Ростовские таксисты составляют «черные списки» пассажиров
События

Ростовские таксисты составляют «черные списки» пассажиров

Инсайд о том, как устроен бизнес такси в Ростове.

Таксист с многолетним стажем, «старая гвардия», рассказал «Нации», как устроен бизнес такси в городе. Свое имя он попросил не называть. Познакомились мы во «Вконтакте», в сообществе «Ростовские таксисты».
Этот монолог ― мнение одной из сторон, и оно, конечно, пристрастно. Мы призываем высказываться о сегодняшних проблемах такси в городе и других участников этого бизнеса.


Кого берут на работу в такси

― В Ростове сейчас не меньше 10 тысяч таксистов. Большинство работает под пиратским флагом. Только у «306-306» есть собственный парк автомобилей, все остальные компании ― диспетчерские службы (и «306» тоже).
Дешевле чем в Ростове, в городах-миллионниках такси нет нигде. Мы в позапрошлом году бастовали, добились, чтоб минималку за поездку с 65 подняли до 95, а потом до 100 рублей. Хотя бы на эти 30 рублей стали больше получать. Пассажиры говорят: «Приехал какой-то побитый «хюндай солярис», водитель воняет». Ну, а что вы хотели за такие деньги?

Как они набирают на работу? Лучше вам не знать. Раньше выясняли, какая машина у тебя, какой водительский стаж, опыт в такси. А сейчас, я так в шутку говорю, только спрашивают: «У вас машина?». Принимают всех подряд, даже на совсем убитых колымагах. И необязательно, чтобы у человека были водительские права. Некоторые компании могут принять просто по ксерокопии. Или вообще достаточно отправить смс с госномером, маркой машины и фамилией. Все: человек зарегистрирован, может выходить на линию. Сойдут права любой страны, любое гражданство. Знание города необязательно. В «Яндекс.Такси» 13 заказов за смену делаешь в счет компании ― и получаешь бесплатную аренду машины, дальше работаешь на себя.

Я могу сейчас на улице любой автомобиль сфотографировать, сделать права в фотошопе и стать таксистом.

Обыватели считают, что у «Яндекс.Такси» все машины брендированные: желто-черные. Нет, я тоже у них зарегистрирован как водитель и многие другие такие же частники. Меня в «Яндекс.Такси» никто не видел. Машину никто не проверял. Я могу вообще сейчас на улице любой автомобиль сфотографировать, сделать права в фотошопе и зарегистрироваться еще раз. Мы проводили эксперимент, попробовали устроить на работу в «Яндекс.Такси» человека, у которого осталась ксерокопия прав, но по факту он их лишен на полгода. Получилось. Недели две назад знакомый из украинского Донецка попросил помочь ему устроиться туда же. Я отправил свои права, хотя сам уже зарегистрирован, и госномер его машины. Все, он работает сейчас. В другие компании, например, «Лидер» или «306» нужно прийти лично. В «306» немного пожестче с приемом, но в принципе каких-то особых головняков нет. Можно потратить буквально полтора часа и устроиться на работу.

О новичках ― Uber и «Яндекс.Такси»

Uber и «Яндекс» пока доплачивают водителям, как в свое время «Лидер», который начинал с 7 машин в Ростове. Пассажиров заманивают, везде развесили рекламу: поездка (то есть посадка в такси) от 40 рублей, за каждый километр ― всего 5 или 6 рублей, минута простоя ― 1 или 2 рубля. Это абсурдно дешево. Я говорю: «Ребята, это очередные сетевики. Сейчас все ок, но потом вас кинут!». Я зарегистрировался в «Яндекс.Такси», только чтобы использовать их приложение для ловли заказов.

