Австралиец Ник Вуйчич известен сегодня всему миру. Родившись без всех четырех конечностей, он научился ходить, плавать, кататься на скейте, серфинговой доске. Стал писателем и меценатом; ездит по миру с мотивационными выступлениями. Нашего героя Алексея Романова сравнивают с Вуйчичем. Леша родился без кистей рук и одной стопы, сам научился играть на пианино и уже в 16 лет выступил с казанским оркестром La Primavera.
Романов близко знаком с Вуйчичем. Алексею вообще везет на встречи с замечательными людьми, которые и помогли отказнику из детдома стать музыкантом, увидеть мир, победить в международном конкурсе «Любовь к жизни».
В типовой 3-комнатной квартире в центре Зеленодольска (40 км от Казани) сегодня обитают 7 жильцов: 5 взрослых людей, кот Гарсон и лабрадорша Черри. Еще несколько лет назад людей было восемь, и теремок, что называется, трещал по швам. Но двое других приемных сыновей получили квартиры, переехал от родителей и старший родной сын. Стало просторнее.
— Но просторно у нас, пока Черри не пошла вразнос. А слушается она только меня, — Алексей закрывает собаку в клетку, она явно обижена, но терпит. — И на прогулках со мной идет в ногу, а папу и маму заставляет бежать трусцой.
— Как вы держите поводок?
— Цепляю на локоть. Черри спокойно спускается с 5 этажа, ждет. У нас дом без лифта, а у меня протез, поэтому спускаюсь не быстро.— У вас в семье трое приемных детей. Как вы решились на усыновление?
Мама Луиза Левачкова: — Мальчишки дружили в детском доме. Не хотелось их разлучать. Я руковожу благотворительным фондом поддержки сирот и выпускников детдомов «Солнечный круг» — поступить иначе просто не могла. Но у тех мальчишек ситуация другая, они повзрослели и ушли во взрослую жизнь.
Я хорошо помню наше первое знакомство. Леша нет, не помнит, ему тогда 4 года было. На новогодний праздник мы пригласили воспитанников детского дома, купили конфет, и Дед Мороз в конце сказал: «Ну, ребят, налетай!» Детишки набежали, протянули руки — и среди них были руки Леши. У Деда Мороза борода обвисла от такой картины, а мне хотелось этому мальчику как-то помочь: стала укладывать конфеты ему на руки.
Потом его усыновили, но я знала, в какую семью, и по роду своей работы приходила к ним каждый Новый год, переодевшись Дедом Морозом. Смотрела на Лешу со стороны — вроде бы все было нормально. И вдруг его вернули. Мы с сыном Денисом пришли в детский дом, а Леша там. Шесть лет пробыл в семье и снова в казенные стены.
Там у детей есть такая привычка — собираться у окон и провожать гостей. Когда мы уходили, я оборачивалась, искала глазами Алексея, но его среди детей не было.
Всю дорогу домой обсуждали с Денисом, что могло произойти, а потом сын сказал: «Давай заберем Лешу к себе?» Но ему нужно было время, чтобы отойти от той истории. Два года мы с ним общались, дружили, а потом забрали.
— Алексей Романов — царское имя. Воспитанникам детских домов часто дают звучные имена. У вас такой случай?
Алексей: — Нет, это мои настоящие имя и фамилия, от биологических родителей.
Мама: — Многие спрашивают, не асоциальные ли они. Нет, вполне обычные люди. С хорошими профессиями. Когда Алексей появился в телевизоре, его через детский дом начал разыскивать отец. Я спросила у Леши, хочет ли он увидеться — мы были не против. Но он ответил: ни мне, ни ему это не надо.
— Я видела у вас в инстаграме фото. Там вы с очень приятной бабушкой и пара слов о том, что она поддерживала Алексея в детском доме, и как вы ее искали. Что это за история?
Мама: — Я Лешу много расспрашивала о прошлом, о приятных воспоминаниях. И как-то он рассказал, что с 3 до 4 лет, до усыновления, его на выходные забирала какая-то бабушка: играла с ним, кормила вкусняшками. Выходных он ждал уже с понедельника, привязался к бабушке. Но к тому времени, как попал к нам, забыл, как ее звали. Говорил, только что фамилия была какая-то «звериная», и смутно помнил дом, где она жила. И я однажды решила обнаглеть и провести опрос жителей того дома. «Здравствуйте, живет ли здесь женщина таких-то примерно лет со «звериной» фамилией?» Почти Чехов (смеется). В третьей по счету квартире я нашла ее. Фамилия — Козлова. Зовут Наталья Анатольевна. Почти 30 лет возглавляла районный ЗАГС, и через нее прошло множество судеб. Когда мы познакомились, ей было уже за 80. Она плохо слышит, но держит себя прекрасно. И все эти годы она следила за судьбой Леши со стороны, ставила за него в церкви свечки. Мы встретились все вместе, это было очень волнующе, как в кино.— У нас в «Нации» был герой Сергей Бурлаков, он потерял руки и ноги в армии. И рассказывал, что хороший протез — счастье. Часто протезы тяжелые, неудобные, натирают до кровавых мозолей. В детском доме у вас какие были протезы?
