Звягинцев: «Очень завидую мультипликаторам, им никто не может сказать «такого в жизни не бывает»
Люди

Звягинцев: «Очень завидую мультипликаторам, им никто не может сказать «такого в жизни не бывает»

О чем говорил известный режиссер в Ростове.

18 апреля в Ростове состоялся большой творческий вечер режиссера Андрея Звягинцева, в нем также приняли участие актеры Константин Лавроненко и Марьяна Спивак. Именитых гостей в наш город привез кинолекторий k-ino.ru.
«Нация» приводит самые интересные места из выступления Звягинцева.


— Какая-то барышня настойчиво говорит: «Не могу я смотреть фильмы Звягинцева». Что я могу сказать? Мы скоро новый снимем. Наконец уже не сходите на него, на этот ужасный фильм Звягинцева.

Однажды я фильм озвучивал. Мне было лет 16-17. Я поступил в театральное училище, и нам привезли фильм под названием «Танцор диско». Раз семь или восемь озвучил — уже не с монтажных листов читал текст, а по памяти мог. И вот мимо меня по последнему ряду кинотеатра проходит дядечка, смотрит так пристально-пристально: понятно, парню 16 лет, а он фильм синхронно переводит. И спрашивает: «Простите, а вы говорите на хинди?» Я отвечаю: «Ну, так, немного».

Один французский режиссер на вопрос «как вы работаете с актерами?» ответил: «Я с ними не работаю, я плачу им деньги». Я подумал: «Нет, у меня как-то не так», и я тогда решил, что отвечу на этот вопрос: «Я не работаю с актером, я его выбираю». Главное для меня — выбрать. А потом уже созерцать, как он работает. Я много времени отдаю, чтобы найти того самого. Марьяне не так досталось, а Костю я выбирал долго. Мы встретились в октябре 2001 года и только в мае 2002-го, за месяц до начала съемок «Возвращения», я его утвердил. Да, спустя 15 лет могу сказать: «Костя, я тебя долго ждал и искал». Потому что еще лет за десять до того я увидел его на сцене — длинноволосого, с косой, как было тогда модно — в театре у Клима (режиссера Владимира Клименко).
Звягинцев: «Очень завидую мультипликаторам, им никто не может сказать «такого в жизни не бывает»
То есть, в 1992 году увидел и спустя 10 лет вспомнил. Вспомнил, что это Клим, но не помнил имени актера. И мой кастинг-директор привела всю их труппу, там немного актеров, человек 10-12. И вот входит Константин, я его сразу узнал. Мы проговорили 40 минут, собственно он был первым, кому я рассказал сценарий. Другим актерам я говорил о фильме лишь в общих чертах. А встретил Костю — и рассказал ему всю историю. И, кстати, Костя тогда же сказал: «Я знаю мальчика, который вам нужен». И назвал Ваню Добронравова.

Ты ищешь встречи с личностью, встречи с человеком, который обладает собственной, независимой от материала, силой. Человека, который не исполняет, но живет.

Когда мы готовились к съемкам «Возвращения», Ивану Добронравову было 12 лет. Я так сформулировал свое ощущение после встречи с ним: наконец пришел человек, уже взрослый человек, с которым я впервые поймал себя на мысли: не он у меня на кастинге, а я у него. Он был в свитере, натянул ворот на пол-лица и смотрел на меня внимательно — изучал.

Появляется замысел. И ты никогда не видишь наперед, даже бежишь этого, чтобы представить известного тебе актера или актрису в этом замысле. Единственный случай был — когда писали сценарий «Левиафана», точно знали, что играть мэра будет Мадянов. А кто еще? И все равно мы пробовали других актеров. Сначала должен сложиться замысел, а потом начинается поиск актеров.

Я помню и нашу первую встречу с Марьяной. Элина Терняева (кастинг-директор) мне перед этим говорит: «Есть актриса, нигде не снимается, только театр». Я такой довольный был: сейчас откроем актрису! И вот я еду после нашей встречи с Марьяной в такси, проезжаем остановку, и там стоит огромный троллейбус, а на нем подозрительно знакомое лицо. Читаю: «Сериал «Напарницы». Скоро». И гигантский портрет Марьяны.

