Рынок труда ЮФО по итогам мая: активность соискателей и работодателей растет
События

Рынок труда ЮФО по итогам мая: активность соискателей и работодателей растет

Больше двух месяцев самоизоляции не прошли даром для экономики страны.

О том, какие специалисты оказались востребованы в Южном федеральном округе по итогам мая и как кризис повлиял на бизнес-процессы, нам рассказала Ирина Веретенникова, директор макрорегиона Юг компании HeadHunter.

— Насколько те события, которые мы наблюдаем сегодня на рынке труда и в экономике страны в целом, повторяют сценарии кризисов 2008-го и 2014-го годов? Или же нынешняя ситуация совершенно не похожа на предыдущие?  
— Уже можно говорить о том, что события, свидетелями которых мы стали сейчас, уникальны. Основное отличие кризиса-2020 в том, что до сих пор не наблюдается резкого обвала количества вакансий — напротив, за последний месяц число предложений от работодателей на hh.ru демонстрирует положительную динамику. Основная тенденция, которую мы видим с начала пандемии и введения карантинных мер в России — которые повлияли на бизнес-процессы абсолютно во всех отраслях экономики — работодатели всеми силами стараются сохранять сотрудников, каждый в меру своих возможностей. 
Также мы не наблюдаем и интенсивного роста количества резюме соискателей: положительная динамика стала заметна только с начала мая; в апреле активность тех, кто по какой-либо причине искал работу, в целом была минимальной. При этом, в первую очередь, рост числа резюме имеет место в тех профессиональных сферах, которые пострадали от кризиса больше остальных: туризм и гостиничный бизнес, индустрия спорта и красоты, сфера консультирования. Причем, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, когда ситуация на рынке была стабильной, активность соискателей даже в этих отраслях ниже.
Директор макрорегиона Юг компании HeadHunter Ирина Веретенникова.
Директор макрорегиона Юг компании HeadHunter Ирина Веретенникова.
 — Какие же изменения произошли на рынке труда ЮФО в мае по сравнению с апрелем со стороны активности работодателей? 
— По данным сайта hh.ru, рост вакансий в Южном федеральном округе в мае составил 35% по отношению к апрелю. Лидирует в пятерке профессиональных сфер, специалисты которых оказались востребованы работодателями больше других, «рабочий персонал» — 33% от общего числа предложений в округе. Количество вакансий в этой области выросло по сравнению с апрелем больше чем в 2 раза. При этом, на Юге большой дефицит рабочих, а высокой активности со стороны соискателей не наблюдается. По данным hh.индекса, который отражает соотношение числа вакансий и резюме, на одну вакансию приходится два резюме, в то время как благоприятной для работодателя является ситуация, когда на одно предложение претендуют 5-6 человек.

Кроме этого, востребованы специалисты в области продаж — это 25% от общего числа предложений на hh.ru в ЮФО, еще 11% вакансий — для профессионалов в сфере «строительство/недвижимость», 9% — для тех, кто ищет работу в сфере «производство/сельское хозяйство», еще 7% — для специалистов в области информационных технологий. 

— Есть информация, что HeadHunter выделит 20 000 вакансий малому и среднему бизнесу. Какие компании могут воспользоваться этим предложением? 
— Мы понимаем, что ресурсы у малого и среднего бизнеса сейчас ограничены. При этом, те компании, которым пришлось расстаться с персоналом или переориентировать бизнес-модель на онлайн, испытывают потребность в новых сотрудниках — чтобы продолжать работу после снятия ограничений. Поэтому — для поддержки восстановительного тренда на рынке труда — HeadHunter дает возможность найти специалистов без затрат каждой новой компании из сферы МСБ со всей России, прошедшей и подтвердившей регистрацию на hh.ru в период с 26 мая по 30 июня 2020 года. Вакансия «Стандарт плюс» будет доступна в течение года с момента начисления, и ее можно опубликовать в любой момент, когда наступит потребность в найме. 

— Какие рекомендации вы можете дать тем работодателям, которые ищут специалистов в дефицитных сферах? 
— Первостепенная задача работодателя при поиске сотрудников — разместить такую вакансию, которая привлечет внимание потенциального кандидата и заинтересует его. Как видно из практики, чем короче и понятнее вакансия, тем больше она собирает откликов, причем это актуально как для офисных сотрудников, так и для рабочих специальностей. Важно указывать при публикации и уровень предлагаемого дохода, чтобы соискатель понимал, соответствует ли заработная плата его ожиданиям. Если назвать точную сумму заработка не представляется возможным, лучше обозначить зарплатную вилку «от и до». Но здесь есть тонкий момент — диапазон уровня возможного дохода должен соответствовать запросам рынка, проанализировать которые помогает инструмент HeadHunter «Банк заработных плат». Это система, куда ежедневно вносятся данные по зарплатам, льготам и компенсациям напрямую от работодателей. Анализ этой информации упрощает для работодателя и рекрутера понимание, какую оплату труда предлагать тому или иному специалисту.

Не стоит забывать и том, что внимание соискателей привлекают те бонусы и «плюшки», которые может предложить работодатель: ДМС, «чай и печеньки» в офисе, оплату проезда к месту работы, льготные путевки на отдых и так далее. Все это повышает число эффективных откликов и уменьшает количество временных и финансовых ресурсов, затраченных на подбор. Немаловажную роль в эффективном рекрутинге играет и HR-бренд, поэтому формирование привлекательного бренда работодателя сегодня актуально не только для крупных игроков рынка, но и для малого и среднего бизнеса. Кстати, с 1 июня стартовал прием заявок на участие в «Рейтинге лучших работодателей России 2020» от HeadHunter: подать заявку можно на сайте rating.hh.ru, приглашаются компании с численностью от 100 человек. Участие в рейтинге способствует повышению статуса компании как открытого и привлекательного работодателя, что упрощает процесс найма персонала. 

