«Если у вас Сундеева — Маргарита, сделайте Мастером Навального!»
События

«Если у вас Сундеева — Маргарита, сделайте Мастером Навального!»

Благотворительный самодеятельный спектакль «Мастер и Маргарита» мы смотрели с актрисой и режиссером Ольгой Калашниковой.

автор Екатерина Максимова/фото Михаил Малышев

28 Ноября 2016

В последний месяц Ростов немножко лихорадило: ростовский бомонд, до этого уже отметившийся театральными постановками «А зори здесь тихие» и «Женитьба Фигаро», замахнулся на «Мастера и Маргариту» Булгакова. Проект назвали «Рукописи не горят, но иногда тонут»: деньги, отданные ростовчанами за билеты (от 800 до 5000 рублей), должны пойти на спасение подтапливаемой городской библиотеки. 
И вот в субботу, 26 ноября, на сцену академического театра драмы им. М. Горького вышли ростовские бизнесмены, общественные и политические деятели. 
Мы не очень понимаем в современном искусстве, поэтому оценить уровень постановки позвали с собой Ольгу Калашникову, известную горожанам как актриса ростовского Молодежного академического театра и режиссер Театра 18+ (в настоящее время — руководитель Театральной школы Ольги Калашниковой). 
  

Сцена у прокуратора. Директор цирка Дмитрий Резниченко-Понтий Пилат и общественный деятель Григорий Болдырев-Иешуа.
  


Ольга Калашникова (ОК): Пилат — это же Дмитрий Резниченко, ну, его все любят. Видно, что он способный сам по себе. Самообладание есть, он же много очень с людьми работает. А сейчас вообще директор цирка. Но с ним работать надо. То, что он сейчас делает — ну это так, мило. Мимимишный получается Пилат, не годится.  А текст какой длинный, решили ни от чего не отказываться? Сколько идет спектакль? 3 часа 40 минут? Зачем? Жизнь — короткая штука. Очень длинный текст у прокуратора. Молодец, Резниченко, а  режиссер подставил актеров, на мой взгляд. Дмитрий Голубецкий, я его знаю, он же сказки новогодние делает с успехом (Если верить Google, за плечами у режиссера постановки «Как Чучуня хотела обмануть Деда Мороза», «Золотой ключик», «Новогодний поросенок» и др.) Зачем он замахнулся «на Вильяма нашего на Шекспира»?
Если развивать идею «бизнесмены играют пьесу», надо брать фигуры другие. Это должен быть как минимум Саввиди — так, чтобы все знали. А не только свои.  


Сцена с нечистой силой. Продюсер клубных событий гандбольного клуба «Ростов-Дон» Алексей Петруненко-Воланд, руководитель мебельного ателье Дмитрий Егоров-Коровьев и общественный деятель Юрий Рубцов-Кот Бегемот.


ОК: — Вот Воланд меня убедил. Не с самого начала, а когда уже устаканился, обороты набрал. Это кто? Он со сценой связан?
Екатерина Максимова (ЕМ): — Алексей Петруненко. Он квнщик, ведущий, создатель hot humor hall в Ростове.
ОК: — Ну, видно. Он прямо такой Качалов. Особенно в этом халате с люрексом, очень представительный.
ЕМ: — Прямо можно было бы его в ТЮЗ ввести?
ОК: — В ТЮЗ нет, не их актер.
ЕМ: — А в драму — да?
ОК: — Ничего личного, но да. Серьезно. Он бы подошел, это актер их типа. А дамы так и вовсе, как из Горького. А что, вы видели там хоть одну утонченную стройную изломанную аристократку? Ну, Татьяну Шкрабак не берем, она уже взрослая артистка, а среди молодых таких нет. Все такие вот, женщины в теле. И вообще — нет звезд. В театре такого уровня должны быть особенные сверхъестественные женщины, от которых мужикам голову бы отрывало на месте. Даже там некому Маргариту сыграть. Маргариты и ахеджаковы должны быть в театре, тогда это театр драмы. Ростову не хватает звезд. Потому что звезда — это человек, которому начхать на то, как о нем подумают, у которых есть собственный ум и нутро. Не про Ростов история. 
ЕМ: — Зрителям нравится, аплодируют все время.  
ОК: — С этим ясно. Ростовского зрителя удивить нетрудно. Испортили «Брызгами шампанского». А один раз я была на малой сцене Горького. Играли про любовь у людей среднего возраста. Мне там стало плохо, такое на меня удручающее впечатление все это произвело. Я еще как назло с друзьями из Москвы туда пошла. 



Сцена белой горячки Бездомного.