В Uber и «Яндекс.Такси» примерно одинаковая система работы. Это что-то типа франшизы, как у Subway. В Ростове, по-моему, 7 компаний предоставляют работу в «Яндекс.Такси». Водители переметнулись к ним из-за доплат. Ну, например, знакомый предлагает пойти к ним или в Uber. Иду в офис, мне ставят программу в телефон. При этом человек, пригласивший меня, получит 2500 рублей. В других городах это уже проходили: сначала ты получаешь 30-40 тысяч в неделю. Потому что компания доплачивает тебе за перевозки и за то, что приводишь новых водителей. Хорошие деньги, но это временно. Вы помогаете им раскрутиться, они набирают 130% водителей, доплаты прекращаются. 30% развернутся и уйдут, оставшиеся будут терпеть и работать, пока смогут. Клиентам что, они довольны ― их устраивает цена. Она нереально низкая. (У Uber и «Яндекс.Такси» примерно одинаковые цены.) Например, такой маршрут: с Ленина, 200 в Александровку ― всего 120 рублей. И это уже без доплат в час пик.
Неизвестно, наберется ли достаточное количество водителей-баранов, чтобы «раскатать» Uber и «Яндекс». Если «раскатают», то случится повторение московского сценария: таксисты там бастуют против «Яндекса» и Uber, потому что убрали доплаты, а тарифы оставили низкими. Но ничего они не добьются.
И в Ростове будут через 2 года бастовать, и тоже безуспешно, конечно.

Знакомый проработал в Uber полгода и вот ушел. «Все, ― говорит, ― не могу. Ужесточаются условия». Потихоньку отодвигают от кормушки. На днях ему пришло письмо из налоговой ― должен 57 тысяч рублей. Это налог с тех денег, что он получил, работая в Uber. И этот парень сейчас не просто должник, он невыездной, его никуда из страны не выпустят, пока не выплатит.
Ростовские таксисты составляют «черные списки» пассажиров

Как проверяют такси перед сменой

Последняя компания, которая реально делала предрейсовый осмотр, ― это такси «305», но еще в 2008 году это было, а потом их купили «306». Тогда был предрейсовый медосмотр, механик визуально осматривал машину, проверял лампочки. Нет, по документам у них у всех все есть: и врачи, которые осматривают водителей, и механики, которые проверяют машину. Да, в штате они числятся. Но, насколько я знаю, это не работает. Главное, прошел фотоосмотр ― вози людей, если нет серьезных косяков. Хочешь ― 20 часов работай, хочешь ― двое суток без остановки.

Что такое фотоосмотр? Есть у всех, кроме «Лидера». У «Яндекс.Такси» он раз в три дня. Я должен прислать фото своей машины. Но я пройду его запросто, отправив фото любого автомобиля, который выберу. В «Рэд Такси» фотоосмотр каждый день, в «306» ― раз в двое суток. У двух последних «прокатывает» только фото действительно твоей машины.
Фото делается с правого переднего угла, чтобы видны были фары и пассажирское место за водителем. Кстати, начался осенне-зимний, «грязный», сезон, и вы можете обратить внимание: многие машины будут ездить с чистой «мордой» и одной чистой стороной, а то, что в салоне уже картошка проросла, никого не волнует.
Есть простые уловки, как проходить фотоосмотр ― если ударил машину, например. Снимать вечером, в сумерках, взять немного другой ракурс, снять чуть издалека. Есть в таксопарке «306» машина ― реальный перевертыш: ни одного целого места на ней нет вообще, вся помятая. Водитель просто делает фотографию подальше и в сумерках. Вообще если час пик, очень много заказов, да ты хоть хоть небо сфотографируй, тебя все равно отправят на заказы.

Какое такси выбрать

Раздражает это: «Вот я «Лидером» не пользуюсь» или «306» ужасные, я их больше не вызываю». Да это сейчас вообще ни о чем не говорит. Я работаю и там, и там, и там. На одном телефоне у меня ― программы «Лидера», «306» и «Рэд Такси», на другом ― «Яндекс». И многие работают сразу в нескольких компаниях. Я не люблю организацию работы в «Лидере», но программа стоит. Мало ли, что там с другой случится? 2 года назад, говорят, компания-конкурент заплатила немаленькую сумму, чтобы программа «306» легла на Новый год. Выжить в одной компании очень тяжело.

