«Наши герои — рок-звезды, футболисты, альпинисты. Но главное, все они строители»

«Наши герои — рок-звезды, футболисты, альпинисты. Но главное, все они строители» Разговор с главным редактором «Отраслевого журнала «Вестник» Еленой Лозовой.
События

«Наши герои — рок-звезды, футболисты, альпинисты. Но главное, все они строители»

Разговор с главным редактором «Отраслевого журнала «Вестник» Еленой Лозовой.

Логотип Журнала Нация
В этом году День строителя в России (второе воскресенье августа) юбилейный: он будет отмечаться в 65-й раз. К этой дате «Отраслевой журнал «Вестник», одно из самых авторитетных изданий холдинга «ЕвроМедиа», готовит праздничный альманах
За какие заслуги Сергей Степашин недавно отметил журнал, как «Вестнику» удается быть визионером и что интересного будет в номере, — рассказывает главный редактор Елена Лозовая.

Елена Лозовая с Владимиром Яковлевым, президентом Российского союза строителей.


— Елена, чем ваш праздничный альманах будет отличаться от рядовых номеров?
— Прежде всего количеством аналитических материалов: рейтингов, мониторингов, обзоров. Одна из сильных сторон нашего журнала — прогностика. Мы стараемся заглянуть в будущее и предсказать, как будет развиваться строительный комплекс — в целом и в отдельных сегментах: промышленность, тенденции в архитектуре, лифтовая отрасль. Когда спустя время мы поднимаем подшивки и смотрим эти материалы, видим, что эти прогнозы зачастую оказываются верными.

У нас есть визионерская, можно сказать, рубрика, которая мне очень нравится, называется «Чего не хватает России». Ей уже лет десять, и мы в каждом номере поднимаем самую на текущий момент актуальную тему. Например, остро стоял вопрос перехода на BIM-технологии, 3D-проектирование: с 1 января 2022 года все объекты в рамках госзаказа должны проектироваться именно в 3D. И мы узнавали у наших экспертов их мнение: справится ли отрасль, какие есть препоны. Получился большой интересный материал, мы вышли за рамки объема, но это того стоило. Было много откликов.

— Кто ваши эксперты?
— Это топ-спикеры из министерства строительства и ЖКХ России, мы с ним тесно сотрудничаем: сам министр Ирек Файзуллин и его заместитель Максим Егоров. Это начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов, известные архитекторы Сергей Чобан, Филипп Никандров, Андрей Асадов, Борис Бернаскони. Из зарубежных — практикующий архитектор и урбанист, американец Диру Тадани, специалист по транспортной инфраструктуре, итальянец Федерико Паралотто, турецкий архитектор Мелике Алтынышик и другие.

Архитектор Сергей Чобан.


Добавлю еще одно отличие альманаха. Это большое количество очерков в нем. Как в целом о развитии отрасли, так и о людях, которые на это влияют. Мы пишем и о заслуженных архитекторах и строителях России (у нас есть рубрика «Доска почета»), и о представителях профессий («Герои специального назначения»): это каменщики, штукатуры, плотники, — им, поверьте, тоже есть что рассказать.

Важно также отметить, что нашими командировками мы стараемся (в каждом номере, но в альманахе особенно) охватить как можно больше регионов — буквально от Калининграда до Камчатки — и рассказать, как на местах развивается строительный комплекс, архитектура, дорожное и жилищно-коммунальное хозяйства. Охватываем до 60 регионов страны, что дает нам возможность показать по-настоящему цельную картину.

У нас есть федеральная повестка, региональная, муниципальная, и мы считаем одной из главных задач журнала создание диалога между разными уровнями власти и бизнеса. Поэтому и объем альманахов у нас 500–600 страниц.

