«Мы заселяли город хомлинами тайком, держали интригу». Как художница придумала новый символ Калининграда
Люди

«Мы заселяли город хомлинами тайком, держали интригу». Как художница придумала новый символ Калининграда

«Соль земли». Калининградская экспедиция. Часть I.

3 июня 2018 года в самом центре Калининграда, на Медовом мосту, появился первый хомлин — ушастый Дедушка Карл. Фигурку ростом в 15 см тут же заметили. Чуть позже маленькие железные человечки стали появляться в городе то там, то сям. 
За 3 года хомлины превратились в один из самых узнаваемых символов Калининграда, вошли в топ местных достопримечательностей. Сегодня они есть на сказочной карте России и в электронных туристических картах, под хомлинов выстраивают свои маршруты гиды. А сам поиск всех семерых человечков: Дедушки Карла, Бабушки Марты, Папы Лео, Мамы Варвары и трех внуков: Витька, Ули и Антошки, — стал обязательным квестом, который заканчивается в их сказочном доме, «Мастерской хомлинов». 
Всю эту историю придумала Наталья Шевченко, художница, янтарщица и «мама хомлинов», как ее теперь называют в народе. Наталья — первая героиня нашей калининградской экспедиции.
Наталья Шевченко в «Мастерской хомлинов».
Наталья Шевченко в «Мастерской хомлинов».
Собираясь в дорогу, я из Ростова написала Наталье в ватсап, хочу, мол, познакомиться и рассказать вашу историю. И неожиданно получила следующее: «Я сама ростовчанка в прошлом (если ростовчане бывают бывшими), выпускница РХУ им. Грекова. С большим удовольствием встречусь с вами в моей мастерской».
Это было первое маленькое чудо. А дальше чудеса случались одно за другим — так же, как по дороге в мастерскую появлялись хомлины. Я встретила четверых. Двое, Папа (см. заглавное фото) и Бабушка, были в зимних вязаных нарядах. Поэтому, когда я добралась до Астрономического бастиона (здесь расположена «Мастерская хомлинов»), первым делом спросила об одежках для хомлинов.

— Времени вязать шапочки у меня нет, — ответила Наталья. — Одежду для Дедушки, например, вяжет женщина, которая приезжает погостить из Владивостока. Она ездит специально к Дедушке: говорит, что он очень похож на ее усопшего мужа. Рассказывала, как увидела его под дождем, и сердце сжалось. И она связала ему шарфик и шапочку. Теперь каждый год привозит новый комплект. Еще, наверное, кто-то что-то вяжет: наряды постоянно меняются. Но это не мы.
Внук Витя живет у Музея Мирового океана.
Внук Витя живет у Музея Мирового океана.
— Как вы, ростовчанка, оказались здесь?
— Папа военный, я родилась в Краснодаре, до 2-го класса жили в Ташкенте, потом переехали в Ростов. После школы поступила в училище имени Грекова. Это были 90-е: свободное творческое время, поиск, полет… А переехали с мужем 13 лет назад только потому, что мне не подходил ростовский климат. Мне тогда было 27 лет.

В Ростове я работала декоратором общественных заведений, вела магазин «Культтовары», открывала клубы, муж занимался тем же. Например, делал кафе «Фрекен Бок», которое теперь достопримечательность Таганрога, там, кстати, до сих пор висит моя картина — чайник с плюшками. В Ростове у меня была и кузня: ковали заборы, ограды. Но при том, что я занималась железом, всегда любила бирюльки. А здесь же янтарь!.. Но начинала в Калининграде с того, что рисовала компьютерные игры. Тогда и придумала проект «Хомлины».

— Помните момент рождения?
— Однажды тоскливым, вот как сегодня, ноябрьским вечером меня накрыла ностальгия по дому. Я разговаривала с мамой по телефону и на автомате рисовала что-то. Вот нарисовала маленькие ножки, на них носочки, чуть выше штанишки, сюртук... А когда набросала мордочку, человечек посмотрел на меня, как родной. Это был Дедушка. Тут же я добавила к нему Бабушку, ее я уже рисовала с себя: мой нос и хитринка во взгляде. Теперь у хомлинов это фамильное — носы и хитринки.
Бабушка Марта живет в бойнице в стене, окружающей Музей янтаря.
Бабушка Марта живет в бойнице в стене, окружающей Музей янтаря.
— Слово «хомлины» вы сами придумали?
— Да. Показала скетч мужу и рассказала, что вижу компьютерную игру. С декорациями Калининграда: мох, песочек, кирпичики, архитектура. Он вдохновился и придумал историю, в ней родилось слово «хомлины» — от английского home, дом. Нас одно время упрекали, что мы назвали их не по-русски. При этом у нас также зарегистрированы «домлины», но в народе осело «хомлины».