— А как ведут себя соискатели в ЮФО? 
— Рост резюме соискателей в мае показал +80% по отношению к апрелю. Чаще всего соискатели ищут работу в сфере продаж — это 19% от общего числа резюме на hh.ru в ЮФО. Динамика в этой области показала +87% к предыдущему месяцу, а конкуренция на сегодня — до 5 человек на место. В пятерке лидеров также «административный персонал» (8%), «транспорт/логистика» (7%), «бухгалтерия/управленческий учет» (7%) и «производство/сельское хозяйство» (6%). 
Значительная динамика роста числа резюме заметна в сферах бухгалтерского учета (+99%) и производства (+100%), а также среди административного персонала (+73%), где конкуренция среди соискателей 12 человек на вакансию. Тем не менее, средний уровень конкуренции в целом по ЮФО остается на уровне 7 человек на вакансию. 
Рынок труда ЮФО по итогам мая: активность соискателей и работодателей растет
— Заработные платы за время пандемии уменьшились?  
— Средний уровень предлагаемой работодателями ЮФО заработной платы в мае оказался на уровне 40 000 рублей. Что интересно, еще в апреле эта цифра была 35 000 рублей. При этом средний уровень ожидаемой соискателями заработной платы в мае остался неизменным с прошлого месяца — 35 000 рублей. В целом, как показали результаты опроса российских соискателей службой исследований HeadHunter, о том, что их заработная плата выросла, рассказал 1% респондентов, 45% отметили снижение зарплаты, для 44% ничего не изменилось. Чаще остальных о снижении уровня доходов говорили специалисты профессиональных сфер «продажи» (67%), «искусство/развлечения/масс-медиа» (3%) и «административный персонал» (53%). Прирост в доходах заметили работники в областях «управление персоналом/тренинги» (3%), «ИТ/интернет/телеком» (2%) и высший менеджмент (3%). О риске уменьшения заработной платы в ближайшее время заявили 36% респондентов, 44% предполагают, что этого не случится. 

— Сейчас практически все коммуникации между людьми, включая рабочие, перенеслись в онлайн. Насколько эффективен сегодня формат онлайн-собеседований? 
— На самом деле проведение собеседований в онлайне для многих рекрутеров не в новинку. В нашей компании уже давно успешно используется такой формат при найме сотрудников, и он не менее эффективен, чем живой диалог, и даже имеет ряд преимуществ, основное из которых — экономия времени. Кроме этого, онлайн-формат позволяет расширить географию поиска и отбирать кандидатов из других регионов — для удаленной работы, либо готовых к переезду. К слову сказать, совместно с Microsoft мы первые в России запустили сервис онлайн-собеседований на базе платформы Microsoft Teams, доступ к которому получили все рекрутеры, использующие облачную CRM для рекрутинга Talantix. Благодаря этому работодатели смогут перевести в онлайн 100% процессов подбора персонала: от публикации вакансии до проведения интервью, — чем существенно сэкономят время и другие ресурсы рекрутеров и соискателей. Для организации и проведения онлайн-собеседования достаточно зайти в раздел «Отклики» в личном кабинете на hh.ru, выбрать подходящего кандидата, нажать кнопку «Пригласить на видео-звонок», отметить подходящие время и дату в календаре и отправить сообщение соискателю. Соискателю останется лишь пройти по ссылке в назначенное время. Тайминг проведения собеседования не ограничен, присоединиться к звонку можно с любого устройства. 

— Как вы считаете, значительно ли изменится рынок труда после кризиса?  
— Безусловно, изменения произойдут, этот процесс уже запущен. Ни экономика в целом, ни рынок труда уже не вернутся к прежнему состоянию. Прежде всего, компании будут вкладывать существенные деньги в цифровую трансформацию своего бизнеса: пандемия выступила катализатором этого перехода. Соответственно люди, которые владеют навыками удаленной работы и готовы трудиться вне офисных стен, будут востребованы больше. А значит, сократится спрос на офисный персонал, к тому же будет идти трансформация рутинных процессов. Уже сегодня значительное число компаний, поработав в режиме изоляции, приходит к пониманию, что для обеспечения тех или иных бизнес-процессов нет нужды в имеющемся количестве сотрудников. Поэтому, вероятно, после снятия ограничительных мер будет произведена HR-оценка каждого специалиста на предмет его профессиональной эффективности.
Если говорить о докризисных трендах: по-прежнему будет расти спрос на специалистов в области информационных технологий, разве что еще более быстрыми темпами — в связи с увеличением доли онлайн-бизнеса. Никуда не денется дефицит квалифицированных рабочих и медперсонала, а вот специалистам в области индустрии красоты и спорта придется сложно: потребительская способность населения снизится на время, на первый план выйдут базовые человеческие потребности. 

О компании HeadHunter 
HeadHunter (hh.ru) (NASDAQ: HHR) — крупнейшая онлайн-рекрутинг платформа в России, клиентами которой являются около 250 тысяч компаний. Обширная база кандидатов HeadHunter содержит более 45 млн резюме, а среднее дневное количество вакансий превышает 620 тыс. По данным SimilarWeb, HeadHunter входит в топ-3 популярных мировых порталов по поиску работы и сотрудников.

На правах рекламы
Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное
Маркетплейсы
1euromedia Оперативно о событиях
Вся власть РФ