«Мой бизнес. Истории донских предпринимателей» — так называется большой совместный проект журнала «Нация», Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства (РРАПП) и центра «Мой бизнес».
Его героями станут 25 компаний — лидеров своих отраслей, которые хорошо известны и за пределами Ростовской области.
Для массового читателя наш проект превратится, надеемся, в увлекательный сериал. А начинающие предприниматели смогут найти здесь идеи и советы для себя.
Герой этого выпуска — основатель и гендиректор сети турагентств «Розовый слон», вице-президент Альянса туристических агентств России Алексан Мкртчян.
— Кто вы по образованию и как пришли в турбизнес?— Я историк, закончил Ростовский государственный университет. Когда учился в вузе, никакого туристического образования в СССР еще не было. Но туротрасль — это же сплав географии и истории, так что образование у меня, можно сказать, профильное. Историю искренне люблю и стараюсь изучать до сих пор.
Выбор профессии произошел на 4 курсе. Тогда в стране появились первые туристические кооперативы. И я в 1989 году пошел в такой кооператив, параллельно работал и учился.
Мне это было интересно, я не хотел после вуза идти по разнарядке директором восьмилетней школы в колхозе. Тем более что в туризме я с первого месяца зарабатывал больше директора школы.
Несколько лет я работал по найму, а 22 апреля 1998 года родился «Розовый слон», в один день с В. И. Лениным. (Улыбается.)
— Откуда такое необычное имя для компании?
— Тогда в ходу были такие названия: «Югтурсервис», «Севкавкурортресурс», «Росюгкурорт»... Очередным «Горснабтуром» я становиться не хотел. Нужно было яркое имя, чтобы люди сразу запомнили нас.
Да, такое имя ко многому обязывает, но мы с самого начала планировали выделяться и быть лидерами.
— Но почему слон — розовый?
— В 1972 году на экраны вышла картина «Боба и слон». Добрый советский фильм для детей. Сюжет там бесхитростный: слон убежал из зоопарка, мальчик по имени Боба его нашел и привел обратно. И была там песенка на стихи Глеба Горбовского: «...где баобабы вышли на склон, жил на поляне розовый слон». Люди моего поколения этот фильм смотрели практически все, песню знают наизусть. И мы своим названием отработали два момента. Первый: редкое название, сразу запоминается, люди нас выделили из массы «югтурсервисов». А второй: приятные ассоциации из детства.
— А сами вы слонов любите?
— Конечно, люблю. Хорошее, доброе животное, абсолютно позитивное. Про слона ничего плохого не придумаешь. Многие народы мира боготворят слонов. В Таиланде им даже пенсию платят.
Африканские и азиатские слоны разные. Я не раз видел азиатских, катался на них в Индии и Таиланде. Даже мыл слона! В Африке я тоже был, но со слонами там не встречался.
— Вы открылись в апреле 1998 года, а через 4 месяца грянул дефолт. Как с его последствиями справился столь юный бизнес?
— Он на нас повлиял в хорошем смысле. Тогда туры продавали в основном за рубеж. Схема была такая: у клиентов туркомпания брала доллары, а с туроператором рассчитывалась в рублях. Доллар после дефолта подорожал в четыре раза, а число туристов снизилось всего в два. То есть наши расходы: на зарплаты, на рекламу и так далее — стали в четыре раза ниже, а денег мы получали меньше только вполовину. Поэтому осенью 1998-го мы очень хорошо заработали на выездном туризме.
— Помните своего первого клиента?
— Конечно, помню. Это известный ростовский предприниматель, хозяин рекламного агентства «Резон» Дмитрий Паршиков. Отправлял я его в Испанию, на курорт Коста-Дорада. И этот турист уже много-много лет путешествует с нами.— Случались ли ошибки в начале работы? Раз уж мы заговорили о советском кино: помните у Данелии, Мимино просил телефонистку соединить его с грузинским городом Телави, а она позвонила в Тель-Авив?
— Да, конечно, ошибки случались, но иного рода, места отправления мы не путали. (Смеется.) Моя большая ошибка, которую я быстро осознал: не надо самому ходить в суд. В 1998-м мы отправили туриста в 3-звездочный отель «Бейрут» в Хургаде. Вернувшись, он написал жалобу, что там была баскетбольная площадка с одним кольцом, а не с двумя, и он не мог полноценно тренироваться. Мы посмеялись, да и только. А он пошел в суд. И меня вызвали на процесс. Мне все еще было смешно: ну какой судья будет таким заниматься? Я не стал нанимать адвоката, пошел отвечать на жалобу сам. И в ходе судебного заседания мне намекнули, что лучше заключить мировое соглашение. И я отдал этому человеку какую-то сумму. А можно было и не отдавать. Но я не знал тонкостей юриспруденции.
