Диалог с экспертом: о лучших российских работодателях и влиянии пандемии на рынок труда
События

Диалог с экспертом: о лучших российских работодателях и влиянии пандемии на рынок труда

Интервью с директором бренд-центра hh.ru Ниной Осовицкой.

На прошлой неделе крупнейшая российская платформа онлайн-рекрутинга hh.ru представила результаты ежегодного Рейтинга работодателей России за 2020 год, который возглавила Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». В список самых лучших вошли «Газпром нефть», Kaspersky, «Сбербанк», Mars, 2ГИС, «Тинькофф Банк», «Альфа-Банк», СИБУР, Tele2 и «Национальная Медиа Группа», а также 26 компаний ЮФО — из Краснодара, Волгограда, Ростова-на-Дону, Таганрога и Батайска. В Ростовской области таких работодателей оказалось 17, среди них издательство «Феникс», концерн «Покровский» и Донской государственный технический университет (ДГТУ). О том, что стимулирует компании к участию в Рейтинге и какие изменения произошли на рынке труда за время пандемии, рассказывает директор бренд-центра hh.ru, идеолог Рейтинга работодателей России Нина Осовицкая.

— В 2020 году общее количество финалистов Рейтинга превысило 500 компаний, что почти в два раза выше показателя за 2019 год. Что же подталкивает работодателей к участию в борьбе за звание лучших?
— Да, на участие в Рейтинге 2020 года было подано около 900 заявок, но, к сожалению, не каждая компания дошла до финала, пройдя все три этапа оценки. Рекордное число участников и повышенное внимание к нему можно объяснить тем, что прошлый год стал непростым испытанием не только для бизнеса, но и для HR-бренда многих компаний. Участие в Рейтинге — это прежде всего это отличный способ для работодателя продвинуть себя на рынке труда. Когда соискатель получает предложение откликнуться на вакансию, он пытается собрать максимум информации о компании, предлагающей трудоустройство, ориентируясь на рейтинги работодателей и оценивая, насколько она открыта и прозрачна. Особенно важно это для организаций, которым приходится конкурировать за соискателя с другими игроками рынка.
Помимо этого, наш Рейтинг помогает оценить эффективность работы с брендом работодателя. Он показывает, где компании удалось добиться хороших результатов, а где стоит приложить дополнительные усилия, чтобы обойти конкурентов. Такая информация особенно ценна для работы HR и PR-департаментов в аспекте понимания эффективности внутренних и внешних коммуникаций.
Директор бренд-центра hh.ru, идеолог Рейтинга работодателей России Нина Осовицкая.
Директор бренд-центра hh.ru, идеолог Рейтинга работодателей России Нина Осовицкая.
— Менялись ли как-то критерии оценки работодателей в прошлом году?
— В 2020 году мы ввели в методологию составления Рейтинга ряд изменений, что позволило в итоге получить максимально полную картину. Первое — мы решили, что внутреннее исследование нужно сделать более компактным, легким для прохождения и понятным для всех участников. Поэтому оценку вовлеченности сотрудников заменили на оценку лояльности персонала, что является еще более достоверным показателем в соответствии с лучшими мировыми практиками. Теперь мы используем eNPS — индекс лояльности сотрудников, который измеряется по единой стандартной методологии всеми игроками рынка. Сейчас мы задаем респондентам только один вопрос: готовы ли вы порекомендовать компанию как хорошее место работы? Если уместно, спрашиваем также, готовы ли вы рекомендовать услуги или продукцию компании. Такой подход показывает лучшие результаты.
Кроме этого, мы выделили четыре основных сегмента в зависимости от численности персонала в организациях — это крупнейшие компании со штатом больше 5 тысяч сотрудников, крупные, средние и небольшие. Таким образом, новый Рейтинг стал еще более понятен и прозрачен — он позволяет работодателям объективно оценить HR-процессы и внести необходимые изменения в HR-стратегии компаний. Соискатели, в свою очередь, могут смело ориентироваться на результаты при выборе места работы.

