«Во время пандемии число наших учеников выросло вдвое, до 550 тысяч человек»
События

«Во время пандемии число наших учеников выросло вдвое, до 550 тысяч человек»

Интервью с главой Центра финансовой грамотности банка «Центр-инвест».

текст Ольга Майдельман/фото Наталья Алябьева.

25 Декабря 2020




Уметь планировать свой бюджет, не стать жертвой мошенников, разбираться в банковских продуктах — такие знания в наше время должны быть доступны каждому. Так решили в банке «Центр-инвест» — и в 2014 году запустили собственный обучающий проект «Центр финансовой грамотности». 
Но новые условия жизни диктуют новые правила. Руководитель центра Владислав Соленый рассказал нам о переходе в онлайн-формат в условиях пандемии.


— Этот год стал кризисным: люди сидели по домам, компании сворачивали или замораживали проекты. Но у вас, наоборот, работа кипела. Сколько времени вам понадобилось для перевода работы в онлайн?
— В начале года мы сразу поняли, что ситуация небыстро изменится и надо менять формат работы с аудиторией. Наши центры работают в Ростове, Краснодаре, Волгограде, Таганроге, Волгодонске, куда люди — предприниматели, студенты — приходили на бесплатные консультации и семинары. Изначально часть обучения мы проводили онлайн, например тестирование по финансовой грамотности и видеоуроки по экономике и бизнес-планированию на сайте всеобуч.рф. Но к полному переходу на онлайн-обучение мало кто был готов. Однако, когда началась пандемия, людям пришлось освоить новый формат: научиться заходить в онлайн-конференции, пользоваться соцсетями. И получилось, что Центр финансовой грамотности превратился в функционал, который теперь дает максимальное количество знаний по различным тематикам в любой точке планеты.

Если в начале 2020 года нашими слушателями были 250 тысяч человек, то сейчас их 550 тысяч. В два раза больше! При этом мы не увеличили число сотрудников. Теперь наши эфиры охватывают не только Юг, у нас есть слушатели в Сибири и Москве.

Нам, конечно, тоже пришлось учиться IT-навыкам: модерировать конференции, становиться SMM-маркетологами, комьюнити-менеджерами. Но адаптация прошла быстро.

— Ваши семинары, а теперь вебинары, были и остаются бесплатными. Простой вопрос: зачем это нужно банку?
— Простой ответ. Возьмем направление по обучению финансовой грамотности студентов. Курсы читают и банковские специалисты, и сотрудники налоговой службы, формируя у молодых людей понимание продуктов банка. Эти студенты — будущие предприниматели, а финансово грамотные предприниматели — это наши клиенты, которые, скорее всего, обратятся за услугой в наш банк. И мы можем дать им не только бесплатные знания, но и, если говорить о программе «Акселератор», бесплатный расчетный счет и льготный кредит на стартап. Мы уже подготовили 2500 волонтеров, которые помогают нам распространять знания в массы. Главный принцип обучения — «Научился сам, обучи другого».

С другой стороны, мы растим себе новые кадры. Лучшие студенты идут к нам на стажировку.
Все спикеры в ЦФГ, а это основатели и владельцы компаний, бизнес-тренеры, эксперты, выступают с лекциями и мастер-классами бесплатно.

— Как вам это удалось?
— В 2014 году, когда центр только открылся, все удивлялись, как можно давать такие знания бесплатно. Мы были первыми в регионе, кто это делал. Сейчас, в 2020-м, все удивляются, как можно получать их бесплатно онлайн. У банка есть ресурсы делать это бесплатно в рамках нашей социальной ответственности.


— Какие виды финансовой безграмотности самые распространенные?
— Большинство людей попадают на сетевых мошенников. Приведу частый пример: вы продаете свою вещь на «Авито», находите покупателя, а тот предлагает отправить к нему товар «Авито-доставкой». На ваш е-мейл приходит очень достоверная с виду ссылка. Пройдя по ней, вы оставляете и номер карты, и CVV-код. Но ссылка эта подменная, и у вас с карты исчезают деньги. Мошенники придумывают все новые и новые схемы.

  Не переходите по сторонним ссылкам, не делитесь своим телефонным номером, е-мейлом, защищайте личную информацию. Не стоит пользоваться общественным Wi-Fi. Но это уже скорее относится к цифровой грамотности, и это направление мы будем развивать в следующем году.

— Какие еще темы актуальны для ваших пользователей?
— Рассказываем, как накопить деньги, например, на первоначальный взнос по ипотеке, какие инструменты использовать. Сейчас, когда ставки по вкладам снизились, стало популярным вложение в ценные бумаги, но без должного образования этим не стоит заниматься.