После этого я твердо уверился, что должен «сапоги тачать сапожник», судами заниматься юрист, а не директор турфирмы. С тех пор я больше никогда в суды не ходил. Для меня это табу.
Сейчас у нас большой штат юристов, в год бывает около 80 процессов по всей стране. Мы судимся за права наших клиентов, и мы единственная турфирма в России, которая не берет с туриста ни рубля за это. Рейс отменили, дали не тот номер, да мало ли что, миллион историй. Когда авиакомпании или отели не хотят возвращать деньги, мы судимся с ними в пользу туриста. Это тоже одна из причин, почему к нам охотно идут клиенты.
— Штаб-квартира компании по-прежнему в Ростове-на-Дону?
— Да. Из-за того, что лично я живу в Ростове. Хотя предложения о переезде в столицу поступали многократно. Поверьте мне, мы были бы сейчас компанией совершенно других масштабов, если бы лично я жил в Москве. Но я родился в доме на углу Социалистической и Газетного, здесь меня все знают. Ходил во французскую школу, учился на истфаке, участвовал в спектаклях СТЭМа РГУ... Так получилось, что я достаточно известный человек в городе. А кем бы я был в Москве? Одним из 14 миллионов. Да, со временем мы открылись и в Москве, офис уже 8 лет работает в прекрасном месте у метро «Таганская».
— Зачем был нужен офис в столице?
— К сожалению, какой бы ты ни был умный и хороший в своем городе — без разницы, в Ростове или в Мурманске — ты никогда не получишь федерального статуса, федеральной известности, пока не откроешься в столице.
Нашей фирме четверть века, и 17 лет мы жили без Москвы. Уже были филиалы в Краснодаре, Ставропольском крае, но когда мы звонили, скажем, в Тюмень и предлагали сотрудничество, сибиряки спрашивали: «А почему вы нам звоните? Какое отношение Ростов-на-Дону имеет к Тюмени?» А мы и не знали, что ответить.
Но когда мы позвонили им же после открытия московского офиса, они с радостью стали сотрудничать: «Так вы федеральные, конечно, мы будем с вами работать!» Это было смешно, но так было. Поэтому мой совет всем предпринимателям: хотите федерального статуса — открывайтесь в Москве в дополнение к своим городам.
— Сколько у вас сейчас филиалов и сколько франшиз? Сколько сотрудников?
— В Ростове 7 офисов и 1 в Краснодаре. А во франчайзинге больше полутора сотен партнеров. Люди охотно берут наше имя, потому что бренд мегаизвестный, раскрученный, легко запоминающийся.
Число сотрудников по всей стране не считал, а в наших офисах на юге — около сотни.
Когда в 2020 году случился карантин, самой сложной задачей стало сохранить коллектив. Но нам удалось. А многие наши конкуренты потеряли людей. Во время пандемии надо было вытащить деньги из своего кармана и пару-тройку месяцев платить людям. Это был момент истины. Не все захотели так делать. «За что это я буду платить зарплату?! До свидания». А ключевое в туризме это не офисы, не техника — кадры. Я понял это еще 25 лет назад. И я рад, что со мной работает такая команда, в этом и есть мощь «Розового слона».
Когда я начинал собственный бизнес, денег у меня было совсем мало. Купил помещение. На оставшееся можно было либо нанять хорошего сотрудника, либо сделать хороший ремонт. Я выбрал сотрудника. У меня был беднейший ремонт, зато тогда я взял не просто менеджера, а человека, который проработал в туризме уже 15 лет. У меня уже первый месяц был в плюсе. Уникальная девушка.
Я предложил ей зарплату в два раза больше, чем на старом месте, и скоро понял, что поступил правильно. Ведь как делают многие, кто начинает бизнес? Они набирают слабых сотрудников, которым можно мало платить. Но это тупиковый путь.
У меня не было кондиционеров, стояли вентиляторы, не было холодильника, но был самый лучший менеджер по продажам в городе. А через год я купил и кондиционеры, и холодильник, и ремонт сделал.— Какие качества главные в работниках туриндустрии?
— Первое — потрясающее знание продукта. Он должен сходу знать, к примеру, все детали путешествия на Северный полюс: Новая Земля — встреча с медведями — перелет на вертолете — «и вот на шестой день после выхода из Мурманска вы прибудете на полюс». Нельзя говорить туристу дурацкую фразу, которую говорят многие неопытные менеджеры: «Мне сейчас надо подготовиться». Ведь конкуренция безумная, всегда есть тот, кто уже готов.
Второе качество — это любовь. Не просто уважение, это само собой разумеется, а любовь к человеку. Вот пришел он с 2-летним ребенком. Говорит: хочу такой-то отель. Что делает неопытный продавец? Продает то, что турист попросил. А опытный говорит: «Секундочку, а зачем вам этот Hard Rock Hotel, там же до трех утра молодежная дискотека. Вы едете с ребенком, которому в 10 вечера нужно ложиться спать. А тот, кто вам посоветовал, молодой-холостой? Я, как опытный человек, ни за что вас в этот отель не отправлю, хоть миллион рублей мне давайте сверху. Мне нравится ваша семья. Вот отель, где тихо-спокойно, есть детские горки, показывают мультфильмы на русском, пляж песочный. Вот сюда я вас отправлю. И стоить это будет меньше». Как только турист понимает, что на него не смотрят, как на ходячий кошелек, что его реально любят и заботятся, — все, он ваш.
— В чем сильные и, может, даже уникальные стороны сети турагентств «Розовый слон»?
— Повторюсь, мы единственная турфирма в стране, которая бесплатно защищает людей в суде. Хороший адвокат стоит 40-50 тысяч рублей.
Если вы имеете в виду эксклюзивные направления или варианты туров, то их нет ни у кого в турбизнесе. Даже поездки на Северный и Южный полюсы уже не являются уникальными. Поэтому турфирмы должны брать именно качеством услуг. Вот, например, когда-то мы стали первыми в Ростове-на-Дону, кто начал работать по воскресеньям. Ни одна фирма до 1998-го так не делала. Мы первыми в нашей сфере стали принимать оплату по карте.
Да! Как же можно забыть-то? Первыми среди ростовских туркомпаний мы начали открывать филиалы по городу. Сначала на Северном, потом на Западном. Другие турфирмы крутили пальцем у виска: неужели человеку с Северного жилого массива трудно приехать на Кировский и купить путевку? Оказалось, трудно. Зачем тому, кто там живет, работает, ехать по пробкам в центр, если он может прийти в офис у себя в районе? Позже некоторый наш опыт стали копировать все: рабочие воскресенья, эквайринг. Но филиалы до сих пор открыли немногие.
— Сколько в год вы продаете путевок?
— За год отправляем путешествовать больше 100 тысяч россиян. Я не разделяю, кого отправляет Махачкала, а кого Сыктывкар.
— Куда едут наши соотечественники?
— Сейчас 70% туров — это внутренний туризм, 30% — выездной. А на старте «Розового слона, в 1998-м, было 95% на 5% — в пользу зарубежного. Во внутренний сектор я включаю и Белоруссию, и Абхазию. В Абхазию мы отправляем тысячи людей, думаю, что сейчас даже больше, чем в Сочи.
Самые популярные зарубежные направления остались те же: как были 25 лет назад Турция, Египет, Эмираты, так и сегодня та же тройка. Но в этом году поток несколько переориентировался. Турция потеряла минимум миллион россиян, а ОАЭ сильно увеличили число наших туристов. Дело в том, что Арабские Эмираты резко снизили цены, а Турция подняла. При этом сервис в Эмиратах лучше. Да, летом там жарче, но цены на июль-сентябрь они заметно опускают.
— Чего пока не хватает России в плане внутреннего туризма?
— Главная проблема развития внутреннего туризма — нехватка отелей 4* и 5*. Я посчитал: от Калининграда до Камчатки нужна еще тысяча таких гостиниц для того, чтобы удовлетворить имеющийся спрос. Крым, например: хватит пальцев одной руки, чтобы сосчитать «пятерки». Там можно построить 50-60 новых отелей, и все равно будет мало.
Но, к слову, в Ростове и Краснодаре их уже достаточно.
— Какие-то новые направления за последние годы вы освоили?
— Занзибар. Я никогда не думал, что этот танзанийский остров станет так привлекателен. После нескольких месяцев локдауна, осенью 2020-го, нам открывали две страны: Турцию, что было предсказуемо, и — неожиданно — Танзанию! Самолеты на Занзибар полетели из 20 городов России. Или вот Мьянма: сейчас из Новосибирска поставили прямые рейсы в аэропорт города Мандалай.— На какие нераскрученные, малоизученные места и курорты посоветовали бы россиянам обратить внимание в ближайшие новогодние каникулы?
— Если честно, ни на какие. Я вообще противник, чтобы люди массово ехали куда-то на новогодние каникулы. Все отели в мире, все авиакомпании и железные дороги зарабатывают на людях в эти дни. Мой совет: ехать «до» или «после». Тур в Красную Поляну, который стоит на Новый год под 300 тысяч рублей, после праздников выйдет на 40-50% дешевле. Да и снега будет больше, зима ведь сдвигается.
В Европу советую отправляться 5-10 декабря и возвращаться до католического Рождества. И вы уже застанете праздник: рождественские базары, ледовые катки, распродажи и прочее. Если мы говорим про Юго-Восточную Азию: Таиланд, Вьетнам, Индонезию, Филиппины — категорически не советую ехать туда на китайский Новый год. Из самого Китая в эти дни за границу выезжает 10% населения. Это 150 миллионов туристов!