Я готов признать, что контингент таксистов все хуже и хуже с каждым годом. Люди падки на деньги. Есть товарищи, которые за совсем небольшие деньги могут и закон преступить. В Александровке есть такие точки. Можно прийти и сказать: «Ребята, вот вам 10 тысяч, надо устроить подставное ДТП». Заказчик хочет получить страховку, а таксисту что? Машина арендованная, потом бампер за 3 тысячи купит, 7 в карман положит.
Сейчас любой клиент, который заказывает такси, не может быть уверенным, кто к нему приедет и «под чем». Возьмите стоянку на Стачки-Зорге. Люди работают в такси под «веществами». У них и купить можно.

Кого лучше вызывать? Без разницы. «Лидер», «306» и «Рэд» отработаны и понятны. Можно и Uber, и «Яндекс.Такси», но учтите, своего работника они скорее всего в глаза не видели. А среди их таксистов есть и такие, кто когда-то попал по разным причинам в черные списки «Лидера», «306» и «Рэд Такси».
Ростовские таксисты составляют «черные списки» пассажиров

Сколько зарабатывают таксисты

Давайте на примере… ну, скажем, «306». Аренда автомобиля (если нет своего) ― от 1000 рублей в сутки (бывает, что и 1800). Чтобы выйти на линию, нужно заплатить еще 360 рублей в сутки. Плюс бензин, что-то перекусить ― 2000 рублей нужно накатать, чтобы выйти в ноль, и потом хотя бы 1000 рублей успеть заработать. А ведь это как рыбалка: можно щук тащить, а можно и красноперку. Я накануне забрал людей из Успенки на границе с Украиной, отвез в Анапу, из Анапы других взял на Успенку и потом в Ростов ― это 1600 км. 23 часа за рулем без остановки, не считая кофе на заправке. Заработал 4000 рублей.
Чтобы заработать минимум тысячу на своей машине, нужно «бомбить» 10 часов, на арендованной ― от 14. Можете проверить статистику ДТП по заснувшим за рулем: 70% ― это таксисты.

Какие клиенты попадают в черный список

В работе таксиста многое зависит и от клиента. Мне нравится работать в «306», там приятный пассажир. Да, есть и те, кто мелочью сыплет, но только два человека из десяти дают под расчет. Это уже о многом говорит. Многие из-за этого в «306» и перешли, потому что на чай оставляют. В «Лидере» ― наоборот, из десяти только 1-2 человека дадут на чай. «Подрасчетники» сразу попадают в черный список. Водители таких запоминают.

Кроме подрасчетников никто не хочет брать клиентов с багажом и детьми. Хорошо, когда клиент не предупредил о том, что едет с ребенком. Это готовая отговорка для таксиста: якобы нет детского кресла, якобы штраф три тысячи. Хотя какой штраф? С гаишниками мы дружим, есть такое. Если «шашечки» видят, не останавливают. Если без «шашек», остановят, посмотрят: «О, таксист? Езжай». Они нашу жизнь скотскую понимают. Сейчас за нарушение минимум 500 рублей надо отдать. А что с нас взять?
Да, отсутствие детского кресла ― один из немногих законных способов отказаться от неприятного заказа. 99% пассажиров с детьми платят под расчет, дети часто пачкают сиденья, ребенка, наконец, может вырвать. Клиент потом развернулся и ушел, а ты свои проблемы сам решай.

Какой клиент точно будет долго ждать такси: который платит бонусами, ему нужен пустой багажник, у него двое детей.

Какой самый ненавистный маршрут? С «Шайбы» (рынок в СЖМ) на Петренко, ЖК «Суворовский» на такси уехать невозможно. Многие звонят в «306» и говорят ― с «Шайбы» по счетчику. Тогда водитель возьмет заказ, потому что не видит в программе, куда едет. Но маршрут жесть: стоит максимум 160 рублей, а потратить на него надо час. И обратный заказ из «Суворовского» взять тяжело. Вечером ехать из центра на Северный или Западный ― тоже нет, лучше по району «минималками» покататься.