— В целом, какие значимые изменения за прошлый год Вы могли бы выделить на рынке труда и в сфере управления персоналом?
— Безусловно, главным движущим фактором всех трансформаций на рынке труда была пандемия и массовый переход на удаленную работу после введения режима самоизоляции. Это стало как вызовом для соискателей и работодателей, так и мощным драйвером развития тех процессов, которые в большинстве компаний уже были запущены, но в стабильном развитии событий их реализация заняла бы намного больше времени. В частности, запрос на дистанционную работу у многих специалистов был сформирован еще до пандемии, мы это видели по нашим исследованиям. Но далеко не все работодатели были готовы к подобным экспериментам, удаленную работу предлагали только узким категориям сотрудников и не во всех сферах рынка. Пандемия стала катализатором прорыва, причем, не только в технологиях и процессах цифровизации, но и в культуре и менталитете менеджмента. Работодатели осознали, что при определенных условиях персонал может эффективно работать на удаленке, и полноценно взаимодействовать в команде.
Еще одно изменение на рынке труда связано с оттоком из страны мигрантов по причине ограничений передвижения между странами. Отсутствие на рынке этой категории соискателей заставило работодателей пристальнее обратить внимание на усиление найма в российских регионах.
Стоит отметить и еще один немаловажный эффект пандемии — усовершенствовались внутренние коммуникации в компаниях, направленные как на дистанционно работающих сотрудников, так и на персонал, который оставался трудиться на привычных рабочих местах в условиях пандемии, ограничений и рисков. Работодателям было важно поддерживать людей и вербально, и конкретными действиями, такими как, например, минимизация рисков для здоровья, если перевод на удаленку невозможно реализовать, как это было на производстве, в логистике или розничной торговле. В целом работодатели старались всеми силами удерживать ключевых сотрудников и прилагали к этому немало усилий, разрабатывая дополнительные программы поддержки.

— Как изменились сами процессы рекрутинга в условиях пандемии?
— Многое пришлось переводить в онлайн-формат, процессы найма усложнились. HR-специалисты стали больше использовать новые инструменты, например, практиковать видеоинтервью с кандидатами. Это новая реальность и работодателям нужно к ней адаптироваться. Здесь выигрывают компании с digital-стратегиями, с хорошо разработанными коммуникативными материалами, как для процесса самого рекрутмента, так и адаптации новых сотрудников.
Диалог с экспертом: о лучших российских работодателях и влиянии пандемии на рынок труда
— Какие специалисты ощутили на себе влияние пандемии в большей степени?
— Имеется ряд сфер, где был практически остановлен подбор сотрудников, более того, в некоторых из них прошли сокращения персонала. Это, прежде всего, сфера туризма и гостеприимства. В определенный период аналогичная ситуация складывалась и в сегменте ресторанного бизнеса, индустрии красоты и фитнеса, искусства и масс-медиа, развлечений. В то же время был очень высокий спрос на линейные позиции в логистике — курьеров, сборщиков, доставщиков. И он сохраняется до сих пор, так как рынок онлайн-торговли значительно вырос за период пандемии.
Отдельно хочется обратить внимание на ситуацию на рынке труда с молодыми специалистами. Негативная тенденция для тех, кто только начинает свою карьеру наметилась еще в первом квартале 2020 года: конкуренция среди соискателей уже тогда резко выросла. Весной-летом ситуацию усугубили пандемия и массовый переход на удаленный режим работы, что усложнило процессы подбора и адаптацию специалистов без опыта. Так, в июне средний конкурс на одну вакансию среди молодежи был 14 человек на место, в то время как в целом по России он составил шесть человек. Компании замораживали программы стажировок, но сейчас они снова активно запускаются. Поэтому во многом ситуация на рынке труда выглядит лучше прогнозов, которые были по всем направлениям весьма пессимистичными.

О рейтинге
Рейтинг работодателей России — самый масштабный и авторитетный рейтинг страны, в методологии которого учтены лучшие зарубежные практики. Организатором является крупнейшая российская платформа онлайн-рекрутинга hh.ru. Рейтинг проводится с 2010 года.
Рейтинг формируется на основе трехстороннего анализа компаний-работодателей:
— готовность сотрудников рекомендовать компанию как работодателя (40% от общей оценки);
— желание соискателей, опрошенных на сайте hh.ru, работать в компании (40% от общей оценки);
— данные HR-специалистов компании, на основе которых оценивается её HR-функция (20% от общей оценки).

О HeadHunter
HeadHunter (hh.ru) (NASDAQ: HHR; MOEX: HHRU) — крупнейшая платформа онлайн-рекрутинга в России, клиентами которой являются почти 1,4 млн компаний. Цель HeadHunter – помогать компаниям находить сотрудников, а людям – работу, и делать так, чтобы процесс поиска сотрудников и работы был быстрым и доставлял обеим сторонам только положительные впечатления. Обширная база компании содержит свыше 49 млн резюме, а среднее дневное количество вакансий в 2020 г. составило 588 тысяч. По данным SimilarWeb, hh.ru занимает третье место в мире по популярности среди порталов по поиску работы и сотрудников. Акции компании входят в расчёт индексов NASDAQ Composite (IXIC) и NASDAQ Industrial (IXID)

На правах рекламы
Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное
1euromedia Оперативно о событиях
Вся власть РФ
Маркетплейсы