Таксист с многолетним стажем, «старая гвардия», рассказал «Нации», как устроен бизнес такси в городе. Свое имя он попросил не называть. Познакомились мы во «Вконтакте», в сообществе «Ростовские таксисты».
Этот монолог ― мнение одной из сторон, и оно, конечно, пристрастно. Мы призываем высказываться о сегодняшних проблемах такси в городе и других участников этого бизнеса.
Кого берут на работу в такси
― В Ростове сейчас не меньше 10 тысяч таксистов. Большинство работает под пиратским флагом. Только у «306-306» есть собственный парк автомобилей, все остальные компании ― диспетчерские службы (и «306» тоже).Дешевле чем в Ростове, в городах-миллионниках такси нет нигде. Мы в позапрошлом году бастовали, добились, чтоб минималку за поездку с 65 подняли до 95, а потом до 100 рублей. Хотя бы на эти 30 рублей стали больше получать. Пассажиры говорят: «Приехал какой-то побитый «хюндай солярис», водитель воняет». Ну, а что вы хотели за такие деньги?
Как они набирают на работу? Лучше вам не знать. Раньше выясняли, какая машина у тебя, какой водительский стаж, опыт в такси. А сейчас, я так в шутку говорю, только спрашивают: «У вас машина?». Принимают всех подряд, даже на совсем убитых колымагах. И необязательно, чтобы у человека были водительские права. Некоторые компании могут принять просто по ксерокопии. Или вообще достаточно отправить смс с госномером, маркой машины и фамилией. Все: человек зарегистрирован, может выходить на линию. Сойдут права любой страны, любое гражданство. Знание города необязательно. В «Яндекс.Такси» 13 заказов за смену делаешь в счет компании ― и получаешь бесплатную аренду машины, дальше работаешь на себя.
Я могу сейчас на улице любой автомобиль сфотографировать, сделать права в фотошопе и стать таксистом.
Обыватели считают, что у «Яндекс.Такси» все машины брендированные: желто-черные. Нет, я тоже у них зарегистрирован как водитель и многие другие такие же частники. Меня в «Яндекс.Такси» никто не видел. Машину никто не проверял. Я могу вообще сейчас на улице любой автомобиль сфотографировать, сделать права в фотошопе и зарегистрироваться еще раз. Мы проводили эксперимент, попробовали устроить на работу в «Яндекс.Такси» человека, у которого осталась ксерокопия прав, но по факту он их лишен на полгода. Получилось. Недели две назад знакомый из украинского Донецка попросил помочь ему устроиться туда же. Я отправил свои права, хотя сам уже зарегистрирован, и госномер его машины. Все, он работает сейчас. В другие компании, например, «Лидер» или «306» нужно прийти лично. В «306» немного пожестче с приемом, но в принципе каких-то особых головняков нет. Можно потратить буквально полтора часа и устроиться на работу.О новичках ― Uber и «Яндекс.Такси»
Uber и «Яндекс» пока доплачивают водителям, как в свое время «Лидер», который начинал с 7 машин в Ростове. Пассажиров заманивают, везде развесили рекламу: поездка (то есть посадка в такси) от 40 рублей, за каждый километр ― всего 5 или 6 рублей, минута простоя ― 1 или 2 рубля. Это абсурдно дешево. Я говорю: «Ребята, это очередные сетевики. Сейчас все ок, но потом вас кинут!». Я зарегистрировался в «Яндекс.Такси», только чтобы использовать их приложение для ловли заказов.В Uber и «Яндекс.Такси» примерно одинаковая система работы. Это что-то типа франшизы, как у Subway. В Ростове, по-моему, 7 компаний предоставляют работу в «Яндекс.Такси». Водители переметнулись к ним из-за доплат. Ну, например, знакомый предлагает пойти к ним или в Uber. Иду в офис, мне ставят программу в телефон. При этом человек, пригласивший меня, получит 2500 рублей. В других городах это уже проходили: сначала ты получаешь 30-40 тысяч в неделю. Потому что компания доплачивает тебе за перевозки и за то, что приводишь новых водителей. Хорошие деньги, но это временно. Вы помогаете им раскрутиться, они набирают 130% водителей, доплаты прекращаются. 30% развернутся и уйдут, оставшиеся будут терпеть и работать, пока смогут. Клиентам что, они довольны ― их устраивает цена. Она нереально низкая. (У Uber и «Яндекс.Такси» примерно одинаковые цены.) Например, такой маршрут: с Ленина, 200 в Александровку ― всего 120 рублей. И это уже без доплат в час пик.
