Он тут же задумался, частный ли это случай, единичная ли это ситуация. Или это лежит в основе нашей психики, в основе этих разных механизмов решения проблем. Джон Грей предложил очень простое решение. Представьте себе две планеты: на одной живут марсиане, на другой — жительницы Венеры. На них действуют разные силы природы, они живут по разным законам психики. И для того, чтобы друг друга понимать, нужно понимать, как устроена иная планета, как устроен мир ее жителей. Джон Грей очень точно сформулировал, что в большинстве случаев женщине важнее быть выслушанной и поддержанной, чем получить конкретный совет или предложенное мужчиной решение.Эта разница между мужчиной и женщиной судьбоносная, потому что она заложена самим Творцом в основание природы. Сегодня в обществе мы наблюдаем множество разводов. Среди причин лидирует пункт «не сошлись характерами». Когда блаженство первых месяцев отношений проходит, люди понимают страшную вещь: они разные. Они по-разному на все реагируют, по-разному устроены, их «марсова» и «венерина» правды конфликтуют. По Джону Грею, нужно мыслить иначе: разницу взаимоотталкивания нужно поменять на разницу взаимопритяжения. Хорошо, что мы разные; мы должны быть разными, поэтому мы вместе.
Когда блаженство первых месяцев отношений проходит, люди понимают одну страшную вещь: они разные.
Вопрос о творении человека, о творении мужчины и женщины всегда волновал мировые религии. Практически каждая религия уделяла ему внимание. Пожалуй, только буддизм вообще не говорит о творении мужчины и женщины, не поднимает вопроса об акте творения. И ни в одном древнейшем священном тексте этот вопрос не рассматривался так подробно, как в Библии. Этот антропоцентризм, эту удивительную сосредоточенность на психологии человека, на его внутреннем мире мы встречаем только в библейском тексте.
Религия древнего Египта предлагает версию о том, что первые люди были сотворены из глины на гончарном круге бараноголовым богом Хнумом. Вторая египетская версия о сотворении человека утверждает, что первый мужчина и первая женщина были сотворены из слез бога Атум-Ра. В шумерской мифологии есть знаменитый текст о Гильгамеше, описывающий очень многое, кроме творения мужчины и женщины. Вавилонская культура, напротив, оставила текст о творении человека «Энума элиш». В нем рассказано о том, как древний бог Мардук вступает в кровавую и беспощадную битву с богиней Тиамат. Он ее убивает. Мардук разрубает гигантское тело богини Тиамат на две части, одна становится землей, а другая — небом. Кровь богини смешивается с глиной, и из этой смеси возникает первый человек. Как видим, это мифологизированные и весьма пессимистичные тексты. Чем дальше, тем больше внимания религии уделяют вопросу о непосредственном творении человека.
В знаменитом диалоге Платона «Пир» говорится о том, что первый человек, сотворенный богами, был андрогинном: имел в себе мужской и женский пол одновременно. Сочетая в себе оба пола, андрогин был весьма могуществен, нагл и заносчив. Тогда Зевс разделил первого идеального человека на две части — появились мужчина и женщина, существа ослабленные и ущербные. Как видим, в основу мифа об андрогине положена трагедия. Для Древней Греции миф об андрогине — это сугубо пессимистичная история. Разделенный человек считается человеком неполноценным и страдающим. Идеалом становится нивелирование половых признаков. Именно поэтому гомосексуализм воспринимался древними греками как возвращение к изначальной гармонии, к гармоничному андрогинному состоянию. Античная цивилизация воспринимает пол как проблему, как боль, как ненормальность. А разделение полов — как божественное наказание. Отсюда вообще исходит негативное отношение греков к человеческому телу. Греки считали, что человек в идеальном состоянии должен обладать минимальной телесностью. Тело — это гроб души. Чем меньше в человеке телесности, тем больше в нем духовности. Позже Платин писал, что природа материи дурна, материя — абсолютное зло.Это греческое восприятие пола и тела создавало определенные сложности в проповеди первых христиан. Возьмем проповедь апостола Павла в ареопаге. История Христа в изложении Павла нравилась грекам ровно до тех пор, пока они не услышали, что совершенный бог воскресает на третий день в своем теле, и так на протяжении 40 дней является своим ученикам. Это возмутило греков. Как божественное может дорожить материальным? Греки прозвали первых христиан атеистами, потому что, в их восприятии, христиане отвергали чистую беспримесную духовность, утверждая ценность мира телесного, физического. Это важная и интересная встреча Евангелия с античной философией. Да, для христиан материя светла и светоносна. Все направления жизни, все проявления человеческого бытия, материального мира должны быть направлены к радости. Материя не дурна. Митрополит Антоний Сурожский говорит о том, что христиане с философской точки зрения настоящие «духовные материалисты», потому что тело, телесность и материальный мир здесь чрезвычайно важны. Тело — это не наказание, это знак любви Божией, Его дар, совершенный и непостижимый. Как сказал Дмитрий Быков, «благодарность Богу за вещество» — это основа христианской психологии, христианского мироощущения.
