Как моряки поругались с десантниками из-за тельняшки
События

Как моряки поругались с десантниками из-за тельняшки

Малоизвестные факты о ВДВ от военного историка Николая Новикова.

автор Анастасия Шевцова/фото архив героя.

2 Августа 2019

В Ростовском областном музее краеведения открылась выставка «Крылатая гвардия в мундире», посвященная 89-летней истории отечественных ВДВ. Это награды, документы, редкие фото, оружие, а также форма: от первого летного комбинезона 1930-х годов до самого современного обмундирования. Владелец представленной коллекции, военный историк Николай Новиков, собирал экспонаты почти 20 лет.

После Ростова «Крылатую гвардию» увидят Москва, Германия, Франция, Бельгия и США.
Для «Нации» Николай Новиков провел отдельную экскурсию и поделился с нами малоизвестными фактами о ВДВ.

Почему День ВДВ — 2 августа?

Пожалуй, все россияне знают, когда десантники отмечают свой праздник. Но почему именно в этот день?
Мысли о переброске войск по воздуху возникли одновременно с появлением боевой авиации. Но о применении парашютов для высадки тогда, в конце 1920-х годов, никто не думал, они рассматривались исключительно как средство спасения пилотов.

Все изменилось в 1930 году, когда из США с дипломом парашютиста вернулся летчик Леонид Минов — по сути, первый советский военный парашютист. Во время учебных сборов он выполнил показательный прыжок, вслед за ним впервые прыгнули еще несколько советских летчиков. Об этом доложили командующему ВВС Петру Баранову.

Баранов отдал приказ о выброске целой группы парашютистов. И 2 августа 1930 года под руководством Леонида Минова и его помощника Якова Мошковского был высажен первый в мире парашютный десант. Двенадцать человек прыгнули с самолета «Фарман Голиаф» и успешно приземлились под Воронежем.

Спустя несколько лет, в 1935-м, на больших киевских маневрах было высажено сразу 3500 советских парашютистов. За этими учениями наблюдали — в состоянии, близком к шоку — представители армий Франции, Италии и Чехословакии.

СССР — родоначальник ВДВ. Для сравнения: первые десантные подразделения в Германии начали формироваться в 1936 году, в США — только в 1942-м.


Как прыгали первые десантники

Десантниками становились только добровольцы. Первые прыжки совершались с тяжелых советских бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3 — то есть с самолетов, не подготовленных к десантированию. Бойцы, держась за специальные поручни, усаживались вдоль фюзеляжа, и самолет взлетал. Перед прыжком нужно было ухитриться спуститься на крыло, пробежать по нему и отделиться от самолета.

ВДВ в Великой Отечественной

В 1941 году десантники особенно отличились под Киевом. Несколько воздушно-десантных бригад сдерживали наступление немцев и обороняли город целый месяц.

Вот интересный факт: первые советские десантники носили форму ВВС — такую же, как у летчиков. Этим пользовалась немецкая пропаганда: о плененных и убитых советских десантниках Германия трубила на весь мир, дескать, авиация Советского Союза уничтожена, их летчики воюют на земле.

В феврале 1942 года развернулась Вяземская операция, самая массовая с участием десантников. Им нужно было соединиться с нашими кавалеристами, которые совершали под Вязьмой рейд в тыл противника. Задумывалось, что операция займет две-три недели, но она растянулась на полгода, много десантников полегло.

Военное руководство признало, что крупные воздушные десанты неэффективны, и многие «небесные» бригады и корпуса перевели в пехоту. Одной из таких бригад стала 13-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Александра Родимцева. Она, придя на помощь 62-й армии, сражалась на Сталинградском направлении. После войны маршал Василий Чуйков признал: если бы не дивизия Родимцева, Сталинград бы мы не удержали. Настолько ожесточенно сражались десантники даже в пехоте.


Первый прыжок «десантного бати»

Василий Филиппович Маргелов принял участие в Параде Победы 1945 года, будучи командиром стрелковой дивизии.