Неизвестно, наберется ли достаточное количество водителей-баранов, чтобы «раскатать» Uber и «Яндекс». Если «раскатают», то случится повторение московского сценария: таксисты там бастуют против «Яндекса» и Uber, потому что убрали доплаты, а тарифы оставили низкими. Но ничего они не добьются.
И в Ростове будут через 2 года бастовать, и тоже безуспешно, конечно.
Знакомый проработал в Uber полгода и вот ушел. «Все, ― говорит, ― не могу. Ужесточаются условия». Потихоньку отодвигают от кормушки. На днях ему пришло письмо из налоговой ― должен 57 тысяч рублей. Это налог с тех денег, что он получил, работая в Uber. И этот парень сейчас не просто должник, он невыездной, его никуда из страны не выпустят, пока не выплатит.
Как проверяют такси перед сменой
Последняя компания, которая реально делала предрейсовый осмотр, ― это такси «305», но еще в 2008 году это было, а потом их купили «306». Тогда был предрейсовый медосмотр, механик визуально осматривал машину, проверял лампочки. Нет, по документам у них у всех все есть: и врачи, которые осматривают водителей, и механики, которые проверяют машину. Да, в штате они числятся. Но, насколько я знаю, это не работает. Главное, прошел фотоосмотр ― вози людей, если нет серьезных косяков. Хочешь ― 20 часов работай, хочешь ― двое суток без остановки.Что такое фотоосмотр? Есть у всех, кроме «Лидера». У «Яндекс.Такси» он раз в три дня. Я должен прислать фото своей машины. Но я пройду его запросто, отправив фото любого автомобиля, который выберу. В «Рэд Такси» фотоосмотр каждый день, в «306» ― раз в двое суток. У двух последних «прокатывает» только фото действительно твоей машины.
Фото делается с правого переднего угла, чтобы видны были фары и пассажирское место за водителем. Кстати, начался осенне-зимний, «грязный», сезон, и вы можете обратить внимание: многие машины будут ездить с чистой «мордой» и одной чистой стороной, а то, что в салоне уже картошка проросла, никого не волнует.
Есть простые уловки, как проходить фотоосмотр ― если ударил машину, например. Снимать вечером, в сумерках, взять немного другой ракурс, снять чуть издалека. Есть в таксопарке «306» машина ― реальный перевертыш: ни одного целого места на ней нет вообще, вся помятая. Водитель просто делает фотографию подальше и в сумерках. Вообще если час пик, очень много заказов, да ты хоть хоть небо сфотографируй, тебя все равно отправят на заказы.
Какое такси выбрать
Раздражает это: «Вот я «Лидером» не пользуюсь» или «306» ужасные, я их больше не вызываю». Да это сейчас вообще ни о чем не говорит. Я работаю и там, и там, и там. На одном телефоне у меня ― программы «Лидера», «306» и «Рэд Такси», на другом ― «Яндекс». И многие работают сразу в нескольких компаниях. Я не люблю организацию работы в «Лидере», но программа стоит. Мало ли, что там с другой случится? 2 года назад, говорят, компания-конкурент заплатила немаленькую сумму, чтобы программа «306» легла на Новый год. Выжить в одной компании очень тяжело.Я готов признать, что контингент таксистов все хуже и хуже с каждым годом. Люди падки на деньги. Есть товарищи, которые за совсем небольшие деньги могут и закон преступить. В Александровке есть такие точки. Можно прийти и сказать: «Ребята, вот вам 10 тысяч, надо устроить подставное ДТП». Заказчик хочет получить страховку, а таксисту что? Машина арендованная, потом бампер за 3 тысячи купит, 7 в карман положит.
