Якутский фильм «Мой убийца» выдвинут на премию «Золотой глобус»!
События

Якутский фильм «Мой убийца» выдвинут на премию «Золотой глобус»!

Интервью с режиссером Костасом Марсаном по горячим следам.

автор Анастасия Шевцова/фото архив героя

13 Октября 2016

3 ноября в российский прокат выходит фильм «Мой убийца». Он уже был отмечен на Московском кинофестивале, попал в основную конкурсную программу Asian World Film Festival и теперь оказался в числе претендентов на номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» премии «Золотой глобус». О причинах невероятного успеха в истории якутского кинематографа «Нации» рассказал режиссер фильма Костас Марсан.


«Золотой глобус» — вторая по величине после «Оскара» американская кинопремия. В 2015 году в категории «Лучший фильм на иностранном языке» впервые в истории России победил «Левиафан» Андрея Звягинцева. В советское время «Золотой глобус» получала только лента «Война и мир» Сергея Бондарчука.


— Расскажите немного о себе и о своей работе, чем вы занимались до съемок фильма «Мой убийца»?
— Я учился в Москве на Высших режиссерских курсах, мастерская Аллы Суриковой и Владимира Фокина. Работал в документальном кино и был режиссером монтажа многих якутских фильмов. Так что получается, это мой дебют в художественном кинематографе.
«Мой убийца» — это история, рассказанная от лица молодого оперативника, который расследует на первый взгляд бытовое убийство на почве ревности, но в итоге оказывается, что все ниточки ведут к подпольному обороту золота. Мы снимали фильм в Якутске и поселке Усть-Нера на востоке республики. Там золотоносная земля, каждая речка имеет золотые россыпи, и с советских времен там в промышленных масштабах ведется добыча золота.
Это события, реально произошедшие в Якутии в 1970-х годах, и на их основе наш якутский писатель Егор Неймохов написал небольшую повесть «Тайна озера Сайсары». Мы экранизировали эту историю, но перенесли в наше время. Привлекли консультантов из полиции, которые объясняли, как на самом деле проводятся все следственные дела. Это, конечно, повлияло на сценарий и игру актеров, добавило реалистичности. В фильме снимались профессиональные актеры. Исполнитель главной роли Вячеслав Лавернов — актер «Саха театра», а Галина Тихонова — актриса «Театра Олонхо». Они и раньше снимались в кино.



— Во сколько обошелся фильм? Якутские фильмы — это такая бюджетная история, или в него вкладывается государство или местные бизнесмены?
— Фильм снят без поддержки Фонда кино на собственные деньги и средства спонсоров. Министерство культуры Якутии выделило небольшие деньги, но это всего 10% от общей стоимости фильма. Наш бюджет — 5 миллионов рублей. Это очень маленькая сумма для современного кино, поэтому мы сами удивляемся, что калифорнийские эксперты выдвинули наш фильм на «Золотой глобус». Мы ведь отправляли ленту на Asian World Film Festival — это Всемирный азиатский кинофестиваль в Лос-Анджелесе. Но сам программный директор фестиваля Джордж Шамшум настоял и буквально заставил нас заполнить анкету на «Золотой глобус».

— Вы уже знаете своих конкурентов?
— Нет, пока не знаем. Мы ведь попали только в список рассматриваемых кандидатов, а результаты узнаем в декабре.

— Почему не только якутский зритель должен посмотреть ваше кино?
— Это современная история, которая происходит в Якутии, возможно, этим она и заинтересовала отборщиков фестивалей. Это не чисто фольклорная история, там нет мифологии или мистики. Мне кажется, до этого было очень мало фильмов именно про современную якутскую жизнь, тем более глазами полицейского. Ведь полицейские истории очень человеческие. Много хвалебных отзывов со стороны коллег вызывает операторская работа. Это заслуга молодого оператора Искандера Иванова. Ну, и на мой личный взгляд, он справился со своей работой, красиво снял.



— Якутское кино — какое оно вообще?
— Молодое. В советское время фильмы в Якутии не снимали вообще. Якутский кинематограф зародился в начале нулевых и сейчас развивается. В ритме фильмов, в подаче, в подборе актеров чувствуется влияние азиатского кино, корейского в том числе. Самые популярные жанры — ужасы и комедии. А вот детектив, триллер — это впервые.

— Мы недавно разговаривали с якутским энтузиастом, взявшимся перевести на родной язык все «Звездные войны», и он сказал, что ваши фильмы ужасов — самые страшные в мире.
— Они скорее самые страшные для якутского зрителя (смеется). Это все-таки фольклорные истории, впитанные с молоком матери. Эти сюжеты известны, и зритель заранее знает, что произойдет. Конечно, у якутов они вызывают отклик. С точки зрения мирового кинематографа, наверное, они не очень страшные. Но, если это хорошо сделать, выделить «взрослый» бюджет и подключить к делу профессионалов, некоторые сюжеты вполне могли бы встать наравне с японскими фильмами ужасов.



— Что будете делать дальше? Продолжите снимать детективные триллеры?
— Есть задумка еще одного детектива, тоже на реальных событиях, произошедших в Якутии. Мы сейчас выходим на следователей, которые вели это дело, и будем строить свою версию событий. Но мы точно хотим адаптировать его для широкого зрителя, и, возможно, съемки будут не в Якутии, а, может, и не в России.
Как зритель я люблю именно нуар, детективы, триллеры. Но как режиссеру мне, конечно, интересны разные жанры. Было бы неплохо в дальнейшем снять фантастику. Сейчас вообще кризис этого жанра, но с учетом последних вышедших фильмов видно, что он потихоньку возрождается. Будет ли это якутская фантастика? В любом случае, какой-то налет якутской культуры неизбежен. Чисто фольклорное творчество в большом кинематографе не прокатит, но в каких-то нюансах, деталях — почему бы и нет. Вот только бюджета в Якутии не хватает пока на такое кино, придется искать за пределами малой родины.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ЯКУТИЯ. ЗАМЕРЗШАЯ ПЛАНЕТА

ОЛЕГ ТАКТАРОВ: «У НАС УЖЕ ЕСТЬ СВОЙ «ФОРРЕСТ ГАМП»

ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ ПЕРЕВОДЯТ НА ЯКУТСКИЙ ЯЗЫК