После войны Маргелов, который никогда не был связан с парашютистами и небом, получил под свое командование воздушно-десантную дивизию. Едва прибыв в расположение, приказал подготовить его к первому в жизни прыжку. При приземлении 40-летний генерал сломал ногу, но это его пыл не охладило. Маргелов совершил больше 60 прыжков, последний — в 65 лет.

Командующего ВДВ (или, как его называли, «десантного батю») Маргелова подчиненные боготворили. Когда он бросал на землю докуренную папиросу, запросто могла завязаться драка: каждый мечтал вклеить «батин» окурок в свой дембельский альбом.


Галифе уже не модно

Долгое время у десантников не было своей формы. Сначала носили форму ВВС с голубыми петлицами, в начале 1950-х ввели форму пехотного образца: петлицы стали малинового цвета, бойцам это не нравилось, и дембеля перешивали их на лётные. Этот период десантники прозвали «малиной». От простых пехотинцев их тогда отличали только значки парашютистов. Летную форму в ВДВ вернули в 1963 году.

В 1968 году страны-участники Варшавского договора ввели войска в Чехословакию. Одним из руководителей операции «Дунай» был Василий Маргелов. К этим событиям было приковано внимание СМИ всего мира. И руководство СССР осознало, что военная форма, введенная еще в 1943 году (гимнастерки, галифе) этого пристального внимания не выдерживает.

Правда, первые береты у десантников появились годом ранее. Но они были малинового цвета и не нравились Маргелову, он называл их «мухоморами».

В 1969 году вводится форма нового образца, которая остается практически неизменяемой вплоть до распада СССР в 1991-м. Тогда же у десантников появляются тельняшки — сначала флотские, с темно-синими полосами. (К слову, во время ВОВ Маргелов какое-то время командовал морскими пехотинцами, и ему был близок дух морского братства. Это с легкой руки Маргелова у десантников, как и у моряков, прижилось обращение «братишка».) Главнокомандующего Военно-морским флотом Сергея Горшкова тельняшка возмутила. Он пожаловался министру обороны Гречко: мол, десант крадет традиции у флота.

Завершилась реформа 1969 года мирно: береты и полосы на тельняшках стали голубыми.

Вот еще одна забавная деталь, касающаяся обмундирования. В конце 1970-х — начале 80-х годов вышло несколько культовых фильмов о ВДВ: «В зоне особого внимания», «Ответный ход». Число желающих поступить в воздушно-десантное училище возросло многократно. Вот только в училищах, да и в армейских подразделениях, десантники в повседневной жизни носили пилотки, как и представители других родов войск. Видя курсантов в пилотках, абитуриенты разочарованно спрашивали: «А где же береты?» (а они были только частью парадно-выходной формы).


«Никто, кроме нас»

Обычно десантники покидают самолет уже после своих боевых машин. Реактивный ИЛ-76 летит при десантировании со скоростью 400 км/час. То есть за минуту самолет преодолевает больше 6 километров. Когда учения на равнине, еще куда ни шло: свою, раньше «выпрыгнувшую», машину видно издалека. А если высадка в лесу, ночью? Парашютистам выдавались радиомаяки. И каждый десантник искал свою машину по радиосигналу, иногда мог пробежать несколько километров с оружием, ранцем и сумкой, в которой — 25-килограммовый парашют.

Маргелов долго вынашивал идею по десантированию боевых машин с бойцами внутри. И у него получилось.

5 января 1973 года впервые в мире была десантирована гусеничная боевая машина БМД-1 с двумя членами экипажа на борту. Одним из них был сын Маргелова Александр.

Стоит ли говорить, что затея была непредсказуемой и смертельно опасной. По рассказам очевидцев, Маргелов-старший во время десантирования сына выкурил пачку «Беломора». Рука в кармане сжимала заряженный пистолет на случай неудачи.

Прошло почти полвека — повторить это (десантирование машин и людей одновременно) не может ни одна армия в мире.


Выставка «Крылатая гвардия в мундире» открыта в Ростовском областном музее краеведения (Б. Садовая, 79) до конца лета. Затем она переедет в Москву и далее будет показана в Германии, Бельгии, Франции и США.