Чтобы снизить коммерческие риски и не получить штрафы от налоговой, стоит серьезно отнестись к проверке своих контрагентов. Формальным подбором документов здесь обойтись не получится, нужно реально убедиться в том, что ваш будущий партнер сможет исполнить сделку. При этом четких критериев недобросовестности нет, и для бизнеса остается актуальным вопрос: как удостовериться в благонадежности контрагента и принять обоснованное решение о сотрудничестве.
Проверка — обязанность предпринимателя? Для тех, кто не хочет нести убытки, — да. Ответственные компании проверяют партнеров, клиентов и подрядчиков, чтобы защитить денежные средства, деловую репутацию и избежать сделок с мошенниками. Сотрудничество с недобросовестными контрагентами может также обернуться санкциями от налоговой. Порядок исчисления налоговой базы, суммы налогов, сборов и страховых взносов прописан в ст. 54.1 Налогового кодекса РФ.Если у ФНС появятся вопросы, компания должна подтвердить реальность сделки. Цель проверок — выявить незаконные схемы ухода от налогов и повысить прозрачность бизнеса.
Чтобы до заключения сделки убедиться в надежности компании, нужно собрать большой объем информации и потратить время на анализ данных. Разбираемся, на что стоит обратить особое внимание при проверке потенциального партнера.
Выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
Зная ИНН контрагента, его адрес, название или фамилию руководителя, можно получить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Это простое действие поможет удостовериться, что фирма реально ведет финансово-хозяйственную деятельность. Выписка включает в себя основные данные: когда компания или ИП зарегистрированы, где поставлены на учет, кто учредитель и руководитель, юридический адрес, реквизиты.Если в выписке появилась графа «Дополнительные сведения» с записью, что сведения недостоверны, это может означать, что ФНС провела проверку компании и обнаружила признаки недостоверности, такие как номинальный руководитель или адрес массовой регистрации. Сделка с таким контрагентом грозит выездной и углубленной камеральной налоговой проверкой, а в результате — штрафами, невозвратом НДС и другими налоговыми санкциями. Лучше провести дополнительную проверку и удостовериться, что компания не создана исключительно для уклонения от уплаты налогов и мошеннических операций.
Кроме того, выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП пригодятся для регистрации на электронных площадках и подачи электронных заявок на участие в закупках.Анализ этой информации позволит составить представление о размере компании, ее платежеспособности и отсеять наиболее сомнительных контрагентов.
Если же проверяемый партнер не зарегистрирован и вам не удалось найти его по ИНН — это плохой знак. Стоит насторожиться и запросить у контрагента документы, подтверждающие реальность деятельности.
Аффилированные организации
Чтобы выявить сомнительные схемы, узнать конечных собственников фирмы и увидеть реальную структуру владения, стоит внимательно изучить все аффилированные юридические и физические лица. Сервис быстро найдет компании, которые имеют с проверяемым контрагентом общий адрес регистрации, общих учредителей и руководителей.Поиск связей помогает обнаружить среди контрагентов мошенников, действующих через дочерние или вновь приобретенные компании.
Финансовое состояние компании
С 2020 года обязательный экземпляр бухотчетности нужно будет сдавать только в ФНС. В этом году компании еще сдавали бухгалтерские формы в Росстат.На самостоятельный анализ отчетности контрагента уходит довольно много времени. В сервисе можно посмотреть интерактивные графики на базе бухформ и скачать анализ финансового состояния контрагента в формате .doc, .pdf или .xlsx. Автоматический анализ экономит время и обращает ваше внимание на ключевые моменты в отчетности.Вы сможете оценить динамику развития компании и понять, сможет ли контрагент выполнить свои обязательства по сделке. Особое внимание стоит обратить на показатели выручки, баланса и чистой прибыли компании.
Арбитражные дела
Участие компании в арбитражных делах подтверждает ее активность и является хорошим признаком. Каждое завершенное дело можно читать как отзыв на партнера — как он справляется со своими обязательствами, на какие суммы иски, больше проигранных или выигранных дел. Проанализировав арбитражную практику контрагента, можно составить более подробное представление о его благонадежности.Можно оценить, как часто контрагент выступает ответчиком, какие типичные предметы споров встречаются. Большой объем проигранных дел говорит о том, что компания не соблюдает обязательства по сделкам и контракт с таким партнером может обернуться рисками.Исполнительные производства
Если компания — злостный должник, долго не платит по обязательствам, то в отношении нее открывается исполнительное производство. Это говорит о серьезных проблемах и неплатежеспособности контрагента.Данные об исполнительных производствах юридических и физических лиц регулярно обновляются. Приставы вносят в базу те компании и ИП, которые проиграли судебный спор и не рассчитались за долги.Госконтракты
Участие в тендерах — хороший знак. Выигранные госзаказы подтверждают финансово-хозяйственную деятельность контрагента, помогают уточнить ОКВЭД, а также косвенно говорят о том, что компанию уже проверяли.Посмотрите, в каких тендерах участвовала компания, с какими организациями чаще сотрудничала, в какой сфере больше заключала контрактов, с кем соперничала в торгах. Оценив, сколько закупок выиграла компания и как исполняла свои обязательства, вы можете составить мнение о ее надежности.
СМИ о компании
По информации о компании в СМИ, на сайте, в соцсетях вы можете уточнить сферу деятельности и понять, соответствует ли реальное положение дел в компании ее рекламным обещаниям. Мониторинг сведений о компании в интернете помогает сформировать более точный портрет предполагаемого контрагента.Упоминания о компании на профессиональных форумах — отличная возможность найти ее реальных клиентов и партнеров и получить живой отзыв о контрагенте.
Кроме информации из перечисленных выше источников, в Контур.Фокусе содержатся сведения о банкротстве, лицензиях, о присутствии компании в особых реестрах ФНС и многом другом. Вы можете запросить демодоступ в сервис на 48 часов и получить рекомендации по снижению рисков сотрудничества за пару кликов.
Если у вас остались вопросы по работе сервиса Контур.Фокус, можно задать их по телефонам +7 863 268-99-66, +7 863 268-99-86 или написать на электронную почту rostov@skbkontur.ru