— Впечатляюще! А какова главная тема номера нового альманаха?
— Пятнадцатилетие национальных проектов в строительстве. В 2006-м была поставлена цель — достичь в России строительства 80 млн кв. м жилья в год. Цифра казалась сумасшедшей, тогда строили 50–60 млн кв. м, а тут — 80! К назначенному 2010-му этого показателя достичь не могли, но к 2015-му не просто достигли, а перепрыгнули: построили 85 млн кв. м! Сейчас каждый год сдается по 78–82. Новый нацпроект наметил очередную вершину: к 1 января 2030 года построить 1 млрд кв. м жилья. То есть ежегодно надо вводить в строй более 100 млн кв. м. И мне кажется, что это достижимо. А наша задача — показать, как все эти годы развивалась отрасль, какие у нее были проблемы и какие достижения.

С министром строительства и ЖКХ России сотрудники холдинга знакомы уже не один год. На фото 2018 года: Ирек Файзуллин, тогда еще министр строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана (в центре), и руководитель «ЕвроМедиа» Владимир Денисов.


Мы планируем ряд интервью с ключевыми фигурами: с министром строительства и ЖКХ РФ, региональными министрами, крупнейшими застройщиками.
Сегодня мы своими глазами видим, как реализуются нацпроекты, как благоустраиваются парки и дворы, появляются современные детские площадки. Люди получают комфортную среду для жизни.

— Но ведь и проблемы у отрасли есть. Каковы основные?
— Одну из проблем обнажила пандемия. Когда в марте прошлого года остановили многие стройки в Москве и регионах, отток строителей-мигрантов составил несколько сотен тысяч человек! Они просто вернулись на родину, в основном в Среднюю Азию. Проблема и сегодня до конца не решена: дефицит рабочих рук в отрасли, по разным данным, от 1,2 млн до 2 млн человек.
Мы проводили масштабную онлайн-конференцию по кадровой проблеме. Участвовали специалисты и эксперты. И одно из решений было — выращивать своих мастеров, а для этого популяризировать профессию строителя. Очень важно, чтобы наша молодежь сейчас шла в ссузы. Дефицит рабочих рук можно и нужно решить своими силами.

И еще одна большая проблема — это растущие цены на стройматериалы, особенно на металл: арматуру, кровлю, двери, — это значительный сегмент строительства. В том числе и из-за этого буквально за полгода цены на квартиры в разных регионах взлетели на 30–70%. Иногда люди стремятся купить квартиру, которая пока вообще только в проекте. Хорошо, что есть ипотека, которую ввели в апреле 2020 года под 6,5% — как временную меру поддержки первичного рынка жилья; а недавно на питерском форуме президент сказал, что продлевает эту меру, теперь под 7%. А ведь совсем недавно и 11–12% — это было неплохо.

Несмотря на проблемы, я настроена оптимистично. Показатели строительства в этом году выше, чем в прошлом. И тенденция роста сохранится, и жилье будет лучшего качества.

— Ваше издание ведь тоже на пороге юбилея, скоро «Отраслевому журналу «Вестник» исполнится 20 лет.
— В следующем году, да. 20 лет назад ИД «ЕвроМедиа» начинался как раз с нашего журнала, и тогда это было небольшое издание, которое выходило только на территории Ростовской области. Когда в рамках одного региона нам стало тесно, мы вышли на Южный федеральный округ. А потом на всю Россию. Некоторые удивляются, что головной офис издательского дома «ЕвроМедиа» — в Ростове, а филиалы в Москве, Питере и Казани. Но это наша особенность.

Досье. Холдинг «ЕвроМедиа» — один из лидеров издательского бизнеса России и Евразийского экономического союза. С 2002 года его команда создала и вывела на медиарынок 10 журналов совокупным тиражом более 100 000 экземпляров. Это помимо журнала о строительстве отраслевые и окружные издания: «Здравоохранение России», «Российское образование», «Вестник экономики Евразийского союза», «Вестник АПК», «Вестник. Северный Кавказ» и другие. С 2012 года «ЕвроМедиа» издает журнал «Нация».

— Сколько номеров «Вестника» было выпущено за эти годы?
— К сегодняшнему дню 125. Помимо печатной версии уже несколько лет работает полноценный сайт, куда загружаются не только материалы бумажного номера, но и дополнительные. Да и наши соцсети — это уже отдельные СМИ, у них своя аудитория, которая не всегда пересекается с «бумажной».

