Большое окно в малый бизнес
События

Большое окно в малый бизнес

Как центры «Мой бизнес» помогают донским предпринимателям запускать новые проекты и успешно конкурировать на внешних рынках.

автор Сергей Кисин.

Ростовская область признается одним из самых открытых для внешних инвестиций российских регионов. С каждым годом регион становится все более привлекательным для ведения бизнеса. Весомый вклад в развитие предпринимательской среды вносят целевые программы государственного финансирования и программы помощи малому и среднему бизнесу. Реализовывать эти программы на Дону призвана в том числе учрежденная региональным Минэкономразвития автономная некоммерческая организация «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» — оператор сети центров «Мой бизнес» в Ростовской области.


Бизнес с нуля

Чтобы начать свой бизнес и сделать его успешным, будущему предпринимателю необходимо определить для себя точку приложения усилий. Есть два традиционных пути, по которым идут «новички» при выборе бизнес-идеи. Первый — открыть свой бизнес в той сфере, в которой предприниматель хорошо разбирается, знает рынок, видит все механизмы его функционирования изнутри. Второй путь — когда предприниматель видит на рынке неудовлетворенную потребность, т.е. пустующую нишу и предлагает свой продукт.

Если бизнес у человека первый, и он до этого не работал в каких-либо структурах, прямо связанных с коммерческой деятельностью, то ему лучше всего пройти бесплатное обучение азам ведения предпринимательской деятельности, которое проводится на площадке открывшегося регионального центра «Мой бизнес» в Ростове-на-Дону.

Начать стоит с тренинга «Генерация бизнес-идей». За один день участники генерируют идеи, разбирают перспективу их развития. Если собственная бизнес-идея уже обозначилась, в группе с тренером можно определить, насколько она реалистична.
После определения горизонтов, рекомендуется пройти недельный курс «Азбука предпринимательства», результатом которого будет грамотно составленный бизнес-план. Обучение ведется по программам АО «Корпорация «МСП» сертифицированным тренером.

«Я убеждена, что для людей, размышляющих о собственном деле, самое главное — это не доступные финансы и даже не бесплатный офис, — считает директор РРАПП Яна Куринова. — Основное — это генерация бизнес идеи, поиск своей сферы деятельности. Именно поэтому в деятельности нашего агентства особенное внимание уделяется образовательным семинарам и программам на развитие Business Skills».

Ольга Звонарёва, руководитель Центра выявления и развития талантов детей и молодежи «Территория таланта», свой путь в бизнес начала именно с тренинга для предпринимателей.

«Выявлять, развивать и сопровождать способных, одаренных и талантливых детей — это не работа и не исследовательская деятельность, это миссия и большая ответственность перед самим ребенком, доверяющим себя, свою детскую судьбу, которая и сложится в будущем из интересов, склонностей, задатков, способностей, одаренности, таланта или гениальности. На тренинге мне помогли структурировать нашу работу в этом направлении и сформировать полноценный проект. Особенно полезной оказалась информация по бизнеспланированию и маркетингу», — говорит Ольга. 

Регистрация без ошибок

Первый шаг сделан. Сделать второй шаг предстоит осмотрительно, выбрав правильную форму своей деятельности для ее юридической регистрации.

В центре «Мой бизнес» бесплатно помогают зарегистрировать предпринимательскую деятельность, выбрать оптимальную систему налогообложения и избежать распространенных ошибок. Вопрос не праздный, ибо будущие бизнесмены допускают элементарные ошибки в заявлениях на регистрацию. К примеру, пропуская графы, обязательные к заполнению, или указывая неверные данные в коде вида экономической деятельности, даже допуская ошибки в паспортных данных.