Есть железный способ, если вам срочно нужно такси: сказать диспетчеру, что едете в Краснодар, а водителю потом скажете, что передумали. Машина прилетит в любое время, но это издевательство над водителем. Все равно, что женщине сказать: «Мы идем по магазинам покупать тебе одежду», а через 10 минут признаться, что пошутил.
В «Лидере» в час пик советую заказывать бизнес-класс, там переплата всего 20-30 рублей, но машина быстрее найдется.
Какой клиент точно будет долго ждать такси: который платит бонусами, ему нужен пустой багажник, у него двое детей.

Сейчас мы сами создаем базу для таксистов, где будет собрана вся информация по ростовским пассажирам: номер телефона, частный дом или высотный, наличие детей. База будет постоянно пополняться. Но это будет и такой, черный, список: кто под расчет платит, кто с ребенком и не предупредил, кто проблемный ― скандальный, алкоголик, закладчик (наркодилер, делающий по городу «закладки» с наркотиками). Дополнительно создаем «золотой список», куда попадают клиенты, которые всегда платят достойно. Надеюсь, через полгода база запустится, еще какое-то время будет расходиться по водителям, она бесплатная.

Насколько опасно работать таксистом

Угоняют машины часто. Есть в программе такая функция «тревога». Нажимаешь, тебе звонит диспетчер: «Вам точно нужна помощь?». А ты же можешь уже и не взять трубку. У нас на такие случаи есть мобильное приложение «zello-рация», мы открыли свой канал. Там сидит человек 15-20 обычно. Когда не так давно сообщили о нападении на таксиста на Левом берегу, по тревожной кнопке приехал один водитель «306», и нас ― 9 человек из 17, что были онлайн в zello. Нападение на водителя обозначается кодом «00».
Бывает, едем помогать своим по неоплате: пассажира довезли, а платить он отказывается. Ну, в итоге платит. Много случаев, когда человек просто пакость какую-нибудь делает ― ломает, рвет что-нибудь в машине. Каждую неделю на нашем канале случается какой-то тревожный вызов. Представьте, сколько в масштабах всего города происходит с таксистами.

Мы — эти два десятка человек в zello — уже как семья. В последнее время нападения на водителей участились. На помощь помчимся из другого конца города. Да в конце концов, пока работы нет, можно встретиться и просто выпить кофе. Или вместе в баню сходить, в пейнтбол поиграть. Еще 7-8 лет назад в «306» были корпоративы, снимали какую-нибудь базу отдыха для своих. Сейчас такого нет. Да и собирать некого ― не тот контингент. Так что устраиваем корпоративы сами себе.
Ростовские таксисты составляют «черные списки» пассажиров

Таксистские войны

Все знают, что между «Лидером» и «306» идет необъявленная война. Но сейчас из неофициальных проверенных источников известно, что они вынуждены объединиться против Uber и «Яндекс.Такси». Раньше ты приходил в офис, и никто не обращал внимания, какие там программы у тебя установлены. Сейчас же, если увидят «Яндекс» ― все, уволен. Делают ложные вызовы у конкурентов, потом по базе проверяют, какую машину назначили, не работает ли таксист и на «наших», и на «ваших».
До этого к нам заходил «Сатурн», но заглох. Конкуренты внедряли туда своих водителей, которые делали все, чтобы люди «Сатурном» не пользовались: хамили клиентам, унижали их. «Сатурн» развалился, пришел «Рэд», чуть более крупный сетевик.

Сколько должно стоить такси? Адекватная цена ― 300 рублей за минимальный проезд 3 км и дальше 30 рублей за километр. Мне тогда будет выгодно работать официально, платить налоги. И клиент будет знать, что к нему приедет водитель, который говорит по-русски, отвезет на вокзал без навигатора, и машина доедет. Самое главное, чтобы машина была исправная. Сейчас много машин в убитом состоянии. Я работаю на своей 11 лет, пробег 800 тысяч км, а под капот мне никто ни разу не залазил.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 17 НАСУЩНЫХ ВОПРОСОВ О ПЛАТНЫХ ПАРКОВКАХ

СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АВИАПУТЕШЕСТВЕННИКА

10 СОВЕТОВ ПО САМООБОРОНЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ
Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное