В России действует обязательная маркировка товара: производитель или импортер наносит уникальный код, который помогает проследить путь этого товара. Маркировка уже обязательна для сигарет и обуви, а к 2024 году правительство планирует маркировать практически все: от детского питания до велосипедов. Как бизнесу подготовиться к новым правилам, а потребителю — получить пользу?
Маркировка — что это?
В декабре 2017 года вступил в силу 487-ФЗ, который дал старт маркировке товаров в России. Хотя все началось раньше: в 2015 году с эксперимента по маркировке шуб, после которого повысилась прослеживаемость передвижения изделий и снизилось количества контрафакта. После таких результатов маркировку решили масштабировать.Главное в маркировке — код формата DataMatrix. Производители или импортеры наносят его на каждую единицу товара. Для каждой единицы код уникальный. Он проходит долгий путь: производство или импорт, отгрузка, приемка и продажа. Код сканируется на каждом этапе, данные о движении товара передаются в систему мониторинга.
Код маркировки — это набор цифр и букв. В нем зашифрована вся информация о товаре, например: модель, страна-производитель, бренд, материал (если это обувь, то материал верха, низа и подкладки), ИНН импортера или производителя, размер (если это обувь или одежда), цвет.
Оператор маркировки в России — ЦРПТ. Информационная система маркировки — Честный ЗНАК. Через нее производители или импортеры заказывают коды маркировки и в нее же передают данные о движении кода или его выбытии.
А что маркируем?
Обязательная маркировка уже действует для сигарет и обуви. С 1 июля 2019 года обязательна продажа маркированных сигарет через онлайн-кассу, а производить и импортировать можно только маркированные сигареты и папиросы. Для обуви с 1 октября 2019 года начинается обязательная маркировка остатков, а продажа маркированной обуви начнется с 1 марта 2020 года.С 1 октября 2019 года обязательна маркировка лекарств из категории высокозатратных нозологий.Для других категорий товаров правительство России запустило эксперименты. Во время экспериментов участники обкатывают технологию маркировки на отдельной категории товара и тестируют ее. Результат эксперимента — сформулированные правила работы с маркировкой для всех участников отрасли.
Сейчас в России проводится эксперимент по маркировке молочной продукции, кресел-колясок, велосипедов, фотоаппаратов, шин, одежды и духов. В перспективе правительство РФ планирует ввести маркировку для всех категорий потребительских товаров.
А зачем маркируем?
Для покупателя маркировка — способ убедиться в подлинности товара, проверить состав и узнать страну-производителя. Код маркировки активен после покупки: его можно просканировать в мобильном приложении Честного ЗНАКА и получить информацию о товаре. Через приложение можно сообщить о подделке.Для бизнеса маркировка — это возможность не конкурировать с демпингующим «серым» рынком и выставлять честные цены на свои товары.
Для государства маркировка — легализация рынков, способ борьбы с контрафактом, повышение прослеживаемости подконтрольной продукции и повышение налоговых сборов.
Что будет, если игнорировать маркировку
Правительство России установило дополнительный обязательный реквизит чека — «код товара». Это реквизит для маркировки. Отсутствие этого реквизита при продаже маркированного товара — нарушение.За нарушения можно получить штраф по ст.14.5 КоАП РФ (применение ККТ с нарушениями). Для должностных лиц — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей, для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей.
Как маркировка отразится на бизнесе
Переход на работу с маркировкой непростой: придется купить новое оборудование, завести новые сервисы и обучить персонал. Маркировка меняет все процессы и добавляет новые. Например, производителям нужно внедрить новые программы для заказа кодов маркировки и оборудование для их нанесения.Тот, кто будет принимать маркированный товар, должен будет передавать сведения о приемке с помощью электронного документооборота в Честный ЗНАК. Кроме того, нужно сверять коды маркировки товаров на складе с теми, которые указаны в электронных универсальных передаточных документах (УПД). Для этого потребуется программное обеспечение.
Про отгрузку маркированного товара тоже нужно будет сообщать в Честный ЗНАК и вносить в отгрузочные УПД коды маркировки. Кстати, если код «испортится» (повредится или потеряется), товар нужно будет перемаркировать. Для этого придется заказывать код повторно и снова наносить его на упаковку.
Рознице тоже потребуется переоборудование. Магазинам для продажи маркированной обуви или табака нужны:
● Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП). Она понадобится при регистрации в Честном ЗНАКе и при приемке накладных с маркированным товаром;
● Онлайн-касса, которая поддерживает работу с маркировкой.
● 2D-сканер для распознавания кодов маркировки.
● Оператор фискальных данных (ОФД) для передачи данных о продаже маркированного товара в ФНС и Честный ЗНАК. А еще он нужен для работы с онлайн-кассой.
● Кассовая программа, которая умеет работать с маркировкой.
Решение для производителей, импортеров и оптовиков отличается от розничного, так как закрывает все бизнес-процессы до продажи: производство или импорт, приемку, отгрузку, хранение и маркировку остатков.
Как с этим жить?
Чтобы выполнить все требования законодательства, нужно внедрить маркировку в весь цикл движения товара. Можно поставить решения от разных производителей, а можно закрыть весь цикл одним решением.В СКБ Контур есть комплексное решение для производителей, импортеров, оптовиков и для розничной продажи. СКБ Контур — технологический партнер ЦРПТ: решения интегрированы с системой маркировки Честный ЗНАК.
Если у вас остались вопросы по маркировке, можно задать их по телефонам +7 863 268-99-66, +7 863 268-99-86 или написать на электронную почту rostov@skbkontur.ru