Сейчас любой клиент, который заказывает такси, не может быть уверенным, кто к нему приедет и «под чем». Возьмите стоянку на Стачки-Зорге. Люди работают в такси под «веществами». У них и купить можно.
Кого лучше вызывать? Без разницы. «Лидер», «306» и «Рэд» отработаны и понятны. Можно и Uber, и «Яндекс.Такси», но учтите, своего работника они скорее всего в глаза не видели. А среди их таксистов есть и такие, кто когда-то попал по разным причинам в черные списки «Лидера», «306» и «Рэд Такси».
Сколько зарабатывают таксисты
Давайте на примере… ну, скажем, «306». Аренда автомобиля (если нет своего) ― от 1000 рублей в сутки (бывает, что и 1800). Чтобы выйти на линию, нужно заплатить еще 360 рублей в сутки. Плюс бензин, что-то перекусить ― 2000 рублей нужно накатать, чтобы выйти в ноль, и потом хотя бы 1000 рублей успеть заработать. А ведь это как рыбалка: можно щук тащить, а можно и красноперку. Я накануне забрал людей из Успенки на границе с Украиной, отвез в Анапу, из Анапы других взял на Успенку и потом в Ростов ― это 1600 км. 23 часа за рулем без остановки, не считая кофе на заправке. Заработал 4000 рублей.Чтобы заработать минимум тысячу на своей машине, нужно «бомбить» 10 часов, на арендованной ― от 14. Можете проверить статистику ДТП по заснувшим за рулем: 70% ― это таксисты.
Какие клиенты попадают в черный список
В работе таксиста многое зависит и от клиента. Мне нравится работать в «306», там приятный пассажир. Да, есть и те, кто мелочью сыплет, но только два человека из десяти дают под расчет. Это уже о многом говорит. Многие из-за этого в «306» и перешли, потому что на чай оставляют. В «Лидере» ― наоборот, из десяти только 1-2 человека дадут на чай. «Подрасчетники» сразу попадают в черный список. Водители таких запоминают.Кроме подрасчетников никто не хочет брать клиентов с багажом и детьми. Хорошо, когда клиент не предупредил о том, что едет с ребенком. Это готовая отговорка для таксиста: якобы нет детского кресла, якобы штраф три тысячи. Хотя какой штраф? С гаишниками мы дружим, есть такое. Если «шашечки» видят, не останавливают. Если без «шашек», остановят, посмотрят: «О, таксист? Езжай». Они нашу жизнь скотскую понимают. Сейчас за нарушение минимум 500 рублей надо отдать. А что с нас взять?
Да, отсутствие детского кресла ― один из немногих законных способов отказаться от неприятного заказа. 99% пассажиров с детьми платят под расчет, дети часто пачкают сиденья, ребенка, наконец, может вырвать. Клиент потом развернулся и ушел, а ты свои проблемы сам решай.
Какой клиент точно будет долго ждать такси: который платит бонусами, ему нужен пустой багажник, у него двое детей.
Какой самый ненавистный маршрут? С «Шайбы» (рынок в СЖМ) на Петренко, ЖК «Суворовский» на такси уехать невозможно. Многие звонят в «306» и говорят ― с «Шайбы» по счетчику. Тогда водитель возьмет заказ, потому что не видит в программе, куда едет. Но маршрут жесть: стоит максимум 160 рублей, а потратить на него надо час. И обратный заказ из «Суворовского» взять тяжело. Вечером ехать из центра на Северный или Западный ― тоже нет, лучше по району «минималками» покататься.Есть железный способ, если вам срочно нужно такси: сказать диспетчеру, что едете в Краснодар, а водителю потом скажете, что передумали. Машина прилетит в любое время, но это издевательство над водителем. Все равно, что женщине сказать: «Мы идем по магазинам покупать тебе одежду», а через 10 минут признаться, что пошутил.
