Андрей Колесников («Ъ»): «Главное политическое событие в России в 2019-м — самолет на кукурузном поле»
События

Андрей Колесников («Ъ»): «Главное политическое событие в России в 2019-м — самолет на кукурузном поле»

Признанные эксперты подводят субъективные итоги года и рассказывают, чего ждут от 2020-го.

авторы Мария Погребняк, Анастасия Шевцова.

16 Декабря 2019

О главном в политике

рассказывает Андрей Колесников
спецкор газеты «Коммерсантъ», главный редактор журнала «Русский пионер»


— Главное политическое событие года в мире — уход американских войск из Сирии. Ничего подобного нельзя было представить себе последние несколько десятков лет. Бесславная сдача огромного региона — и кому?! Человеку, стране, которых пожирают и должны были уже пожрать американские же санкции. На меня это событие произвело, по крайней мере, не меньшее впечатление, чем победа Владимира Зеленского на президентских выборах на Украине.

Главное политическое событие в России — самолет, который сел на кукурузное поле. Я считаю это событие политическим, потому что оно лишний раз свидетельствует о том, что Россия снова стала великой страной, способной рождать великих героев. Причем, Героев России. Происшедшее — чудо, но все-таки оно сделано вручную.

Политик года в мире — Грета Тунберг. Просто потому, что она ворвалась в мировую историю 2019 года. Через год про нее никто уже не вспомнит. Но 2019 год — ее.

Политик года в России — переигравший всех, в том числе самого себя, Владимир Путин. Дело в том, что ему приходится на этой работе всякий раз и в самом деле быть в борьбе с собой, преодолевать самого себя. В 2019 году ему снова удалось это сделать.

Политик года в регионах — губернатор Тульской области Алексей Дюмин. В 2019 году он смог еще больше заслужить, чтобы Тульская область окончательно полюбила его. Такое доверие вообще-то не купишь ничем, и растерять его легче легкого, особенно, если сначала соответствовал неким сверхъестественным ожиданиям, а за душой у тебя ничего не было. Алексей Дюмин доказал, что за душой у него еще много чего.

Чего жду от 2020-го? Я в своей сфере, то есть в журналистике, жду большей объективности от людей, ее составляющих. Жду, что, может, перестанут так не любить друг друга и вообще внешний мир, а полюбят его, как свой внутренний.


О главном в медиа

рассказывает Всеволод Пуля
медиаэксперт, главный редактор международного проекта Russia Beyond


— Медиасобытие года в России — история с журналистом «Медузы» Иваном Голуновым, которого задержали за то, что он якобы производил и распространял наркотики. Масштабная кампания в его поддержку — это не какая-то спланированная акция, а действительно уникальное проявление пресловутой журналистской солидарности. Термин, который в последние годы сильно затерся и часто использовался в каком-то даже издевательском смысле. В случае с Голуновым мы увидели «солидарность здорового человека»: когда журналисты независимо от политических убеждений и принадлежности к СМИ объединились в борьбе с несправедливостью. В итоге Голунова получилось, что называется, отбить. Да, до сих пор не найдены и не наказаны организаторы этой провокации, но в нынешних условиях то, что невиновный человек снова оказался на свободе, уже можно назвать победой.

Каких-то больших потерь на ум не приходит. Может, только большой исход журналистов из «Медузы», который начался еще в конце 2018 года. Основное количество людей ушли оттуда в начале 2019-го, и, конечно, это можно назвать смертью «Медузы» образца 2014-2018 годов, но не смертью издания как такового, оно живет и прекрасно себя чувствует.
Рекламная кампания Reebok с нашумевшим слоганом «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо» — забавный и, пожалуй, самый памятный скандал на стыке медиа и рекламы.

Номинацию «Соцсеть года» я бы разделил на три подноминации: TikTok — новичок года, YouTube — соцсеть, в которую внезапно и в большом количестве пришли сильные контентмейкеры, и Инстаграм — как самая массовая соцсеть, которая постепенно стала вытеснять традиционные ВКонтакте и Фейсбук. Такое ощущение, что все сейчас — один сплошной Инстаграм, в России, по крайней мере.

Ну, и лично для меня 2019 год ознаменовался войной производителей контента с его распространителями — социальными сетями. Пострадало мое собственное медиа. Несколько дней Фейсбук удалял одну из наших страниц, посвященную рецептам русской кухни, хотя мы не нарушили никаких правил. Был большой резонанс, страницу нам вернули, но без объяснений.

С этим сталкиваются многие владельцы страниц, каким-либо образом связанных с российской тематикой и нацеленных на зарубежную аудиторию. Похоже, что в борьбе с троллями и вмешательством в американские выборы Фейсбук использовал какой-то очень простой фильтр и стал выкашивать страницы без разбора, включая нашу, которая своими рецептами никак не пыталась повлиять на умы иностранных читателей.

И, мне кажется, это очень показательная история: она знаменует собой поворот от концепции медиа как привратника на пути к большой аудитории. Раньше, чтобы получить такую аудиторию, героям или брендам нужно было доказать свою важность перед лицом журналистов и редакторов. А сейчас новыми привратниками стали технологические платформы: соцсети, мессенджеры и новостные агрегаторы. Появилась новая цензура — технологическая.

Слышали про «эффект стула»? В конце 1990-х нидерландское телевидение провело эксперимент: в прямом эфире часами показывали неподвижный стул. Зрители не понимали, что это, зачем. А через некоторое время стул развернули на 30 градусов, и это стало поводом для бурных обсуждений. Вот, технологические платформы стали новым телевизором, показывающим стул. Им неважно, что скармливать аудитории: все равно будут смотреть и читать. К концу 2019 года мы пришли к тому, что всем управляет не контент, а дистрибуция. И это очень сильно исказило рынок. Раньше всем рулил контент. Сейчас же платформы выросли до таких размеров, что могут запросто пренебречь отдельным контентмейкером — на его место тут же придут тысячи других.

Я жду, что в 2020 году наступит развязка в этой войне платформ и производителей контента. Что мы придем к балансу, и будет одинаково важно делать хороший контент и качественно его распространять.


Продолжение следует.