ОК: — Ростовский Джонни Депп (на фото справа)? Похож. Ну, он прямо сам себя так называет? Да, понятно.
ЕМ: — Раздеваться на сцене — это же надо уметь?
ОК: —  Раздеваться на сцене — это стриптиз.  Стриптизерши так делают. Круто, что ли?
ЕМ: — Ну если ты простой смертный, а не стриптизерша, да. Не каждый  сможет. 
ОК: — Три урока. Приходите, научу, будете раздеваться.






Киевский дядя Берлиоза (Сергей Шалагин, главный редактор телеканала «Ростов-папа») приезжает в московскую квартиру.


ОК: — Вот это здорово. Может, это профессиональный актер? И смотрите, нечистая сила его из квартиры выгнала, а он взял и плюнул на эту проклятую Москву, обратно в Киев засобирался. Радость узнавания. Это же ростовская тема: «Тьфу на вашу Москву!». Вот. Это уже какие-то смыслы. Уровень тот еще, конечно, но тем не менее. А играет мужчина очень хорошо, молодец.
Надо набрать таких, как киевский дядя, и сделать что-то современное, что-то от первого лица, про их опыт, про их жизнь. Я «Донтабаку» предлагала такой проект, но там не вкурили. Сделать проект об их ветеранах, которые работают там всю жизнь. Давайте о конкретных людях, живых историях расскажем в документальном формате. Устроить такой ростовский театр «Практика» по примеру бояковского. Но нет, в Ростове не готовы к такому. 



Сцена встречи Мастера и Маргариты: в ролях — предприниматель Александр Цирюльский и общественно-политический деятель Наталья Сундеева.





ОК: — Тут вот какое дело. Мастер — это учитель, он носитель знания. Взяли бы настоящего профессора, у которого зарплата 6,5 тысяч рублей. У них у всех во взгляде непристроенное знание. Ну, или харизмата стопроцентного, или суперперсону, лучше писателя или поэта, но у нас такого нет. Поэтому брали бы настоящего ростовского бизнесмена, Ванеева, например. У актера должно быть что отдавать. Тут, конечно, на сцене бизнесмены, но у многих отдавать нечего. 

Но Маргарита даже важнее. Я знаю Наталью Сундееву, она такая приятная, но как актриса… что тут скажешь. 
ЕМ: — В соцсетях все шумели, как это, Маргарита у Булгакова — брюнетка.
ОК: — Да уж, как будто здесь это прямо главная проблема. Решать проблемы — это работа режиссера. Если актриса не умеет говорить — запретить ей говорить на сцене. Если плохо выглядит, надо подсветить ее так, чтобы она выглядела конфеткой. Наталья пусть бы, как картинка, стояла, она же красивая. Но нет, надо ей  было свет плохой сделать, выглядит на 10 лет старше, немножко ее подставили.
ЕМ: — Домработница такая цепляющая. И Гелла мне тоже понравилась.
ОК: — Там не без харизмы, да. Но Гелла не может быть в платье фигуристки! Они же голые все должны быть. Но не потому, что телом надо потрясти. Телом как раз все потрясли, молодцы, вот это убедительно было. Они голые, потому что сверхчувствительные и сверхчувственные, конечно. Порвали бы на Гелле колготки, из малюсеньких лоскуточков собрали платьице. Да миллион вариантов. У меня подружка живет в Америке, выложила недавно в фейсбуке показы женского белья.  Как же это круто! Не надо быть голой, чтобы от тебя все перлись. А из Маргариты сделали Аллу Пугачеву. Полет Маргариты со шваброй мы не будем обсуждать, ладно?

Есть два пути. Или сверхбюджет, или концепция. Получилось: собрались бизнесмены, а все решения — от бедности. Тогда бы уже в буффонаду с головой уходили и устраивали веселый балаган на полную катушку. Тогда понятно, почему шесть мужиков депутата на руках качают. И швабра эта. Бедненько все. Ну е-мое, вы же предприниматели.
Наталья же — депутат, женщина из политики. Это отлично! Раз она политический деятель, значит, должен быть и Мастер от политики. Желательно Сурков. Или даже лучше Навальный! Чтобы прямо гонимый. И тогда про Маргариту будет понятно, почему из политики. Почему она все крушит и шваброй машет. Вытаскивать современность надо. Ну, это же на поверхности. Политический деятель и его соратница. Да, вызов и провокация, а «МиМ» про это и есть. 



