Как «Мисс Женственность» стала кузнецом
Люди

Как «Мисс Женственность» стала кузнецом

Анна Билецкая строит «Цитадель мастеров Алтая».

Анна Билецкая занимается очень редким для женщины ремеслом: она кузнец. Говорят, единственная такая во всей Сибири. 
В последние годы Анна не только кует, но и продвигает любимое дело: организовала несколько всероссийских фестивалей кузнецов, вместе с мужем Евгением продолжает строить свою «Цитадель мастеров Алтая», представляет русское кузнечное мастерство за границей.

— 13 лет назад вы переехали на Алтай из Астрахани всей семьей. Почему?
— Знаете, столько факторов сложилось. Мне было 24 года. И я переживала большую утрату: я потеряла любимого человека. Не хотелось заниматься вообще ничем. Побрилась налысо… Родители на день рождения организовали мне поездку на Алтай, на курорт Белокуриха. И там со мной произошла настоящая трансформация, полная перезагрузка. Алтай славится своими таинствами, магией. Мне понравились и природа, и воздух, и климат — все-все-все! Я была беременна и рожала уже здесь, на Алтае. Потом приехали родители, а спустя некоторое время мы просто продали все в Астрахани и решились насовсем переехать в Сибирь.
Гости «Цитадели мастеров Алтая» — молодожены с Аниной помощью куют себе подкову на счастье.
Гости «Цитадели мастеров Алтая» — молодожены с Аниной помощью куют себе подкову на счастье.
— Чем мы, южане, отличаемся от сибиряков, к чему трудно было привыкнуть?
— Кто-то говорит, что говором, я даже этого не слышу. Привыкать не пришлось. Мне здесь комфортно. И тут действительно настоящая зима, снег такой пушистый! Не как в Астрахани: там зимой идет дождь. Вот этого как раз мне на Юге не хватало, многообразия природы. Я здесь и в 40-градусные морозы купалась, к слову.

— То есть вы по натуре оказались не южанкой, а сибирячкой. И все пошло гладко, как по маслу?
— Нет, гладко не бывает. Были поиски себя и, в первую очередь, поиски работы. В Астрахани у меня было свое ателье по пошиву и ремонту одежды, ИП-шка. А здесь пришлось заниматься всяким: и подъезды мыла, и лук перебирала за 50 рублей в день. И аниматором работала — вообще не представляла, что буду этим заниматься.

— А кто вы по образованию?
— У меня высшее юридическое. Но работать юристом без опыта не было шансов, ребенок маленький, и пока она спала, я такими вот наскоками и искала себя. Работала и экскурсоводом: Белокуриха же город-курорт федерального значения, приезжают со всей России. Я водила группы по окрестностям города или садилась на «пазик» и везла по достопримечательностям. У меня-то корочки экскурсовода нет, но получалось. А еще гончарным делом увлекалась.

— И конкурс красоты «Мисс Белокуриха»-2010 еще случился.
— А почему бы и нет? Решила попробовать. Я подготовилась к нему. Показала свои работы модельные. Стихотворение свое прочитала. Очень интересный опыт, между прочим, мне понравилось. Завоевала титул «Мисс Женственность».

— Для будущего кузнеца прекрасный статус. В кузницу, я так понимаю, вы попали случайно?
— Ну, случайностей не бывает. Я тогда вечерами пела в местном ансамбле «Здравица». И как-то меня отправили в кузницу заказать ухват для выступлений. Я пришла и… увидела наковальню. Спрашиваю: «А можно походить к вам? Позаниматься кузнечным делом». Я пришла на каблуках, с маникюром, ногтями такими длинными — я тогда работала секретарем-референтом. Мне разрешили. И я стала после основной работы вечерами ходить в кузницу.

— То есть девушка-секретарь шла вечером бить по наковальне. Сразу купили длинный кожаный фартук?
— Нет, просто взяла из дому спортивные штаны, кофту и косынку на голову, чтобы искры на волосы не попадали. Меня сразу очень зацепило. Начала рисовать эскизы. Я и совмещала с работой в офисе недолго, кажется, на пару недель всего меня хватило.
Работа Анны — поклонный крест.
Работа Анны — поклонный крест.
— Кто был вашим наставником?
— Кузнец Алексей Ларин, он работал уже около 7 лет, местный, из Белокурихи. У него были еще два сварщика, два Андрея. В этот мужской коллектив я и пришла. Отрабатывала удары, привыкала работать с кувалдой (весит она около 3 кг), держать правильно клещи.
Ларину, наверное, было интересно посмотреть: что там получится у барышни. Он на меня не ставил, конечно, не верил, что я долго продержусь. Думал, побалуется и успокоится. Но я села, послушала свое сердце и решилась. Подошла к нему, говорю: «Алексей, я хочу уволиться и пойти работать к вам. Возьмете вы меня или нет?» После недолгого такого молчания он сказал: «Да».

— Андреи-сварщики, наверное, над вами подшучивали?
— Ой, и не только они. Заказчики-мужчины тоже. Чего только не получала в свой адрес: и насмешки, и ухмылки, и «чего ей тут надо?».

— А есть ли какое-то испытание, проверка у кузнецов — чтобы понять, годится человек в ученики или не годится?
— Испытаний нет. Но это сразу видно. У меня было рвение, и все быстро стало получаться. Я чувствовала металл. Металл — особый материал, капризный. И ты должен услышать его, а он — тебя.

— Есть какой-то секрет, который и щуплому человеку позволит стать кузнецом?
— Вообще среди кузнецов очень мало больших крупных людей. В основном это люди жилистые. В кузнице жар всегда стоит, работа с тяжестями, и ты постоянно передвигаешься между наковальней и горном. А с большой массой это непросто делать. На мой взгляд, здесь в первую важна сила духа, а не физическая сила.
С мужем Евгением Анну познакомило кузнечное дело.
С мужем Евгением Анну познакомило кузнечное дело.
— Вот вы встали с мастером к наковальне. И как скоро он доверил вам самой что-то выковать?
— Почти сразу. Когда я стала заниматься вечерами, первыми у меня были скобы, потом я проковала подсвечник. Потом сделала подставку-дровник, ее мне помогли сварить, сваркой я тогда еще не владела. А когда пришла на постоянную работу, то выковала буквы для вывески кафе — «Дилижанс». Буквы это был мой первый заказ, за который я получила деньги. Хотя я, конечно, уходила не из-за денег, даже не думала, сколько я буду зарабатывать. Все свои первые изделия я раздарила, на эмоциях всегда хочешь поделиться.

— А что вообще заказывают в наш век «Алиэкспресса» — когда буквально любую вещь можно отштамповать на китайском заводе?
— Вот как раз и обидно, что многие заказывают китайские товары; хотелось бы, чтобы больше ценили ручной труд наших мастеров. Но заказов немало. В основном вешалки, почтовые ящики, ключницы, детали для экстерьера и интерьера. Но сейчас к нам приезжают экскурсии, и люди покупают то, что уже я наковала: те же подсвечники, скульптурки, талисманы на удачу, кулончики.

— Вот, скажем, делаете вы кованую решетку или железную розу — сколько стоит такая работа?
— Все считается индивидуально: ковка, покраска, карцовка. И металл, к слову, сейчас в три раза подорожал, и уголь. Решетки и заборы я давно не делаю, скажу вам про кованую розу. Она у меня сейчас стоит 4 000 рублей. Почему такая сумма: моя фамилия становится все известнее. В прошлом году я была бизнес-партнером федеральной премии «Главные женщины», для которой проковала 41 розу для участниц и членов жюри. А ковала я эту 41 розу полгода. В этом году буду делать уже 50.
Работа Анны — кованая роза.
Работа Анны — кованая роза.
— Чисто женские вопросы. Как защищаете от жара кожу, волосы?
— Ничем и никак не защищаю. Даже кремом не мажу. Я не заморачиваюсь.