Алексей: — Был сапожок. Потом протезы менялись, я же рос. Сейчас у меня американский, ему четвертый год, и он лучший. А до него мне сделали протез, положенный по ИПР (индивидуальная программа реабилитации), который был выше моей здоровой ноги. Я не мог на него встать. И даже сейчас, когда мне не 16, а 21 год, он для меня высокий. А заплатило за него государство 130 тысяч рублей.
— А как у нас можно сделать американский протез?
Алексей: — Надо съездить за ним в Америку. Мне повезло. Мы познакомились с фондом «Жизнь в движении», они пригласили меня выступить в благотворительном концерте. Я отыграл, потом организаторы вытащили маму за кулисы и спросили: «Луиза, что ты хочешь?» — «Хочу протез для Алексея. И не какой-нибудь, а самый хороший». Мы ведь после того высокого сами делали протез за 270 тысяч рублей; с ним и поехали в Америку. А там доктор говорит: ваш протез портит ногу, надо все менять. И мне сделали отличный протез и стельки из углепластика, чтобы исправлять правую ногу, и чтобы колено не пошло вовнутрь.
— Сколько вы можете пройти за день?
Алексей: — Около семи километров, если без остановок.
Мама: — Если влюблен, можешь пройти гораздо больше. (Смеются.)
Алексей: — Ну да. Мы с Олеськой много ходили, один раз посмотрел, а на шагомере было 80 000 шагов. Но ногу натер, конечно.
С Олесей я познакомился еще в той приемной семье. Мы учились в одной школе (тогда это была обычная школа, не интернат), вместе играли. Потом меня вернули в детдом, и года на три у нас прервалось общение. И вот уже здесь я ее снова встретил.
Мама: — Она очень поддерживала Лешу. Нас же не брали в музыкальную школу. Я написала по интернету 14 педагогам, описала проблему, рассказала, что Леша уже умеет, но нас никто не брал. А Олеся тогда заканчивала «музыкалку», заходила к нам, помогала. Когда он переживал, что делает что-то неправильно, Олеся говорила: наплюй на правила, играй, как чувствуешь.— Что вы можете делать своими руками кроме игры на пианино?
Алексей: — Завязывать шнурки. Пуговицы мелкие могу застегивать. Кроме верхней. Шить могу, спокойно нитку в иголку вдеваю. Этому меня обучали в обычной школе. У нас труды были совмещены с девочками: мы готовили, вышивали крестиком на пяльцах. Могу нарезать хлеб, сыр, колбасу; варю варенье.
Мама: — У Леши в детском доме был очень хороший педагог, логопед. Она сама из детдома, поэтому знала, как готовить детей к обычной жизни. Леше привязывала ложки, чтобы ел сам, но потом стало понятно, что он лучше справляется без этого.
Как-то на встрече дети спросили у Леши, правша он или левша…
Алексей: — …И я стал за собой наблюдать и понял, я амбидекстр: обе руки работают в равной степени. Я катаюсь на велосипеде, на лыжах бегаю без палок, езжу на лошади. Все, наверное, могу, но не очень быстро; когда надо спешить, прошу помощи у мамы.
— Давайте о встрече с Ником Вуйчичем. Это правда, что после знакомства с ним вы перестали стесняться?
Алексей: — Скорее я понял: в том, как я выгляжу, нет проблемы. Я стал спокойнее относиться к тому, как на меня реагируют люди.
— У вас с Вуйчичем было три встречи?
Алексей: — Да, первая на программе у Андрея Малахова, вторая в Казани, когда Ник прилетал сюда выступать и пригласил меня сыграть, и третья снова в Москве. Мы как раз прилетели из Америки, 14 часов в воздухе. Приземлились в Шереметьево — звонят агенты Ника: он приглашает на встречу, вот прямо сейчас. Я был очень уставший, хотелось скорее снять протез, выспаться в нормальной кровати, но нас уговорили остаться. И я не пожалел. Это была встреча хороших знакомых, можно сказать, друзей. Небольшой зал в отеле, и всего десять человек — люди, которых Ник выбрал сам.— Ну, а теперь самое главное. Как в вашей жизни появилась музыка?
Алексей: — Я любил ее с самого раннего детства. Я слушал и слушал. Что-то пытался наиграть, но нот не знал, конечно. Подбирал одним «пальцем» на слух.
Мама: — В той семье появилось пианино, его купили для родной дочери. Леша наблюдал, как она училась играть. Иногда говорил, что тоже хочет учиться. Но никому в голову не могло прийти, что это возможно. И вот его возвращают в детский дом, и он встречается с музработником Раисой Наильевной. Она разрешила ему сесть за пианино и придумала игру в четыре руки.