Здесь, на этой земле, разные племена и народы тысячелетиями искали свой дом. Так же и наши хомлины тысячелетиями мечтают найти свой домик. А живут они благодаря работе с янтарем. На мой взгляд, янтарь — это главное, что есть в регионе, что всегда было и всегда будет. Мы взяли два этих элемента и объединили: хомлины не могут жить без янтаря. Он же содержит янтарную кислоту, а наукой давно доказано, что это сильнейший биостимулятор. В этой истории можно было шалить в любую строну, и мы шалили. Рисовали компьютерную игру, у нас появился инвестор из Гамбурга. Но не срослось, и мы в первый раз хоронили хомлинов.
Туристка разглядывает Бабушку Марту, спрятавшуюся в нише в стене.
Туристка разглядывает Бабушку Марту, спрятавшуюся в нише в стене.
Я ушла в янтарь. Не хотела больше замахиваться ни на какие гениальности, искать инвесторов — просто ручной труд, где все зависит от меня. Устроилась в самую обычную мастерскую по обработке янтаря и полгода точила шары (делала бусины) за 5 тысяч рублей в месяц. Это самая простая работа, но мне нравилось: я не могла надышаться янтарем. Год училась у мастера, потом установила у себя движочек «Беларусь» и стала точить сердечки из янтаря. Не хотелось никакого арта, никакого заумного творчества. И мастерскую назвала тоже просто — Amber love. Но умудрилась с сердечками из янтаря зайти даже на какие-то биеннале. Моя концепция понравилась, потому что простых украшений тогда не было: нельзя было купить в Калининграде круглый кулон в серебряном кантике или кольцо с широкой шинкой и круглым кабошоном. А мне нравилось именно это. И вдруг понравилось многим. Я пригласила на помощь девчонок, мы стали усложнять дизайны, ездить по выставкам.
Мы были единственными россиянами, кого несколько лет назад пригласил на выставку Гонконг. И когда нас в очередной раз спросили, неужели в России есть янтарь, я поняла: это вызов. Надо говорить о нашем янтаре везде, где только можно. Мы стали соорганизаторами Янтарного кластера, появилось много новой работы, заказов.
Малышка Уля живет рядом с Калининградским зоопарком.
Малышка Уля живет рядом с Калининградским зоопарком.
— Хомлинов пришлось тогда отодвинуть в сторону?
— Нет. Эта история во мне жила, слишком много сил было вложено. И однажды я сказала мужу: а что, если все наши изделия из янтаря сделали хомлины?! Паззл сложился: у нас будет мастерская хомлинов!
Дальше я ходила к серьезным взрослым дядям и говорила: «Представьте, что в Калининграде появились хомлины, и это они делают изделия из янтаря! А живут они в маленьком сказочном домике!» Чиновники смотрели на меня и думали: «Что они курят там у себя в мастерской?» Это сейчас, когда вы попали сюда, все понятно. А тогда никто не мог знать, как это будет и зачем. В моей голове было очень необычное сказочное здание, в котором люди знакомились бы с хомлинами. Надо было только его построить. И мы были готовы сделать все за свой счет, но столкнулись с такой бюрократией! Промучились года полтора, но ничего не вышло. Это был второй раз, когда мы хоронили хомлинов.

И тут в Калининград приехал еще один уроженец ростовской земли Андрюша Следков. Родом он из Таганрога, мы с ним вместе учились в Грекова. Потом закончил Суриковскую академию и сейчас уже скульптор с именем. Я рассказала ему нашу драматичную историю и закончила так: ближе к пенсии сама слеплю хомлинов, отолью в металле и установлю в моих самых любимых местах. Андрюша все это послушал, уехал в Москву и через три дня прислал мне фото Дедушки, вылепленного из пластилина.
Слева направо: скульптор Андрей Следков, Наталья Шевченко и ее муж Сергей.
Слева направо: скульптор Андрей Следков, Наталья Шевченко и ее муж Сергей.
— Насколько сложно установить в городе такие скульптурки?
— Слава богу, сложно! Если бы каждой чокнутой белке разрешали устанавливать в городе памятники, это был бы кошмар. Нам немного помогло, что мы уже всех достали с этим проектом, когда хотели построить сказочное здание. Нас уже знали, поэтому все шло гораздо легче. Первым в городе появился Дедушка, потом месяца через четыре Бабушка, затем Внук — Витек. Был план установить всех за первый год, но история растянулась на три. Хотя это и к лучшему: люди ждали, кто следующий и где. А мы всех, кроме Ули, она стоит у зоопарка, устанавливали тайком. Держали интригу.

— Попытки вандализма за эти три года были?
— Нет, мы сами не ожидали, делали даже пару фигурок про запас, на замену, но теперь поверили в добро.