Кастинг-директор Гета Багдасарова привела как-то одного актера. Мы его пробовали-пробовали, пробовали-пробовали. Он ушел, я говорю: «Гета, а что это было? Это же нулевое попадание». «А он из Новосибирска», — отвечает (Звягинцев родом из этого города). На что, как припоминала потом Гета, я вспылил: «Я снимаю кино, а не земляков и родственников!» Так и есть.

Нам было очень трудно на «Возвращении». Вот в каком смысле. Это Ладожское озеро. Белые ночи. И мы могли позволить себе снимать с семи утра до половины двенадцатого ночи. А потом с площадки еще надо доехать до гостиницы. Было очень тяжело чисто физически. Где-то спустя 20 дней, я, помню, предпочитал отказаться от завтрака — только бы поспать лишних 25 минут, а может, даже 26, потому что счет и правда шел на минуты. Тяжело. Но внутри было такое счастье реализации, когда сцена складывалась, что ты забывал, что не ел и не спал. Вспоминаю, это было чудо какое-то: хотелось не расставаться и так и жить этим коллективом. Это было прекрасно.

Человек — это тайна. И все тут. Было бы пошло, вульгарно и отвратительно превращать человека в положительного персонажа. Или отрицательного. Не положительный и не отрицательный — это человек. А человек настолько сложен, что сам себя иногда не понимает. От себя не ожидаешь порой некоторых фокусов. Вдруг возьму сейчас и действительно спляшу вам что-нибудь. Столы только надо убрать.

Многие авторитетные люди говорят сегодня, что цензуры нет. Я не просто спорю с этим, я утверждаю, что она существует. И мы все это знаем. К счастью, моя ситуация такая, что из всех моих пяти моих картин только одна — по иронии судьбы это «Левиафан» — получила государственное финансирование. 220-230 млн рублей, или 5 млн евро, стоила картина в 2012 году, и только 40 млн из них были деньги государства. Так называемые «мягкие» деньги — которые необязательно возвращать. Это было снятие обременения с нашего генерального инвестора Марианны Сардаровой, послабление для нее. Но я знал уже тогда и сейчас убежден, что она покрыла бы эти расходы. То есть это был своего рода политический жест или ход продюсера, очень тонкий и изящный — закрыть таким щитом картину, этим первым титром «Министерство культуры представляет». А дальше идет «Левиафан». Как говорит Роднянский (продюсер «Левиафана»), я думал, что делаю правильный шаг, но в результате я ошибся. Потому что тут же камни полетели, и министр наш (министр культуры Мединский) заговорил про «рашку». И многие считают, что именно после «Левиафана» министерство культуры не дает денег на независимое кино, не дают высказываться молодым. И теперь мы все больше вспоминаем старые заслуги, победы на Олимпиадах и прочее. То есть живем прошлым. Об этом уже много постов умные люди написали. Когда современность становится опасной — опасно касаться болевых точек, мы начинаем мифологизировать реальность. Как Тарковский в 70-е выбирал фантастические сюжеты, чтобы говорить на те же темы, но уже эзоповым языком. Да, сегодня либо фантастика, либо прекрасное далекое прошлое. Это лишнее свидетельство того, что мы не можем говорить о сегодняшнем человеке и его проблемах современным языком. Но, конечно, все будет хорошо.
Константин Лавроненко, Марьяна Спивак и Андрей Звягинцев в футболках от ростовского дизайнера Владимира Овечкина.
Константин Лавроненко, Марьяна Спивак и Андрей Звягинцев в футболках от ростовского дизайнера Владимира Овечкина.
Абсолютно всех невозможно услышать. Иначе ты превращаешься в Дом быта — обслуживаешь население. Телевизор занимается обслуживанием населения: там делают замеры, рейтинги, новые версии финалов запускают. Вот зритель с Дальнего Востока очень хочет, чтобы в конце Она с Ним все же воссоединилась, давайте быстро снимем такую серию. Там просто другие задачи. На этот случай у меня есть история. Однажды я посмотрел американский мультфильм про Одиссея. Там история с Полифемом. Знаменитый сюжет, когда циклоп спрашивает у Одиссея: «Как тебя зовут?» Что отвечает Одиссей у Гомера? «Мое имя — Никто». Потом, когда у Полифема спросят: «Кто тебе выколол глаз?», он ответит: «Никто». Поэтому Одиссею и удалось скрыться, на этом построен миф. И вот американский мультфильм. Полифем спрашивает: «Как тебя зовут?» Одиссей отвечает гордо: «Одиссей!»