Алексей: — Она играла аккорды, а я основную композицию — так это называется правильно. Потом завела тетрадку, писала ноты словами: «до», «ре», «ми», — и показывала, какие это клавиши. Я заучивал это зрительно, и мы играли — детские и народные песенки.
— Ваша история напоминает сериал «Ход королевой». Там героиню-сироту играть в шахматы научил сторож детдома. Если бы не он, не было новой чемпионки мира.
Алексей: — Это мой любимый сериал! Да, наверное, есть что-то общее. Ну вот, потом меня забрали сюда и первый вопрос был: что ты хочешь? Я сказал: фортепиано. На пятый этаж без лифта, в маленькую квартиру? Купили хороший синтезатор.
Мама: — Когда он был в детском доме, то уже выступал и получал награды в местных конкурсах. Как-то даже выиграл планшет — очень ценный подарок, стало можно качать и слушать музыку. А уже у нас мы устроили ему домашний концерт: освободили большую комнату, я прошла по подъезду и пригласила соседей. Пришли в основном бабушки. Расселись на стульях, диване, заняли все. Но это было прекрасное выступление.
Алексей: — Потом меня начали приглашать выступать, и на одном фестивале ко мне подошла директор нашего театра Айгуль Алмасовна Горнышева и позвала послушать камерный оркестр нашего прославленного дирижера Рустема Абязова «La Primavera». Мы с моей учительницей музыки сидели на балконе, и я просто «уплыл», особенно от скрипки и виолончели! В антракте директор театра отвела меня к дирижеру, он попросил сыграть — и пригласил меня выступить в его концерте «Звезды из завтра». Мы недолго думая согласились, начались репетиции.
— Вы выступили в декабре 2015 года, видео набрало миллион просмотров в ютьюбе, и жизнь перевернулась. Как?
Алексей: — Меня взяли в музыкальную школу. Повезло, что закрепили за мной мою учительницу музыки из школы-интерната Аиду Шаукатовну Ахметшину. Музыкалку я закончил за 2 года экстерном. Потом было первое большое выступление на международном форуме в Хельсинки, в 2016 году. В зале было больше 5 500 зрителей, это было невероятно! Потом шоу талантов в Германии, там мы общались с Дитером Боленом. Он сидел в жюри и хотел понять, как я играю, а я мог только показать, объяснить — нет.
Много раз выступал в Москве в Театре Наций. В Америке выступал в небольших залах, пока ждали протез.И последнее на сегодня — международная премия «Любовь к жизни». Ежегодно в Тайване культурно-образовательный фонд им. Чжоу Дагуань награждает людей со всего мира. Причем не только тех, чьи физические возможности ограничены, но и просто людей, которые могут своим примером вдохновить окружающих. Туда я попал в 2019 году по личному приглашению президента Тайваня — после того, как выступил в посольстве этой страны в Москве.
Вместе со мной были представители еще 20 стран. Мне особо запомнились истории безрукого художника из Польши, женщины-фотографа без рук по локоть из Индонезии и японского пианиста-аутиста с феноменальной памятью. За 22 года существования конкурса я первый россиянин, кто получил эту премию.
— Знаю, что у вас практически готов концерт.
Алексей: — Да, программа на час с антрактом, 12 композиций, современная инструментальная классика: Людовико Эйнауди, Рольф Левланд, Алан Уокер. И есть 3 своих композиции, первую я написал как подарок маме на юбилей. Но свое я пока на публике не играю — думаю, рано.
— А есть какие-то мысли о будущем? Что дальше?
Алексей: — Я не люблю говорить о планах, пока их не осуществил. Учился в институте на программиста, но ушел, решил, что не мое. Сейчас закончил курсы бухучета и работаю у мамы в фонде. Есть идеи нескольких проектов. Недавно к нам, например, пришел режиссер, возможно, я буду сниматься в кино — играть учителя музыки для особых детей.
Но самое сильное желание — разработать программу обучения для ребят с ограничениями по здоровью. Ко мне на разных мероприятиях подходило немало педагогов и родителей, рассказывали о детях, которые хотят заниматься, но мало кто знает, как их учить. Мы с Аидой Шаукатовной тоже не знали, пробовали все в процессе, придумывали. Она спрашивала: ты можешь взять две ноты сразу? Могу. Классно, идем дальше. Три сразу взять уже не могу. Окей, тогда что-то меняем, ищем, как обойти. Ну, и я, мне кажется, чувствую музыку, наверное, поэтому все получилось.
Это проект журнала «Нация» — «Соль земли. Второй сезон»: о современниках, чьи дела и поступки вызывают у нас уважение и восхищение. Расскажите о нашем герое своим друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.