В мусульманских странах цены растут после Рамадана. Отели занимают местные жители, которым дают неделю отдыха после поста.
А в России помимо Нового года не рекомендую ехать на 23 Февраля, 8 Марта и майские праздники. В прошлом году я сравнил цены на авиабилеты Москва — Сочи на 29 апреля. В декабре мы продавали их по 3000 рублей, в январе по 5000, а в апреле они стоили уже 20 000.
Пример этого года: рейс из Сочи на Пхукет, который мы на август-сентябрь вместе с путевкой на 10 дней продавали по 150 тысяч рублей на двоих. Но люди сомневаются, что там, мол, делать в это время, решают полететь, скажем, в ноябре. Да летите хоть на китайский Новый год! Но тогда этот тур будет стоить 350 тысяч.
Я, как вице-президент Альянса туристических агентств России, в день даю по 3-4 интервью федеральным СМИ и объясняю такие тонкости. Но на Новый год опять поедут толпы людей. Просто тогда не жалуйтесь на цены.
— А чем еще вы занимаетесь в качестве вице-президента?
— Изо дня в день лоббирую хороший отдых за разумные деньги для россиян. В Госдуме, в Совфеде, в Минэкономразвития — везде.
Эта общественная работа (на этом посту я не получаю ни копейки) накладывает на меня колоссальную ответственность. Потому что мои выступления на теле- и радиоканалах смотрят-слушают миллионы россиян. И каждое слово должно быть взвешенным и правдивым. Эта работа, признаюсь, намного ответственнее, чем просто продавать путевки.
— Сколько стран посетили лично?
— 53 страны. Буквально через пару часов улетаю в 54-ю — на Маврикий.
— Какая страна из посещенных самая любимая?
— У меня нет любимых и нелюбимых. Все страны хороши — если там хорошо относятся к туристу. Ну, пусть будет условная Монголия. Могут спросить, а что, мол, делать в этой малоизвестной нынче стране? Я вам найду тысячу и одну причину поехать в Монголию. Мне везде интересно. Видимо, сказывается образование историка.
Если говорить о самом экзотическом месте, назову, пожалуй, африканское государство Руанда. Ездил смотреть горных горилл, которые обитают только в Конго, Уганде и Руанде. Из последней просто удобнее добираться до места их обитания из-за близости аэропорта, да и страна более цивилизованная при всем уважении к соседям.
Жил в одном километре от границы с Бурунди. Граница очень хорошо охраняется, потому что многие бурундийцы бегут в Руанду, как в страну более богатую. На трассе стоят люди с автоматами и ловят перебежчиков. Вот такая самая экзотическая страна.
— Какие советы вы бы дали начинающим предпринимателям?
— Самое главное в любом бизнесе — опора на собственные силы. Никогда не рассуждайте такими категориями: «государство мне поможет», «я получу грант». Если вы исходите из этого, никакого бизнеса не начинайте. Такой проект — это как саженец в горшочке: его поливают, подкармливают. А потом в какой-то момент сторонняя помощь может кончиться, и вас пересадят в каменистую почву под палящее солнце. Кто-то, может, и выживет...
Если только закончили вуз, тоже никакого своего дела. Даже если вам на него готовы дать денег — родители или муж. Попробуйте себя в выбранной сфере с низовых позиций. Хотите ресторан — поработайте сначала 2-3 месяца мойщиком посуды, потом официантом пару лет, метрдотелем годик и уж тогда открывайте. Если поймете за это время, что потянете. В турфирме — потрудитесь курьером несколько месяцев, затем менеджером 2-3 года. По-другому не бывает.
Не представляете, сколько раз я видел, как разорялись «подаренные» бизнесы. В туротрасли в том числе. Такие «игрушки» живут от силы 5 лет.— Раз уж речь зашла о родителях и детях — не задумывались о том, кому доверите в будущем «Розового слона»? У вас ведь сын и дочь?
— Пока присматриваются, решают, кем будут. Но я сам пока даже не думаю об этом, потому что в туризме немножко другие возрастные категории. Вот многие мои однокурсники уже на пенсию уходят. А в туризме люди работают до 65-70 и более. Я лично знаю одну «бабушку российского туризма»: директор турагентства, ей 83 года. Бегает-прыгает, активно работает. Потому что мы продаем людям положительные эмоции. Они нам звонят потом: «Я только что вернулся из Карелии, было так замечательно!... Я был недавно на Байкале... Я сегодня прилетел из Порт-Луи». Каждый день ты получаешь кучу благодарностей, люди делятся с тобой радостью. И ты хочешь жить и работать!
Проект реализуется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» при содействии правительства Ростовской области и министерства экономического развития региона.