За что Гребенщиков извинялся перед группой «Кино»
Люди

За что Гребенщиков извинялся перед группой «Кино»

БГ, Шевчук, Кинчев — в чем причины их конфликтов с Виктором Цоем?
автор Виталий Калгин фото сайт Джоанны Стингрей

22 Марта 2016

Цой и БГ

В одной из программ «История российского шоу-бизнеса» на СТС Борис Гребенщиков поделился малоизвестным фактом из жизни группы «Кино»: «В конце 80-х-начале 90-х в России, бывало, приходили люди в малиновых пиджаках с пистолетом и говорили: «Играй вот такую песню». Это было и с группой «Кино» в конце 80-х. Юрий Айзеншпис лично сдавал их в аренду бандитам. Он вышел из тюрьмы, это были его люди. Группе «Кино» могли позвонить в четыре часа утра и сказать: «Ну-ка быстро поднимайтесь! Тут браткам нужно, чтобы вы сыграли». Было неприятно, как рассказывают. А им деваться было некуда. Сотрудничество с Айзеншписом — это была смерть группы».


БГ говорит ерунду, хотя бы потому, что в СССР не было людей в малиновых пиджаках — они появились уже после гибели Цоя, а Айзеншпис в то время был смекалистым валютчиком, который оброс бандитскими контактами значительно позже, когда в шоу-бизнес потекли настоящие деньги. А во времена «Кино» он жил с мамой в маленькой квартирке на «Речном вокзале», а его «бандитскими друзьями» были попавшие в лапы закона торговцы антиквариатом.

Вопрос — зачем Гребенщикову это? Чтобы понять расклад, надо отмотать назад. В канун распада СССР интерес к стране был огромным, и представителям рок-среды делались предложения записаться за границей. Многие тогда не поняли, как мог человек-легенда Гребенщиков отправиться «последним парнем» в «город», будучи одним из первых в своей «деревне», — в 1989 году БГ поехал записывать за границей англоязычный альбом «Rаdio Silence», с участием Дэйва Стюарта из Eurythmics. До сих пор в интервью БГ оправдывается, что уж очень хотелось поработать на фирменной аппаратуре, и никакого греха он в том не видит. Однако на довольно долгое время БГ полностью утратил свой авторитет и в тусовке, и в среде поклонников. Возможно, если бы он победил, его бы простили быстрее, но успеха с «Radio Silence» не случилось.


Цой же не знал компромиссов и готов был сотрудничать с кем угодно, но только на своих условиях. Так было и во Франции, и в Америке, и в Японии. Цоя нельзя было соблазнить ничем, и, скорее всего, именно эта его черта очень раздражала рок-клубовское окружение и Гребенщикова лично. Откуда и родились его несуществующие воспоминания.

Музыканты «Кино» Юрий Каспарян и Георгий Гурьянов, подруга Виктора Цоя Наталия Разлогова, и режиссер «Иглы» Рашид Нугманов резко осудили Гребенщикова за ложь. И Борису Борисовичу пришлось оправдываться: «Приношу свои извинения; эта история была рассказана мне кем-то лет пятнадцать тому назад и — как выясняется теперь — нисколько не соответствует истине. Очень сожалею, что она попала в СМИ. Все. Вопрос должен быть закрыт».

Однако в 2012 году Борис Борисович в своем интервью Евгению Додолеву («Москва-24») снова утверждает, что Цой выступал перед бандитами. Поскольку его собеседником на этот раз оказался свидетель эпохи, напомнивший о реалиях того времени и поинтересовавшийся источником слуха, БГ вынужден был признаться, что о выступлениях «Кино» по ночам перед братвой ему рассказал знакомый бандит, имени которого он не помнит.

 

Цой и Кинчев


Георгий Гурьянов (барабанщик «Кино»):

Утверждение, что Цой дружил с Кинчевым, — полное вранье. Никакой дружбы не было. Что касается меня, то у меня совершенно полное омерзение, отвращение к группе «Алиса» и лично к Кинчеву. С самого начала и до самого конца. У меня вообще однажды был случай... Я буквально вынужден был драться за свой драм-компьютер, который я пришел забирать у Вишни, а там сидит этот персонаж и говорит: «Мы записываем тут альбом». — «Ну а мне-то что?» — «Как это? Мы вместе! Высокая миссия, мы должны...» — «Ничего мы не должны, отдайте компьютер». Все равно забрал компьютер, мне на их дегенеративное творчество наплевать. Это мой инструмент, и он мне был нужен… Витя не дружил с Кинчевым. С какой стороны дружить с ним? На какую тему? Только дипломатия была, не более того.

 

Цой и Шевчук

Анатолий Соколков (Ленинградский рок-клуб):

На одной из тусовок между Цоем и Шевчуком произошел конфликт. Шевчук начал упрекать Цоя в мажорстве. И Цой, разумеется, в долгу не остался. Видишь ли, Шевчуку не понравилось, что парни были одеты модно, в импортное шмотье, кроссовки, кроме того, он был пьян, а «киношники» тогда занимались карате у профессионального тренера, вот и получил ногой в табло. Нахамил он троим, но получил он именно от Юрика Каспаряна, несмотря на то что Юра очень медленный. Но получил он так, легонько... Ничего такого, пьяное жлобство, таких историй пруд пруди.


Юрий Каспарян (гитарист «Кино»):

Да, это было. В салоне у Алины Алонсо, была вечеринка, и Юлианыч тоже зашел туда. И он не к кроссовкам придрался, а мы сидели все в футболочках Джоанны «Спасем мир», и он начал выступать, типа вы, что ли, мир спасете...

Андрей Крисанов (художник, музыкант):

Цой в драке не участвовал, он просто сказал Шевчуку: «Жаль, что ты с первого раза не понял». Шевчук пьян был, махал руками. Его сбили с ног и пинали. «Африка» его стулом бил даже, подбегал так, пинал и отбегал...

Не так давно, во время одного из гастрольных туров, Шевчук принес официальные извинения Цою, адресовав их всем поклонникам «Кино».


Отрывки из книги Виталия Калгина «Виктор Цой. Последний герой современного мифа». Приводятся с сокращениями. Издательство «РИПОЛ классик», 2016 год.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Цой и его деньги