«Спаситель» по-гречески Σωτήρας. В буквальном переводе — тот, кто «делает целым», исцеляет, приводит разрушенное в некую цельность. Действие Бога, божественная святость — то, что дает единство и полноту. Это христианское представление отразилось во многих европейских языках. Например, в английском языке слово holy (святой) одного корня со словом whole (цельный, целый). Святой человек — цельный, не разменивающий и не разбрасывающий себя. Цельности и единству человеческой личности противостоит дьявол. Это греческое слово происходит от глагола βάλλω — кидать, швырять, и приставки διά — раз. Получаем, диавол — это тот, кто разбрасывает, раскидывает, расщепляет единство. Цель дьявола, задача злой силы — расколоть человека, лишить его цельности. Это основа христианской филологии.
В Библии говорится: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Бог создает жену как «помощника» для мужа. Этот, казалось бы, очевидный фрагмент текста вызывает множество вопросов. Еще блаженный Августин удивлялся: Ну, какая же Ева помощница? В каком смысле? Если для того, чтобы вместе обрабатывать землю, то помощником скорее был бы дан мужчина. Если допустить, что муж скучал от одиночества, то в интересах собеседования сообразнее было бы жить вместе друзьям, чем мужчине и женщине. Получается, что нет иного ответа, как только для рождения детей.
Такое понимание одного слова Библии определило отношение к женщине в западной культуре на многие века. Единственное объяснение слову «помощник» западные богословы находили в принципе деторождения. Жена сотворена не иначе, чтобы муж господствовал над ней, а она имела к нему служебное отношение — так считали и Августин, и Фома Аквинский. К слову, в какой-то момент Августин начал сомневаться в справедливости своего суждения и позже говорил о некоей «святой дружбе» мужа и жены.Обратимся к тексту Библии. Еврейский оригинал книги Бытия повествует далеко не о «помощнике». Семитское слово «эцер» куда глубже по содержанию, его можно перевести как «восполняющая бытие». Ева выступает не просто помощницей, а «той, которая будет стоять лицом к лицу с ним, с Адамом». Мысль очень глубокая: муж и жена могут стоять лицом к лицу, как бы созерцая друг друга, наполняясь новым содержанием. Они могут видеть друг в друге всю красоту образа Божия. Речь идет не столько о помощи в труде и преумножении рода, сколько о восполнении самой жизни. Интересно, что в еврейском оригинале Библии слова «мужчина» и «женщина» звучат абсолютно одинаково, только с указанием на разный род — иш и иша. Это как бы две половинки одного целого. Отсюда и русское понятие: мужской «пол» и женский «пол». Пол мужчины и пол женщины — пол человека. И только вместе они — антропологическая и духовная полнота.
Однако каким-то образом единство этих противоположностей было утрачено. В третьей главе книги Бытия рассказывается о грехопадении. Здесь мы узнаем о смысле второго имени женщины — Ева (жизнь, иврит). Через грех утрачено бессмертие, а значит, роду человеческому грозит опасность навсегда исчезнуть с лица земли. Женщина теперь не просто иша (духовная пара для мужчины), а та, которая через рождение детей дает жизнь роду человеческому. Теперь задача мужчины и женщины — продлить род, а подлинное человеческое понимание между ними превращается в мутное воспоминание или, напротив, в далекую перспективу. Отсюда и вся катастрофа брака в современном обществе, где мужчина и женщина воспринимаются либо как субъекты кратковременного наслаждения, либо как объекты продления рода. Духовное возрастание, претворение разницы полов в радость новых познаний, преодоление эгоцентричной замкнутости — все это уходит из философии брака и, как следствие, часто превращает брак в нечто скучное и тягомотное. Это и есть основа конфликта, о котором написал свой бестселлер американец Джон Грей.