«Учитель года» вернулся в Ростов и рассказал о встрече с Путиным
События

«Учитель года» вернулся в Ростов и рассказал о встрече с Путиным

автор Светлана Соколова

7 Октября 2016

5 октября завершился Всероссийский конкурс «Учитель года России»-2016. Ростовский учитель русского языка и литературы Андрей Барашев (лицей №11) вошел в пятерку победителей.




— Все говорили про мужской финал конкурса, мол, женщин который год ущемляют.
— Ужасы сегрегации, все правильно. Я уже подумал об этом. Просто конкурс физически тяжелый, может, поэтому мужчины к концу состязания лучше выглядят. Мы очень устали, правда. Не зря это назвали испытанием. Из 85 человек к началу недели осталось 15. Изначально женщин было в два раза больше, чем мужчин. По мере движения конкурса напряжение катастрофически нарастает. В четверг мастер-класс, в пятницу проект, в субботу педсовет, в воскресенье дорога из Самары, где проходил финал, в Москву, в понедельник разговор с министром, во вторник съезд учителей СНГ, а в среду мы встречались с Владимиром Владимировичем Путиным. Только вчера я приехал в Ростов.
Но у нас был участник из Якутии. Он там работает в сельской школе, очень вдохновенно о своих родных местах рассказывает. Приглашал в гости. Но мы отказались: «Нет, лучше вы к нам». Сейчас объясню почему. Чтобы добраться до Самары, он сначала сплавлялся по реке, потом ехал на автобусе, потом летел на самолете от Якутска до Москвы, а потом поездом до Самары. Тут мы все поняли, насколько легко нам дался конкурс «Учитель года».

— Успели отоспаться?
— Куда там, вчера приехал и сразу к Сергею Ивановичу Горбаню, а потом в министерство образования. А сегодня я работаю, у меня три урока. Сейчас будет в 11 классе.

— Какая тема?
— Шутите? Тема урока «Как я был на конкурсе». И кстати, про мужчин. Мое личное убеждение, что в школе должны работать мужчины. Учитель — это скорее мужская профессия, чем женская. Уверен в этом. Никогда не думали, кто воспитал русскую литературу и науку в период их становления? Это были учителя-мужчины, они воспитали Менделеева, Толстого. Раньше, когда я говорил незнакомым людям, что работаю в школе учителем, это вызывало удивление. Сейчас все изменилось, прямо на моих глазах. В нашем 11 лицее сейчас работает очень много мужчин. И это сразу другая школа, более уравновешенная что ли.


—  Что вы привезли с собой из Москвы?
— Пеликана, премию, диплом, а губернатор Самарской области подарил нам часы. А еще, когда я уже был в Москве и разговаривал с семьей по телефону, моя пятилетняя дочка попросила привезти из Москвы птичку. Про пеликана она ничего не знала, просто так совпало. Думаю, ладно, если получу пеликана, подарю дочке, но когда получил, понял, что оставлю себе. Пришлось бежать в «детский мир» за плюшевой птичкой. Привез, все довольны.

— В финале, когда вас уже пятеро было, вы встречались с новым министром образования. Пишут, что после беседы  с вами она решала, кто станет абсолютным победителем.
— Конечно, слухов вокруг этого конкурса всегда много ходит. Я не думаю, что было так, как вы говорите. Как выбирали победителя из пятерки, нам неизвестно. Просто сказали: такое решение жюри. 

— Следующий слух. Мол, нет такой зарплаты, как та, которую ваш коллега озвучил после заминки президенту.
— Что я могу сказать, у меня зарплата не ниже. Сейчас зарплата учителя зависит от разных факторов. Есть фонд оплаты результативности. Если твои дети побеждают в олимпиадах, ты сам принимаешь участие в больших мероприятиях, директор может увеличить твою зарплату.

— Как вам вообще в Кремле?
— Мы были удивлены. Ожидали, что нам хоть какие-то рекомендации дадут, как себя правильно вести. Но мы не заметили никакого к себе пристального внимания ни со стороны службы протокола, ни со стороны спецслужб. Совсем все просто было. Без вводных указаний: ни что надеть, ни как держать спину. Мы поразили президента тем, что в наших школах преподается латинский язык. Да, у нас в лицее есть. Президент даже вспомнил пару фраз на латыни. Ну, вы же сами видели, мы спрашивали президента про разное. Я задумал пригласить президента на урок. Так и сделал. Пригласил его в наш лицей на открытый урок по Лермонтову. И он принял приглашение. Президент сказал, что Лермонтов много критиковал Россию. Но мой урок будет не про это. Родина и одиночество — это нормальное представление о Лермонтове. Если спросить у 100 человек, что такое Лермонтов, 90 скажет, что одиночество. «Луна русской поэзии». А солнце у нас Пушкин. А я могу объяснить, что Лермонтов — это светлый автор. У меня все классы разные. Не знаю, как так получается, но есть более романтически настроенные, а есть более гражданственно настроенные ученики, кто-то хочет про любовь слушать, а кто-то про Родину. Я стараюсь всегда это учитывать, но со всеми абсолютно детьми я всегда анализирую одно стихотворение «Валерик». Почитайте. Оно Лермонтова очень сильно раскрывает — и как настоящего боевого офицера, и как дворянина. Там офицер пишет с войны в Петербург и рассказывает о битве на реке Валерик с горцами. Очень хороший контраст холодного светского Петербурга и горячего поля боя, теплой от крови реки.
Я часто посвящаю урок конкретному слову. На конкурсе у меня был урок-загадка, расследование. Дети это любят. Мы пытались разгадать, что такое Див из «Слова о полку Игореве». Есть множество предположений, то ли это мифическое существо, то ли леший, то ли птица. В итоге мы пришли к тому, что Див может быть даже знаменем полка Игоря. Но это частности, самое сложное — чтобы ученикам стало понятно, что текст, который написан сотни лет назад — это про них. Самую несовременную литературу в школе нужно преподавать как что-то суперсовременное.


— Как это? Вот я ваш ученик. Зачем мне читать «Войну и мир»? Что там про меня?
— Все. Вы каждый день с утра делаете выбор, какую вам рубашку надеть — я не знаю, белую или красную. Реже приходится решать, поступиться своими принципами или нет, предать ради выгоды или удержаться. Так вот вся литература, которую преподают в школе — это история про выбор. Очень важно это детям объяснить. Никому не интересно, что весь мир читает Толстого, не надо в миллионный раз говорить об этом детям, для них это общие слова. Надо сделать так, чтобы конкретный человек заинтересовался конкретной книгой. Например, Андрей Болконский — это история про то, что жизнь состоит из взлетов и падений. Иногда система ценностей может рухнуть в один момент и надо искать ей замену. Жизнь — не что-то решенное раз и навсегда, это череда решений, мы постоянно делаем выбор. Думаю, они должны это понимать.