— У ваших хомлинов разные характеры, разные истории.
— Да, и все эти истории будут в книге, которая сейчас пишется, автора мы пока держим в секрете. И мультфильм о хомлинах планируется, его будет снимать крупная студия.
А характеры мы искали очень долго. Было такое, что по полгода лепили одну мордочку, и все не то. Самый сложный образ у Мамы, с Антошкой тоже провозились. У маленьких человечков на мордочках трудно показать характер, у нас эту задачу решают ушки. Опущенные, торчащие вверх или раскоряченные — они сразу акцентируют внимание на настроении. Витек — грустный мечтатель. Бабушка — хитренькая, Уля — проказница…
Туристы в «Мастерской хомлинов».
Туристы в «Мастерской хомлинов».
— Пока я фотографировала Витька на набережной, услышала рассказ гида о вашем проекте и о том, что это вы стали родоначальницей Дня янтаря.
— Все правильно. Калининградская область — центр вселенной по добыче янтаря, но здесь никогда не было Дня янтаря. Я янтарщица, это дело всей моей жизни, и, конечно, хотелось получить свой профессиональный праздник. Года три мы уговаривали правительство области, готовили даже презентации, как можно отмечать День янтаря, но до дела не доходило. И вот однажды на серьезном совещании, куда меня обычно брали для красоты, вдруг дали слово. И я сказала, что и всегда: дайте нам День янтаря! И министр экономики в этот раз неожиданно согласился. Ну, по СМИ и понеслось: «Хомлины стали инициаторами создания Всероссийского дня янтаря». Но была пандемия, мы не могли особенно разгуляться — и первый День янтаря, 21 июля 2020 года, решили отметить установкой фигурки Папы Лео на Эстакадном мосту возле Музея изобразительных искусств. В этом году все еще пандемия, снова не до широкого отмечания, но установили 21 июля аж двух хомлинов: Маму и самого младшего —Антошку. Так что День янтаря, 21 июля, — это день рождения сразу трех членов семьи.

— Я знаю, что теперь местные бизнесмены просят вас сделать хомлинов «про них». Но вы отказываете.
— Да, многие бизнесы региона обращались, чтобы мы сделали хомлинов в каком-то «бизнес-образе». А другие города, и их тоже много, просили найти у них «дальних родственников хомлинов». Но мы твердо решили, что больше семи хомлинов не будет: семья — семь «я». После установки Дедушки и Бабушки вообще появились статьи, что мы устроим китч и заселим маленькими человечками сначала весь Калининград, а потом и всю Россию. Есть же пример польского Вроцлава — «города гномов-краснолюдков»: там их уже несколько сотен. Туристам нравится, а местные жители очень недовольны: у города потрясающая история, там женился Казанова, много чего еще интересного происходило. И вот: главные — гномы! Мы такой славы не хотим.
Туристы часто покупают все фигурки семьи (их продают в «Мастерской хомлинов», сувенирных лавках города, в аэропорту Калининграда). Но оригинальные хомлины (они размером побольше) никогда не собирались вместе.
Туристы часто покупают все фигурки семьи (их продают в «Мастерской хомлинов», сувенирных лавках города, в аэропорту Калининграда). Но оригинальные хомлины (они размером побольше) никогда не собирались вместе.
— Я к вам по городу шла по электронной карте — от хомлина к хомлину. Это история тоже вами была проработана?
— Нет, я изначально хотела установить хомлинов в семи знаковых местах области: в моем любимом Янтарном, в Светлогорске и так далее. Но так вышло, что во время установки первой фигурки — Дедушки областной министр культуры и туризма Андрей Ермак сказал журналистам: «Увидел семь хомлинов — увидел семь самых популярных мест города». Эта идея, что за день можно обойти весь центр Калининграда и найти всех хомлинов, людям очень понравилась. Так и родился этот квест.

— А еще у вас есть аудиогид, который озвучивает знаменитый Николай Дроздов!
— Да, и к этому нас подтолкнула жизнь. Гиды стали водить сюда, в Бастион, туристов «под меня». А я же не экскурсовод, не продавец — чтобы постоянно рассказывать и показывать. Мы нашли под эти задачи прекрасных девочек. Но летом здесь бывает до тысячи человек в день: очень тяжело каждому персонально рассказать про хомлинов. И вот тогда мы решили записать аудиогид голосом Дроздова. Но Николай Николаевич еще и не с каждым работает. Думал он месяца два, а потом сам позвонил мне и начал что-то расспрашивать про «гомлинов» — я здесь визжала на весь Бастион! Мы полетели в Москву, и Дроздов за день нам все записал.
«Мы заселяли город хомлинами тайком, держали интригу». Как художница придумала новый символ Калининграда
— Вы не раз говорили, что хомлины родились сами по себе и коммерции в этом ноль. Но есть же какой-то личный подтекст?
— Хомлины — это чистое вдохновение и совершенно не про деньги, даже наоборот. Когда выйдут книга и мультик, мы хотим перевести хомлинов в благотворительный фонд: маленькие сказочные человечки будут реставрировать старинные дома или помогать людям. Почему они вообще родились? Трудно сказать… Мне сорок лет, но у меня до сих пор нет своего домика. Это проклятье хомлинов — поиск домика — я несу всю жизнь. Как и тотальную нехватку уюта. А когда мне чего-то не хватает, я пытаюсь восполнить пробел, беру и делаю. Так было с янтарными украшениями, так вышло с хомлинами, и кто его знает, с чем случится еще.

Это проект журнала «Нация» — «Соль земли. Второй сезон»: о современниках, чьи дела и поступки вызывают у нас уважение и восхищение. Расскажите о нашем герое своим друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.
Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное
Вся власть РФ
1euromedia Оперативно о событиях
Маркетплейсы