— Известно, что «Вестник» — это больше чем журнал. Помимо написания статей вы проводите много мероприятий, реализуете офлайн-проекты. Расскажите о самых интересных и значимых.
— Это, например, наш турнир по мини-футболу «Я — строитель!». В этом году он пройдет уже в 14-й раз, традиционно в августе. Ежегодно в турнире участвуют команды, собранные из работников строительных предприятий; были команды, сформированные из чиновников областных Минстроя и министерства ЖКХ. Борьба нешуточная, все выкладываются по полной. Столько эмоций, энергии на поле!

10-й турнир по мини-футболу «Я — строитель!», 2017 год.


Вот уже 4 года Общественный совет при Минстрое России реализует программу популяризации профессии «Я — строитель будущего», и наш журнал ее активно поддерживает. Среди прочего в программе есть конкурс «Спроси строителя», на который свои вопросы присылают дети от 6 до 14 лет. Я была членом жюри и скажу вам, что рассмотреть более 400 вопросов — непростая задача.
В этом году создан первый общественный детский совет при Общественном совете Минстроя России. Дети поднимают настолько недетские проблемы и предлагают настолько грамотные интересные решения, что диву даешься, какая растет смена. Ребята — большие молодцы, я рада, что мы сотрудничаем с министерством по этому проекту.

Хочу еще рассказать о проекте, который буквально запал мне в душу. Он называется «Маршрут благоустройства», мы проводили его на территории Ростовской области в 2017 году. Тогда только приняли федеральный проект по формированию комфортной городской среды, и мы хотели наглядно показать людям ее развитие. Нашли в Донецке огромный, на несколько домов, двор — площадью около двух гектаров. Заброшенный, заросший травой, старые советские качели-карусели, чуть ли не волки там выли. Собрали народ, устроили чаепитие, концерт, пригласили местного главу, выслушали и пожелания жителей, заложили их в проект: двусторонняя связь — одно из главных отличий программы.
Через несколько месяцев, когда проект был воплощен в жизнь, мы снова приехали туда и устроили повторное чаепитие — но уже в совсем другом дворе. Современные беседки, интересные детские и спортплощадки с резиновым покрытием. И жители, которые не верили вначале, что двор реально изменится, встретили нас с улыбками, сияющими глазами.

Народный праздник в рамках донского проекта «Маршрут благоустройства».


Когда Владимиру Путину на заседании Совета по развитию местного самоуправления в августе 2017 года докладывали о первых шагах этого проекта, одним из позитивных примеров назвали наш «Маршрут благоустройства». Это было очень приятно. А позже наш формат взяли за основу, и появилась федеральная программа «Выходи гулять»: во многих городских дворах России проводили такие же праздники и рассказывали о том, как идет формирование комфортной среды.

Добавлю, что мы ежегодно становимся лауреатами конкурсов журналистского мастерства, Минстрой проводит свой конкурс «Созидание и развитие». А в феврале этого года председатель Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ России Сергей Степашин вручил благодарственное письмо руководителю холдинга «ЕвроМедиа» Владимиру Денисову — за активное участие в акции «Я — строитель будущего». «Вестник» стал единственным печатным СМИ среди награжденных Степашиным, чем мы тоже гордимся.

— Кто ваши читатели?
— Все, кто имеет отношение к строительному комплексу: от министров и руководителей федеральных структур до каменщиков и монтажников.
Мы информационные партнеры Министерства строительства и ЖКХ России, Российского союза строителей, Российского союза архитекторов, Ассоциации региональных операторов ремонта многоквартирных домов, Национального объединения предприятий строительных материалов. И этот список постоянно пополняется.
В первую очередь, конечно, наше издание для профессионалов.

Владимир Шахрин — монтажник СУ-20 Свердловского домостроительного комбината.

