«Лет через 10 уже можно будет привезти из космоса цветок любимой девушке». Профессии будущего: космический гид
События

«Лет через 10 уже можно будет привезти из космоса цветок любимой девушке». Профессии будущего: космический гид

Совместный проект «Нации» и FITRON.

автор Анастасия Шевцова

4 Октября 2018

В 2015 году в инновационном центре «Сколково» выпустили «Атлас новых профессий». В нем собраны те виды человеческой деятельности, которые окончательно устареют к 2030 году, и те, что к этому времени станут максимально востребованными (хотя некоторые из них еще даже не существуют).

Совместно с фитнес-клубом Fitron мы выбрали из «Атласа» несколько интересных профессий будущего и пообщались с их представителями или провозвестниками.

О профессии космического гида поговорили с Виталием Егоровым, популяризатором космонавтики (под ником Zelenyikot ведет самый популярный в России блог о космонавтике).

— Что доступно туристам уже сейчас?
— Давайте начнем с того, что такие экскурсии есть двух типов: в космос и «рядом с космосом», но на Земле. Последние уже довольно развиты. Прямо сейчас можно съездить и на мыс Канаверал (часть так называемого «Космического побережья» США, здесь расположен американский космодром), и на Байконур (первый и крупнейший космодром в мире, Казахстан). Конечно, на Байконуре туристы бывают не так часто, как на Канаверале, в силу различных ограничений, но такое тоже возможно. Опять же, можно посетить Музей космонавтики.

В московском Музее космонавтики хранятся аппараты, летавшие в космос, и личные вещи космонавтов. Здесь также можно отправиться в виртуальное путешествие по галактике и даже научиться управлять космическим кораблем «Союз-ТМА». Аналог этого тренажера используют в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина для отработки космонавтами сближения и стыковки «Союза» с МКС.

Если же говорить о путешествиях по настоящему космосу, космические гиды появятся только тогда, когда появится довольно много космических туристов. На сегодняшний день таких всего семь человек, и понятно, что для них гида специально не готовили, в этой роли выступали космонавты. Да, в общем-то, эти семеро далеко и не были — летали вокруг Земли на Международной космической станции: экскурсии там проводить особо негде. Конечно, им объясняли устройство МКС, подробно инструктировали — еще и для того, чтобы, не дай бог, не переключили какой-нибудь важный тумблер.


Все 7 космических туристов поднимались на МКС из России на российских «Союзах». Все перед полетом учили русский язык.
№1 — мультимиллионер Деннис Тито (США). В 2001 году после 8-месячной подготовки он вылетел с космодрома Байконур и облетел Землю 128 раз (заплатив 20 млн долларов). В полете у 61-летнего Тито возникли проблемы с сердцем, к тому же он разбил голову о люк корабля, однако полетом остался доволен: «Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к худшему. Однако все 6 дней я испытывал эйфорию».

№2 — предприниматель Марк Шаттлворт (ЮАР). После года подготовки Шаттлворт провел на МКС 8 дней (2002 год, 20 млн. долларов), участвовал в медицинских экспериментах.
№3 — предприниматель с научно-техническим образованием Грегори Олсен (из США, 2005 год, 20 млн долларов).
№4 — Ануше Ансари, американка иранского происхождения, ученый и бизнемен. На МКС (2006 год, 20 миллионов долларов) участвовала в научных экспериментов, вела блог во время полета.
№5 — программный архитектор и бизнесмен из США Чарльз Симони, первый 2-кратный космический турист (2007 и 2009 годы, оба раза заплатил по 35 млн долларов). В его брачном контракте есть запрет лететь в космос третий раз.№6 — Ричард Гэрриот (США) больше всего известен как разработчик культовой компьютерной игры Lineage. За полет в 2008 году он отдал большую часть своего состояния — 30 млн долларов.
№7 — основатель Cirque du Soleil, канадец Ги Лалеберте (2009 год, 35 млн долларов).

Сегодня ряд компаний: американские Virgin Galactic, Blue Origin, российский «КосмоКурс», — работают над проектами по суборбитальным полетам, на 100 с лишним километров от Земли. Эта высота считается официальной границей космоса. То есть, перешагнув рубеж в 100 км, вы можете официально заявлять, что были в космосе. За всю историю космонавтики с 1961 года таких человек пока менее 600, так что перспектива попасть в первую тысячу у вас еще есть.

