрополит Антоний Сурожский говорит о том, что христиане с философской точки зрения настоящие «духовные материалисты», потому что тело, телесность и материальный мир здесь чрезвычайно важны. Тело — это не наказание, это знак любви Божией, Его дар, совершенный и непостижимый. Как сказал Дмитрий Быков, «благодарность Богу за вещество» — это основа христианской психологии, христианского мироощущения.

«Спаситель» по-гречески Σωτήρας. В буквальном переводе — тот, кто «делает целым», исцеляет, приводит разрушенное в некую цельность. Действие Бога, божественная святость — то, что дает единство и полноту. Это христианское представление отразилось во многих европейских языках. Например, в английском языке слово holy (святой) одного корня со словом whole (цельный, целый). Святой человек — цельный, не разменивающий и не разбрасывающий себя. Цельности и единству человеческой личности противостоит дьявол. Это греческое слово происходит от глагола βάλλω — кидать, швырять, и приставки διά — раз. Получаем, диавол — это тот, кто разбрасывает, раскидывает, расщепляет единство. Цель дьявола, задача злой силы — расколоть человека, лишить его цельности. Это основа христианской филологии.
 
В Библии говорится: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Бог создает жену как «помощника» для мужа. Этот, казалось бы, очевидный фрагмент текста вызывает множество вопросов. Еще блаженный Августин удивлялся: Ну, какая же Ева помощница? В каком смысле? Если для того, чтобы вместе обрабатывать землю, то помощником скорее был бы дан мужчина. Если допустить, что муж скучал от одиночества, то в интересах собеседования сообразнее было бы жить вместе друзьям, чем мужчине и женщине. Получается, что нет иного ответа, как только для рождения детей.
Такое понимание одного слова Библии определило отношение к женщине в западной культуре на многие века. Единственное объяснение слову «помощник» западные богословы находили в принципе деторождения. Жена сотворена не иначе, чтобы муж господствовал над ней, а она имела к нему служебное отношение — так считали и Августин, и Фома Аквинский. К слову, в какой-то момент Августин начал сомневаться в справедливости своего суждения и позже говорил о некоей «святой дружбе» мужа и жены.
Адам и Ева: почему мы такие разные
Обратимся к тексту Библии. Еврейский оригинал книги Бытия повествует далеко не о «помощнике». Семитское слово «эцер» куда глубже по содержанию, его можно перевести как «восполняющая бытие». Ева выступает не просто помощницей, а «той, которая будет стоять лицом к лицу с ним, с Адамом». Мысль очень глубокая: муж и жена могут стоять лицом к лицу, как бы созерцая друг друга, наполняясь новым содержанием. Они могут видеть друг в друге всю красоту образа Божия. Речь идет не столько о помощи в труде и преумножении рода, сколько о восполнении самой жизни. Интересно, что в еврейском оригинале Библии слова «мужчина» и «женщина» звучат абсолютно одинаково, только с указанием на разный род — иш и иша. Это как бы две половинки одного целого. Отсюда и русское понятие: мужской «пол» и женский «пол». Пол мужчины и пол женщины — пол человека. И только вместе они — антропологическая и духовная полнота.
Однако каким-то образом единство этих противоположностей было утрачено. В третьей главе книги Бытия рассказывается о грехопадении. Здесь мы узнаем о смысле второго имени женщины — Ева (жизнь, иврит). Через грех утрачено бессмертие, а значит, роду человеческому грозит опасность навсегда исчезнуть с лица земли. Женщина теперь не просто иша (духовная пара для мужчины), а та, которая через рождение детей дает жизнь роду человеческому. Теперь задача мужчины и женщины — продлить род, а подлинное человеческое понимание между ними превращается в мутное воспоминание или, напротив, в далекую перспективу. Отсюда и вся катастрофа брака в современном обществе, где мужчина и женщина воспринимаются либо как субъекты кратковременного наслаждения, либо как объекты продления рода. Духовное возрастание, претворение разницы полов в радость новых познаний, преодоление эгоцентричной замкнутости — все это уходит из философии брака и, как следствие, часто превращает брак в нечто скучное и тягомотное. Это и есть основа конфликта, о котором написал свой бестселлер американец Джон Грей.
Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное