«Наши герои — рок-звезды, футболисты, альпинисты. Но главное, все они строители»
События

«Наши герои — рок-звезды, футболисты, альпинисты. Но главное, все они строители»

Разговор с главным редактором «Отраслевого журнала «Вестник» Еленой Лозовой.

автор Ольга Майдельман.

21 Июня 2021

В этом году День строителя в России (второе воскресенье августа) юбилейный: он будет отмечаться в 65-й раз. К этой дате «Отраслевой журнал «Вестник», одно из самых авторитетных изданий холдинга «ЕвроМедиа», готовит праздничный альманах
За какие заслуги Сергей Степашин недавно отметил журнал, как «Вестнику» удается быть визионером и что интересного будет в номере, — рассказывает главный редактор Елена Лозовая.



— Елена, чем ваш праздничный альманах будет отличаться от рядовых номеров?
— Прежде всего количеством аналитических материалов: рейтингов, мониторингов, обзоров. Одна из сильных сторон нашего журнала — прогностика. Мы стараемся заглянуть в будущее и предсказать, как будет развиваться строительный комплекс — в целом и в отдельных сегментах: промышленность, тенденции в архитектуре, лифтовая отрасль. Когда спустя время мы поднимаем подшивки и смотрим эти материалы, видим, что эти прогнозы зачастую оказываются верными.

У нас есть визионерская, можно сказать, рубрика, которая мне очень нравится, называется «Чего не хватает России». Ей уже лет десять, и мы в каждом номере поднимаем самую на текущий момент актуальную тему. Например, остро стоял вопрос перехода на BIM-технологии, 3D-проектирование: с 1 января 2022 года все объекты в рамках госзаказа должны проектироваться именно в 3D. И мы узнавали у наших экспертов их мнение: справится ли отрасль, какие есть препоны. Получился большой интересный материал, мы вышли за рамки объема, но это того стоило. Было много откликов.

— Кто ваши эксперты?
— Это топ-спикеры из министерства строительства и ЖКХ России, мы с ним тесно сотрудничаем: сам министр Ирек Файзуллин и его заместитель Максим Егоров. Это начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов, известные архитекторы Сергей Чобан, Филипп Никандров, Андрей Асадов, Борис Бернаскони. Из зарубежных — практикующий архитектор и урбанист, американец Диру Тадани, специалист по транспортной инфраструктуре, итальянец Федерико Паралотто, турецкий архитектор Мелике Алтынышик и другие.



Добавлю еще одно отличие альманаха. Это большое количество очерков в нем. Как в целом о развитии отрасли, так и о людях, которые на это влияют. Мы пишем и о заслуженных архитекторах и строителях России (у нас есть рубрика «Доска почета»), и о представителях профессий («Герои специального назначения»): это каменщики, штукатуры, плотники, — им, поверьте, тоже есть что рассказать.

Важно также отметить, что нашими командировками мы стараемся (в каждом номере, но в альманахе особенно) охватить как можно больше регионов — буквально от Калининграда до Камчатки — и рассказать, как на местах развивается строительный комплекс, архитектура, дорожное и жилищно-коммунальное хозяйства. Охватываем до 60 регионов страны, что дает нам возможность показать по-настоящему цельную картину.

У нас есть федеральная повестка, региональная, муниципальная, и мы считаем одной из главных задач журнала создание диалога между разными уровнями власти и бизнеса. Поэтому и объем альманахов у нас 500–600 страниц.

— Впечатляюще! А какова главная тема номера нового альманаха?
— Пятнадцатилетие национальных проектов в строительстве. В 2006-м была поставлена цель — достичь в России строительства 80 млн кв. м жилья в год. Цифра казалась сумасшедшей, тогда строили 50–60 млн кв. м, а тут — 80! К назначенному 2010-му этого показателя достичь не могли, но к 2015-му не просто достигли, а перепрыгнули: построили 85 млн кв. м! Сейчас каждый год сдается по 78–82. Новый нацпроект наметил очередную вершину: к 1 января 2030 года построить 1 млрд кв. м жилья. То есть ежегодно надо вводить в строй более 100 млн кв. м. И мне кажется, что это достижимо. А наша задача — показать, как все эти годы развивалась отрасль, какие у нее были проблемы и какие достижения.



Мы планируем ряд интервью с ключевыми фигурами: с министром строительства и ЖКХ РФ, региональными министрами, крупнейшими застройщиками.
Сегодня мы своими глазами видим, как реализуются нацпроекты, как благоустраиваются парки и дворы, появляются современные детские площадки. Люди получают комфортную среду для жизни.

— Но ведь и проблемы у отрасли есть. Каковы основные?
— Одну из проблем обнажила пандемия. Когда в марте прошлого года остановили многие стройки в Москве и регионах, отток строителей-мигрантов составил несколько сотен тысяч человек! Они просто вернулись на родину, в основном в Среднюю Азию. Проблема и сегодня до конца не решена: дефицит рабочих рук в отрасли, по разным данным, от 1,2 млн до 2 млн человек.
Мы проводили масштабную онлайн-конференцию по кадровой проблеме. Участвовали специалисты и эксперты. И одно из решений было — выращивать своих мастеров, а для этого популяризировать профессию строителя. Очень важно, чтобы наша молодежь сейчас шла в ссузы. Дефицит рабочих рук можно и нужно решить своими силами.

И еще одна большая проблема — это растущие цены на стройматериалы, особенно на металл: арматуру, кровлю, двери, — это значительный сегмент строительства. В том числе и из-за этого буквально за полгода цены на квартиры в разных регионах взлетели на 30–70%. Иногда люди стремятся купить квартиру, которая пока вообще только в проекте. Хорошо, что есть ипотека, которую ввели в апреле 2020 года под 6,5% — как временную меру поддержки первичного рынка жилья; а недавно на питерском форуме президент сказал, что продлевает эту меру, теперь под 7%. А ведь совсем недавно и 11–12% — это было неплохо.

Несмотря на проблемы, я настроена оптимистично. Показатели строительства в этом году выше, чем в прошлом. И тенденция роста сохранится, и жилье будет лучшего качества.

— Ваше издание ведь тоже на пороге юбилея, скоро «Отраслевому журналу «Вестник» исполнится 20 лет.
— В следующем году, да. 20 лет назад ИД «ЕвроМедиа» начинался как раз с нашего журнала, и тогда это было небольшое издание, которое выходило только на территории Ростовской области. Когда в рамках одного региона нам стало тесно, мы вышли на Южный федеральный округ. А потом на всю Россию. Некоторые удивляются, что головной офис издательского дома «ЕвроМедиа» — в Ростове, а филиалы в Москве, Питере и Казани. Но это наша особенность.

Досье. Холдинг «ЕвроМедиа» — один из лидеров издательского бизнеса России и Евразийского экономического союза. С 2002 года его команда создала и вывела на медиарынок 10 журналов совокупным тиражом более 100 000 экземпляров. Это помимо журнала о строительстве отраслевые и окружные издания: «Здравоохранение России», «Российское образование», «Вестник экономики Евразийского союза», «Вестник АПК», «Вестник. Северный Кавказ» и другие. С 2012 года «ЕвроМедиа» издает журнал «Нация».

— Сколько номеров «Вестника» было выпущено за эти годы?
— К сегодняшнему дню 125. Помимо печатной версии уже несколько лет работает полноценный сайт, куда загружаются не только материалы бумажного номера, но и дополнительные. Да и наши соцсети — это уже отдельные СМИ, у них своя аудитория, которая не всегда пересекается с «бумажной».

— Известно, что «Вестник» — это больше чем журнал. Помимо написания статей вы проводите много мероприятий, реализуете офлайн-проекты. Расскажите о самых интересных и значимых.
— Это, например, наш турнир по мини-футболу «Я — строитель!». В этом году он пройдет уже в 14-й раз, традиционно в августе. Ежегодно в турнире участвуют команды, собранные из работников строительных предприятий; были команды, сформированные из чиновников областных Минстроя и министерства ЖКХ. Борьба нешуточная, все выкладываются по полной. Столько эмоций, энергии на поле!



Вот уже 4 года Общественный совет при Минстрое России реализует программу популяризации профессии «Я — строитель будущего», и наш журнал ее активно поддерживает. Среди прочего в программе есть конкурс «Спроси строителя», на который свои вопросы присылают дети от 6 до 14 лет. Я была членом жюри и скажу вам, что рассмотреть более 400 вопросов — непростая задача.
В этом году создан первый общественный детский совет при Общественном совете Минстроя России. Дети поднимают настолько недетские проблемы и предлагают настолько грамотные интересные решения, что диву даешься, какая растет смена. Ребята — большие молодцы, я рада, что мы сотрудничаем с министерством по этому проекту.

Хочу еще рассказать о проекте, который буквально запал мне в душу. Он называется «Маршрут благоустройства», мы проводили его на территории Ростовской области в 2017 году. Тогда только приняли федеральный проект по формированию комфортной городской среды, и мы хотели наглядно показать людям ее развитие. Нашли в Донецке огромный, на несколько домов, двор — площадью около двух гектаров. Заброшенный, заросший травой, старые советские качели-карусели, чуть ли не волки там выли. Собрали народ, устроили чаепитие, концерт, пригласили местного главу, выслушали и пожелания жителей, заложили их в проект: двусторонняя связь — одно из главных отличий программы.
Через несколько месяцев, когда проект был воплощен в жизнь, мы снова приехали туда и устроили повторное чаепитие — но уже в совсем другом дворе. Современные беседки, интересные детские и спортплощадки с резиновым покрытием. И жители, которые не верили вначале, что двор реально изменится, встретили нас с улыбками, сияющими глазами.



Когда Владимиру Путину на заседании Совета по развитию местного самоуправления в августе 2017 года докладывали о первых шагах этого проекта, одним из позитивных примеров назвали наш «Маршрут благоустройства». Это было очень приятно. А позже наш формат взяли за основу, и появилась федеральная программа «Выходи гулять»: во многих городских дворах России проводили такие же праздники и рассказывали о том, как идет формирование комфортной среды.

Добавлю, что мы ежегодно становимся лауреатами конкурсов журналистского мастерства, Минстрой проводит свой конкурс «Созидание и развитие». А в феврале этого года председатель Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ России Сергей Степашин вручил благодарственное письмо руководителю холдинга «ЕвроМедиа» Владимиру Денисову — за активное участие в акции «Я — строитель будущего». «Вестник» стал единственным печатным СМИ среди награжденных Степашиным, чем мы тоже гордимся.

— Кто ваши читатели?
— Все, кто имеет отношение к строительному комплексу: от министров и руководителей федеральных структур до каменщиков и монтажников.
Мы информационные партнеры Министерства строительства и ЖКХ России, Российского союза строителей, Российского союза архитекторов, Ассоциации региональных операторов ремонта многоквартирных домов, Национального объединения предприятий строительных материалов. И этот список постоянно пополняется.
В первую очередь, конечно, наше издание для профессионалов.


— А может ли в вашем журнале найти что-то для себя обычный читатель — скажем, супруга министра?
— Думаю, да. У нас, например, был отличный, совместный с «Нацией», проект «Рок-н-ролл на стройке»: Владимир Шахрин из группы «ЧайФ», Алексей Романов из «Воскресенья», Андрей Макаревич вспомнили о том, как в свое время работали архитекторами или строителями.
Мне особенно запомнилась история Шахрина, который после армии нескольких лет проработал в СУ-20 Свердловского домостроительного комбината. И когда их альбом «Не беда» в 1989 году вышел на «Мелодии» тиражом под 1 миллион экземпляров, Шахрин и другие участники «ЧайФа» все еще работали строителями.
Знаете, как сказал Владимир о людях рабочих специальностей? «Я считаю, что эти люди и есть лицо страны. Россия принадлежит тем, кто каждый день садится в комбайны и строительные краны, строит, моет чистит, они главные в нашей стране».

А в альманахе будет интервью с лидером группы «АнимациЯ» Константином Кулясовым. Вы наверняка слышали их хит «Родина»: «Я люблю свою Родину, вроде бы. Я полжизни рабом на заводе был. И носил штаны прямо на скелет, но теперь меня это не торкает». На самом деле Кулясов чуть ли не полжизни проработал на стройке, и это его, как он выражается, «торкало». Начал грузчиком на стройке в 15 лет, а много позже открыл свою стройфирму. «Я могу построить дом от фундамента до крыши, и я этим горжусь», вообще много чего пережил, очень интересный разговор получился.

— У вас, главного редактора, есть любимая рубрика в журнале?
— И не одна. Например, рубрика «Не для протокола», где наши герои, как говорится, ослабив галстук, рассказывают о своих увлечениях. Есть такой известный российский предприниматель, заслуженный строитель России, владелец корпорации «Баркли» Леонид Казинец, так вот на досуге он совершает групповые парашютные прыжки, которые дважды вошли в Книгу рекордов Гиннеса — за самую большую формацию в свободном падении и за самый массовый прыжок на ограниченную площадь.

Мы писали и об Александре Сидякине, тогда он был зампредседателя комитета по жилищной политике и ЖКХ в Госдуме, а сейчас руководитель администрации главы Республики Башкортостан; его увлечение — горные восхождения, он покорил четыре из семи самых высоких вершин мира.



Еще люблю нашу рубрику «Словарик строителя», там такие словечки интересные, иногда совершенно нельзя представить, что они значат. К примеру, душка — это приточная вентиляция, а мариванна — кувалда. Ни в жизнь не догадаешься.

И я уже упоминала новую рубрику «Герои специального назначения» о представителях трудовых профессий. Она мне тоже очень по душе. Ты понимаешь, что эти люди по-настоящему влюблены в свое дело. И получают не только финансовое вознаграждение, но и моральное удовольствие. Мне кажется, они прекрасный пример для молодежи — как нужно относиться к своей работе, как нужно жить. Что сидеть в офисе может быть куда скучнее, чем делать реальное дело на стройке — на верхотуре, в жару. У нас уже были плиточники и сантехники, а сейчас я хочу рассказать о промышленных альпинистах, мне кажется, они и правда герои.

— Что еще немаловажно в наше время — кто ваши рекламодатели? И почему они выбирают ваше издание?
— Это застройщики, производители промстройматериалов, лифтов, проектировщики, экспертные организации, банки, связанные со строительным комплексом. Они выбирают «Вестник» потому, что знают: информация точно дойдет до их клиентов, партнеров, представителей власти. У холдинга «ЕвроМедиа» своя служба дистрибуции: есть адресная доставка, есть сеть фирменных стоек, они установлены в министерствах всех уровней, различных отраслевых ведомствах, аэропортах.



Но главное здесь то, что мы уже обсудили с вами: изданию почти 20 лет. Знаете, как говорят: первые два года студент работает на зачетку, а потом зачетка на него. Так же и журнал. У нас есть имя, которое хорошо знают в профессиональной среде, наши журналисты и приглашенные авторы разбираются во всех тонкостях. «Вестник» — авторитет в строительной отрасли страны, который отвечает за каждое свое слово.