Три года назад в Самаре запустили «Том Сойер Фест» — фестиваль восстановления исторической среды. Принцип прост: добровольцы берут в руки кисти и краски и самостоятельно приводят в порядок старые дома. Вслед за Самарой дома таким же образом сегодня реставрируют в 28 городах страны: в Казани, Екатеринбурге, Воронеже, Уфе, Красноярске и других.
Поговорили с основателем «Том Сойер Феста» Андреем Кочетковым, чтобы понять — нужен ли такой проект Ростову.
— Расскажите вкратце о фестивале: сколько домов привели в порядок в родном городе, как привлекали людей?— За все время «Том Сойер Феста», с 2015 года, мы обновили в Самаре 11 домов. Делаем не только фасады и декор, на двух домах меняем кровлю.
Как вообще появился «Том Сойер»: я работал главредом в интернет-издании «Другой город», мы много писали о проблемах исторической застройки, вокруг издания образовалась группа энтузиастов. Когда придумали фестиваль, бросили клич во «ВКонтакте», практика показала, что это самая благодарная в этом плане соцсеть. Было несколько сотен репостов, у проекта сразу появились партнеры.
Как выбираем дома: во-первых, желательно, чтобы это не был памятник архитектуры. К памятнику, конечно, просто так не подпустят строителей-волонтеров. Обычно мы беремся за 2-3-этажные здания в центре. Важно, чтобы дом не был заброшенным — чтобы, после того, как мы сделаем ремонт, собственники поддерживали его в нормальном состоянии. Хорошо, если в доме не очень много собственников жилья. По нашему опыту, чем больше людей, тем больше шансов, что кто-то откажется от ремонта наотрез: «Пусть рушится. Зато нас когда-нибудь переселят». Отсутствие понятия частной собственности в советское время сыграло плохую роль. В исторических объектах зачастую располагаются коммуналки, и ответственность жителей заканчивается на пороге их комнаты или квартиры. Люди десятилетиями слышат, что их переселят в новые прекрасные дома: это деморализует собственников, у них нет мотивации самим что-то менять. Они просто ждут. Всю жизнь иногда ждут.
Самое главное правило «Том Сойер Феста»: люди работают на добровольных началах. Мы категорически против, чтобы, знаете, как это бывает, под видом волонтерства сгоняли бюджетников на «субботники».
Человек должен сам захотеть. Чтобы Ростов-на-Дону был красивым, чтобы исторический центр выглядел хорошо. Хочет обновить какой-то конкретный дом — приходит в удобное для него время. А организаторы просто могут связаться с нами напрямую в соцсетях.
— Сколько времени уходит на один дом и сколько для этого нужно добровольцев?
— В среднем, если брать примером Самару, на один дом нам нужен месяц. Конечно, пытаемся сохранить первоначальный, оригинальный фасад, бережно подходим к деталям. Но если декор сильно поврежден, тогда приходится делать заново. Покраска на самом деле быстрый и несложный процесс, с ним и новичок справится. Но на некоторых объектах мы работаем с системами водоотведения: вода — серьезный враг для исторических построек. Если неправильно сделаны водосточные трубы или их вообще нет, это приводит к быстрому разрушению стен. Поэтому на объекте всегда есть специалист, который поможет и подскажет. Процесс ремонта мы, конечно, контролируем. По количеству людей: бывает, три добровольца приходит, бывает, тридцать. Причем человек может поработать полчаса, а если время позволяет, то приходит на несколько часов ежедневно в течение недели. Людям не нужно с нами заранее согласовывать время: они знают, когда проходит фестиваль, и с каким домом мы работаем.
— Где брать деньги на «Том Сойер Фест» в своем городе?
— Главный источник — это помощь спонсоров. Сейчас с этим стало намного проще, «Том Сойер Фест» в Самаре — это уже бренд. Нас многие знают, в том числе федеральные производители отделочных материалов. Разумеется, участников мы тоже не ограничиваем: если могут, то сами покупают инструменты и краски. Но это серьезные суммы, мало кто их потянет в одиночку. Недавно фонд Ильи Варламова «Внимание» помог нам собрать краудфандингом средства уже на четыре объекта в разных городах. Но это исключение: сбор проходил среди сотен тысяч подписчиков Варламова по всей стране и за ее пределами, а не внутри города.
Самый бюджетный наш случай — 40 тысяч рублей на дом. Самый дорогой объект обошелся почти в полмиллиона. Но нужно понимать, что это были не живые деньги, а стоимость предоставленных материалов.
Два года назад мы получили президентский грант на тиражирование технологии фестиваля. И это было очень вовремя. До того я тратил огромное количество времени, чтобы рассказывать людям из других городов одно и то же. На грант мы выпустили методическое пособие, сняли видеоуроки, провели первую школу.
— Как договориться с властями — чтобы разрешили людям самим спасать свой город?
— Сначала, конечно, все со скрипом шло. К нам относились с нескрываемым подозрением, чуть ли не «пятой колонной» окрестили. Но после того, как «Том Сойер Фест» в 2016-м получил президентский грант и попал в доклад ЮНЕСКО, стало как-то не с руки говорить про нас плохо.
Сейчас движение поддерживают уже и мэрия Самары, и областное правительство.
Нельзя, конечно, вышибать ногой двери: «Да мы этот памятник архитектуры в два счета восстановим!». Начинать стоит с маленьких объектов, чтобы показать качество работы и начать строить диалог с властями. — Известный блогер Илья Варламов криком исходил в Ростове, видя высотные новостройки рядом с историческими зданиями или металлопластиковые окна в старых домах.
— Да, в России отношение к исторической застройке пока далеко не на должном уровне. Возьмем северную Италию или Скандинавию, там тоже все было не слава богу. Дома ремонтировали какими-то ужасными материалами. Но потихоньку они начали разрабатывать стандарты, и теперь их ставят в пример: мол, вот как надо к объектам культурного наследия относиться.
Или пример нью-йоркского Манхеттена: трудно представить себе более урбанизированную территорию, но там вполне успешно соседствуют стеклянные офисные здания и сохранившиеся деревянные дома.
Лично мне такое соседство старого и нового не нравится. Мне ближе вид европейских городов, где органично сохраняют старый центр, а высотки компактно возводят в отдаленных от него районах.
Варианты есть разные, каждому городу стоит примерить на себя подходящую ему «шкуру». Но и бить по рукам бабушек, которые в свой старый дом вставили пластиковые окна, — это не дело. Они их ставят, просто потому что ничего другого позволить себе не могут.
— По вашим наблюдениям, в каком российском городе смогли максимально сохранить исторический облик?
— Больше всего повезло городам, если так можно выразиться, где не очень высокие темпы роста экономики. Поэтому не очень активно ведется строительство. Совершенно чудесный город — Кострома. Там застройка идет низкими темпами, и поэтому пока удается поддерживать улицы в приятном виде.
Петербург — особая история. Большинство россиян, в том числе, и власть предержащих, осознают историческую ценность петербургской архитектуры. Но почему-то, когда они начинают говорить о своих родных городах, подобный подход перестает работать. Ценность видят только во дворцах и доходных домах в стиле модерн. А мне кажется, что традиционная русская архитектура не менее значима и требует должного к себе отношения и охраны.