Когда залив будет полон яхтами
Места

Когда залив будет полон яхтами

Монологи о возможностях и перспективах отдыха на воде в Таганроге.

Совместно с Агентством по туризму и деловым коммуникациям Ростовской области мы продолжаем создавать масштабный проект «ДНК Юга». Он о людях, местах, событиях, которые составляют гордость нашего региона и делают его таким привлекательным для российских и зарубежных туристов. 
В новом выпуске «ДНК Юга» мы дали слово специалистам, которые развивают в Таганроге водный отдых.

Анна Цыганкова

генеральный директор туристического холдинга Anyticket
Когда залив будет полон яхтами
— Туристов в Таганрог привлекает, конечно же, море. В советские времена к нам заходили круизные лайнеры, курсировали «кометы» на подводных крыльях. Старожилы еще помнят прогулки в выходные на теплоходе «Семен Морозов», были пассажирские перевозки по Дону. Увы, в 1990-е годы инфраструктура водного транспорта была утрачена, начиная с самих судов и заканчивая причалами для них. И эта проблема характерна была не только для Ростовской области, а касалась всех «водных» регионов страны.
Наш пассажирский порт перешел в частные руки, вошел в структуру грузового терминала и последние 20 лет не принимал пассажирские суда. Но ситуация изменилась в 2020 году, когда к нам впервые зашел пятизвездочный лайнер «Мустай Карим». Уже с уверенностью можно сказать, что функционал таганрогского морвокзала будет восстановлен и наш порт сможет принимать круизные туристические суда. В 2021 году распоряжением кабмина РФ утверждена «Концепция развития яхтенного туризма в Российской Федерации на период до 2030 года», это дало старт развитию сети яхтенных российских марин и яхтенных туристических маршрутов. Флагманами здесь выступают Краснодарский край, Крым и Санкт-Петербург. Мы стараемся равняться на лидеров.

Концепция предполагает развитие по трем направлениям: совершенствование законодательства по яхтенному туризму, совершенствование инфраструктуры яхтенных марин на территории всей России и развитие чартерного флота. Сейчас мало судов, предназначенных не для спорта, а для путешествий; судно такого рода должно быть более комфортным, вместительным.

Мы, со своей стороны, делаем все для того, чтобы Таганрог вошел в проект развития яхтенного туризма. В этой сфере должны развиваться детское и профессиональное направления, и обязательно любительское. 
В наших планах — создавать готовые маршруты. Например, недавно мы прошли «Под парусом из Меотиды» (в рамках федерального проекта «Золотое кольцо Боспорского царства»). Этот маршрут представляет собой переход под парусом из Таганрога до Севастополя с заходом в бывшие полисы Боспорского царства. Мы провели пилотно-экспертное тестирование и к следующему сезону уже будем предлагать такой вид морского отдыха туристам.
Когда залив будет полон яхтами
Второе направление яхтенного туризма — чартерный, когда туристы арендуют судно и путешествуют самостоятельно. Суть предпринимательской модели здесь в том, что компания закупает лодки, обслуживает их, готовит к круизам, а частные путешественники берут лодку в аренду под свою компанию (со шкипером или без него при наличии определенных документов). 
И третье направление, которое можно и нужно развивать — это обучение управлению парусными судами.

Мы считаем, что наш Таганрогский яхт-клуб должен работать по своему основному направлению, здесь обязательно нужно построить марину, которая будет принимать парусные и круизные суда. В любой точке мира наличие марины является мощным драйвером привлечения туристов. Мы знаем мировые примеры, когда строительство марины давало мощный толчок развитию инфраструктуры города. 