В «Лидере» в час пик советую заказывать бизнес-класс, там переплата всего 20-30 рублей, но машина быстрее найдется.
Какой клиент точно будет долго ждать такси: который платит бонусами, ему нужен пустой багажник, у него двое детей.
Сейчас мы сами создаем базу для таксистов, где будет собрана вся информация по ростовским пассажирам: номер телефона, частный дом или высотный, наличие детей. База будет постоянно пополняться. Но это будет и такой, черный, список: кто под расчет платит, кто с ребенком и не предупредил, кто проблемный ― скандальный, алкоголик, закладчик (наркодилер, делающий по городу «закладки» с наркотиками). Дополнительно создаем «золотой список», куда попадают клиенты, которые всегда платят достойно. Надеюсь, через полгода база запустится, еще какое-то время будет расходиться по водителям, она бесплатная.
Насколько опасно работать таксистом
Угоняют машины часто. Есть в программе такая функция «тревога». Нажимаешь, тебе звонит диспетчер: «Вам точно нужна помощь?». А ты же можешь уже и не взять трубку. У нас на такие случаи есть мобильное приложение «zello-рация», мы открыли свой канал. Там сидит человек 15-20 обычно. Когда не так давно сообщили о нападении на таксиста на Левом берегу, по тревожной кнопке приехал один водитель «306», и нас ― 9 человек из 17, что были онлайн в zello. Нападение на водителя обозначается кодом «00».Бывает, едем помогать своим по неоплате: пассажира довезли, а платить он отказывается. Ну, в итоге платит. Много случаев, когда человек просто пакость какую-нибудь делает ― ломает, рвет что-нибудь в машине. Каждую неделю на нашем канале случается какой-то тревожный вызов. Представьте, сколько в масштабах всего города происходит с таксистами.
Мы — эти два десятка человек в zello — уже как семья. В последнее время нападения на водителей участились. На помощь помчимся из другого конца города. Да в конце концов, пока работы нет, можно встретиться и просто выпить кофе. Или вместе в баню сходить, в пейнтбол поиграть. Еще 7-8 лет назад в «306» были корпоративы, снимали какую-нибудь базу отдыха для своих. Сейчас такого нет. Да и собирать некого ― не тот контингент. Так что устраиваем корпоративы сами себе.
Таксистские войны
Все знают, что между «Лидером» и «306» идет необъявленная война. Но сейчас из неофициальных проверенных источников известно, что они вынуждены объединиться против Uber и «Яндекс.Такси». Раньше ты приходил в офис, и никто не обращал внимания, какие там программы у тебя установлены. Сейчас же, если увидят «Яндекс» ― все, уволен. Делают ложные вызовы у конкурентов, потом по базе проверяют, какую машину назначили, не работает ли таксист и на «наших», и на «ваших».До этого к нам заходил «Сатурн», но заглох. Конкуренты внедряли туда своих водителей, которые делали все, чтобы люди «Сатурном» не пользовались: хамили клиентам, унижали их. «Сатурн» развалился, пришел «Рэд», чуть более крупный сетевик.
Сколько должно стоить такси? Адекватная цена ― 300 рублей за минимальный проезд 3 км и дальше 30 рублей за километр. Мне тогда будет выгодно работать официально, платить налоги. И клиент будет знать, что к нему приедет водитель, который говорит по-русски, отвезет на вокзал без навигатора, и машина доедет. Самое главное, чтобы машина была исправная. Сейчас много машин в убитом состоянии. Я работаю на своей 11 лет, пробег 800 тысяч км, а под капот мне никто ни разу не залазил.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 17 НАСУЩНЫХ ВОПРОСОВ О ПЛАТНЫХ ПАРКОВКАХ
СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АВИАПУТЕШЕСТВЕННИКА
10 СОВЕТОВ ПО САМООБОРОНЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