Когда говорят, мол, вы не любите своих героев, это полная чепуха.

В начале 90-х я посмотрел документальный фильм про очень пожилого актера «Ваш «уходящий объект». Леонид Оболенский». И в фильме рассказывается, как он пришел к своему духовному отцу и сказал, что устал заниматься творчеством, не понимает, зачем это делать, в чем смысл его труда. Собрался уходить из профессии. На что священник ответил: продолжай заниматься своим делом и знай, что искусство призвано умягчать сердца людей, а только в мягкое сердце может войти истина. Так что искусство — это не поиск истины, а только возможность служить ей, средство смягчать сердца.

Волонтеры «Нелюбви» списаны с волонтеров «Лизы Алерт». Во многом идея фильма появилась благодаря им. Случайно сценарист Олег Негин прочитал историю этого движения. Узнал трагическую историю, почему в названии движения имя Лиза. Это девочка, которая погибла. Она пропала, и стихийно собралась команда добровольцев искать ее. Без специального оборудования и специальных знаний, просто искали. Они нашли ее тело на шестые сутки. Патологоанатом сказал, что девочка умерла от переохлаждения 6 часов назад. Парень, который эти поиски затеял, был так потрясен тем, что им не хватило каких-то несчастных 6 часов, чтобы спасти жизнь, что оставил свой бизнес и создал это движение. И достиг невероятных результатов.

На премьере «Нелюбви» в Москве актеры впервые увидели фильм. И вот одна из актрис — я не буду называть имени, она снималась в эпизоде и ничего не знала о сюжете — подошла после премьеры вся в слезах и произнесла такие важные слова: «Я только что позвонила своему мужу и сказала: все, больше мы его не воспитываем, мы его любим».

Еще открою небольшой секрет. Оказывается, Паоло Соррентино, Уилл Смит и еще две актрисы из членов жюри Каннского фестиваля 2017 года были за нашу «Нелюбовь» (картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь»). А председатель жюри Педро Альмодовар — против. И аргумент его был: «Таких матерей не бывает». Уилл Смит сказал ему: «Ты так считаешь? Приезжай к нам в Штаты».

А еще я недавно придумал фразу, вы должны оценить ее: «Я очень завидую мультипликаторам, потому что им ни один зритель не может сказать «такого в жизни не бывает».

Люблю ли я футбол? Какая команда в Ростове? Я буду за нее болеть. В детстве играл и очень болел. И в футбол, и в хоккей. Третьяк был моим кумиром. Просто обожал его. Сегодня я не болельщик. Но наша сборная играла на чемпионате мира, и я смотрел один матч в питерском баре. Хозяин бара выставлял каждому посетителю за гол наших стопку водки, а если забивали нашим, то стопку красной настойки. В общем, все были пьяны. И когда случилось то чудо, и вратарь выбил мяч ногой (матч Испания — Россия, 3:4 по пенальти), я вышел из бара и не мог говорить. Так накричался.

А недавно я наткнулся на видеоинтервью с Галицким. И увидел человека абсолютно, тотально, глубоко влюбленного в кино… в футбол, в футбол (смеется над своей оговоркой). Он построил стадион, академию футбола. Там никакой фальши нет. Тотальная отдача своему делу. Приятно смотреть.




Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное
Вся власть РФ
1euromedia Оперативно о событиях
Маркетплейсы