Таганрог имеет бесценный многолетний опыт парусного спорта, у нас много профессиональных спортсменов, которые выросли на море, целые династии. В советские времена наш яхт-клуб был открыт и работал как детская школа и точка притяжения и объединения людей: любительский и профессиональный яхтенный спорт всегда шли рука об руку. Сейчас яхт-клуб, к сожалению, закрыт для доступа, яхтсмены лишены общения. 
Конечно, у нас есть еще один яхт-клуб — «5-й причал», но он ограничен по заполняемости и техническим характеристикам. Сейчас здесь проводятся бизнес-регаты, тур «Выходные под парусами». К нам любят приезжать издалека, чтобы погонять на яхте.
Когда залив будет полон яхтами
При нынешнем состоянии инфраструктуры и спроса возможный вариант организации водных маршрутов — маломерные суда. И мы уже пятый год осуществляем экскурсионные туры по маршруту Таганрог — Азов. По времени прогулка в одну сторону занимает полтора часа. Наши катера имеют низкую осадку, проходят там, где мелко, могут причаливать едва ли не носом в песок, они не нуждаются в наличии причала. Теперь мы планируем усовершенствовать этот маршрут за счет судов другого класса. 
Эти туры очень популярны, и в высокий сезон на них огромный спрос. Кроме культурно-познавательных маршрутов («Стартап Петра I» и «Богат историей Азов») очень популярны экомаршруты в гирло Дона для рыбалки, наблюдения за колониями птиц и табунами лошадей.

Сейчас набирает популярность сапбординг — вид серфинга, в котором спортсмен гребет веслом. Наша компания купила 12 бордов, и летом мы организовываем сплавы по Миусу в сопровождении инструктора. В течение 2–3 часов туристы сплавляются по реке, а в финале их ждет пикник и обратный путь. Этот тур пользуется большой популярностью, так как не требует особой специальной физподготовки и хорошо подходит для дружеских компаний или семейного отдыха.


КСТАТИ
В Таганроге помимо хождения под парусом и сапбординга, конечно, можно попрактиковаться и в других водных видах спорта. Например, в популярных виндсерфинге и кайтсерфинге. Любителей первого вида ждут в сезон в клубе «Южные паруса», приверженцев второго – в кайт-школе Kit-Kite.

Максим Романенко

учредитель яхт-клуба «5-й причал»
Когда залив будет полон яхтами
— Мы уже закончили значительную часть проекта по преобразованию яхт-клуба: обустроили территорию, приобрели и смонтировали плавучий причальный фронт для стоянки яхт на воде, обустроили причал для доставки улова рыбы, создали помещения для хранения и ремонта судов. Нами приобретены 10 яхт-швертботов класса «Луч» для использования в соревнованиях по парусному спорту и туристических прогулках по акватории Таганрогского залива.

В начале работы, весной 2018 года, клиентами яхт-клуба стали около 50 судовладельцев. В навигационный сезон-2019 на стоянке базировалось уже 100 маломерных судов; сегодня яхтенная стоянка вмещает более 150. Клиентами нашего предприятия являются владельцы судов из других регионов страны и иностранные яхтсмены. В планах развития яхт-клуба — увеличение числа базирующихся яхт до 250–300, организация участка по обслуживанию и ремонту маломерных судов.
Когда залив будет полон яхтами
Регулярно проводятся соревнования по парусному спорту и общегородские мероприятия. На территории яхт-клуба работает пять секций по парусному спорту. Это детские секции ГБУ РО «СШОР № 13», МБУ «Спортивная школа № 2», Академия парусного спорта и спортклубы «РУС-7», «Южный дракон».

На 2022 год на территории яхт-клуба подтверждено проведение целого ряда официальных спортивных соревнований, среди них: всероссийская регата «Хрустальный кубок» (в классах «Луч» и «Луч-радиал»), чемпионат Ростовской области по парусному спорту, Кубок яхт-клуба «5-й причал», Кубок России по судомодельному спорту (в классах радиоуправляемых яхт).
Организация в 2022 году водных туристических маршрутов и проведение яхт-клубом коммерческих регат привлечет в Таганрог спортсменов и туристов из других регионов, а это значит, что будут востребованы услуги городских ресторанов и кафе, гостиниц и прочих объектов сферы обслуживания.
Когда залив будет полон яхтами
Есть ряд вопросов, которые нам сложно решить без участия государства. Яхтенная стоянка работает сегодня не на полную мощность, так как малая глубина входа в бухту не позволяет принимать крейсерские яхты и суда с осадкой более 1,3 метра. Раньше подходной канал регулярно чистился, это позволяло заходить судам с большой осадкой. Но на протяжении последних 30 лет такие работы не проводятся, в результате канал заилен, что ограничивает выход в море при восточном ветре судам яхт-клуба, пограничным и таможенным судам. Нам также нужна помощь местных властей в преодолении административных барьеров в вопросах оформления разрешительной документации.
Когда мы добьемся решения по этим вопросам, яхт-клуб «5-й причал» станет предприятием, уникальным по уровню и набору услуг для всех типов судов. Инфраструктура и мощности яхтенного порта позволят обслуживать как частные яхты, так и коммерческие суда и суда различных служб, базирующиеся в акватории Азовского моря и реки Дон.

Влас Кадетов

спортивный тренер высшей категории по парусному спорту, член сборной СССР, чемпион Европы
Когда залив будет полон яхтами
— С петровских времен парусным видам спорта в России придавалось огромное значение. Парусный спорт формирует, закаляет личность.
Таганрог отлично подходит для яхтенного отдыха. Ко мне часто приезжают друзья со всех уголков России, с которыми мы выходим на яхтах в море, ездим на рыбалку, варим уху, наслаждаемся восходами и закатами — так прекрасно проводить время у нас можно с мая до середины октября. Причем вариантов отдыха масса. Например, пройти на яхте до села Беглица, погулять там среди незабываемых природных красот. Или, не выезжая за пределы Таганрога, днем покататься на яхте, а вечером погулять по городу, посетить достопримечательности. У нас потрясающий город, и здесь не бывает скучно.

ВЛАС КАДЕТОВ. Стаж занятий парусным спортом — 57 лет, в качестве тренера — 40 лет. Создал школу высшего спортивного мастерства в Ростовской области (с 1982 года — директор этой школы). В 1990 году возглавил Таганрогский яхт-клуб. В 2000-х годах — первый вице-президент ВФПС. Его воспитанники становились чемпионами мира, Европы и международных регат.
Таганрогский залив, 1956 год. Архив Власа Кадетова.
Таганрогский залив, 1956 год. Архив Власа Кадетова.
Сейчас стоит вопрос поиска инвесторов: нужно создавать новый флот, чартерные компании, которые развивали бы это направление, тем более мы наблюдаем небывалый рост внутреннего туризма.
Вместе с моим сыном, мастером спорта, чемпионом первенств и Кубков России Михаилом Кадетовым и сооснователем верфи и компании Taganrog Sailing Center Сергеем Джиенбаевым мы разработали проект по строительству чартерных яхт.

В этом году вместе с руководителем компании Anyticket Анной Цыганковой и ее коллегами я прошел на яхте по всему маршруту «Под парусом из Меотиды», увидел своими глазами, что это очень интересный маршрут. Все это нужно развивать дальше. Нужно строить марину, чтобы привлекать сюда еще больше туристов. У нас ведь не только море, но и потрясающее устье Дона, где можно отлично отдохнуть.
Когда залив будет полон яхтами
Конечно же, вокруг нашего яхт-клуба на набережной должна кипеть жизнь, чтобы у горожан и гостей Таганрога была возможность взять весельную лодку напрокат, как это было раньше. Еще важно, чтобы при проектировании капитальной реконструкции набережной она была продлена до таганрогского порта, так как территория яхт-клуба требует реконструкции. Тогда это будет полная комплексная работа. 
Важно, чтобы наш «5-й причал» ни в коем случае не притесняли, не «откусывали» от него близлежащие территории, там можно развивать соответствующую инфраструктуру для туристов, для социальных проектов.
Если говорить о пляжах, то и они в скором времени, надеюсь, будут приведены в порядок, станут более комфортабельными; вы же видите, какая большая работа начата по модернизации Таганрога. 
Когда залив будет полон яхтами
Если вы хотите не пропустить новые выпуски проекта «ДНК Юга», подпишитесь на нас в Яндекс.Дзене, фейсбуке, «ВКонтакте», инстаграме.
Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное
1euromedia Оперативно о событиях
Вся власть РФ
Маркетплейсы