— А физическая усталость?
— У меня ее никогда не было. Мне настолько нравилось ковать, что я готова была работать даже ночью. Когда из простого куска железа начинает появляться изделие, ты хочешь больше и лучше. А если я ударю вот так? А, может быть, так? Но на протяжении нескольких лет усталость будет накапливаться, конечно. Как в любой профессии.

— Если кто-то из женщин прочитает это и решит попробовать стать кузнецом — к чему они должны быть готовы?
— Постепенно и пальцы, и ладони становятся больше. Идет формирование тела, оно подстраивается под те нагрузки, которые ты даешь. И еще надо быть готовой к борьбе. Ежедневной. Когда добьешься уважения, будет полегче, сейчас я слышу больше положительных отзывов от художников-кузнецов, а вот раньше... Так что в первую очередь надо полюбить это дело всей душой. Рвать просто металл и всех! И тогда тебе судьба будет благоволить и помогать.
Сын Андрей тоже кузнец.
Сын Андрей тоже кузнец.
— Вы ведь и с мужем познакомились на почве кузнечного дела?
— Да, он художник по металлу, тоже самоучка. Зовут Евгений Билецкий, он из города Заринска Алтайского края. Когда я в 2013-м организовывала первый всероссийский кузнечный фестиваль, он услышал про него и стал в интернете искать организаторов. Говорит: «Увидел тебя, влюбился с первого взгляда и сказал, она будет моей». Все так и получилось (смеется).

— У вас ведь и дети занимаются кузнечным делом?
— Да, оба куют. Сын Андрей, ему 25, и дочь Люда, ей 13. И мастер-классы проводят, и экскурсии. Люда в 8 лет — как самый юный кузнец — была участницей телепроекта «Лучше всех» с Максимом Галкиным. Правда сейчас она кует меньше, увлеклась аниме, у нее очень красивые рисунки. Китайский учит, по стеклу рисует, мастерит из полимерной глины, вяжет. Ей всегда хочется работать с чем-то новым.

— Вы действительно единственная женщина-кузнец в Сибири?
— Вообще в России есть и другие женщины-кузнецы: Мария Архангельская в Москве, Ольга Стено в Перми. Мы встречаемся на фестивалях, общаемся, есть сообщество в фейсбуке. Но в Сибири, когда я начала ковать в 2012-м, женщин-кузнецов точно не было. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что в Сибири я единственная занимаюсь развитием и популяризацией кузнечного дела. Меня приняли в Союз кузнецов России, недавно стала и членом российской Гильдии кузнецов. Занимаюсь обучением и взрослых, и ребятишек.
Дочка Люда в 8 лет — как самый юный кузнец — стала участницей телепроекта «Лучше всех» с Максимом Галкиным.
Дочка Люда в 8 лет — как самый юный кузнец — стала участницей телепроекта «Лучше всех» с Максимом Галкиным.
— Вас с мужем в прошлом году позвали на американское телешоу «Между молотом и наковальней», верно?
— Да, они хотели делать «русский сезон». Попасть туда может не каждый, это шоу очень высокого уровня. В прямом эфире ты куешь боевое оружие: клинок, нож. Члены жюри оценивают его, а победитель получает 10 000 долларов. Для меня такая радость была, что нас позвали. Но, к великому сожалению, из-за пандемии «русский сезон» пока отложили.

— А до Америки вас уже знали в Европе и на Ближнем Востоке.
— В Барселоне в 2018-м проходил мировой женский форум предпринимательниц AMER, я туда привезла свои изделия, делала экспозицию, там, кстати, у нас были удачные продажи. В том же году пригласили в Дубай — на World art Dubai, это огромная международная выставка: больше 150 стран участвует.
В 2019-м попали на ярмарку Artigiano in Fiera в Милане, там интерес был поменьше: в Италии все-таки больше любят еду, моду, музыку. Но зато нам с супругом — мы были в алтайских национальных костюмах — все с восхищением говорили, какие мы красивые.