Таисия Килярова доверила регистрацию своего бизнеса специалистам центра «Мой юбизнес». Хозяйка кондитерской студии «Мята» и кофейни «Coffee York» о собственном деле задумалась, будучи в декретном отпуске:
«К моей идее стать предпринимателем близкие, знакомые и коллеги отнеслись со скепсисом, мол, не престижно успешному юристу с прекрасной карьерной перспективой и хорошей зарплатой печь сладости. Несмотря на это, я твердо решила заниматься тем, что всегда любила, при этом не привязывая себя к офису и рабочему графику. Особенно меня мотивировала обратная связь от моих клиентов, их восторженные отзывы и благодарности. На юридическом поприще я была лишена этого».

Легализация бизнеса, по словам Таисии, позволила ей повысить уровень качества своих кондитерских изделий, найти новые направления для самореализации. Сегодня она, помимо изготовления десертов и тортов, организует кондитерские мастер-классы для детей и взрослых. Справляться с поступающими заказами становится непросто, поэтому бизнес-леди планирует взять в штат сотрудников.

Первый офис

Все больше начинающих компаний отказываются от стационарного офиса, встречи проводят в кафе, а конференции — по интернету. Бизнес-инкубатор центра «Мой бизнес» помогает разгрузить начинающим предпринимателям такую важную статью расходов, как аренда офисного помещения. Кроме того, резидент получает доступ к бесплатным офисным услугам (патентное и юридическое обслуживание, бухгалтерские, аудиторские и маркетинговые услуги), интернету, информационной поддержке.
Всем этим уже год пользуется компания ООО «ВАРМ», ранее мастерившая профессиональные теплообменные аппараты в обычном гараже. Как рассказал ее генеральный директор Антон Баев, на тот момент компания не могла себе позволить арендовать помещение.

«В 2018 году мы прошли конкурсный отбор и получили право занимать офисное помещение в бизнес-инкубаторе. Спустя несколько месяцев на 22 метрах нам уже было тесно — переехали на 40 квадратов. Сегодня нам опять предстоит новоселье в более просторное помещение по причине расширения штата», — пояснил он.

В настоящее время у «ВАРМа» есть производственный цех, заказы из различных регионов России, Белоруссии и Казахстана. Теперь компания не просто собирает теплообменники, но и разрабатывает сложные инженерные решения.

«Несмотря на сравнительно небольшой возраст нашего бизнеса и довольно большое количество конкурентов, мы уверено набираем обороты, предоставляя клиентам выгодное соотношение цены и качества. В этом плане помощь бизнес-инкубатора незаменима, — считает Антон Баев. — Только за 2018 год мы сэкономили более 250 тысяч рублей на аренде офиса».

Стоит отметить, что в центрах «Мой бизнес» также предусмотрены переговорные комнаты, которыми могут воспользоваться любой желающий для проведения встреч с партнерами.

Бухгалтер и юрист на связи

Многие проблемы, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели, связаны с нехваткой профессиональных и правовых знаний. Зачастую на этапе становления бизнеса они вынуждены совмещать противоположные роли: финансиста, юриста, бухгалтера. Недостаточный уровень компетенций в узких вопросах может негативно отразится на бизнесе, поэтому дальновидный бизнесмен пойдет за советом к профессионалу. Тем более консультации в «Моем бизнесе» предоставляются предпринимателям бесплатно в качестве одного из инструмента господдержки.

«Обратившись за помощью к нам, начинающие или опытные предприниматели могут рассчитывать не только на получение бесплатных информационно-консультационных услуг по различным вопросам ведения бизнеса, но и на помощь в подготовке документации, например, при оформлении кадровых отношений или составлении налоговой отчетности, — рассказала Яна Куринова.

Бесплатными юридическими консультациями центра «Мой бизнес» активно пользуется индивидуальный предприниматель, директор частной школы «Кот в шляпе» Маргарита Щербич.

«Сфера бизнес-отношений отражена в гражданском, налоговом, трудовом, финансовом праве. Это нередко порождает большое количество спорных вопросов, для решения которых требуется помощь юриста, — рассказывает Маргарита Щербич. — Поиск актуальной литературы, постоянное наблюдение за изменениями в законодательных актах требует много времени, а его мы стараемся максимально уделять детям. Поэтому поддержка опытных и высококвалифицированных специалистов центра «Мой бизнес» нам жизненно необходима».