Такие суборбитальные экскурсии будут длиться недолго: 2 минуты вверх и 3 вниз. Конечно, все эти проекты только развиваются, по прогнозам они будут доступны через 3-5 лет. Вот как раз у «КосмоКурса», насколько я знаю, предполагается наличие инструктора, который будет следить за порядком. В общем-то, он не особо нужен, это больше для успокоения туристов, повышения их чувства безопасности; можно и без него людей спокойно запускать. Так что первые гиды появятся в такой роли.

А дальше будут экскурсии и до Луны, возможно, даже с посадкой. Там, как и в случае экскурсий на МКС, гидами будут космонавты, обеспечивающие полет.
А вот когда на Луне, а потом и на Марсе появятся базы, сначала научные, а потом и туристические, профессия станет востребованной, и понадобятся гиды, которые смогут рассказать, что находится вокруг.

— Какими знаниями и навыками должен будет обладать космический гид?
— Он, прежде всего, должен быть техническим специалистом, который сможет в случае нештатной ситуации принять участие в ее ликвидации. Он должен быть медиком, тоже на всякий случай. Ну, а способность интересно рассказывать — это последний из требуемых навыков. Космос сам себя покажет, а вот земная техника не отличается совершенством, здесь могут случаться проблемы. Космический гид должен уметь их решать наравне с любым другим членом экипажа.
Думаю, гиды будут выходить из числа узконаправленных специалистов, окончивших технические вузы. Вряд ли в обозримом будущем появятся факультеты космического туризма и сервиса. Скорее это будут какие-то спецкурсы для уже подкованных инженеров.

— Мы с вами успеем своими глазами увидеть космические отели, другие галактики?
— Я думаю, космические отели появятся намного раньше, чем мы начнем совершать межгалактические полеты. До второго мы с вами точно не доживем.
Американская компания Bigelow Aerospace уже сейчас создает космический отель, в проект уже вложено полмиллиарда долларов, и когда-нибудь, довольно скоро, этот отель все-таки полетит.
Космический отель — это тоже космическая станция, примерно, как МКС. Но если Международная космическая станция — это металлические цилиндры, Bigelow Aerospace делает надувные модули: они просторнее, там больше места для полетов в невесомости, и комфорта, наверное, будет больше.

Но выйти «на улицу» все равно будет сложно, экскурсий вокруг отеля не будет. В лучшем случае можно будет вылезти на его внешнюю поверхность в скафандре. Так что главным развлечением туристов будет любование Землей и, возможно, участие в каких-то экспериментах на борту. Например, можно будет вырастить цветок, чтобы по возвращении подарить его близкому человеку. Это все появится, возможно, лет через 10.

— Что точно должно случиться в ближайшие 50-100 лет?
— Надеюсь, что полет на Марс будет доступен человеку. Полет на Луну еще более реален. Я даже думаю, что с ней будет налажено регулярное сообщение. Поначалу это, конечно, будут, научные экспедиции. Но лет через 50 на Луну можно будет слетать по турпутевке — как сейчас на Северный полюс, например, можно отправиться на ледоколе.
О далеких полетах, куда-то дальше Марса, пока, к сожалению, даже не приходится мечтать. Законы физики пока против нас.

— Требования к здоровью космических туристов будут упрощаться?
— Думаю, что да, в космос сможет полететь любой вменяемый человек (смеется). Мы научимся обеспечивать довольно комфортные условия и в полете, и при посадке — которые не потребуют железного здоровья. Уже сейчас можно полететь в космос, имея, например, проблемы со зрением. Но и ограничения, конечно, останутся — скажем, заболевания сердца. Рано или поздно космонавтика дойдет до того, что совершать полеты можно будет всем тем людям, которым можно летать и на самолетах.

— А когда, на ваш взгляд, космические полеты станут такими же доступными по цене, как и путешествия на самолете?
— Такими же, наверное, никогда. Мы летаем на самолетах, потому что у нас много дел на Земле, а полет в космос — это и есть самоцель, и здесь спрос и предложение будут меньше.
Полет на 100+ км в зону космического пространства будет стоить около 250 тысяч долларов. Это уже не 40 миллионов, которые нужны сегодня для полета на МКС, но все-таки приличная сумма.
Здесь больше обнадеживает то, что мир в принципе богатеет. Растет число миллионеров и число самих возможностей стать миллионером. Так что нужно больше работать, и тогда рано или поздно мечта о полете в космос станет реальностью.