Маргарита не боится быть такой, какая она есть. Она вообще не должна быть суперкрасавицей.  Нешаблонная красота должна быть, ну, уж точно не гламур. Маргарита — это антигламурный персонаж. Это должна быть Лиля Брик ростовская, фатальная дама. Врач из предыдущей сцены (Ирина Павлова, генеральный директор клининговой компании «Мастер-блеск») больше подходит на роль Маргариты. В ней есть и скепсис, и желание освободиться, и ум, и злость. А из нее сделали восторженную героиню из рекламы бытовых приборов. 
Александр Блотницкий
ОК: — Главная ошибка — все в спектакль запихали. Получается чтение по ролям. Сразу бы определились: что хотим сказать, выбрали бы тему. Может, о том, что москвичей-ростовчан сгубил квартирный вопрос, или одну ершалаимскую историю рассказали бы. Так Чигишев в ТЮЗе делал, но даже он меня не впечатлил. 
Театр вообще, знаете, для чего? Чтобы тебе там что-то сказали новое, о чем ты только догадывался. 
Актеры — молодцы. Выдержать почти четыре часа, не упасть там нигде — молодцы, конечно. Только у меня такое ощущение, что мужики подставили женщин. Мужчины были гораздо сильнее.




Дмитрий Резниченко: «Я доволен тем, что у нас получилось»

Александр Блотницкий
— Когда мы брались за «Мастера и Маргариту», понимали, что это опасный материал. Ни один профессиональный театр Ростова не рисковал поставить это произведение, сохранив все сюжетные линии. А мы рискнули. Наталья Сундеева — это очень сильный и смелый человек. Она умеет ставить цели и их достигать. Она всегда хотела сыграть Маргариту. И сделала это, несмотря на то, что отлично понимала, что желающих покритиковать ее будет предостаточно. Она выступала в постановке не только как  актриса, но и как продюсер. По-моему, она прекрасно справилась. Мне сейчас прислали фотографии спектакля, я вижу, что полет Маргариты — это очень красивая сцена.

В октябре в Ростов приезжал московский антрепризный театр, я видел их постановку «Мастера и Маргариты». Как наши прогрессивные театральные деятели говорят,  «современное прочтение». Понтий Пилат в джинсах и все в таком духе. Никак не буду этот спектакль комментировать. Мы решились на классическую трактовку, и мне кажется, уровень нашей постановки был ничуть не ниже. Мы очень старались. Многие взяли отпуск, чтобы заниматься исключительно репетициями. Представляете, тридцать непрофессиональных актеров. Это очень сложно, и мы ведь не делаем это постоянно, для нас все вновь, все время приходилось подстраиваться. Сначала сцена новая — надо подстроиться, потом свет — тоже новые ощущения, а зал, полный зрителей — это и вовсе новый опыт. Мы с нуля создали костюмы, реквизит искали в антикварных  магазинах. Кстати, панцирь для костюма Понтия Пилата передал Эдгард Запашный. Он был у нас на репетиции, проникся нашей затеей.

Конечно, мы чувствовали ответственность из-за того, что играем в стенах театра драмы им. Горького. Я считаю, мы, ростовчане, счастливые люди, потому что у нас есть два таких замечательный театра — драматический и музыкальный. Для меня лично главные культурные события года в нашем городе — это спектакли «Тихий Дон», «Цыган», а на «Онегине» в музыкальном я вообще плакал. Нам повезло, конечно, что получилось на этой сцене выступить, пока труппа ненадолго отлучилась в Москву с гастролями.

На репетициях я был пораскованней, там все были свои, и атмосфера очень теплая. А в зале были разные люди, я такие вещи сразу чувствую. Что скажешь, есть люди-мухи, а есть люди-пчелы. Мухи среди моря цветов сразу находят сами знаете что. В тот вечер мухи в зал залетали. Я закончил свою сцену, она в начале спектакля была, зашел в гримерку, заглянул в телефон, а в моей ленте уже 8 гневных комментариев вроде «Пилат не такой, а Иешуа и того хуже». 10 минут спектакля прошло, а оценку ему уже поставили. Высокоэффективные работники — эти тролли. Хотя уверен, если бы мы пригласили их в постановку, они бы как миленькие прибежали, и все бы им очень понравилось. Правда, чего мы их не позвали? У нас же были три отличные роли: Гестас, Дисмас и Вар-Равван.

Мы делали этот спектакль, чтобы помочь библиотеке, страдающей от подтоплений. Нас замучили вопросами о том, сколько денег и на что мы потратили. Давайте так, мы сначала поможем: поменяем окна, коммуникации, сделаем все, что необходимо, — а потом покажем и расскажем. Хуже всего выдвигать какие-то заявления и давать обещания — и оставлять затеи на уровне слов. Сначала сделаем, потом расскажем.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «В АМЕРИКЕ ТОЖЕ ЕСТЬ РАКИ. МЕЛКИЕ И ЧЕРНЫЕ»,
«ЭТО МЫ ПРИВЕЛИ «КРИВОЕ ЗЕРКАЛО» В КВН»,
ДИЗАЙНЕР ВЛАДИМИР ОВЕЧКИН: «МОСКВИЧ ПЬЕТ, ЧТОБЫ ЗАБЫТЬ, А РОСТОВЧАНИН — ЧТОБЫ ВСПОМНИТЬ»