Для удобства предпринимателей консультации проходят как в очном, так и в заочном формате — по телефону.

Движение вверх

Перед опытными предпринимателями стоят задачи по масштабированию своей деятельности. Обратившись в центр «Мой бизнес», можно получить поддержку в виде софинансирования до 95% затрат на развитие и модернизацию производства, а также маркетинговое продвижение, сертификацию товаров. К примеру, чтобы провести сертификацию продуктов питания, сам производитель заплатит только 5%. Учитывая, что сертификация порой обходится в сумму до 500 тысяч рублей, это серьезная экономия для бизнеса.

Господдержкой воспользовалась руководитель батайской компании «Luca`Denim» Анастасия Лукина. Свой бизнес по производству одежды полного цикла девушка открыла в 23 года. До этого она училась в РАНХиГС, работала графическим дизайнером знаменитого бренда Diesel в Лас-Вегасе и стала победителем федерального этапа конкурса «Немалый бизнес». Сейчас компания выпускает детскую и молодежную одежду под собственными торговыми марками и оказывает другим производителям услуги по обработке тканей, созданию оригинального дизайна, пошиву. Среди клиентов группы, основанной Анастасией Лукиной, — сети магазинов «Катюша» и Choupette, известные производители одежды для беременных Newforma и «Буду мамой», фабрика «Столичная мануфактура» и другие.

«Наша компания продолжает стремительно набирать обороты, в связи с чем возникает необходимость кардинально перестраивать бизнес-процессы, повышать уровень компетенций в сфере менеджмента и маркетинга, что в условиях цейтнота оказывается весьма сложно, — отметила бизнес-леди. — Я не догадывалась, что в нашем регионе предпринимателям совершенно бесплатно помогают в решении проблем, которые возникают при масштабировании бизнеса. Ребята из центра инжиниринга сами на нас вышли и предложили помощь, в частности, при оформлении сертификатов и деклараций, а также управленческий консалтинг и аудит. Здорово, что существует такая форма поддержки донских производителей».

Дайте мне денег, подешевле

Для открытия любого бизнеса необходим первоначальный капитал. Это одна из основных причин, почему многие люди с жизнеспособными идеями для бизнеса не могут начать свое дело. Доступные финансы нужны и действующим предпринимателям — на пополнение оборотных и приобретение основных средств. Получить кредит в банке под выгодный процент «малышам» нелегко, поэтому государство разработало специальные программы микрофинансирования в государственных МФО, таких как РРАПП. За первое полугодие 2019 года Агентство возглавило общероссийский рейтинг МФО по портфелю микрозаймов для МСП. На 1 ноября текущего года капитализация Агентства составляет около 1,35 млрд рублей, из них 1,27 млрд рублей — это активный портфель микрозаймов.

«РРАПП учреждено Минэкономразвития области, наша основная задача — некоммерческая, поддерживать и развивать малый и средний бизнес на Дону. Благодаря этому наши финансовые продукты выгодно отличаются от банковских. Мы выдаем субъектам МСП микрозаймы до 5 млн рублей на три года. Минимальная процентная ставка — 3,25% годовых — предусмотрена для предприятий моногородов Гуково, Донецка и Зверево. Для экспортеров, производственников и сельхозпредприятий действует льготная ставка 5%, а для начинающих предпринимателей разработано специальное предложение со ставкой 6,5%. При этом залог не требуется, лишь успешный бизнес-план, который наши компетентные специалисты помогут разработать», — пояснила Яна Куринова.
Для донского пассажироперевозчика ТК «Самарское» доступные кредитные средства — вопрос выживаемости на высококонкурентном рынке.