— Вы с мужем уже несколько лет делаете интересный проект «Цитадель мастеров Алтая». Что он из себя представляет сегодня?
— Это большая, в 27 соток, поляна в лесу. Заповедное красивое место. На поляне стоят деревянные дома с большими окнами. Домов пока четыре, а всего будет семь. Сейчас это двухэтажная Галерея ремесел, аил — круглое здание с восьмиугольным куполом, кузница и Галерея вкуса. Делаем крепкую деревянную дорогу, чтобы люди с ограниченными возможностями могли спокойно приехать к нам.

В Галерее ремесел — изделия из войлока, бересты, льна, гончарка, керамика, ковка; разные украшения: от натуральных камней до полимерной глины; фьюзинг — это такая техника спекания цветного стекла в печи. В аиле проходят духовные практики, их проводят целительница Майя Алтайская и астролог Светлана Кулакова. В Галерее вкуса можно попробовать натуральные продукты Алтайского края: сыры, масло, молоко, дичь. Гостей там встречает Юлия Колмогорова, у нее 25 лет опыта в кулинарии.
А в нашем Музее истории, быта и кузнечного ремесла представлена богатая коллекция кованых изделий конца XIX — начала XX веков: самовары, сундуки, чугунные утюги, керосиновые лампы, швейные машинки, прялки. Даже иконы покровителей ковалей есть, это святые Косма и Дамиан.
Музей истории, быта и кузнечного ремесла Анны Билецкой.
Музей истории, быта и кузнечного ремесла Анны Билецкой.
— Во сколько «Цитадель» уже обошлась вам?
— Около 7 млн рублей в нее вложено. Все делаем собственными силами на собственные деньги. Мы и дом свой заложили. Были моменты, когда пришлось продать кованые цветы, которые мне Женя дарил, и даже наши обручальные кольца. Всегда приходится чем-то жертвовать. Но без трудностей же никуда.
Я уже несколько лет на сибирском фестивале «Праздник Топора» делаю площадку, которая кроме кузнецов представляет берестянщиков, печников, керамистов. Такие мастера есть! Но нужно, чтобы это ценили, и хорошо платили за такой труд. В моем окружении много людей, которые были бы рады заниматься своим ремеслом, но не могут этим зарабатывать. И им приходится устраиваться продавцами, таксистами, еще куда-то. А их главное дело становится чем-то вроде хобби.

— Как много туристов приезжает к вам?
— 2020 год был тяжелый, никто не приезжал, Белокуриха была пустая — такого никогда не случалось, никогда. Сейчас люди едут активно.

— А мастеров ждете? Вот прочитает это кузнец, стоит ему к вам приезжать?
— А почему бы и нет? Если ему интересно пожить и поработать на Алтае в «Цитадели мастеров» — пожалуйста.
Мне очень хочется, чтобы была связь с другими регионами! Например, хочу провести выставку якутских мастеров. У всех же свои особенности ковки.
Как «Мисс Женственность» стала кузнецом
— Сегодня феминистки бьются за право называть женщину-автора — авторкой, водителя — водителкой. Вас не пытались переименовать? Как это звучит на феминистическом?
— Кузнечиха, наверное (смеется). Но я не борец за права феминисток. Как издавна называется — кузнец, пусть так и зовется. Лучше свою энергию тратить на более важные дела, чем на выдумывание новых слов.

Это проект журнала «Нация» — «Соль земли. Второй сезон»: о современниках, чьи дела и поступки вызывают у нас уважение и восхищение. Расскажите о нашем герое своим друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.
Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное
Маркетплейсы
1euromedia Оперативно о событиях
Вся власть РФ