— А может ли в вашем журнале найти что-то для себя обычный читатель — скажем, супруга министра?
— Думаю, да. У нас, например, был отличный, совместный с «Нацией», проект «Рок-н-ролл на стройке»: Владимир Шахрин из группы «ЧайФ», Алексей Романов из «Воскресенья», Андрей Макаревич вспомнили о том, как в свое время работали архитекторами или строителями.
Мне особенно запомнилась история Шахрина, который после армии нескольких лет проработал в СУ-20 Свердловского домостроительного комбината. И когда их альбом «Не беда» в 1989 году вышел на «Мелодии» тиражом под 1 миллион экземпляров, Шахрин и другие участники «ЧайФа» все еще работали строителями.
Знаете, как сказал Владимир о людях рабочих специальностей? «Я считаю, что эти люди и есть лицо страны. Россия принадлежит тем, кто каждый день садится в комбайны и строительные краны, строит, моет чистит, они главные в нашей стране».

А в альманахе будет интервью с лидером группы «АнимациЯ» Константином Кулясовым. Вы наверняка слышали их хит «Родина»: «Я люблю свою Родину, вроде бы. Я полжизни рабом на заводе был. И носил штаны прямо на скелет, но теперь меня это не торкает». На самом деле Кулясов чуть ли не полжизни проработал на стройке, и это его, как он выражается, «торкало». Начал грузчиком на стройке в 15 лет, а много позже открыл свою стройфирму. «Я могу построить дом от фундамента до крыши, и я этим горжусь», вообще много чего пережил, очень интересный разговор получился.

— У вас, главного редактора, есть любимая рубрика в журнале?
— И не одна. Например, рубрика «Не для протокола», где наши герои, как говорится, ослабив галстук, рассказывают о своих увлечениях. Есть такой известный российский предприниматель, заслуженный строитель России, владелец корпорации «Баркли» Леонид Казинец, так вот на досуге он совершает групповые парашютные прыжки, которые дважды вошли в Книгу рекордов Гиннеса — за самую большую формацию в свободном падении и за самый массовый прыжок на ограниченную площадь.

Мы писали и об Александре Сидякине, тогда он был зампредседателя комитета по жилищной политике и ЖКХ в Госдуме, а сейчас руководитель администрации главы Республики Башкортостан; его увлечение — горные восхождения, он покорил четыре из семи самых высоких вершин мира.

Александр Сидякин на вершине Эвереста с флагом «ЖКХ меняется».


Еще люблю нашу рубрику «Словарик строителя», там такие словечки интересные, иногда совершенно нельзя представить, что они значат. К примеру, душка — это приточная вентиляция, а мариванна — кувалда. Ни в жизнь не догадаешься.

И я уже упоминала новую рубрику «Герои специального назначения» о представителях трудовых профессий. Она мне тоже очень по душе. Ты понимаешь, что эти люди по-настоящему влюблены в свое дело. И получают не только финансовое вознаграждение, но и моральное удовольствие. Мне кажется, они прекрасный пример для молодежи — как нужно относиться к своей работе, как нужно жить. Что сидеть в офисе может быть куда скучнее, чем делать реальное дело на стройке — на верхотуре, в жару. У нас уже были плиточники и сантехники, а сейчас я хочу рассказать о промышленных альпинистах, мне кажется, они и правда герои.

— Что еще немаловажно в наше время — кто ваши рекламодатели? И почему они выбирают ваше издание?
— Это застройщики, производители промстройматериалов, лифтов, проектировщики, экспертные организации, банки, связанные со строительным комплексом. Они выбирают «Вестник» потому, что знают: информация точно дойдет до их клиентов, партнеров, представителей власти. У холдинга «ЕвроМедиа» своя служба дистрибуции: есть адресная доставка, есть сеть фирменных стоек, они установлены в министерствах всех уровней, различных отраслевых ведомствах, аэропортах.

Альманах ко Дню строителя соберет сотни компаний из разных регионов страны. Подать заявку на участие можно, кликнув по картинке.


Но главное здесь то, что мы уже обсудили с вами: изданию почти 20 лет. Знаете, как говорят: первые два года студент работает на зачетку, а потом зачетка на него. Так же и журнал. У нас есть имя, которое хорошо знают в профессиональной среде, наши журналисты и приглашенные авторы разбираются во всех тонкостях. «Вестник» — авторитет в строительной отрасли страны, который отвечает за каждое свое слово.