«Самое главное для нас — это безопасность пассажиров и стабильное транспортное сообщение между селом и городом, — отмечает Виталий Кашкин, директор ТК «Самарское». — Поэтому мы не экономим на транспорте. Закупаем автобусы с комфортабельными салонами, кондиционерами — с заботой об удобстве наших пассажиров, среди которых и дети, и люди старшего поколения. В то же время приоритет отдаем надежному транспорту, который уже зарекомендовал себя с лучшей стороны с учетом специфики российских дорог, особенно — в сельских районах».
Чтобы выжить и не потерять привычный пассажиропоток, необходимы постоянные инвестиции в развитие.

«Был период, когда возмещение наших затрат на бесплатные перевозки происходило с опозданием и в недостаточном объеме, и тут нас выручал РРАПП, — говорит Виталий Кашкин. — Агентство предоставляет очень комфортные условия по кредитованию — небольшой пакет документов, отсутствие длительных согласований и, конечно, выгодная процентная ставка. По сути, обратившись в РРАПП за займом, мы уже через две недели получаем возможность пользоваться кредитными средствами. Здесь понимают социальную значимость нашей деятельности, идут нам на встречу и отчасти помогают нашей компании обеспечивать достойный уровень оказания транспортных услуг населению».

В планах руководства — укрупнение существующих подразделений, расширение географии пассажирских перевозок и дальнейшее обновление автопарка.

Загранице мы сами поможем

Когда производство налажено, а бизнес стабилизирован, можно задуматься и над выходом на зарубежные рынки. Экспорт интересен малым предприятиям не только как способ расширения рынка сбыта. Это еще и возможность снизить налоговую нагрузку, ведь при вывозе товара в другую страну малому предпринимателю возвращается сумма НДС в полном объеме. Сложности при попытках попасть на иностранные рынки часто связаны с отсутствием знаний и опыта, к примеру, по ведению международного маркетинга. Именно с такой проблемой столкнулась компания «Метрон» — производитель промышленных весов из города Батайска.

«Мы сейчас находимся на этапе подготовки к выходу на международный рынок, формируем отдел продаж, ищем рабочие инструменты для анализа и систематизации своeй работы, проведения маркетинговых исследований. В последние полгода эти инструменты мы находим на семинарах РРАПП, — рассказывает Сергей Попов, коммерческий директор ООО «Метрон». — Бесплатные образовательные мероприятия дают нам возможность совместно с грамотными спикерами разобрать бизнес-кейсы на примере собственной компании, получить рабочие методики по продвижению оборудования за рубежом, разработать эффективную стратегию позиционирования и поиска каналов выхода на потенциальных клиентов и партнеров».
Компании ООО «Термолант» из города Гуково тоже стало тесно на отечественном рынке. Для выхода на экспорт предприятию, которое производит углеродсодержащий материал для металлургической промышленности, потребовались дополнительные финансовые средства. Воспользовавшись комфортными условиями получения государственного микрозайма в РРАПП, компания смогла закупить сырье и поставить крупную партию продукции на экспорт.

«Проблема недостатка оборотных средств для нас остается актуальной, — отметил Владимир Скляров, коммерческий директор ООО «Термолант». — В качестве залога мы можем предоставить только оборудование, банки на это не соглашаются. А ребята из РРАПП здорово нам помогли! По сути, 5 из 30 вагонов продукции, которую необходимо было поставить на экспорт, мы изготовили благодаря льготному кредиту агентства».

Созданию в Ростовской области благоприятной среды для развития МСП в последние годы уделяется особое внимание. Для предоставления равного и единого доступа предпринимателей к услугам и инструментам господдержки в регионе создается целая сеть из 5 центров «Мой бизнес» — в городах Шахты, Таганроге, Волгодонске, Новочеркасске и Ростове-на-Дону. Это стало возможным благодаря реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также региональных проектов, утвержденных губернатором. Самый крупный региональный центр «Мой бизнес» располагается в донской столице на улице Седова,6/3. Информацию об услугах, которые предоставляются донским предпринимателям в режиме «одного окна», можно получить по телефонам «горячей линии» +7(804)333-32-31, +7(863)308-19-11, а также на сайте mbrostov.ru.