Объясняем права потребителя. Во многих банках и магазинах сейчас навязывают недешевую страховку. Клиенты часто соглашаются с ней, не обдумав. Но мало кто знает, что в течение двух недель от страховки можно отказаться и вернуть деньги.

Также мы уделяем особое внимание обучению предпринимателей и самозанятых. Сейчас, в период кризиса, некоторые предприниматели ищут выход из сложившейся ситуации. Приходя к нам, каждый предприниматель формирует свой собственный план антикризисного развития.

Специально для предпринимателей мы запустили проект #Помощьбизнесу, где наши эксперты в формате коротких сессий помогают определить пул задач, которые нужно решать уже сегодня, и определить задачи на перспективу.

— У пожилых людей диджитализация вызывает особые трудности. Приходится ли вам заниматься с ними и компьютерным ликбезом?
— Пенсионеры — очень уязвимая группа во всем. Часто им предлагают сделать вклад под несуществующие бешеные проценты или полную диагностику органов, а затем «просто подписать листик» — заявку на кредит. Но должен заметить, бабушки сейчас стали современные, у многих есть аккаунты в соцсетях. И когда центр давал трансляцию в «Одноклассниках» в рамках проекта минфина «Всероссийская неделя сбережений», у нас было 145 тысяч слушателей.

А когда мы запустили «Акселератор» по прокачке гибких навыков, туда пожелали попасть около ста преподавателей вузов, чтобы повысить эффективность своих публичных выступлений. Ведь одно дело выступать в аудитории, и совсем другое — в интернете. Вообще пандемия показала, как много среди нас киберпрофанов. Но новые технологии пришли к нам, и нужно научиться ими пользоваться.

— Когда мир снова станет открытым, офлайновым, что из наработок вам хотелось бы сохранить?
— Мы в любом случае не будем отказываться от онлайн-формата, напротив, будем стимулировать его. В декабре мы подвели итоги конкурса по развитию онлайн-образования, призовой фонд — миллион рублей. Каждый, кто во время пандемии выпустил свой онлайн-курс, мог подать заявку. Было подано 50: курсы по физике, квантовой механике, психологии, истории, филологии. Лучшие из них получили от банка денежные премии. Так что мы оставили бы все наработки. Все наши курсы теперь проходят онлайн.

— Вы даже День предпринимателя отмечали онлайн. Как это организовали?
— Для банка «Центр-инвест» и центра это особый праздник. В этот день мы всегда награждали лучших молодых предпринимателей, встречались на форумах и обсуждали проекты — текущие и новые. Но в период пандемии большая часть предпринимателей просто хватались за головы: мы на нулях, мы закрываемся. И мы организовали онлайн-марафон «Время трансформаций», который объединил предпринимателей, партнеров банка, институты поддержки предпринимательства, органы власти, общественные и профессиональные объединения общей идеей трансформации своего бизнеса в новой дистанционной экономике. География онлайн-марафона — Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Нижний Новгород, Москва и Лондон.

Клиенты и партнеры банка «Центр-инвест» откликнулись на призыв о трансформации и рассказали о своем опыте. Все видеоинтервью есть в нашем аккаунте. Например, одна ростовская бургерная в пандемию не закрылась, а наоборот, увеличила выручку в два раза за счет изменения бизнес-модели и перехода на доставку продукции курьерами, расширения зон доставки. Летом этот предприниматель открыл еще и пиццерию. Мы вместе разрабатывали планы антикризисного развития, и этим примером трансформации можно смело гордиться.

— Какие новые идеи у вас зреют?
— Будем внедрять курс по финансовой грамотности на нашей обучающей платформе всеобуч.рф. Это онлайн-платформа, где можно научиться основам малого бизнеса.
Есть такая статистика: 80 % бизнесов закрываются в первый год. Мы 8 лет ведем программу наставничества, когда успешный бизнесмен становится тьютором начинающего. Будем ее модернизировать — делать клуб по решению проблем, который соберет в диалоге и представителей органов власти, и узких специалистов.

Начнем обучать финграмотности тех, кто работает с людьми с ограниченными возможностями по всей России, ведь в жестовом языке глухих нет ни одного финансового термина.

— Как стать участником программ ЦФГ?
— Очень просто. Можно зайти на сайт знание-сила.рф и подать заявку онлайн. Там же можно заказать обратный звонок. Или присоединиться к нам в соцсетях — мы есть везде!

ПАО КБ «Центр-инвест». Генеральная лицензия Банка России № 2225 от 26 августа 2016 г.
Реклама